Программа "Здоровячки"
рабочая программа (4 класс) на тему

Фотеева Елена Николаевна

Авторская программа "Здоровячки" для учащихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovyachki.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Здоровячки»

         Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, созда ние условий, направленных на укрепление здоровья,  cохранение здоровья физиче ского, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев ной жизни.

  Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучению, поэтому именно учителю начальных классов необходимо направить свою работу на обучение детей основам здорового образа жизни. Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Цели программы:

  1. создание в классе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
  2. усиление контроля  за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
  3. создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской ра боты по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
  4. развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучаю щихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
  5. обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе.

        Задачи программы:

  1. создание комфортной образовательной среды, включающей в себя соответствие школьных помещений гигиеническим, эстетическим и экологическим нормам;
  2. гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домаш них заданий

и режима дня;

  1. освоение  новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегаю щих здоровье учащихся;
  1. планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
  1. развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
  1. привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  1. посещение научно-практических конференций, семина ров, лекций по данной проблеме и применение полученных  знаний на практике;
  2. организация и проведение мониторинга состояния  здоровья учащихся.

Сроки и этапы реализации программы:

І  этап      -   1  класс

ІІ этап      -   2-3 класс

ІІІ этап    -   4 класс

  1. этап – подготовительный (1  год обучения):
  1. анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к   вредным привычкам; 
  2. изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; 
  3. разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. 
  1. этап – апробационный (2 года):
  1. внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
  2. систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
  3. выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап -  контрольно-обобщающий (1год):

  1. сбор и анализ результатов выполнения;
  2. коррекция  деятельности. 

Программа рассчитана на четыре года. В ней выделено несколько направлений:

  1. воспитательно-образовательное;
  2. оздоровительно-профилактическое;
  3. физкультурно-оздоровительное;
  4. коррекционно-развивающее;
  5. мониторинг состояния здоровья и развития учащихся.

Участники программы:

  1.  Учащиеся
  2.  Учитель (классный  руководитель, учитель физкультуры, руководитель кружков «Юный инспектор движения» и «Дружина юных пожарных»)
  3.   Психолог
  4.  Фельдшер, закрепленный за школой
  5.   Родители

Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
7. Учёт возрастных особенностей учащихся в содержании учебного материала.

 

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  1. формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  2. формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  3. формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  4. формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Реализация основных направлений:

1.Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2.Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

3.Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

4.Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

5.Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классной комнаты на переменах, озеленение класса  комнатными растениями.

 6. Ежемесячное проведение генеральной уборки классного помещения.

7.Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

8.Контроль условий теплового режима и освещённости классного помещения. 9.Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

 10.  В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью        проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

 11.  Создание комфортной атмосферы в школе и классном  коллективе, толерантных        отношений всех участников образовательного процесса.

12 Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
5. Правильная организация своей жизнедеятельности.
6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
10. Творческая продуктивность.

         

Ожидаемые конечные результаты программы:

  1. повышение функциональных возможностей организма  учащихся, развитие физического потенциала школьников;
  1. рост   уровня   физического   развития   и   физической   подготовленности  школьников.
  1. повышение приоритета здорового образа жизни;
  2. повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  1. повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  2. повышение профессиональной компетенции и заинтересованности  в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

 

                                             Мероприятия с учащимися и родителями

Название мероприятия, ответственный)

Форма

проведения

Сроки

1

Воспитательно-образовательное (классный руководитель, родители)

1.1

Пропаганда здорового образа жизни:

тематические классные часы,

 лекции,

познавательная игра, конкурс  рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

Ежегодно,

1-ая, 3-я неделя месяца.

План.

1.2

Организация деятельности с родителями и учащимися  по профилактике  вредных привычек

Беседа, анкетирование, просмотр видеофильмов, индивидуальная беседа, круглый стол

1 раз в четверть.

План

1.3

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям

Уроки, динамический час, группа продлённого дня

1 класс

1.4

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности

Проектный метод, технологии личностно-ориентированного обучения и дифференцированный подход, работа  над изучением и внедрением технологии развития критического мышления, дистанционного обучения, применение на уроках  нестандартных форм и т.п.

Ежегодно

1.5

Факультатив «Информатика»

Использование игровых методик

1-4 класс

1.5

Проект «Здоровье и компьютер»

Презентация

4 класс

1.6

Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.

Проведение бесед родителями на классных часах и собраниях

4 класс

1 раз в полугодие. План

1.7

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы сотрудников ГИБДД и пожарной охраны

1 раз в четверть

1.8

Совместная работа с детскими садами, ДК «Металлург», клуб «Седой Урал», клуб «Юный техник»

Весёлые старты, праздники, походы

Ежегодно

2

Оздоровительно-профилактическое (классный руководитель, врач школы)

2.1

Анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе; выявление учащихся специальной медицинской  группы; ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.

Лист здоровья в классном журнале.

Анализ медицинских карт

Ежегодно

2.2

Проведение диспансеризации учащихся 2 класса

Медицинский осмотр в детской поликлинике

2 класс

2.3

Медосмотр учащихся,  определение уровня физического здоровья.

Осмотр врачом школы.

Определение группы здоровья

Ежегодно, сентябрь

2.4

Анализ случаев травматизма в школе.

Классный час

1 раз в четверть

2.5

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

Учёт посещаемости занятий

Отчёт в классном журнале

В конце четверти

2.6

Соблюдение питьевого режима

Бутылированная вода

Ежедневно

2.7

Витаминизация

По 1 витаминке

Ежедневно в зимний период

2.8

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)

Просмотр меню учителем и родителями

Ежедневно

2.9

Контроль за питанием учащихся в столовой.

Агитация питания «Чистая тарелка»

Ежедневно

2.10

Отслеживание санитарно - гигиенического состояния классной комнаты:

 проветривание,

освещение,

отопление,

утепление окон,

вентиляция,

уборка.

Ежедневно

1 раз в неделю

Октябрь

Ежегодно

Ежедневно

2.11

Контроль за состоянием рабочей мебели

Декабрь

2.12

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

Расписание уроков

Ежедневно

2.13

Проведение физминуток

Упражнения для глаз, рук, ног, спины

На каждом уроке

2.14

Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей  на свежем воздухе

Подвижные игры, группа продлённого дня

1 класс

2.15

Летний оздоровительный  отдых

Лагерь при школе с дневным пребыванием

Июнь

3

Физкультурно-оздоровительное (классный руководитель)

3.1

Организация спортивных мероприятий:

весёлые старты, осенний  и весенний кроссы, «Миля», Зарничка, кросс нации, лыжня России, День Здоровья, День Семьи

1 раз в месяц

3.2

 Система кружковой работы  по формированию здорового образа жизни учащихся.

Кружки «Юный инспектор движения» и «Дружина юных пожарных»

2 раза в неделю

3.3

Проведение походов и экскурсий

Ежегодно

3.4

Привлечение учащихся к спортивным секциям и кружкам

Посещение детьми спортивных секций, кружков: лёгкая атлетика, футбол и др.

Ежегодно

3.5

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

Упражнения

В течение года

3.6

Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

Сдача нормативов

Ежегодно, сентябрь

3.7

Организация игр на переменах

Подвижные игры

Ежедневно

4

Коррекционно-развивающее (психолог школы)

4.1

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

- изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения;

-изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе;

Тестирование

Ежегодно

4.2

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.  

Индивидуальная работа

Ежегодно

4.3

Ознакомление родителей с результатами психологического обследования учащихся

Родительские собрания, индивидуальные беседы

Каждую четверть

4.4

Профилактическая работа с ЦПММС

Тренинги

1 раз в год

4.5

Психологический мониторинг здоровья учащихся

-тест на адаптацию в 1 классе;

-тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;

-тест на тревожность

5

Мониторинг состояния здоровья и развития учащихся (классный руководитель)

5.1

Создание «Паспорта здоровья» класса

Папка с результатами

Ежегодно

5.2

«Паспорт здоровья» школьника

Индивидуальный паспорт

1 раз в полугодие

5.2

Мониторинг состояния здоровья учащихся

Сведения врача и классного руководителя

В начале  и в конце года

5.3

Мониторинг физического здоровья

Сведения учителя физкультуры

Ежегодно, сентябрь, декабрь

5.4

Мотивация к обучению, успеваемость

Сведения классного руководителя

В начале и в середине года

Классные часы

Класс

Тема

1

1

Поведение в школе.

2

Дорога в школу и домой.

3

Дружи с водой.

4

Огонь-друг и враг.

5

Уход за зубами.

6

Забота о коже.

7

Весёлые старты.

8

«Голубой экран».

9

Память можно развить.

10

Учимся вежливости.

11

Время. Что важно о нём знать.

12

Один дома.

13

Опасности на улице.

14

Чтобы компьютер был другом.

15

Как правильно вести себя на воде.

16

Береги здоровье летом.

2

1

Вместе весело шагать.

2

Правила общения с огнём.

3

Забота о глазах и ушах.

4

Как уберечься от поражения электрическим током.

5

В поликлинике Доктора Пипеткина.

6

Почему мы болеем.

7

Знайте правила движения, как таблицу умножения.

8

Расти здоровым.

9

Вредные привычки.

10

Народные игры.

11

Синдром компьютерного стресса.

12

Как следует питаться.

13

Радоваться жизни самой.

14

Не хочу быть неряхой.

15

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

16

«Пожарные» старты.

17

Правила поведения на улице, в общественных местах и на водоёме летом.

3

1

«Бесценное сокровище».

2

Не дразните огонёк!

3

Путешествие по Дороге.

4

Здоровье компьютера и  школьника.

5

Почему мы говорим не правду.

6

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

7

Путешествие в страну здоровья.

8

Как помочь больным и беспомощным.

9

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

10

Папа, мама и я – спортивная семья.

11

Культура здорового образа жизни.

12

Зимние забавы.

13

Как стать счастливым?

14

Берегите зрение!

15

Что делать, если не хочется в школу.

16

Опасности вокруг меня.

17

Оздоровление в летний период.

4

1

Правила дорожные, знать совсем не сложно их.

2

Пожар придёт – всё заберёт.

3

Как помочь  сохранить себе здоровье.

4

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

5

Дружить или не дружить.

6

Чистота и здоровье.

7

Мой компьютер -  друг и враг.

8

Мы одна семья.

9

«Зимние» старты.

10

Приключения здоровячков.

11

КВН «Наше здоровье».

12

Что надо знать о СПИДе.

13

Школа выживания.

14

Умеем ли мы правильно питаться?

15

Кого бы я взял с собой в поход.

16

Тренинг для учащихся четвёртого класса «Я – пятиклассник»

17

Ура! Летние каникулы!

Вредные привычки: профилактика зависимостей.

Класс

Темы для учащихся

Темы для родителей

1

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Хороший тон – лучший воспитатель.

Путешествие в Страну здоровья.

Вредные привычки и их предупреждение.

Страна Непослушания.

«Голубой экран», здоровье и развитие личности.

Поделом вору и мука.

Правила «хорошей» ссоры.

2

Сочетай приятное с полезным.

Дети и компьютер

Хороший тон.

Алкоголь – сделай выбор.

Друг или враг нам этот табак?

Наркотик – тренинг безопасного поведения.

О злом короле Никотине.

Зависимость.

3

Заговор злых сил против  людей.

Учите детей отвечать за себя.

Необычная прогулка с Пивной жабой.

Мой ребёнок меня обманывает.

Злой силе – нет!

Дети и деньги.

Зависимость – это неволя.

Вредные привычки в нашей семье.

4

Умей сказать НЕТ!

Как сказать НЕТ!

Злой волшебник алкоголь.

Тест «Хороший ли вы психолог?»

Злой волшебник наркотик.

Алкоголь и наркотик.

Стыдно быть ленивым.

Пример родителей.

Родительский лекторий по здоровому образу жизни.

1.Вредные привычки (алкоголь и никотин).

2. Здоровый образ жизни.

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности класса

Методологической основой  мониторинга здоровьесберегающей деятельности класса служат следующие принципы:

  1. комплексность - единовременный охват  широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и вне учебной нагрузки;
  2. системность – взаимосвязь качественных и количественных показателей;
  3. целостность -  необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга;
  4. динамичность – многократные (два раза в год) обследования одних и тех же учащихся;
  5. технологичность – применение наиболее простых и доступных диагностик.

Методика

«Оценка эффективности здоровьесберегающей  деятельности класса»

Инструкция. Эффективность организации здоровьесберегающей деятельности класса проверяется по 60 критериям, каждый из которых оценивается по 3 – балльной системе, где:

  1. 0 баллов – критерий отсутствует;
  2. 1 балл – в классе ведется определённая работа по данному критерию;
  3. 2 балла – в классе полностью выполняются требования критерия:

Критерия

Баллы

Материально – технические условия класса

1

Классное помещение соответствует требованиям СанПиН

2.

Спортивный зал оборудован минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствие с Требованиями к оснащению образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура»

3.

 Количество спортивных залов  обеспечивает возможность проведения занятий 3 ч в неделю

4.

В школе есть дополнительное физкультурное оборудование

5

На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе

6

Школьная столовая соответствует требованиям СанПиН  и обеспечивает для всех учеников возможность получения горячих завтраков и обедов

Кадровое обеспечение школы

7

В школе есть медико – психолого – педагогическая служба

8

В школе есть специалист, непосредственно отвечающий за организацию здоровье сберегающей деятельности

9

Педагог – психолог и классный руководитель прошли обучение и имеют сертификат на проведение тренинговой работы с учащимися (коммуникативные тренинги,  тренинги личностного роста, антинаркотические тренинги и д.р.)

10

Учитель физкультуры имеет диплом

11

Классный руководитель прошел курсы повышения квалификации, затрагивающие проблему сохранения здоровья школьников в процессе обучения

Медицинское обслуживание в школе

12

В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования

13

В медицинском кабинете есть дополнительное оборудование позволяющие проводить профилактические и лечебные процедуры (ингалятор, офтальмотренажёр  или  др.)

14

В школе есть постоянный врач  

15

На каждого ребенка заведена медицинская карта

16

В школе проводятся регулярные профилактические осмотры

17

В школе существует картотека детей с хроническими заболеваниями

18

В школе проводятся мероприятие по профилактике острых заболеваний

19

Уровень острых заболеваний в классе снизился по сравнению с данными предыдущего года

20

Уровень острых заболеваний в классе ниже среднестатистического по школе

21

В классе проводятся мероприятия по профилактике  заболеваний

22

Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже, чем за предыдущий год

23

В классе организована работа по профилактике кариеса у детей

24

В классе проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата

25

Число школьников с нарушениями опорно – двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки) уменьшается или остаётся на одном уровне

26

В школе проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках уроков (физкультминутки, гимнастика для глаз и др.)

27

В классе проводятся упражнения для детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью

28

В классе число детей, страдающих близорукостью или дальнозоркостью, остается на стабильном уровне

29

В классе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных  заболеваний (гигиенические, санитарно – просветительские и др.)

30

В классе всем детям обеспеченна возможность получения профилактических прививок

31

Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в году, к общему числу детей в классе процентов) увеличивается

32

Школьный врач регулярно выступает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников

Двигательная активность и физическое развитие детей

33

В классе проводятся спортивно- оздоровительные мероприятия

34

В классе проводятся динамические паузы

35

В школе работают спортивные секции

36

Не минее 50 % школьников занимаются в спортивных секциях

37

В классе отсутствуют пропуски занятий физкультурой без уважительной причины

Организация питания в школе

38

Все учащиеся в классе получают горячие питание

39

Все учащиеся  класса посещают группу продленного дня, получают горячие обеды

40

В школьной столовой организованно сезонная дотация витамином (пищевые добавки, регулярно присутствуют свежие овощи)

Практика содействия здоровью в классе

41

Учебные нагрузки в классе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиН

42

В классе разработана программа «Здоровячки», планирующая деятельность по обеспечению здоровья школьников в нескольких направлениях

43

В классе существует долгосрочный план по реализации стратегии содействия здоровью школьников

Обучение здоровью в классе

44

В классе в рамках учебной программы ведутся кружки «ЮИД» и «ДЮП» и мероприятия

45

Проводятся мероприятия по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ/СПИД

46

В классе не реже 1 раза в четверть проводятся встречи учащихся и их родителей с врачом школы

47

Учащиеся класса участвуют в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни

Превентивные меры в классе

48

Учащихся не выгоняют с уроков

49

Все случаи пропусков занятий контролируются классным руководителем

50

В классе не учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

51

В классе нет учеников, привлекавшихся к  уголовной ответственности

52

В классе существует наглядная информация по безопасности детей на дорогах

53

За последние  4 года ни один ребенок не попал в дорожно – транспортное происшествие по собственной неосмотрительности

Взаимоотношения класса с родителями

54

На собраниях проводятся беседы с родителями, посвященные проблеме охраны и укрепления здоровья детей

55

Родители участвуют в реализации  планов класса  по содействию здоровья учеников

56

По инициативе родителей в классе проходят мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников

57

В классе регулярно  проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьника

Внешние связи класса

58

Класс активно сотрудничает с другими классами по вопросам здоровья сбережения

59

В классе проходят открытые уроки, посвященные охране и укрепления здоровья детей

60

Класс активно сотрудничает с другими учреждениями  по вопросам здоровья сбережения

Максимальная сумма баллов, которую может набрать класс - 120

Организация здоровьесберегающей деятельности класса:

          Уровень «Школа – территория здоровья» - 105 баллов и выше;

  1.  Высокий уровень – 90 – 104 баллов;
  2. Минимально  достаточный уровень – 75 – 89 баллов;
  3. Не предусматривает системность и последовательность – 60 – 74 баллов;
  4. Мало ориентируются на сохранение и укрепление здоровья учащихся – до 60 баллов.

Литература:

1.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников»,  Методическое пособие, М.: ТЦ «Сфера», 2002.

2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2004.

3. Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2009.

4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2007.

5. Воронкова О.Б. «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы», Ростов н/Д: Феникс, 2010.

6.  Господникова М.К., Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова, Ю.А. Родионова, О.Ю. Эктова, Т.А. Гордиенко, Т.Е. Силаева «Проектная деятельность в начальной школе», Волгоград: Учитель, 2007.

7. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю., Полянина Н.Б., Андреева Е.А. «Метод проектов в начальной школе», Волгоград: Учитель, 2010.

8. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника, 1-4 классы», М.:Глобус, 2009.

9.Горлова Е.В. « Настольная книга классного руководителя начальной школы», Ростов н/Д: Феникс, 2010.

10. Яценко И.Ф. «Родительские собрания: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2008.