План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
классный час (3 класс) по теме

Гололобова Юлия Геннадьевна

Тема занятия:
« Сызрань: прошлое и настоящее»
Форма проведения: устный журнал
Цели и задачи:
- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общественной жизнью, с экономическим развитием города;
-выявление уже имеющихся знаний детей о г.Сызрани и дополнение их новыми;
-воспитание чувства любви к своему городу, к его истории, стремление делать город лучше, краше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa_pro_syzran.rar12.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 33  города Сызрани  

г. о. Сызрань  Самарской области

План-конспект

внеклассного занятия во 3 классе

по теме:« Сызрань: прошлое и настоящее».

Разработала:

 учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №33 г.Сызрань

 Гололобова Юлия Геннадьевна

г.Сызрань

2012г

Конспект классного часа в 3 классе по программе

« Город Сызрань- моя малая Родина».

Тема занятия:

« Сызрань: прошлое и настоящее»

Форма проведения: устный журнал        

Цели и задачи:

- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общественной жизнью, с экономическим развитием города;

-выявление уже имеющихся знаний детей о г.Сызрани и дополнение их новыми;

-воспитание чувства любви к своему городу, к его истории, стремление делать город лучше, краше.

Оборудование:

Изображение герба г.Сызрани, набор сюжетных открыток о Сызрани, модель Кремля, медали для награждения, журнал-путеводитель, изображение или модель парохода. компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация,

Учитель:

Мы продолжаем наше путешествие по России. На карте нашей Родины много рек - больших и маленьких, полноводных и мелких. Сегодня мы отправляемся в путешествие на этом пароходике по самой большой и глубокой реке нашей Родины, которую часто называют символом России. Как вы думаете, как называется эта река?

Дети:

Волга.

Учитель:

Правильно. Вы, вероятно, знаете, что Волга одна из самых больших и красивейших рек не только России, но и мира. А сколько стихотворений и песен написано о ней! Но не всегда самая могучая и красивая река России называлась Волгой. В глубокой древности её называли Ра, что значит «щедрая». Арабы в средние века именовали Волгу - Итиль, что значит «река рек». Название «Волга» финского происхождения и означает «светлая», «священная». Ребята, а почему Волгу называли именно так: щедрая, река рек, священная?

Дети:

Потому что Волга большая, она питает много маленьких рек, она дает человеку пищу, воду, свет; она дает жизнь рыбам, зверям, лесам.

Учитель:

Вы все правы, ребята, но все-таки не об истории Волги я хочу вам сегодня рассказать, а о тех, кого взрастила и вскормила Волга своими водами. О городах, построенных на берегах Волги. Ребята, а какие из этих городов вы можете назвать? Дети;

Ульяновск, Сызрань, Самара, Тольятти, Балаково, Саратов, Астрахань. Учитель:

Да, на великой русской реке десятки замечательных городов. И среди них, как вы сами мне сейчас сказали, - СЫЗРАНЬ, город, в котором мы с вами живем. Дети (читают стихотворение):

Широкой Волге город Сызрань

Свои объятья распахнул.

Издалека плоты и баржи

Он словно руки протянул.

Вот стадо беленьких барашков

Несет высокая вода.

С далеких стен стариной башни

Слетает галочья орда.

Сам город в плаванье пустился

Под белым парусом Кремля.

И я горжусь, что здесь родился,

Что это отчая земля.

Учитель:

Итак, ребята, вы, вероятно, уже догадались, что сегодня я буду вам рассказывать о нашем городе Сызрани. А помогать мне в этом будет вот этот журнал-путеводитель, который называется

Давайте откроем первую страницу. Она называется «Рождение города». Ребята, кто знает, в каком году родился город Сызрань?

 Дети:

В 1683 году. Учитель:

Правильно. Именно в сентябре 1683 года недалеко от того места, где река Сызрань впадает в Волгу, был заложен по указу царя город. Вот почему День города всегда отмечается в сентябре. Друзья, а когда отмечался этот праздник в этом году? (Дети отвечают).

 Учитель:

Ребята, а кто из вас был на этом празднике? Расскажите, где вы были, что вы видели? Что вам понравилось? (Дети рассказывают о своих впечатлениях). Учитель:

Сызрани исполнилось 3... лет. Это большой срок. И многое изменилось в Сызрани за эти годы. Сейчас я хочу рассказать вам, какой была Сызрань 3... лет назад.

Пожалуйста, слушайте меня внимательно, потому что потом мы вмести попытаемся

разгадать тайные письмена, в которых зашифрована история нашего города. Итак, я

начинаю свой рассказ:

Давно, в начале 17 века царь решил построить на берегу Волги крепость. Сказано,

сделано, и в 1683 г. на высоком обрывистом берегу реки Сызран была построена

небольшая крепость. С одной стороны она была защищена земляным валом и

глубоким рвом, а с другой, обращенной к реке, крепкой дубовой оградой. В центре

крепости возвышалась высокая башня, сохранившаяся до нашего времени. Теперь

эта башня является кремлем города Сызрани, называется она Спасской башней.

(Демонстрирование открытки с изображением Кремля).

Также внутри крепости стоял дом воеводы, магазин, склад припасов, небольшая

деревянная церковь. Теперь на месте этой церквушки стоит Храм Русской

Православной Церкви.

(Демонстрация открытки с изображением Храма).

В Сызранскую крепость были переведены солдаты со своими семьями. Именно они

и стали первыми жителями Сызрани.

Солдаты несли военную службу и занимались сельским хозяйством. Вскоре за

пределами крепости между реками Сызран и Крымзой был основан мужской

монастырь. Именно поэтому Юго-Западный район Сызрани в народе часто

называют Монастырская гора, или Монгора. Но Сызрань недолго оставалась

крепостью.

Она вскоре превратилась в торговый город, потому что через Сызрань проходили

крупные торговые пути. Местные купцы торговали рыбой, скотом. Огромные стада

крупнорогатого скота перегоняли через Сызрань дальше в Россию. Когда стали

распахивать земли вокруг города, торговля скотом отошла на второй план, зато

быстро возросла роль хлебной торговли. Купцы стали скупать зерно у крестьян и

помещиков окрестных деревень.

На реке строили мельницы. Так появилась мукомольная промышленность. Также в

городе развивалось и ремесленное производство: открывались кузнечные,

слесарные, пошивочные мастерские. Всё это отразилось в Сызранском гербе.

Первый Сызранский герб был утвержден Екатериной 2.

Выглядел он очень просто - силуэт черного быка на золотом поле. Теперь герб

выглядит немного иначе. Вы видите его перед собой.

(Демонстрирует герб г.Сызрани).

Учитель:

Ребята, в начале рассказа я говорила вам, что мы будем отгадывать таинственные письмена. Герб города Сызрани - это тоже зашифрованное письмо. В нем отражена история города. Те, кто меня внимательно слушал, смогут сказать, что же означает каждый герба?

Дети;

Черный бык означает торговлю скотом, желтое поле и колосья вокруг него - занятия хлебной торговлей и земледелием, верхушка башни означает , что Сызрань была крепостью, небольшая башенка с царской короной в углу - память о том, что герб был утвержден Екатериной 2, лента связывает все это вместе.

Учитель:

Спасибо, ребята. Молодцы! Теперь я вижу, что вы внимательно меня слушаете. Настало время перевернуть следующую страницу нашего путеводителя. Она называется «Жизнь города». На этой странице я познакомлю вас с тем, как жили и чем занимались люди г.Сызрани 326 лет назад.

Как я уже говорила, основную массу населения Сызрани составляли помещики, купцы, крепостные крестьяне, ремесленники.

Среди помещиков было немало неграмотных людей. Но с отменой крепостного права произошли некоторые изменения в образовании и культуре. Появились первые школы, училища, общественная библиотека. Открылись две женские гимназии. В эти же годы в Сызрани было построено небольшое здание кинематографа. Появилось первое спортивное сооружение - циклодром для езды на велосипедах. Теперь на этом месте находится стадион «Строитель». Стали озеленять город. Заложили два парка. Теперь на их месте находится парк им. Горького и Детский парк. Дети, а какие центры культурной и общественной жизни есть сейчас в г.Сызрани?

Дети:

Кинотеатр «Художественный», драмтеатр, ФОК «Надежда», ДК «Авангард», «Горизонт», КРК«Улица»,Краеведческий музей, Выставочный зал…

Учитель:

Молодцы! А теперь посмотрите открытки с изображением этих мест. (Демонстрация открыток).

Учитель:

Теперь мы подошли к последней странице журнала-путеводителя. Давайте откроем ее. Она называется «Сызрань и экономика». Большое значение для экономической жизни Сызрани имело строительство железных дорог. А как вы думаете, ребята, почему?

Дети:

Потому что по железным дорогам легко перевозить и вывозить большие грузы, потому что железные дороги соединили Сызрань с крупными городами...

Учитель:

Да, ребята, вы правы. Появилось много рабочих мест. Возле железнодорожного вокзала стали строить дома, появились новые улицы. Строительство железных дорог ускорило развитие промышленности во всем городе. Стали прокладывать асфальтированные дороги, появился лесопильный, мыловаренный, кирпичный заводы, швейное предприятие. Ребята, а какие промышленные предприятия в городе Сызрани есть сейчас?

Дети:

АО «Тяжмаш», «Пластик», «Сельмаш», «Сызранский мясокомбинат»,«СНПЗ» и т.д.

Учитель:

Правильно, ребята, все эти предприятия есть в нашем городе. Ну что ж, вот и закончилась последняя страница нашего журнала. Но не заканчивается на этом наш разговор. Сейчас я хочу проверить, как вы запомнили все, что я вам рассказывала.

Ребята, представьте, что вы все строители, и вас попросили построить символ нашего города. Какое здание вы построите?

Дети:

Кремль.

Учитель:

 Давайте сейчас попробуем построить такой Кремль. Для того, что бы построить каждый этаж Кремля, вам необходимо ответить на вопросы:

1. В каком году и  в каком месяце был заложен г. Сызрань?

Дети:

В сентябре 1683 года. (Один из ответивших детей берет изображение первого этажа и крепит его на доску).

Учитель:

2. С чего началось строительство?  

Дети:

С крепости.

(Прикрепляют к доске второй этаж кремля).

Учитель:

3.Кто утвердил герб Сызрани?

 Дети:

Екатерина 2. (Крепят третий этаж ). Учитель:

4.Что изображено на гербе Сызрани ?

Дети:

Черный бык, колосья, красная лента, верхушка башни, башенка с короной. (Закрепляют на доске четвертый этаж). Учитель:

  1. Чем занимались первые жители г. Сызрани?

Дети:

Продавали скот, сеяли хлеб, строили железные дороги. (Закрепляют на доске крышу Кремля).

 Учитель:

Ребята,  какие  вы  молодцы!   Посмотрите,  какой  красивый Кремль  вы построили. За это я хочу наградить всех вас медалями «Лучший строитель». (Проводится церемония награждения).

 Учитель:

На этом, ребята, наш классный час  заканчивается. Мне бы очень хотелось, что бы вы любили свой город, знали и берегли его историю. Давайте будем заботиться о том, чтобы наш родной город Сызрань становился год от года краше, чтобы его жителям жилось в нем уютно, весело и счастливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Города, овеянные славой"

Презентация содержит фотографии памятных мест городов-героев....

Конспект классного часа "Город здоровья" 2-3 класс

Внеклассное занятие направлено на то, чтобы младший школьник учился:проявлять активность, инициативу, предприимчивость, контактность, самостоятельность, дисциплинированность, критичностьпонимать и поз...

Конспект классного часа "Город Чехов -нет тебя прекрасней.."

Конспект классного часа содержит материалы о городе Чехове МО. В помощь классным руководителям....

Материал для проведения классного часа "Города Югры"

Данный материал можно использовать для проведения квестов, викторин, для интелектуальной разминки на классных часах. Учащиеся в процессе работы узнают новую информацию,либо уточняют и расширяют свои з...

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени"

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени" для 3 класса по УМК «Rainbow English» 3 класс, О.В. Афанасьева, И.В. Михеев...

Конспект классного часа "Города - герои" (3 класс)

Цели: ознакомление учащихся с героическими страницами истории России во время Великой Отечественной Войны, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, пробуждать у учащихся интерес к общественным яв...


 

Комментарии

Гололобова Юлия Геннадьевна

Мне бы очень хотелось, что бы вы любили свой город, знали и берегли его историю. Давайте будем заботиться о том, чтобы наш родной город Сызрань становился год от года краше, чтобы его жителям жилось в нем уютно, весело и счастливо.