ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ "
план-конспект урока (2 класс) по теме

Программа создана для 2 класса. Курс нацелен на формирование нравственных представлений у детей об их поведении и поступках, а также на представления, связанные с определенными нравственными понятиями и моральными нормами, которые в дальнейшем будут служить ориентирами в жизненных ситуациях и в понимании людей, способствовать формированию личности и нравственного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_programma_azbuka_nravstvennosti_2_klass.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО»

                    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ

                                    2 –Б класс

                                                        Учитель начальных классов

                                                                                 Ефимова С. Е.

                                       2012-2013 учебный год


          Примерная программа «Азбука нравственности».

                                        2 класс.

                                       Пояснительная записка

        Курс «Азбука нравственности» реализует духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Каждый ученик обязан получить соответствующее нравственное образование, то есть тот минимум нравственных светских знаний, без которых будет затруднено его общение с окружающими. Не овладев нравственными знаниями, человек не сможет достойно вести себя среди людей. Нравственные знания – основа жизни человека в обществе. Они – главная и исходная часть знаний общественных и их основа.

        К. Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования».

        Психолого- педагогические исследования показывают, что развитие у ребёнка нравственных представлений служит основой его осмысленного поведения и построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

        Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им как руководство к действию, в выборе тех или иных форм поведения.

        Развитие нравственных представлений ребёнка о соответствующих моральных нормах и поступках требует его ознакомления с различными ситуациями – как с близкими, понятными ему, так и с такими, с которыми ему ещё не довелось столкнуться.

        В нравственном становлении ребёнка определяющее значение имеет оценка учителем мыслей, действий и поступков каждого ученика. Оценка действий ребёнка, их мотивов («хорошо – плохо») может относиться только к конкретному поступку, совершенному в силу различных обстоятельств, но ни в коем случае не должна переноситься на личность ученика. Это позволяет ребёнку постепенно совершенствовать свои нравственные качества, то есть стараться действовать в соответствии с нормой и в каждом конкретном случае выбирать правильный способ поведения.

Цель - сформировать нравственные представлении у детей об их
поведении  и поступках, представления,  связанные  с определенными
нравственными понятиями и моральными нормами, которые  в
дальнейшем будут служить ориентирами в  жизненных ситуациях  и в
понимании людей, а также способствовать формированию личности и
нравственного мировоззрения.

Задачи:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

 введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,

формирование личности

Основными формами и методами реализации программы являются:

- изучение речевого этикета;

-        приучение школьников к выполнению правил культурного поведения;
- разъяснение им соответствующих норм морали;

- игровая деятельность;
-решение проблемных ситуаций;
-беседа;

-        инсценировка;

-        тематическое рисование;

- диалог;

- оценка поступков,

-обсуждение отрывков из художественной литературы.

- поиск

                    Содержание программы для 2 класса

  1.        Поведение в школе. 3 часа.

Тема 1. Повторение.

Чему мы научились в первом классе. Вспомнить, о чем шла речь науроках «Азбука нравственности» в прошлом году.
Тема 2. Правила школьной дисциплины.
Наиболее простые правила поведения. Что такое школьная
дисциплина, правила школьной дисциплины и их соблюдение.
Понятия «исполнительность», «точность», «обязательность» и др.
Тема 3. Как заботиться о своем классе и школе.
Понятия «ответственность» и «безответственность».

  2.        Как быть аккуратным. 4 часа.

Тема 1. Соблюдай правила гигиены.

Какие правила гигиены мы знаем? Все ли мы делаем, чтобы вырасти красивыми, стройными, сильными? Всегда ли мы делаем зарядку? Как ухаживать за своими зубами. Понятия «чистота», «порядок».
Тема 2. Опрятность и аккуратность в одежде.

Что нужно делать, чтобы одежда была опрятной и аккуратной. Всегда ли мы следим за своей одеждой.
Тема 3. Как быть бережливым?

Хлебосольность, щедрость человеческой натуры, умение точно и
вовремя все делать, бережное отношение к своим и чужим вещам.

  3.        Правила вежливости. 5 часов.

Тема 1. Уважай свое время и время других.

Вежливый человек бережет свое и чужое время. Понятия «точность», «обязательность», «ответственность», «пунктуальность», «исполнительность», «верность слову».
Тема 2. Как быть предупредительным.

Стараться быть предупредительным. Понятия «внимательность»,
«чуткость», «поддержка».

Тема 3. Когда говорят «извините».

Уметь чувствовать себя виноватым и правильно пользоваться словами извинения.

4.        Как быть трудолюбивым. 3 часа.

Тема 1. Культура и дисциплина труда.

Что такое культура человека и дисциплина труда. В каждой ли
профессии нужно быть дисциплинированным?
Дисциплинированность ученика .
Тема 2. Учусь правилу: «Все делаю сам».
Как стать самостоятельным. Что мы можем делать сами?

5.        Базовые моральные представления. 3 часа.

Тема 1. Честность и правдивость.

Формирование представлений детей об этих понятиях, тренинг в
соответствующих отношениях.
Тема 2. Доброжелательность что это значит?
Понятия «отзывчивость», «сочувствие», «сопереживание»,
«заботливость»

6.        Общение с окружающими. 3 часа.

Тема 1. Как оценивать поступки других.
Правильная оценка поступка другого человека.
Тема 2. Ты и твои друзья.

Как правильно вести себя со своими друзьями. Понятия «помощь», «взаимовыручка».
Тема 3. Всегда держи свое слово.

Умение отвечать не только за себя, но и за своего друга. Понятия
«верность» (слову, обещаниям), «дружба».

7.        Этикет школьника. 7 часов.

Тема 1. Обращение с просьбой и известием о новостях.
Разнообразные формы обращения в русском языке. Ключевые
моменты - просьба и вопрос, ответ на вопрос и просьбу.
Тема 2. Правила поведения в театре и кино.
Обязательные правила поведения в общественных местах.
Тема 3. Обращение к другу.

Показать детям необходимость вежливого обращения к другу.

8.        Культура поведения. 6 часов.

Тема 1. Правила поведения на природе.

Помочь детям осознать свое отношение к природе, понять, как и
почему надо к ней бережно относиться; дать им представление о
нравственной стороне отношения к природе.
Тема 2. Отношение к окружающей среде.
Сформировать заботливое отношение к окружающей среде.
Тема 3. Прозвища давать нельзя.

Рассказать ученикам, что и в общении со сверстниками должно
присутствовать вежливое к ним обращение, а прозвища давать нельзя, т. к. это обижает людей.
                                                                        Итого: 34 часа

         Развернутое тематическое планирование

            Тема занятия

   Аудиторное

Внеаудиторное

1.

Повторение. Чему мы научились в 1 классе.

            1

2.

Правила школьной дисциплины.

            1

3.

Как заботиться о своём классе.

            1

4.

Соблюдай правила гигиены.

            1

            1

5.

Опрятность и аккуратность в одежде.

            1

6.

Как быть бережливым?

            1

7.

Уважай своё время и время других.

            1

            1

8.

Как быть предупредительным.

            1

9.

Когда говорят «извините».

            1

            1

10.

Культура и дисциплина труда.

            2

11.

Учусь правилу : «Всё делаю сам».

            1

12.

Честность и правдивость.

           1

13.

Доброжелательность – что это значит?

           1

            1

14.

Как оценивать поступки других.

           1

15.

Ты и твои друзья.

            1

16.

Всегда держи своё слово.

          1

17.

Обращение с просьбой и известием о новостях.

          2

            2

18.

Правила поведения в театре и кино.

          1

            1

19.

Обращение к другу.

            1

20.

Правила поведения на природе.

          1

            2

21.

Отношение к окружающей среде.

          1

            1

22.

Прозвища давать нельзя.

          1

                                                                 Итого: 34 часа

Критерии оценивания:

- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;

- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Ожидаемые результаты:

обогащение личного опыта общения детей;

ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения

Используемая литература:

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М„ 1984;

Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

Лаврентьева Л И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», N95, 2004

Максимовский М., «Этикет делового человека», М ., 1994

Метод, пособие для учителей 1-4 классов/ под ред. Э. П. Козлова. -М., 2008.

Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс

Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Это программа по математике для 3 класса по ОС "Шкла 2100"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности". 3 класс....

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарт...

Программа внеурочной деятельности Азбука нравственности

Программа внеурочной деятельности Азбука нравственности...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...