Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Светлана Константиновна Соловьева

Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 123.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в ГПД для учащихся 2-3 классов

Тема: «Толерантность. Что это?»

Цель занятия:

Обучающие:

- познакомить обучающихся с историей возникновения толерантности, ролью и значением её в жизни человека;

Воспитательные:

-создать благоприятную атмосферу для раскрытия и самореализации обучающегося;

           - формировать у обучающихся толерантное, гуманное, милосердное отношения к друг к другу, к старшему поколению;

Развивающие:

- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;

- развивать социальные и коммуникативные компетентности.

Время проведения: 2  часа

Прогнозируемый результат:

- обучающиеся получили знания о значении толерантности в жизни человека;

- познакомились с правилами толерантного общения.

Методы: информационный, частично – поисковый, беседа,

     Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая,

     Оборудование: словари, ксероксная бумага, ручка, фломастеры, карандаши,

     Дидактические материалы: раздаточный материал; презентации «Солнышко по заказу»; «Мой отряд».

     

     Этапы занятия:     

-Организационная часть.  

-Основная часть. Изучение нового материала. Выполнение практической работы.

    -Заключительная часть.

      .

Ход занятия

Деятельность  педагога

Деятельность  учащихся

Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)

-Улыбнулись друг другу, и пусть такое радостное настроение будет у вас в течение всего занятия.

  V   VI   VII  VII IX  X

Постановка проблемы. Открытие нового

- Какой идет месяц?

- 16 ноября, что за дата?( Международный день толерантности)

1 слайд

- О чем сегодня на занятии пойдет речь? (о толерантности)

- Посмотрите, какая тема нашего урока?

- О чем сегодня будем вести разговор?

- Что хотели бы узнать?

Ответы учащихся

Учащиеся формулируют тему занятия, ставят цели и задачи. 

 

 

 

III. Изучение нового материала

1. Из истории толерантности.

Явление толерантности нельзя назвать молодым. Еще древние мудрецы упоминали о толерантности в своих изречениях, например:

 «Сострадание правит миром». (Древнеиндийский афоризм)2 слайд

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужество». (Конфуций)

«...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует» (Ф.Бэкон)

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так. как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбие». (Конфуции)

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С.Смайлс)

Другой пример.

Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага - фашистов.

 - А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность»?

2.Знакомство с определением толерантности на разных языках

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

1)Какое из определений вам импонирует более всего?

2)Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3)А что же объединяет эти определения?

4)Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

3.Решение проблемной ситуации

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. Что с вашей ногой.

- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

Восприятие информации

Ответы учащихся

Работа со словарем

Обсуждение точки зрения

Работа в группах

Обсуждение

IV. Практическая работа


Работа учащихся по группам.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

Вывод: Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

4.Составление  с учащимися правила толерантного общения.

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

5. Работа с притчей.

- Класс, наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

- Послушайте китайскую притчу «Ладная семья» и подумайте, чему она вас учит.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.  Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Чему она вас учит?

6. Работа в группах

- Придумайте и нарисуйте символ толерантности. Защита работ.

V. Заключительная часть. Закрепление нового материала

1.Работа с дидактическим материалом.

- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе, в общественных местах.  Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными. Вам знакомы подобные ситуации?

- Посмотрите внимательно презентации «Солнышко по заказу» и «Мой отряд» и отметьте номера слайдов, которые относятся к сегодняшней теме занятия. 

- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

VI. Рефлексия учебной деятельности занятия

- Какую задачу ставили на сегодня на занятии?

- Что запомнилось больше всего?

- Какую самооценку своему труду на занятии вы себе дадите?

- С каким настроением вы заканчиваете это занятие?

- После этого занятия я…

- Спасибо за работу.

Практическая работа в парах

Ребята самостоятельно делают вывод 

Приводят примеры из жизни

Практическая работа в группах

Ответы учащихся

Продолжают мысль предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с учащимся 2 класса после КИ

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся второго класса Громыко Иваном после кохлеарной имплантации...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

Конспект занятия № 10 по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» "Кто такие крымчане"

Цель: познакомить детей с народонаселением Крыма; расширить знания о культуре народов, проживающих  в Крыму; воспитывать любовь к Отечеству, чувство солидарности, уважения к людям разны...

Конспект занятия для учащихся 0-1 класса с ОВЗ. Тема: «Сенсорная математика – счёт в приделе 10 с помощью прищепок».

Открытое занятие по сенсорной математике: «Счёт в пределе 10» подготовительном классе (1 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ).Цель: формирование знаний о счёте в пределе 10....