Путешествие на необитаемый остров
методическая разработка (3 класс) по теме

Андреева Ольга Станиславовна

Данная игра была представлена на городском конкурсе педдостижений. Главная цель - продемонстрировать методы и приемы организации детского коллектива при создании "классного государства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_ostrov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Путешествие на необитаемый остров»

Городской конкурс педагогических достижений

Участники: учащиеся 3-х классов

Воспитатель: Андреева О.С.

17 февраля   2012 г.

Цель открытого занятия: продемонстрировать педагогические методы и приемы организации детского коллектива на первом этапе создания «классного государства».

Задачи: 1. Увлечь детей идеей создания «классного государства».

                2. Объединить детей в микроколлективе на основе творческого взаимодействия.

                3. Выявить лидеров класса.

                4. Дать возможность проявить личные творческие способности каждому ребенку.

                5. Начать подготовку к участию в 1 этапе районной игры «Ее величество Геральдика».

Ход открытого занятия.

Введение в занятие. Увлечение игрой.                                                          

Ведущий (воспитатель)

              Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие.

Вы любите путешествовать? Расскажите, в каких городах или странах вы побывали?

(дети делятся впечатлениями от поездок).   А как вы думаете, сколько всего стран в мире?  Около 200, если точно -194. И каждая страна имеет свои символы (на экране – слайд флагов различных стран).

Что такое символы государства? (флаг, герб, гимн).

 Есть специальная наука – ГЕРАЛЬДИКА,  которая занимается изучением символов в разных странах. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в эту необыкновенную и интересную страну , в которой вы узнаете об истории создания государственных символов России и  станете создателями своих символов. Хотите?

Тогда я превращаюсь в Советника Ее Величества Геральдика (одевается орден на ленточке). И как Советник, я уполномочена зачитать вам  письмо  Ее Величества.

Ее Величество Геральдика рада приветствовать учеников 3 класса. Для того, чтобы попасть в страну Геральдика,  необходимо создать свое государство. Представляет государство Ее Величеству руководитель государства – президент, в подчинении которого находятся министерства. Пропуск в страну Геральдика осуществляется только по предъявлению флага и герба государства.

    Ребята, для того, чтобы попасть в Геральдику, нужно создать свое государство. Я вам подскажу, как это лучше сделать.

Организация детей в микроколлективы

Для начала нужно найти место, где вы построите свою  страну. У меня есть на примете очень симпатичный остров.  Добраться туда можно  морем . Хотите отправиться в плаванье?

В порту уже стоят 4 корабля (парты расставлены заранее).   Нужно набрать  команды кораблей.

Главный на корабле кто? Капитан. Капитанами будут самые опытные путешественники  (дети называют капитанов) . Капитаны,  подойдите к кораблям.

Каждому капитану необходим помощник  на корабле он называется старпом.Капитаны, выберите себе по одному помощнику.

 Старпомам  помогают боцманы. Они руководят матросами. Старпомы, выбирайте  по одному боцману.

 Остальные – незаменимые люди на корабле. Это -   вахтенные матросы. Они могут пройти на любой  корабль.

Я поплыву на флагманском корабле и буду показывать вам путь (одеть фуражку)

              Экипажи, готовы к путешествию? Тогда, отдать швартовые! ( Позвонить в колокольчик- рынду. На экране - анимированные слайды корабликов)

         3. «Путешествие»

И вот мы с вами в открытом море.  Дует ветер и наполняет паруса. Покажите, как дует ветер. Сильнее, а то мы будем долго плыть до нашего  острова. (дети надувают щеки)

(слайд  « шторм») Внезапно налетает шторм, начинается качка. Покажите качку.

Но экипажи не растерялись. Боцманы кричат «Задраить люки!» и  задраивают люки. Боцманы, покажите, как вы будете задраивать люки (дети выполняют круговые движения).  Капитаны  внимательно смотрят в бинокли и замечают на пути любые препятствия   (капитаны «смотрят в бинокль»). Вахтенные матросы уверено держат штурвал (матросы «крутят штурвал»). А старпом подбадривает команду и похлопывает всех по плечу.

        4. «Строительство городов»

        Наконец шторм утих. На горизонте земля! (слайд  - остров)  .   Это наш остров . Посмотрите, на нем никто не живет. Сможем ли мы здесь построить свою страну? Как вы думаете?

 На острове есть бухта,                   где можно ловить рыбу, заниматься строительством кораблей.  

Есть поля,                       где можно выращивать различные растения.

 Есть лес,                     где можно охотиться и разводить животных.

Есть горы.              Они близко к звездам. Можно наблюдать за звездами и природными явлениями, чтобы предсказывать погоду.

   Какое прекрасное место... Море, горы, леса, поля. А какая радуга!

Нужно дать название этой стране. Как мы ее назовем ?

(Прикрепить название).  Отлично! Пора высаживаться на берег.

                   Высадились. С чего начнем? ( Нужно сделать  остров пригодным для жилья). Предлагаю каждому экипажу выбрать себе место, чтобы построить город.

Выполнение заданий по группам. Выборы «мэров».

Чтобы побыстрее решить, какая команда где поселится, предлагаю провести жеребьевку. Капитаны, подойдите ко мне (раздаю детям карточки с названием места: берег, поле, лес, горы). Пройдите в свои команды и поставьте карточки на подставки.

Для начала придумаем названье будущим городам.  На флажках вы напишете название города и прикрепите на экран (помочь прикрепить).  В названии городов может быть отражено место, где находится город, а может – род занятий его жителей.  Старпомы получите флажки.

Итак, в вашей стране появилось 4 города.  Сейчас боцманы скомандуют, и каждая команда   дружно и четко произнесет  название своего города.

  Что будем делать дальше?( Займемся благоустройством городов). Кто в городе самый главный, и  отвечает за  благоустройство и развитие города?( Мэр).

 Выберем мэров городов. Это должны быть творческие и ответственные люди, которые умеют выслушать каждого. Обсудите и решите, кто будет мэром вашего города.  ...Попрошу мэров выйти к доске.

Представьтесь.  Поздравляю с избранием. Горожане вам доверили ответственное поручение. Вручаю вам конверты с заданием по строительству.  Можно приступать к выполнению. Время ограничено. По сигналу колокольчика завершаем строительство (помощь).

(Колокольчик). Мэры, расскажите, какие здания вы построили в своих городах и почему.

(ребята рассказывают).

Индивидуальная работа

На этом строительство не закончилось. А где будут жить горожане? (Нужно построить дома). Дома могут быть разные – одноэтажные, многоэтажные. Вы можете построить дом только для себя, а можете объединиться, и построить дом на несколько человек.  Хорошо, если  у вас в городе  будет какая-то общая архитектурная идея.   Дружная работа приветствуется. (раздать листки бумаги).

  Кто построит  дом,  может разместить его на нашей карте острова.  (музыка)

... Остров преобразился. Еще недавно он был необитаемым, а теперь  здесь созданы прекрасные города. Расскажите, какие дома в ваших городах.

Создание традиций коллектива

Поздравляю. Вы создали свою страну. Теперь нужно подумать, по каким правилам (законам) вы будете жить . Ведь у каждого государства есть такие законы. Скажите, по какому главному закону живут граждане России? (Конституция Российской Федерации). Подумайте, какое главное правило будет в вашей стране. (Дети отвечают)

Я предлагаю вам обсудить несколько законов коллективной жизни.

 Правила разработаны Владимиром Трофимовичем Кабушем (г. Минск)

Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.  

 Идет обсуждение законов коллектива. Законы принимаются общим голосованием.

Заключение

Итак, подведем итоги. Вам сегодня удалось очень много сделать. Вы создали свою страну, построили города, выбрали мэров. Подумали о законах государства.

          Для того, чтобы продолжить путешествие в страну Геральдику нужно выполнить еще несколько условий. Кто помнит, какие? (Выбрать президента, создать министерства, придумать флаг и герб).

              Это будет следующим этапом нашего путешествия.

А сейчас я хочу у вас спросить:

        7.  Рефлексия

-  Вам понравилась игра?

-  Что вам больше всего понравилось делать?

-   Вам хочется продолжить игру?

Мне важно знать мнение каждого из вас. Я попрошу приклеить на кораблик  зеленые флажки, кому игра понравилась и кому захотелось ее продолжить. И желтые флажки, кому не понравилось.

        Но прежде, чем  вы подойдете к кораблику, я попрошу навести порядок на столах . Соберите аккуратно в стопку все карточки, а  карандаши и фломастеры поставьте в стаканчики. Та команда, которая первая наведет порядок, сможет подойти к кораблику в первую очередь. (музыка).