Программа фольклорного кружка "Наши истоки"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа фольклорного кружка "Наши истоки"
Пояснительная записка.
В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.
Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.
В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю города, творчество писателей, поэтов, художников нашего Коломенского края учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Основная цель данного кружка:
приобщить учащихся к чтению краеведческой, искуствоведческой литературы;
продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего города и всего народа;
воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи, которые призван решить кружок:
обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории города;
формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни, легенды Коломенского края. Курс рассчитан на 34 часа и предлагается всем учащимся начальных классов, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты данных занятий.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.
Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.
Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
- отличительные особенности русского национального костюма;
- различные виды народных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Литература:
С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973
В.Н.Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994
Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008
С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989
Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987
Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000
Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М.: 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004
М.Ю. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003
В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991
Тематическое планирование.
№ | Тема и содержание | Количество часов |
1. | Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров. | 1 |
2. | Обрядовая песня, как один из видов народного творчества. | 2 |
3. | Посещение этнографического музея г. Коломна. | 1 |
4. | Национальные костюмы разных народов. | 1 |
5. | Колыбельные песни. | 1 |
6. | Экскурсия "Старая Коломна" | 1 |
7. | История Коломенского Кремля. | 1 |
8. | Урок-отчет. | 1 |
9. | Коломенские улочки, о чем они поведают? | 1 |
10. | Пляски-заигрыши. | 1 |
11. | Хороводные танцы. | 2 |
12. | Хороводные песни. | 1 |
13. | Урок-отчет. | 1 |
14. | Христово Рождество. | 1 |
15. | Коломна купеческая. | 1 |
16. | Масленица – праздник русского народа. | 1 |
17. | Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье. | 1 |
18. | Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!» | 1 |
19. | Жанр былины. | 2 |
20. | Посещение музея пастилы. | 1 |
21. | Народные промыслы России, Коломны. | 2 |
22. | Урок-отчет. | 1 |
23. | Песни-веснянки. | 1 |
24. | Егорьев день. | 1 |
25. | Тара-тара-тара-ра начинается игра… | 2 |
26. | За околицей села. | 3 |
27. | Отчетный концерт. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/28/picture-214124-1409235599.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс 32 часа
духовно-нравственное направление...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-514091-1484459651.jpg)
Рабочая программа по курсу "Истоки" для 2 класса
В рабочей программе представлена пояснительная записка курса "Истоки" для 2 класса и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-488916-1411973712.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс
Программа "Истоки" составлена на основе авторской программы И Кузьмина, А. Камкина.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-488916-1411973712.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс
Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы - 34 часа из расчета 1 час в неделю. Данный к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-488916-1411973712.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-1310906-1612191205.png)
Рабочая программа фольклорного кружка "Задоринки"
Рабочая программа фольклорного кружка "Задоринки" для 1-4 классов...