Программа фольклорного кружка "Наши истоки"
рабочая программа на тему

Марина Владимировна Пузикова

Программа содержит тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornyy_kruzhok.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа фольклорного кружка "Наши истоки"

Пояснительная записка.

В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.

Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.     

В последние годы особо возрастает ценность эстетического  образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.

Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю города, творчество писателей, поэтов, художников нашего Коломенского края  учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.

Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.

Основная цель данного кружка:

приобщить учащихся к чтению краеведческой, искуствоведческой литературы;

продолжить изучение родного края посредством привития интереса к  народным традициям, фольклорным произведениям;

развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего города и всего народа;

воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.

Задачи, которые призван решить кружок:

обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории города;

формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.

Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни, легенды Коломенского края. Курс рассчитан на 34 часа и предлагается всем учащимся начальных классов, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует  выявлению  интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию  практического опыта в различных  сферах познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты данных занятий.

Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.

Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.

Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.

Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.

Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.

 Требования к уровню освоения содержания.

К  окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

- названия народных праздников;

- название христианских праздников;

- название разных жанровых видов народной песни;

- название инструментов народного оркестра;

- отличительные особенности русского национального костюма;

- различные виды народных промыслов России.

Обучающиеся должны уметь:

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

- исполнять простейшие движения народного танца;

- исполнять народные мелодии разного жанра;

- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.

Методические рекомендации.

Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.

Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только  спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере  исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.

Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Литература:

С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973

В.Н.Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994

Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008

С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989

Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987

Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000

Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М.: 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004

М.Ю. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003

В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992

Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991

Тематическое планирование.

Тема и содержание

Количество часов

1.

Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.

1

2.

Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.

2

3.

Посещение этнографического музея г. Коломна.

1

4.

Национальные костюмы разных народов.

1

5.

Колыбельные песни.

1

6.

Экскурсия "Старая  Коломна"

1

7.

История Коломенского Кремля.

1

8.

Урок-отчет.

1

9.

Коломенские улочки, о чем они поведают?

1

10.

Пляски-заигрыши.

1

11.

Хороводные танцы.

2

12.

Хороводные песни.

1

13.

Урок-отчет.

1

14.

Христово Рождество.

1

15.

Коломна купеческая.

1

16.

Масленица – праздник русского народа.

1

17.

Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.

1

18.

Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»

1

19.

Жанр былины.

2

20.

Посещение музея пастилы.

1

21.

Народные промыслы России, Коломны.

2

22.

Урок-отчет.

1

23.

Песни-веснянки.

1

24.

Егорьев день.

1

25.

Тара-тара-тара-ра начинается игра…

2

26.

За околицей села.

3

27.

Отчетный концерт.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Азбука Истоков" для 1 класса

Программа внеурочной деятельность для 1 класса...

Рабочая программа по курсу "Истоки" для 2 класса

В рабочей программе представлена пояснительная записка курса "Истоки" для 2 класса и календарно - тематическое планирование....

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс

Программа "Истоки" составлена на основе авторской программы И Кузьмина, А. Камкина.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нр...

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс

Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы  - 34 часа   из расчета  1 час  в неделю.  Данный к...

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовно...

Рабочая программа фольклорного кружка "Задоринки"

Рабочая программа фольклорного кружка "Задоринки" для 1-4 классов...