игра "Счастливый случай" (по материалам краеведения)
классный час (4 класс) по теме

Чемёркина Елена Вячеславовна

В игравой форме повторить изученный материал, обобщить знания об истории села Александровского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_sentyabrya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

ЦЕЛИ: В занимательной форме повторить материал по изученным темам, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к родине.

ОБОРУДОВАНИЕ: Названия станций, задания, иллюстрации «Символы России», жетоны.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организация внимания.

Вступительное слово учителя (в коридоре).

Лето пролетает незаметно, и вы опять пришли в школу. Кто-то ждал этого дня с нетерпением, а кому-то очень жаль, что 1 сентября наступало так быстро. Отдыхать еще можно, но слегка обновить знание разных предметов и психологически настроить себя на учебу не помешает. Поэтому предлагаю Вам провести этот праздник со «школьным уклоном». Сейчас вы войдете в класс и переступая его порог, скажите слова-пожелаеия нашей школе, классу, своим одноклассникам. (Дети входят в класс).

Сегодня в нашем классе будут соревноваться две команды. Сейчас каждый из вас возьмет жетончик с буквой. Вам необходимо из букв составить предложение.

Моё Отечество…

Мой родной край…

Придумайте название команды и выберите капитана.

3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕЙМ.

Что мы называем своим Отечеством?

Как называется наш край?

Что вы знаете о нашем крае?

В этом году наше село, как и Ставропольский край, отмечает юбилей.

Кто знает, сколько лет исполняется нашему селу?

Наше село образовано в 1777 году. Вместе слияния рек Большие и Малые Тамузлы была построена крепость, названная в честь Александра Невского. Постепенно вокру крепости было образовано поселение, названное сначала станицей, потом губернией, а затем селом Александровским. Стена крепости проходила по нынешней улице Блинова. В крепости была церковь, полиция, казначейство, уездный суд, почта, провиантский запасной магазин, соляной амбар, две усадьбы для начальства, трактир. Было несколько улиц: Виноградная – Ленинская, Слободская – Октябрьская, Лермонтовская, Апанасенковская. Сейчас в нашем селе застраиваются новые улицы.

Какие улицы вы знаете?

Каждая команда будет по очереди называть названия улиц. Команда, назвавшая больше улиц признается победителем и получает 1 жетон.

Какие исторические памятники расположены на территории нашего села?

Послушайте стихотворение о горе «Лягушка».

Давным - давно, за далью зим и весен,

Степной старик здесь царствовал и жил

Огромной бородой , как мхом оброс он,

Всегда был мрачен, зол и нелюдим.

Он дочь свою, красавицу степную –

Как золото пшеницы – две косы

В глазах, как будто небо окунулось,

Берег от взглядов, солнца и грозы.

И был в степи родник с живой водою

Для путников бесценный самый клад.

Его как дочь, хранил отшельник жадный,

Таил уже, который год подряд.

Но вот однажды в душный, знойный полдень

Старик уснул, разморенный жарой,

И путник дальний, будто ковшик полный,

Поднес к губам раскрытую ладонь.

Тут видит он красавицу степную,

Она к ручью подходит с кувшином,

Старик, проснувшись, бешен – он лютует

И прахом сделал путника злодей.

А дочь его, дивясь отцовской злости,

Сверкнув в глазах жемчужною слезой,

Пропала вдруг, растаяла, как, дым,

Как пар речной.

И тут же высох родничок бездонный,

Раскаявшись, заплакал злой старик,

И вдруг он стал лягушкою земною,

Лягушка к руслу высохшему прыг.

Но нет воды. И жизни нет без влаги,

И стынет в жилах старческая кровь,

Так стал он серым, безобразным камнем,

Холодным и обросшим диким мхом.

Одним из исторических памятников является источник, расположенный в Тамузловском лесу.

На окраине села Александровского в удивительной по своей красоте долине речки Тамузловки, студеной серебряной струей бьет из скалы источник. Тенистая прохлада леса и вкусная ключевая вода привлекают сюда многих путников: неподалеку проходит оживленная дорога, соединяющая краевой центр с Кавказскими Минеральными Водами, перед поворотом на источник есть указатель. Тот, кто хоть раз побывал здесь, навсегда сохранит в своем сердце память о "храме под открытым небом". Иконы в нем развешены прямо на стволах деревьев, "подсвечники украшены причудливым переплетением корней", а в раскидистой зелени ветвей соединяющихся между собой высоко в небе и напоминающих купол, с раннего утра слышны голоса птиц.
История этого райского уголка неразрывно связанна с историей села Александровского, которое возникло в 1777 году как одна из крепостей Азово-Моздокской линии обороны. Нужно сказать, что Александровская крепость вначале закладывалась на месте нынешнего села Саблинского, но затем была перенесена на речку Томузловку, т.е. на место современного села Александровского. Скорее всего, перенос был вызван как неудачным ее расположением со стратегической точки зрения, так и нехваткой воды в том районе. Ровная степь затрудняла выбор надежных постов для конных дозоров, а наличие большого числа лошадей соответственно требовало и большого количества пресной воды.
Кто же строил и обживал эти крепости? Здесь первым пионером, перооткрывателем является казак - вернейший слуга Русского Государства. И казачьи станицы, образовавшиеся при крепостях, послужили основанием к развитию Русского владычества на Кавказе. Вот как описывает быт казачества знаменитый Русский историк генерал Потто. "Тяжело жилось казакам в первое время. Денежное пособие не выплачивалось, выдачу пищевого довольствия прекратили, но в виде компенсации предоставили казакам право пользоваться землёй и лесами без ограничения в количестве. Но постоянные боевые действия и занятость в них всего мужского населения делали эти привилегии мёртвым капиталом в руках казака. При таких условиях, строил ли казак свою хату среди неогороженной ещё местности, вел ли коня на водопой или выезжал в поле, ему приходилось всегда иметь ружье за спиной и пистолет за поясом, не переставая ждать нападения коварного врага. Но как ни бедствовали казаки, а в конце концов все-таки обстроились, засеменили кое-как землю и огляделись в новой для них обстановке. Приступая к постройке своих селений, отводили прежде всего место под церковь и обносили его каменной оградой с проделанными в ней бойницами. Жилые строения располагались кругом, но не ближе ружейного выстрела от этой ограды, а улицы планировались правильными кварталами. Вырыв себе землянку или сколотив кое-как хату, казак употреблял все свои силы на постройку Божьего храма, и в этом отношении станицы щеголяли одна перед другой. Красота церкви, высота её колокольни, густота звона, блеск купола, и золоченого креста служили признаком большего или меньшего достатка станицы. Медленные удары колокола сзывали станичных жителей на повседневную молитву, а частые - "на бат" - возвещали тревогу. Заслышав этот зловещий звон, служивые казаки бросались на вал, а старики, женщины и дети спешили в церковную ограду. Если одолевал неприятель, то казаки, отбиваясь и отстаивая шаг за шагом родную станицу, отходили к той же церковной ограде, как к редуту, - и Господний храм служил, таким образом, как бы знаменем, вокруг которого собиралось все население и черпало в нем силы для последней зашиты."

Первыми чудеса происходившие от Святотроицкого источника и заметили казаки. Вернувшись после тяжелого похода, воздав хвалу Богу, исповедавшись и причастившись в храме, казак спешил к источнику, чтобы омыть благодатной водой свои раны и получить исцеление. За верную и самоотверженную службу земля лежащая близ источника была пожалована казачьему атаману Есаулову.
Впоследствии здесь и развилось его родовое поместье. Недалеко от источника по другую сторону реки Тамузловки расположился постоялый двор-гостиница, где можно было отдохнуть и поменять лошадей, путешествуя на Кавказ. Возможно, останавливались здесь и Великие люди России.
Воспоминания об этом живы в памяти местного населения и по сей день. Место вокруг источника облагородили, над самим источником соорудили часовенку, увенчанную крестом. Сейчас уже и не скажешь, сколько молитв, сколько печальных и радостных мыслей помнит это место. Часто здесь совершались молебны о даровании мира и благоденствии, об изобилии плодов земных и временах мирных. Но нагрянувшее лихолетье не минуло стороной и источник. Поместье Есаулова частично разорили, в место креста на часовенке засияла красная звезда. Близ источника стали устраивать народные гуляния. Казалось, какая-то злобная сила делает все, чтобы искоренить память о святыне у последнего русского человека.
К двухтысячному году окрестности источника заросли травой в рост человека, а обломившиеся ветви преградили дорогу, люди потеряли святыню, которая верно служила многим поколениям их предков.

В начале нового тысячелетия в день Святого Духа священником о. Дмитрием Губаревым ( ныне настоятель храма Всех Святых в России Просиявших г. Минеральные Воды) на источнике был отслужен молебен. Огромными усилиями удалось навести порядок, работали все, и прихожане и батюшка. Учащимися Александровского ПТУ была востановленна из кирпича часовенка и водружен Православный Крест. Каждый, кто трудился на святом месте, оставлял здесь частичку своей души, а взамен получал огромную духовную поддержку, чистоту мысли, здоровье и каждый чувствовал в своей душе присутствие Божье. Сегодня по благословению Преосвященнейшего Феофана епископа Ставропольского и Кавказского благоустройством источника занимается настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила с. Круглолесское священник Сергий Фисенко.
Благодаря поддержке ген. директора "Ставрополькрайгаз" Чурсинова Сергея Константиновича на источнике проложена брусчатая дорожка до самой часовенки. Заканчивается строительство купальни. Назрела острая необходимость сооружения на святом месте часовни.

Вот какой интересный памятник есть в нашем селе.

Перемена.

Ответьте на шуточные вопросы.

Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный).

 Какой месяц короче всех? (Май - три буквы).

 Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).

 Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви).

 Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).

 Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

 Что становится больше, если его поставить вверх ногами (Число 6).

 Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).

 На какой вопрос нельзя ответить "да"? (Вы спите?).

4.МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ГЕЙМ

Послушайте веселые задачи. Вопросы будут заданы двум командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая руку. Победившая команда получает жетон.

Иван-царевич и его братья пускали стрелы. Три стрелы упали на царский двор, четыре — на боярский, восемь улетели в неизвестном направлении. Сколько стрел выпустили Иван-царевич и его братья? (15) 
Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами — Одноглазкой, Двуглазкой и Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?
(8) 
Фрекен Бок испекла вкусные плюшки и пошла смотреть передачу о привидениях. В кухню влетел Карлсон, съел 28 плюшек сам, а 6 отнес Малышу. Сколько плюшек недосчитается Фрекен Бок, когда вернется?
(34) 
Соловей-разбойник своим свистом повалил 10 берез, дубов на 3 меньше, а осин на 6 больше, чем дубов. Сколько всего деревьев погубил не любящий природу Соловей-разбойник?
(30) 
Узнав о дне рождении ослика Иа, Винни-Пух решил подарить ему несколько горшочков меда. Придя домой, он обнаружил, что у него есть 25 горшочков. Мед из 15 горшочков он тут же съел, а остальные захватил с собой. По дороге он съел мед еще из трех. Сколько горшочков с медом все-таки получил ослик Иа? (7)

5.ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ ГЕЙМ.

1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).
2. Какая ветка не растет на дереве?
(Железнодорожная).
3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли?
(«Мы с тобой одной крови — ты и я»).
4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее.
(Три щелчка).
5. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло — валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба?
(Нет, она лишь сохраняет тепло).
6. У кого усы длиннее ног?
(У таракана).
7. Что это за трава, которую и слепые узнают?
(Крапива).
8. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»?
(Серебряные часы).
9. Как называется жилое помещение для команды на корабле?
(Кубрик).
10. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?
(Рубль).

6.БЛИЦВОПРОСЫ

Каждая команда получает по 4 вопроса, тот кто ответит правильно на большинство из них, получит жетон.
I.
1. Что общего у всадника и петуха?
(Шпоры).
2. Какое топливо добывают на болоте?
(Торф).
3. Где танцуют лезгинку?
(В Грузии). 

4. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым).
II.
1. Как можно пронести воду в решете?
 (Заморозив).
2. Какую страну носят на голове?
(Панаму).
3. Когда бывают яйца вкусны?
(Когда их ешь). 

4. Самая маленькая птичка. (Колибри).

7.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕЙМ.

1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку).
2. Назовите трех русских былинных богатырей.
(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).

3.Как называется летательный аппарат, на котором женщина   впервые поднялась в воздух? (Метла)

4.Вспомните имя сказочника, у которого был свой конек. (Ершов)

5.Как называется деталь женского платья, в котором помещаются  реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды? (Рукав)

6.Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

7.Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям? (Пол-   царства)

8.БЕГУЩИЕ МИНУТКИ (по 20 вопросов каждой команде за 1 минуту).

В этом гейме победит команда, ответившая на большее количество вопросов за 1 минуту.
I.
1. Какое мороженое в шоколаде?
 (Эскимо).
2. Как называются ремни или веревки для управления лошадью в упряжке?
(Вожжи).
3. Как называется сборник географических карт и таблиц?
 (Атлас).
4. Как называется ковер для борьбы дзюдо?
(Татами).
5. Какой материк — страна всех сумчатых животных?
(Австралия).
6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?
 (Пингвины).
7. Где сухого камня не найдешь?
(В воде).
8. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный?
(Грязный).
9. Кто появляется весной раньше — летучие мыши или насекомые?
(Насекомые).
10. Что вниз верхушкой растет?
(Сосулька).
11. Висит сито, не руками свито.
(Паутина).
12. Какой зверь падок до малины?
(Медведь).
13. Вороне через три года что бывает?
(Четвертый идет).
14. Что есть жаба зимой?
(Ничего, спит).
15. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда?
(Нет).
16. В избе мерзнут, а на улице нет?
(Окна).
17. Пожелания благополучного плавания с упоминанием цифры «семь».
(Семь футов под килем).
18. Большой вязаный платок.
(Шаль).
19. Время уборки хлебов.
(Страда).
20. Какой океан самый теплый?
 (Индийский). 

II.
1. Слепыми или зрячими родятся зайчата?
(Зрячими).
2. Африканский крокодил.
(Аллигатор).
3. Народное собрание в Древней Руси.
(Вече).
4. Тонко скрученная пряжа.
(Нитка).
5. Наука о животных.
(Зоология).
6. Куда зайцу бежать удобнее — с горы или в гору?
(В гору).
7. Что делает еж зимой?
(Спит).
8. Дышит ли цыпленок в яйце?
(Да).
9. Где раньше тает снег — в лесу или в городе?
(В городе).
10. Сколько дней в високосном году?
(366).
11. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно?
(Иван-да-марья).
12. Сколько крыльев у жука?
(Две пары).
13. У какого слона нет хобота?
(У шахматного).
14. В каком месяце есть 28 дней?
 (В любом).
15. Когда мы мальчика называем женским именем?
(Соня).
16. Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько осталось?
(Три, одна сгорела).
17. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?
(Которые стоят).
18. Площадка для бокса.
(Ринг).
19. Век.
(Сто лет).
20. Какой океан самый большой?
(Тихий). 

9.ГЕЙМ РУССКОГО ЯЗЫКА.

2007 год объявлен годом русского языка. А мы проверим как хорошо вы знаете наш язык.

Ваша задача составить как можно больше слов из слова ПРАЗДНОВАНИЕ

Кто придумает больше слов, тот и победит.

10. Подведение итогов конкурса. Вручение призов.

М

О

Ё

О

Т

Е

Ч

Е

С

Т

В

О

М

О

Й

Р

О

Д

Н

О

Й

К

Р

АЙ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

УМ

ПРАЗДНОВАНИЕ

ПРАЗДНОВАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"

Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Подборка материалов для проектной деятельности учащихся по краеведению

Подборка материалов для проектной деятельности учащихся по краеведению Кемеровской области...

контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по КРАЕВЕДЕНИЮ

Данный материал является авторской разработкой. Учителя начальных классов смогут здесь найти спецификацию к работе и саму работу в форме теста....

Оценочные материалы, тесты .Туризм и краеведение.

quot;Оценочные материалы , тесты .Туризм и краеведение" является контрольно-измерительным материалом и может использоваться для выявления уровня знаний изученного материала и для входящего контр...

Учебно-методическое пособие " Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе начального языкового образования (на материале краеведения) "

В соответствии с требованиями ФГОС НОО главным в изучении любого школьного предмета является не набор знаний, а система универсальных учебных действий, которыми должен овладеть обучающийся. Именно уни...

Сборник информационно-методических материалов по краеведению в начальной школе "По тропинкам родного края"

Сборник информационно-методических материалов по краеведению в начальной школе «По тропинкам родного края» адресован учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, органи...