Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"
методическая разработка (1 класс) на тему

Сидорова Ольга Валяевна

Родительское собрание проводится по результатам ди­агностики адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ, ИЛИ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Цель: помочь родителям самостоятельно проанализировать отношение ребёнка к школе; способствовать активизации желания родителей глубже узнавать своего ребёнка и помочь подобрать вопросы для бесед с ребенком о школе.

Оборудование: аудиозапись беседы психолога с первоклассниками, анкета «Адаптация первоклассника», лист формата А «Школьная жизнь» - на доске, ручки или карандаши, результаты диагностики адаптации учащихся на каждого ребёнка.

Практические советы

Незадолго до родительского собрания психолог организует беседу с учащимися по анкете «Адаптация первоклассника», которая записывается на аудионоситель. Важно организовать запись заранее, так как иногда необходимо эту запись редактировать, на что тоже уходит некоторое количество времени. Если класс большой, можно организовать беседу по группам, а затем во время собрания рассадить родителей согласно группам детей. В этих же группах проводится работа по заполнению карты «Школьная жизнь».     Если удастся сохранить эту карту до момента окончания детьми школы, дети и родители будут очень благодарны, потому что такие «приветы» из детства бывают очень трогательны.

Несмотря на столь кропотливую подготовку, собрание обычно получается ярким, родители получают не только массу впечатлений, но и множество поводов для осмысления пребывания ребёнка в стенах школы.

Карта «Школьная жизнь». Перед детьми кладём лист формата А (ватман), разделённый на 4 части. Детям предлагается взять цветные карандаши или фломастеры и написать (или нарисовать) в каждом разделе карты то. что в школе нравится (или не нравится). Авторы карты подписывают свои фамилии.

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Любимые уроки              

Нелюбимые уроки

В школе я люблю              

В школе я не люблю

Анкета

Адаптация первоклассника

1.  Нравилось ли тебе ходить в детский сад?

2.  Что нравилось тебе в детском саду?

3.  Что тебе нравится в школе?

4.  Какой у тебя любимый урок?

5.  Если бы ты мог выбрать, то куда бы ты ходил - в школу или в детский сад?

6.  Если бы ты мог выбрать, то кого ты позвал бы вести уроки - учительницу или маму?

7.  Какой урок для тебя самый трудный?

8.  Что в школе есть хорошего?

9.  Кто помогает тебе выполнять домашние задания?

10.  Кто спрашивает у тебя о том, как прошёл школьный день?

Этапы родительского собрания

Педагог-психолог : Уважаемые родители! На прошлой нашей встрече мы говорили о том, как помочь детям адаптироваться к школьному обучению, как помочь им учиться. О своем отношении к школе дети рассказали в этой карте. Перед собранием у вас была возможность познакомиться с ней.

Мы с вами прекрасно знаем, что хорошей адаптации способствуют и отношение учителя к ребёнку, и умение самого ребёнка ладить с окружающими, и готовность к школьному обучению. Но немаловажную роль играет и отношение родителей к школе в целом, и желание родителей помочь ребенку.

Перед вами анкета, на вопросы которой отвечали ваши дети. Ответьте сейчас письменно на эти вопросы так, как, по вашему мнению, ответил ваш ребёнок. Время работы 5-7 минул. (Родители отвечают на вопросы анкеты «Адаптация первоклассника».)

Педагог-психолог: А теперь послушаем, как ответили  на эти вопросы дети. Вам, родители, задание: постарайтесь зафиксировать, что отвечал ваш ребёнок, и отметьте те ваши ответы, которые совпали с ответами ребёнка. Включается аудиозапись.

Педагог - психолог: Подведём итоги. Ели вы смогли угадать 7 и более ответов ребёнка, можно творить о том, что вы самый внимательный родитель на свете.

5-7 угаданных  ответов - у вас есть неразгаданные тайны, и вы откроете их вместе с ребёнком.

Менее 5 совпадений - вам несказанно повезло! У вас ещё так много тем для бесед с ребёнком, так много интересного вы ещё можете узнать!

Педагог-психолог : Попробуем определи мотивы учения наших детей. Для этого можно спросить у ребёнка: зачем, для чего он учится? Отметьте в своей анкете вопросы

№ 3, 4, 5, 8

Об учебных мотивах свидетельствуют следующие ответы:

3. Что тебе нравится в школе?    учиться, получать знания:

4. Какой у тебя любимый урок? - русский язык, чтение, математика, естествознание;

5. Если бы ты мог выбрать, го куда бы ты ходил в школу пли в детский сад? - в школу;

8. Что в школе есть хорошего? уроки, учитель, выполнять задания учителя.

Итак, о хорошей адаптации говорят следующие факты:

•  Учебные мотивы посещения школы:

•  Ребёнок идет в школу охотно:

• Поведение ребёнка изменилось в лучшую сторону - ребёнок стал аккуратнее, серьёзнее, внимательнее.

•  Ребёнок часто и охотно рассказывает дома об уроках, школьных друзьях.

Параллельно на доске фиксируем:

•  мотивы;

•  идёт в школу охотно;

•  поведение изменилось;

• рассказы о школе.

Педагог-психолог: Проанализируйте сейчас самостоятельно, насколько ваш ребёнок адаптировался к школе.

А теперь давайте сравним ваши исследования с теми результатами, которые получили мы. Каждый родитель получает информацию о своем ребёнке.

Пример такой информации приводим ниже.

Мальчик.

Уровень адаптации к школьному обучению - средний. Мальчик эмоционален и чувствителен к оценке его работы взрослыми (особенно к негативной). Поэтому ему важна эмоциональная поддержка (одобрять работу, отмечать успехи, особенно самостоятельную деятельность, даже в не очень удачной работе находить, за что похвалить.) Важно поощрять стремление узнавать что-то новое, читать и обсуждать прочитанное, поощрять игры по правилам.

Педагог-психолог: Большое спасибо, уважаемые родители, за вашу работу. Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их сейчас или прийти на консультацию. Часы работы с XX до XX.

Литература

1.Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М: Ось-89, 2007.

2.Венгер, Л.А., Мухина B.C. Психология: учебн. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1988.

3.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - Издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005.

4.Добсон, Дж. Непослушный ребёнок. Пер. с англ.: практическое руководство для родителей - «Пенаты», изд-во «Т-ОКО», 1992.

5.Захаров, А.И. Что снится нашим детям. - СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство ACT», 1997.

6.Кемпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992.

7.Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. -М.: Просвещение, 1996.



Предварительный просмотр:

МОЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ, ИЛИ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Цель: помочь родителям самостоятельно проанализировать отношение ребёнка к школе; способствовать активизации желания родителей глубже узнавать своего ребёнка и помочь подобрать вопросы для бесед с ребенком о школе.

Оборудование: аудиозапись беседы психолога с первоклассниками, анкета «Адаптация первоклассника», лист формата А «Школьная жизнь» - на доске, ручки или карандаши, результаты диагностики адаптации учащихся на каждого ребёнка.

Практические советы

Незадолго до родительского собрания психолог организует беседу с учащимися по анкете «Адаптация первоклассника», которая записывается на аудионоситель. Важно организовать запись заранее, так как иногда необходимо эту запись редактировать, на что тоже уходит некоторое количество времени. Если класс большой, можно организовать беседу по группам, а затем во время собрания рассадить родителей согласно группам детей. В этих же группах проводится работа по заполнению карты «Школьная жизнь».     Если удастся сохранить эту карту до момента окончания детьми школы, дети и родители будут очень благодарны, потому что такие «приветы» из детства бывают очень трогательны.

Несмотря на столь кропотливую подготовку, собрание обычно получается ярким, родители получают не только массу впечатлений, но и множество поводов для осмысления пребывания ребёнка в стенах школы.

Карта «Школьная жизнь». Перед детьми кладём лист формата А (ватман), разделённый на 4 части. Детям предлагается взять цветные карандаши или фломастеры и написать (или нарисовать) в каждом разделе карты то. что в школе нравится (или не нравится). Авторы карты подписывают свои фамилии.

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Любимые уроки              

Нелюбимые уроки

В школе я люблю              

В школе я не люблю

Анкета

Адаптация первоклассника

1.  Нравилось ли тебе ходить в детский сад?

2.  Что нравилось тебе в детском саду?

3.  Что тебе нравится в школе?

4.  Какой у тебя любимый урок?

5.  Если бы ты мог выбрать, то куда бы ты ходил - в школу или в детский сад?

6.  Если бы ты мог выбрать, то кого ты позвал бы вести уроки - учительницу или маму?

7.  Какой урок для тебя самый трудный?

8.  Что в школе есть хорошего?

9.  Кто помогает тебе выполнять домашние задания?

10.  Кто спрашивает у тебя о том, как прошёл школьный день?

Этапы родительского собрания

Педагог-психолог : Уважаемые родители! На прошлой нашей встрече мы говорили о том, как помочь детям адаптироваться к школьному обучению, как помочь им учиться. О своем отношении к школе дети рассказали в этой карте. Перед собранием у вас была возможность познакомиться с ней.

Мы с вами прекрасно знаем, что хорошей адаптации способствуют и отношение учителя к ребёнку, и умение самого ребёнка ладить с окружающими, и готовность к школьному обучению. Но немаловажную роль играет и отношение родителей к школе в целом, и желание родителей помочь ребенку.

Перед вами анкета, на вопросы которой отвечали ваши дети. Ответьте сейчас письменно на эти вопросы так, как, по вашему мнению, ответил ваш ребёнок. Время работы 5-7 минул. (Родители отвечают на вопросы анкеты «Адаптация первоклассника».)

Педагог-психолог: А теперь послушаем, как ответили  на эти вопросы дети. Вам, родители, задание: постарайтесь зафиксировать, что отвечал ваш ребёнок, и отметьте те ваши ответы, которые совпали с ответами ребёнка. Включается аудиозапись.

Педагог - психолог: Подведём итоги. Ели вы смогли угадать 7 и более ответов ребёнка, можно творить о том, что вы самый внимательный родитель на свете.

5-7 угаданных  ответов - у вас есть неразгаданные тайны, и вы откроете их вместе с ребёнком.

Менее 5 совпадений - вам несказанно повезло! У вас ещё так много тем для бесед с ребёнком, так много интересного вы ещё можете узнать!

Педагог-психолог : Попробуем определи мотивы учения наших детей. Для этого можно спросить у ребёнка: зачем, для чего он учится? Отметьте в своей анкете вопросы

№ 3, 4, 5, 8

Об учебных мотивах свидетельствуют следующие ответы:

3. Что тебе нравится в школе?    учиться, получать знания:

4. Какой у тебя любимый урок? - русский язык, чтение, математика, естествознание;

5. Если бы ты мог выбрать, го куда бы ты ходил в школу пли в детский сад? - в школу;

8. Что в школе есть хорошего? уроки, учитель, выполнять задания учителя.

Итак, о хорошей адаптации говорят следующие факты:

•  Учебные мотивы посещения школы:

•  Ребёнок идет в школу охотно:

• Поведение ребёнка изменилось в лучшую сторону - ребёнок стал аккуратнее, серьёзнее, внимательнее.

•  Ребёнок часто и охотно рассказывает дома об уроках, школьных друзьях.

Параллельно на доске фиксируем:

•  мотивы;

•  идёт в школу охотно;

•  поведение изменилось;

• рассказы о школе.

Педагог-психолог: Проанализируйте сейчас самостоятельно, насколько ваш ребёнок адаптировался к школе.

А теперь давайте сравним ваши исследования с теми результатами, которые получили мы. Каждый родитель получает информацию о своем ребёнке.

Пример такой информации приводим ниже.

Мальчик.

Уровень адаптации к школьному обучению - средний. Мальчик эмоционален и чувствителен к оценке его работы взрослыми (особенно к негативной). Поэтому ему важна эмоциональная поддержка (одобрять работу, отмечать успехи, особенно самостоятельную деятельность, даже в не очень удачной работе находить, за что похвалить.) Важно поощрять стремление узнавать что-то новое, читать и обсуждать прочитанное, поощрять игры по правилам.

Педагог-психолог: Большое спасибо, уважаемые родители, за вашу работу. Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их сейчас или прийти на консультацию. Часы работы с XX до XX.

Литература

1.Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М: Ось-89, 2007.

2.Венгер, Л.А., Мухина B.C. Психология: учебн. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1988.

3.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - Издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005.

4.Добсон, Дж. Непослушный ребёнок. Пер. с англ.: практическое руководство для родителей - «Пенаты», изд-во «Т-ОКО», 1992.

5.Захаров, А.И. Что снится нашим детям. - СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство ACT», 1997.

6.Кемпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992.

7.Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. -М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и дл...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал разработан к родительскому собранию в 1 классе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первокла...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации детей к школьной жизни....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данное собрание рекомендую для учителей первоклассников...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал поможет учителю начальных класов провести родительское собрание по адаптации первоклассников к школе...