Сценарий праздника "Фестиваль народов России"
методическая разработка по теме

Герасимова Наталья Николаевна

Сценарий праздника "Фестиваль народов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_narodov.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Внеклассное  мероприятие

      «Фестиваль народов России»

         

                     Коллектив  авторов:        учителя начальных классов

                                                                  МБОУ СОШ № 34

                                                                  г. Владимира

                                                                  Герасимова Н.Н., учитель I кв. категории,                      

                                                                  Седова С.С., учитель I кв. категории,

                             

 

Цель:      Формировать гражданскую позицию младшего школьника, предусматривающую

                   уважительное отношение к культуре малых этносов России

          Данная цель реализуется  через задачи:

  1. Через момент проживания учащихся в модели «Культурная среда» того или иного народа.
  2. Через расширение знаний, представлений детей о культуре,  обычаях и традициях народов, населяющих Россию.
  3. Через сплочение классного и общешкольного коллектива, формирование традиций школы, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности;  вовлечение родителей во внеклассную и внеурочную деятельность.

Рекомендации по проведению  мероприятия:

  1. Мероприятие рекомендуется проводить для  начальной школы с привлечением  учащихся среднего и старшего звена.
  2. Сроки проведения мероприятия – 5 дней: 1 день – открытие фестиваля; 2, 3, 4 дни – знакомство с  культурой, обычаями и традициями представляемых народов России;  

      5 день  -  подведение итогов и закрытие фестиваля.

3.   Каждый класс заранее изготавливает модель герба, флага представляемого народа,  

      делает эмблемы каждому учащемуся класса, готовит костюмы.

 4.   На этапе подготовки мероприятия необходимо учитывать  контингент учащихся с точки  

      зрения принадлежности к той или иной национальности; активно привлекать детей

       и родителей разных национальностей к участию в мероприятии, используя их знания,

       опыт, традиции и обычаи.

        Методы и формы работы:

        Формы:    1.  КТД

                               2.  Малые группы

                               3.  Массовая

 

          Методы:   1. Деятельностный метод

                               2. Эвристическая беседа

                               3. Игры и игровые ситуации

                               4. Инсценирование

                               5. Метод сбора информации и мозговой штурм

                               6. Метод «проживания» определенной роли

                               7. Метод оценки

                               8. Метод создания моделей и проектов

                      1 день:  Открытие фестиваля.

Ведущий 1:        Мы рады вас приветствовать на открытии фестиваля  малых народов России.

                       Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в    

                        России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины.

                        На многих десятках различных языков  учатся дети в школах, поются песни,

                        печатаются книги.

Ведущий 2:        Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу

                         России, строят общее хозяйство, общую культуру.

В незапамятные времена с различных сторон пришли отдельные народы и племена к берегам морей и рек нашей Родины, расселились в лесах, тундрах, в песках горячего юга.  

Ведущий 1:    Звонкими голосами перекликаются сегодня  Север и Юг, Восток и Запад: так        

                        много общих дум и переживаний, столько общих трудов, забот и творческих  

                        радостей у народов нашей обширной страны! И каждому народу хочется

                        рассказать обо всем этом в  песнях, сказках, героических сказаниях и легендах.  

                        И каждый народ делает это по-своему.

Ведущий 2:    На наш фестиваль собрались представители разных народов. Давайте      

                        поприветствуем их друзья.

      ( Выходят дети национальных костюмах – представители народов: русских, чеченцев,  

         татаров, коми, калмыков, мордвы, чувашей, якутов. В руках у них герб, флаг  

         представляемого народа.  Впереди – ребенок несёт табличку с названием народа.

         Действие происходит на фоне русской народной музыки)

Ведущий 1:    Приветствуем самый многочисленный народ России – русских.

Ведущий 2:    Перед нами проходят представители чеченского народа.

Ведущий 1:    На наш фестиваль приехали гости из Татарстана.

Ведущий 2:    Встречаем представителей республики Саха – якутский народ.

Ведущий 1:    Приветствуем гостей из  Калмыкии.

Ведущий 2:    Перед нами шествуют представители Коми-земли.

Ведущий 1:    Встречаем гостей из Мордовской республики.

Ведущий 2:    Последними на нашем параде проходят представители народа Чувашии.

 (Представители народов выстраиваются . Начинается презентация символики каждого народа)

 Русские:  


Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого символизирующие в новых условиях независимость как всей России, так и ее частей,; в лапах орла - скипетр и держава скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Государственный флаг Российской Федерации представляет промоугольное полотнище, состоящеу из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Татары:     Мы  прибыли из республики Татарстан


Центральный образ нашего герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это  жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс. 

 

Современный флаг Татарстана  представляет собой полотище из трёх горизонтальных полос: зелёной, белой и красной. Белая полоса в 7 раз уже каждой из соседних полос.

Чеченцы:  Мы- представители Чечни.


Флаг Чечни представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета. В нижней части флага - три полосы: белая, красная и снова белая в одну десятую ширины флага каждая; эти полосы отделены от нижнего края полотнища полосой зеленого цвета такой же ширины.

 

версия для печати


Герб  представляет собой символическое изображение полулежащего волка с поднятой головой. Волк расположен на национальном орнаменте, переходящем в круг в виде полумесяца, в нижней части которого расположены 9 пятиконечных звезд. Внутри круга, справа в верхней части, - круглый лунный диск.

Мордва:     Мы прибыли на фестиваль из Мордвинской республики.


Герб Республики Мордовия представляет собой изображение          геральдического щита маренового (темно - красного), белого и                    темно - синего цветов с гербом г. Саранска в середине,                   обрамленного: золотыми колосьями пшеницы, олицетворяю-                           щими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду, перевитыми лентой маренового,                    белого и темно - синего цветов; нашейной гривной                          (национальное украшение женщин) цвета золота, на котором                          семь орнаментов, означающих количество городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой,                     символ солнца, тепла, добра, открытости.

 В серебряном поле старого герба Саранска изображены красная лисица и три стрелы —                     свидетельство преобладания охотничьего промысла в укладе жизни населения того времени .              . У


Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. Цветовая гамма флага исстари присуща мордовскому народу. Женская рубаха (панар) шилась из белого конопляного или льняного холста. Мужская одежда — более простая, состояла из белой рубахи и штанов из домотканого холста. Красно-коричневый символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; замененный черный на темно-синий — плодородие земли, напоенной влагой. Предки мордвы жили оседло, занимались мотыжным земледелием и разведением домашнего скота. И с точки зрения международных канонов эти цвета олицетворяют лучшие человеческие качества.

Чуваши:              Вас приветствует народ Чувашии.


Флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца".


Герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной  щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".

Главный атрибут герба — Древо жизни — очень древний символ, связанный с почитанием деревьев, особенно мощных. Эти деревья порождали у людей представления о бессмертии, вечности сущего. Так возникли мифологические представления о Древе жизни. Для чувашей таким деревом стал дуб, широко распространенный в лесах Чувашии. Дуб - его ствол, ветви, листья, желуди стали эмблемами силы, мощи, прочности, мужества, доблести. Вот почему основная эмблема символов, напоминающая традиционно почитаемый чувашами дуб, трактуется как "Возрождающаяся Чувашия" и по праву заняла центральное место в гербе и флаге.

"Древо" - эмблема, с одной стороны, объединяющая людей всех национальностей - коренной и некоренных, проживающих в Чувашии и составляющих единое целое - ее население. С другой - подчеркивает основанное на родственности земле предков единство чувашей, проживающих за ее пределами, со всем населением Чувашии. 

Калмыки:          Мы прибыли из Калмыкии.


Флаг Республики Калмыкия - Хальмг Тангчин туг представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цевта, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Флаг прикрепляется к древку, увенчанному наконечником красного цвета в форме "языка пламени" с контурными очертаниями на нем древнего символа Дербен Ойротов - четырех скрещенных между собой кругов, в основании которого "Улан зала".

Желтое полотно флага, так же как и цвет герба, означает вероисповедание народа, цвет его кожи, залитую солнцем республику. В центре флага - голубой круг, в котором изображен белый лотос, означающий дорогу к светлому будущему, к процветанию, благополучию и счастью народов Калмыкии.

 Герб Республики Калмыкия - Хальмг Тангич сюлде представляет собой изображение "Улан зала"  в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента на голубом фоне, в основании которого - лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен - Ойратов - четыре скрепленных между собой круга.
В верхней части герба, который подразумевается как сознание, располагается дорвн тоолг - символ союза четырех ойратских племен - это истоки калмыцкого народа. Этот древнейший знак означает еще и жизнь в мире и согласии со всеми народами, населяющими четы стороны света.
В центральной части герба, где подразумевается душа, находится улан зала, символизирующего священный белый лотос.  По кругу изображен орнамент, свидетельствующий о кочевом образе жизни в прошлом и светлом пути процветания.
Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.

Коми :    Мы – представители земли Коми.


Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих полос синего, зеленого и белого цветов. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы - основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.


Герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. В космологических представлениях он несет в себе синтез гармоничного строения мира. Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение.  Сочетание золотого и красного в фольклоре народа коми является символом утреннего, весеннего, теплого солнца, материнства.

Якуты:  Мы представители республики Саха – Якутии.


Флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех  горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов с белым кругом на голубом фоне. Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы. Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов. Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха. Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса. Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".


Герб Якутии представляет собой круг, в центре которого помещено изображение древнего всадника со знаменем  на фоне солнечного диска Центральная эмблема герба — древний всадник со знаменем. Три хвоста знамени символизируют единство племен, составляющих вместе один народ — курумчинцы. Знамя в целом подчеркивало силу и залог существования народа. Обрамляющие герб семь ромбических кристалликов ограненного алмаза означают единство издавна проживающих на территории Якутии народов: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров.

Ведущий 1:      На нашем фестивале представлена лишь малая часть народов, проживающих

                          в России. В течении недели нам предстоит  более подробное знакомство  с

                          традициями, культурой, обычаями народов, представленных на фестивале,

                          живших долгие столетия в дружбе, согласии  и мире.

Ведущий 2:   С этого момента считаем наш фестиваль открытым..

Ведущий 1:   Работа фестиваля будет отражена на страницах дневника, где вы каждый день

                       будете делиться своими мыслями, впечатлениями о прожитом дне. Это  могут

                       быть рисунки, отзывы, поделки, заметки и репортажи с фестиваля.

Ведущий 2:   Но самый главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ звучит так:

                       «Что объединяет все народы России?» Ваши версии и ответы мы предлагаем

                       помещать в специальный конверт дневника фестиваля.

Ведущий 1:    На этом первый день работы фестиваля законен.

( В течение всех дней фестиваля учащиеся заполняют дневник фестиваля, где делятся впечатлениями о прожитом дне . Дневник представляет собой стенд:

                      Мои   впечатления о прожитом дне

Открытие

    Народы России: познакомимся поближе.

Закрытие

                             Что объединяет все народы России?

   Рядом со стендом – дневником фестиваля большая карта – контуры России, на которую дети будут прикреплять эмблемы народов, представленных на фестивале).

                              2 день фестиваля.

           Знакомство с культурой, традициями и обычаями

          русского, чеченского и татарского народов.

Ведущий 1:      Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня второй день нашего фестиваля,

                          посвященному знакомству с традициями и творчеством русского, чеченского

                          и татарского народов.

Ведущий 2:  Задумывались ли вы, красны девицы и добры молодцы, какого вы роду-племени?

                       Многие наверняка могут сказать: «Мои предки принадлежат к древнему  

                       племени славян». Одно и таких племен называлось Росы, отсюда и пошло

                       название Русь, а людей , живших на Руси, стали называть русскими.

 

              (Выходят дети в русских национальных костюмах с караваем в руках.)

Дети:       -  Здравствуйте гости дорогие!  С хлебом солью вас встречаем!

                    Желаем мира, согласия!

Ведущий 1:  Издавна первой заботой русских крестьян в их жизни был урожай.  Недаром  

                      главным обрядовым блюдом и во время праздников и на свадьбах был хлеб –

                      каравай.  На нем лепили из теста важнейшие символы – плуг, мировое дерево.

               

 Дети:              Позвольте нам, представителям русского народа на правах хозяев фестиваля

                     приветствовать всех гостей, прибывших к нам  из разных уголков могучей,

                     великой, необъятной страны – России!

   

                    (Звучит русская народная песня «Чарочка моя»)

                 Чарочка моя, серебряная,

                На золото блюдечко поставленное,

                Кому чару пить, тому здраву быть.

                Пить чару молодцу

                На здоровье, на здоровье удальцу!

Ведущий 2:   Русская история древняя и поучительная За долгие века существования    

                      народная мудрость закрепилась в пословицах,  загадках, печальных и

                      веселых обрядовых песнях

       

             (Девочка исполняет  колядку)

                 Коляда – маляда

                Посконна борода,

               Открывай ворота,

               Выноси пирога.

               Уж ты, барин–батюшка,

               Принимай гостей

              Со всех волостей.

             Мы будем петь, плясать, веселиться.

 Ведущий 1:         Главным  зимним праздником является праздник Нового года. После

                       принятия христианства он совпадал с Рождеством и святками. В новогодние  

                       святки ходили по дворам с песнями – колядовали. Рядились в нечистую силу.

                       Страшные и в то же время смешные маски ряженых делали нечисть менее

                       пугающей.

Ведущий 2:          Самым веселым праздником можно считать празднование проводов зимы,  

                       который  у русского народа называется в честь обрядового блюда – масляного

                       блина. На масленицу катались с гор, гуляли, пировали.

Дети:       А мы  масленицу повстречаем,

                Маслом гору поливаем,

                На широк двор зазываем,

                Да блинами угощаем.

           

                      (Дети угощают всех блинами) 

Ведущий 1:  И всегда и везде народные праздники  сопровождала русская песня, которая

                      согревала, печалила, веселила русских людей  

                 ( Исполняется русская народная песня  «Блины»)

Ведущий 2:  Любили  на празднике русские люди и поиграть. Попробуем и мы поиграть в  

                      русскую народную игру «Игровую»

                          (Играют все вместе в игру)

        Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга – водящий.

        Играющие ходят по кругу и произносят слова:

                         У дядюшки Трифона

                        Было семеро детей,

                        Семеро сыновей.

                        Они не пили, не ели,

                        Друг на друга смотрели.

                       Разом делали, как я!

        При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил  

         движения лучше всех, становится ведущим.

Дети:      За свою многовековую историю русский народ создал мудрые пословицы,  хитрые    

                загадки.

                (Дети загадывают русские народные загадки)

Дети:      А вот и еще одна загадка. Знаете ли вы,  почему нашу праздничную одежду

                украшает вышивка?   Считалось, что в праздник человек  разговаривает с Богом, но

                и рубаха  тоже как бы участвует в разговоре: на ней языком орнамента были    

                написаны все просьбы человека к Богу. Повседневную одежду не украшали – только

                швы и края  обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

 Ведущий:       Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала

                 исторической памятью народа. И мы  с вами, друзья, в своей жизни и труде должны    

                уважать и почитать традиции наших отцов и дедов.

Ведущий 2:     Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили                                                                                                                                                                                      

                пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую

                оставил себе, - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к

                скале Прометей , жил и живет сейчас народ - нохчи, более известный под именем      

                чеченцы.

                     (Появляются дети в костюмах чеченского народа)

Дети:           -   Основное  население  нашего народа проживает в Чечне и Ингушетии.                                                                                (Дети прикалывают эмблему на карту России в то место, где проживает основное население чеченцев)                                                                                                                              -    Мы называем   себя «нохчи». Нас в России  около 800 тысяч человек .  Мы очень музыкальный народ. Любим петь и танцевать. Музыка в нашей жизни занимает особое место. С ее помощью мы объясняемся в любви, мирим людей и врачуем.  Послушайте, как красивы наши мелодии.

                  (Звучит музыка «Жалобная» - чеченская народная песня).   

                  – Самый древний, самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев – пондур. Он так же прост, как русская балалайка: три струны, деревянный удлиненный корпус, выдолблен из одного куска дерева.                          – Как и на всем Кавказе – самый распространенный танец  чеченцев – лезгинка.  Он не имеет слов, в нем говорят движения.          

                 (Выступают дети чеченской национальности – учащиеся начальной школы  с танцем «Лезгинка»)      

                  - Наш народ чтит обычаи и традиции. Весной 22 марта мы отмечаем «Праздник весны»  С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия - 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему  в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли,  белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный  день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу.
Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили  скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.
Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы  костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы "очищаясь" огнем.

                  - Мы приглашаем всех вас в гости.  Приедете – угостим вас чепалгашем – блинами с творогом – нашим национальным блюдом и поиграем  в народную игру   «Ббешк» - Утушка.

                   (Игра проводится вместе со  детьми. Приглашается по несколько человек от каждого класса.                                                                                                                            Две девочки садятся друг против друга на стулья. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют – получается мостик. Выбирается утка, остальные дети –утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой: «БыстрейЮ быстрей утятки, быстрей, быстрей, дикие перышки». Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры. Утушка вновь строит своих утят, и они вновь перешагивают через мостик, но мостик уже повыше. Выигрывает тот, кто шагал через мостик лучше других)

Ведущий 1:  Мы познакомились с народом России – чеченцами, а сейчас слово для выступления предоставляется представителям республики Татарстан.

                     (Выходят дети в национальных костюмах татар.)

Дети:      -  На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Астрахани — на юге компактными группами проживают татары.  (Прикрепляются эмблемы на карту России)                                   

               -   Мы живем среди лесов, где много диких необжитых речек, бегущих по хвойным и лиственным чащам. Пихты , ели и березы то подходят к самым берегам, то отступают в глубину чащи.                                                                                                  

               -  Наши национальные блюда – это петер – лепешки, шурпа -суп, чай, халва. Попробуйте наши угощенья. (Дети предлагают попробовать халвы участникам фестиваля).                                                                                                                              

                -   Наша национальная игра – «Тимербай». Попробуем поиграть в нее.                         (Проводится игра с участниками фестиваля.                                                                        Играющие,  взявшись за руки делают круг. Выбирают –водящего – Тимербая. Он становится в центре круга и говорит:                                                                                                Пять детей у Тимербая                                                                                                           Дружно, весело играют.                                                                                                                      В речке быстрой искупались,                                                                                               Нашалились, наплескались,                                                                                                   Хорошенечко отмылись                                                                                                            И красиво нарядились.                                                                                                            И не есть ни пить не стали,                                                                                                 В лес под вечер прибежали,                                                                                                     Друг на друга поглядели,                                                                                                        Сделали вот так!                                                                                                                     С последними словами водящий делает какое-либо движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.)                                

              - Мы очень любим музыку, танцы, песни . А где же можно повеселиться, как не на «Сабантуе» -  празднике земледелия  татар. Послушаем народную татарскую песню, которая звучит на Сабантуе.                                                                                                  (Звучит музыка «Ай, балбылым». Девочка  татрской национальности – учащаяся начальной школы под эту музыку исполняет танец)                                                          

              -  На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте.

                Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.                                                                                      - Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя.  Это бег с ложкой и яйцом, перетягивание каната, бой мешками.  Давайте представим себя на этом празднике и попробуем посостязаться.    ( Учащимся предлагается  поучаствовать в играх: бег в мешках, перетягивание каната, бег с ложкой и яйцом.)

Ведущий 1:   Сегодня завершен еще один день знакомства с традициями и культурой  русского, чеченского и татарского народов.

Ведущий 2:    Мы думаем, что за этот день вы узнали много интересного и поучительного. Надеемся, что вы поделитесь своими мыслями и впечатлениями в дневнике фестиваля.    

 

                              3 день фестиваля.

           Знакомство с культурой, традициями и обычаями

                  народов Мордвы, Чувашии и Калмыкии.

Ведущий 1:   Начинаем третий день нашего фестиваля. Сегодня мы представляем  мордовский, калмыцкий и чувашский народы.

           (Выходят дети в мордовских национальных костюмах )

Дети:     - Мы – мордовский народ. Проживаем на берегу Камы.

               (Дети прикалывают эмблему на карту России)

              - А хотите узнать, почему у нас земли не такие большие?  Об этом рассказывает легенда «Почему у мордвы земли мало».

                           (Дети рассказывают  легенду)

            Давным–давно, говорят старики, при устье реки Камы была наша богатая и красивая мордовская земля. Был у нас свой князь. Богатый был, но голова у него была на пустой котелок похожа.  И не понимал глупый князь, что нужно всеми силами оберегать и хранить землю для своего народа. А рядом с нашей землей были соседские земли. Соседские князья были гораздо умнее нашего дурня. Пришли они один раз к нему и говорят:

   - Слушай, а не продашь ли ты нам свою землю?

   - Отчего же, продать можно, - отвечает глупый мордовский князь. И договорились они, что соседи принесут много-много денег и большую веревку; сколько смогут они этой веревкой нашей земли окружить, столько и возьмут себе за свои деньги.

            Принесли соседи деньги и привели трех богатырей – больших, здоровых. На этих богатырей навертели столько веревки, сколько они унести могли.  Начали веревку разматывать и вокруг нашей земли тянуть. И обошла та веревка вокруг всей мордовской земли. Мало земли народу осталось.

             Очень рассердился народ на князя. Прогнал его от себя. А земли соседям пришлось все-таки сколько-то дать. Вот с тех пор и стало мордовской земли меньше, чем раньше было. А все отчего? Из-за глупого князя.

 Дети:  -  Любим мы и поиграть Наша народная игра – «Мячень кунсема» - Круговой.

                Мы расскажем правила и попробуем показать игру. А вы, ребята, можете  

                 попробовать поиграть в нее в свободное время.

            ( Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу.  Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удастся, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.)

Дети:  А вы любите отгадывать загадки? А сможете отгадать мордовские загадки?              

           Попробуем!

      ( Представители мордовского народа по очереди загадывают загадки.  Учащиеся стараются отгадать их)

         -  Воробьев не сосчитать, а белый гусь один.    (Звезды и месяц)

         -  Есть у нас маленькая сестрица, в глаза ей

            заглянешь – и заплачешь.  (Луковица)

         - Огонь горит, а дыма нет.   (Светлячок)

         -  Зимой без снегу, а летом со снегом.   (Погреб)

         - Две сестрицы с одним сердцем живут. (Ножницы).

Дети:   Послушайте нашу народную песню «Ой луг мой, лужок»                                                                

             (Звучит фонограмма песни)

Дети:    А чем же мы вас угощать будем? Наши любимые национальные блюда – это  Напиток          из кислого молока – Арям,  Селянка – тушеное мясо с овощами, Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой)                                                                                       А рецепты этих блюд вы найдете на страничках дневника фестиваля.

  (Арям (напиток)  Кислое молоко разводят холодной кипяченной водой. Подают охлажденным.   Молоко кислое 100, вода 100.

   Селянка Нарезанные кубиками субпродукты и мясо кладут в порционный горшок, добавляют репчатый лук, морковь и соль и тушат до готовности. Отдельно подают маринованные огурцы. Печень 70, сердце 100, легкие 90, мясо 100, лук репчатый 30, морковь 10, соль.

Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой) Свинину и печень нарезают брусочками и, обжаривают до готовности. Репчатый лук очищают от шелухи, мелко шинкуют и слегка пассеруют. После этого мясные продукты заправляют пассированным луком, солью и перцем. Подают с жареным луком. Свинина 45, печень 35, лук репчатый 20, жир 5, гарнир 150, перец, соль. )

 Дети :    Мы приехали на фестиваль вместе с нашими соседями – чувашским народом.   Приглашаем их на сцену.

          (Выходят дети в чувашских народных костюмах)

Дети:   -   Приветствуем вас, дорогие друзья! Живем мы по соседству с мордовским народом   на реке Волге.

           (Прикрепляется эмблема на карту России)

            -   С давних времен мы жили в лесных чащах, почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Чулт Тура  и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов - "хозяина дома" (херт-сурт) и "хозяина двора" (карта-пусё). Каждая семья хранила домашние фетиши - куколки, прутики и пр. Среди злых духов  чуваши особенно опасались и чтили кирс-метя. Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам , праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мёртвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоеме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба - моления духу-хранителю овина. Молодёжь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой – посиделки.

Ведущий 1:  Послушайте, какие песни могли звучать на чувашских праздниках.

                (Звучит музыка «Иволга» - чувашская народная песня.)

Дети:            В далекие времена песен у чувашей было много, но самую свою лучшую песню хранил чувашин в дупле дерева, в чаще леса: он боялся, чтобы ее не похитили враги – попы и помещики. Ездил чувашин к этому дереву по ночам на белом коне. Подъедет он, бывало, свистнет – и в ответ звучит его песня. При ее звуках оживала вся природа, начинали петь птицы и шуметь вековые дубы.                                                Но враг чувашина – черный ворон, птица несчастья и горя, - подкараулил и украл песню. И целую жизнь искал чувашин свое сокровище, но так и умер, не найдя.

                     Из его могилы вскоре поднялся стройный клен.  Сыновья умершего отца сделали из этого клена гусли и сыграли на них потерянную песню. С тех пор у чувашей и появились гусли – их национальный музыкальный инструмент.

                Вот как пели наши предки на гуслях о своей тяжелой жизни:

           (Под звуки гуслей «поется» чувашская песня)

               Как по Волге-реке,   по степям                                                                                              Черной тучей народ идет.                                                                                                    Тот народ на город Казань                                                                                                   Ведет атаман Пугач.                                                                                                            Вставайте, вставайте, народы,                                                                                            Народы,  забытые славой!                                                                                                      Все, как один, соседи!                                                                                                            Мы боярам головы скосили,                                                                                                   Царя свалить идем.                                                                                                                Вставайте, вставайте, народы,                                                                                            Народы,  забытые славой!                                                                                                       Выше палаш поднимайте!                                                                                                      Мордвин и русский, удмурт и чуваш                                                                                           Точат нож, топор и палаш!   

Дети:       А наша традиционная игра  «Тили-рам» - Кого вам?.    Попробуем поиграть в эту игру.

                (Вызываются по несколько учеников каждого класса и проводится  чувашская игра:       В игре участвует две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 метров. Первая команда говорит хором : «Тили-рам, тили-рам? – Кого вам, кого вам?» Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду любого из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь, то он сам остается в этой команде.. Заранее до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.                        

Дети:      А угощать мы будем вас пищей из растительных продуктов: супом –шурпе, чечевичной кашей, пирогами с крупой, капустой, чакатом – творожными сырками.

Ведущий:   Спасибо, а мы приглашаем калмыцкий народ.

                     (Выходят дети в калмыцких национальных костюмах)

Дети:         - Мы живем между Черным и Каспийским морями. (Прикрепляем эмблему на карту России). Нас 330 тысяч.                                                                                                      -    Когда средь степи - одинок
    Стою над гладкою равниной
    И чистотой дышу полынной, -
    Мне чудится, что я - высок,
    Я осязаю бесконечность,
    Душа моя вмещает вечность.

    Где все преграды бытия?!
    Неразличимы быль и небыль,
    На свете только степь и небо.
    На свете - птицы, степь и я!..
    О, счастье духа, счастье тела -
    Простор, не знающий предела!

Дети:        Нигде человек, наверное, так глубоко не ощущает свое прикосновение к вечности, как в горах, в степи. Кто хоть раз побывал на бескрайних просторах Калмыкии, тот имел счастливый случай ощутить эту связь.  Аромат пахучих степных трав, бездонное синее небо над головой, громадное пространство перед взором – все нашло свое отражение в народных калмыцких песнях. Послушайте одну из них.

                         (Звучит народная калмыцкая песня «Здравствуй, степь!»)

Дети:          Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни.     У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок", "У человека есть старшие, а у шубы - воротник".
    Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем:
    - когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали коня;
    - когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь;
    - раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился;
    - когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры;                            - младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос;
    - пожилым уступали дорогу.

Дети:        Есть у нас еще традиции: когда мы прощаемся, то желаем всем удачи:

                        "Йовжах хаалгчнь олзятя болж,
                         Керг - уулчнь куцж,
                         Морняннь чикнд нар ургаж,
                         Aim жала эргулж,
                         Амулн менд хярирхбол!"

                       То есть: "Да будет счастливая твоя дорога,
                       Да исполнятся твои дела,
                       Пусть светит на твоем пути солнце,
                       Чтобы спокойным и здоровым
                       Ты вернулся домой ".

Ведущий:    Подошел к концу третий день нашего фестиваля. Мы надеемся, что вам было интересно и вы узнали много нового.  Об этом новом вы расскажете на страничках нашего фестиваля.

                              4 день фестиваля.

           Знакомство с культурой, традициями и обычаями

                            народов Коми, Якутии.

Ведущий:      Мы рады приветствовать всех гостей на нашем фестивале народов мира. Сегодня мы познакомимся  с  культурой и традициями народов Коми и Якутии. Первыми начать сегодняшний день предоставляется народу Коми.

                         (появляются дети в национальных костюмах  коми народа)

Дети:        -  Мы называем  себя  коми морт (коми народ), зыряне. Живем мы севернее мордовского и чувашского народов

                    (  Прикрепляется эмблема на карту России)

                  -  У нас к национальной одежде – особое отношение. Одежда у нас – оберег человека, защищающая от болезни, недугов.     Повсеместно бытует представление, что избавиться от болезни можно, "передав" ее другому человеку вместе со своей одеждой или следует отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева.  В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду даже во временное пользование. По этой причине обветшавшую одежду никогда не выбрасывали, а вывешивали на чердаке или в сарае дома до полного истлевания.

 Дети:        Наша традиционная игра – «Коръясос куталом» - Ловля оленей.  Попробуем поиграть в нее.

         (Приглашаются учащиеся  и проводится игра:

          Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, которого попал мяч, остается пойманным. После  четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей. Игру можно начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих.)

Дети:     Наши национальные блюда –это Йола кукань яй (телятина в молоке), Картупеля нянь  (шаньги с картофелем), Оленина тушеная с картофелем  , Сола тшак (грибы соленые со сметаной), рецепты которых вы найдете на страницах дневника фестиваля

        (Йола кукань яй (телятина в молоке) .  Телятину рубят на кусочки весом по 30-40 г, посыпают солью, кладут в порционный (глиняный) горшочек, заливают молоком и варят на слабом огне до готовности. Подают в том же горшочке. Телятина 200, молоко 100, соль.                                                                                                                                   Картупеля нянь (шаньги с картофелем) . В теплой воде или молоке растворяют сухие дрожжи, соль, сахар. Готовят дрожжевое тесто густой консистенции. Формуют шарики и раскатывают их в лепешки. Отваренный в небольшом количестве воды картофель тщательно разминают и, добавив горячее молоко, массу взбивают. На середину шаньги кладут картофельное пюре, поверхность разравнивают и смазывают яично-сметанной смесью. Изделия выпекают при температуре 200-220 градусов и смазывают растопленным маслом. Для теста: мука 120, сахар 3, дрожжи 1, маргарин 5, вода 50, соль; картофель 150, молоко 20, сметана 20, яйцо 1/2 шт, масло сливочное 10.  Оленина тушеная с картофелем   Подготовленное мясо рубят на кусочки косточкой, кладут в смазанный жиром глиняный горшочек и тушат в жарочном шкафу в собственном соку до полуготовности. Добавляют нарезанный крупными ломтиками картофель, рубленый репчатый лук, а через 10-12 мин - протертые ягоды брусники или клюквы, специи и тушат до готовности. Оленина 150, картофель 150, лук репчатый 50, жир олений 10, брусника или к юква 50, перец молотый черный, соль.                          Сола тшак (грибы соленые со сметаной)  Соленые грибы промывают, отжимают, нарезают на 3-4 части (мелкие грибы не режут), смешивают с мелко нарубленным репчатым луком и заправляют сметаной. Грибы соленые 100, лук репчатый 20, сметана 15.)

Дети:    Наш народ очень трудолюбив. Поэтому создал много пословиц о труде:                         -   По работе и мастер узнается.                                                                                                   -   Золотые руки – золотые и дела.                                                                                              -   За дело возьмешься – ума наберешься.                                                                                  -   Сразу много дел начнешь – ни одного не кончишь.                                                             -   Скорлупы не разгрызешь – и до ядрышка не доберешься.                                                  -   Любишь рыбу есть – люби и в воду лезть.

Дети :   Любим мы свою землю, свой народ.  Много сложено у нас стихов и песен,     посвященных  коми земле, коми народу. Наш поэт Иван Куратов  писал такие стихи:    

             Я любил  всем сердцем                                                                                                                 Свой язык чудесный,                                                                                                                 И на нем я первый                                                                                                                      Пел негромко песни.                                                                                                                  Но другие громче                                                                                                                          Запоют за мною -                                                                                                                      И услышит коми                                                                                                                         Близкое, родное.

Дети:    Это близкое, родное, понятное сердцу коми народа можно услышать в наших песнях. Послушайте народную песню Коми «Коми, край мой северный»

            (Звучит песня.  Под последние звуки музыки дети уходят.)

Ведущий:   Спасибо. А сейчас на сцену приглашаем представителей якутского народа.

            ( Выходят дети в национальных якутских костюмах)

Дети:    Из всех народов, живущих в тайге и тундре, самая сильная и древняя культура – у якутов. Якуты – многочисленный народ, населяющий обширные пространства Сибири по обоим берегам реки Лены. Мы скотоводы и охотники.                                                    (Вывешивается эмблема на карту России)                                                                              

Дети:   Наше древнее жилище – юрта.  Как нередко бывает в русских былинах, в произведениях якутского народа – олонгхо – все сказочно огромно. Юрта, где рождается народный богатырь, величиной в тридцать комнат; у нее сорок стеклянных окон, подпирают ее восемьдесят лиственниц; у этой юрты медный пол, тройная серебряная крыша, тройные стены. Так плотно захлопывается дверь в юрте, что семьдесят человек не распахнут; так широки сени, что лошади рысью за целый день их не обежать. А входная дверь такая,  что восемьдесят человек открыть не могут.

            Внимательно слушают мастера олонгхосута  якуты. И продолжает он рассказывать сказки.

           (Инсценируется сказка  «Бабушка Чачакан-Чачакан»)

                Жила в одном селении бабушка Чачакан-Чачакан. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит – прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лед, льдинки в сторону отвела и целое ведерко воды зачерпнула. За ним и второе.  А ведерки у бабушки красивые были – из бересты, с узорами по закраинкам.                  Взяла  бабушка оба ведерка в руки, домой пошла. Да поскользнулась на гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила. А утро морозное было. Пока бабушка охала, да вставать собиралась, подол-то у нее ко льду и примерз. Никак бабушке не подняться. Смотрит – кто бы ей помог? Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает:                                                                                                - Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее?                                                                 - Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня черная туча закрыть может.                 Бабушка – к туче:                                                                                                                       - Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее?                                                                       - Да, бабушка, у меня силы много, да только меня ветер унести может.                                              Бабушка – к ветру:                                                                                                                    - Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее?                                                                  - Да, бабушка, я очень силен, но мне гора может путь преградить.                                 Глядит бабушка на каменную гору:                                                                                        - Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее?                                                                          - Да, бабушка, я очень сильна, да только меня человек расколоть может.                      Бабушка – прохожему:                                                                                                             - Человек, человек, не ты ли сильнее всех на свете?                                                             - Да, бабушка, я очень силен, да только я огня боюсь.                                                          Бабушка – к огню:                                                                                                                      - Огонь, огонь, не ты ли на свете всех сильнее?                                                                    - Да, бабушка, я очень силен, да только меня вода залить может.                                    Бабушка – к воде:                                                                                                                      - Вода, вода , не ты ли на свете всех сильнее?                                                                       -  Да, бабушка, я очень сильна, да только меня земля выпить может.                             Бабушка – к земле:                                                                                                                    -  Земля, земля, не ты ли на свете всех сильнее?                                                                   - Да, бабушка, уж я-то наверное сильнее всех.                                                                      Рассердилась бабушка:                                                                                                               - Так отпусти ты мою юбку, чего ты ее держишь?                                                             Дернула она свое платье, а оно уж оттаяло. Встала бабушка Чачакан-Чачакан на ноги, ведра  в руки взяла, набрала снова воды и домой пошла.  

Дети:       Вот такие сказки рассказывают у нас в Якутии. Мы любим сказки, но еще мы любим играть.  Мы предлагаем вам поиграть в национальную игру  - «Атах тэпсиитэ» - Пятнашки под якутскую  национальную музыку  «Открытие праздника»

           ( Дети встают парами, лицом друг к другу, кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца. Ритмичность движений, их плавность соблюдать обязательно)   

Дети:  Мы очень трепетно, бережно относимся к природе. Любим каждую речушку, ручеек, травинку, листочек. Вот какие стихи посвятил якутский народ  одной из лесных речек – «бабушке  Таатте»:

             В ивняке из витого золота,                                                                                                     В тальнике кованого золота                                                                                                     Обширная Таатта-бабушка.                                                                                                   Трава твоя – вышиной с ладонь,                                                                                              Воды у тебя – с ложку всего,                                                                                                   Снегу – с поварешку деревянную,                                                                                              А на темно-тенистом лесу твоем                                                                                           Хвоя шелковисто-пуховая,                                                                                                         Нашим ресницам подобная,                                                                                                      Стала совершенно серая…                                                                                                       Поглядите-ка, эй, друзья.                                                                                                          

Ведущие:  Закончился день знакомства с традициями народов Коми и Якутии . Самое интересное  мы попросим вас отобразить на страничках дневника фестиваля.                                                                                                                

         

                      5 день:  Закрытие фестиваля.

Ведущий 1:     Здравствуйте, дорогие друзья!  Сегодня последний день работы фестиваля. Мы многое узнали о  культуре и традициях народов, населяющих Россию.

Ведущий 2:     Сегодня мы подведем итоги по следующим номинациям:

                          -  «Что мы узнали о народах, населяющих территорию России?»

                          -  «Листая дневник фестиваля…»

                          -  «Мы – на карте России»  

Ведущий 1:      Итак, дорогие друзья, в номинации «Что мы узнали о народах, населяющих территорию России»  предлагаем отгадать кроссворд.

  1. Как называет себя народ Коми? (зыряне)
  2. Саамы распространенный музыкальный инструмент чеченского народа.(пондур)
  3. Весенний праздник татар. (сабантуй)
  4. Назовите народ, который верил в верховного бога Чулт Тура и злых существ во главе с Шайтаном.   (чуваши)
  5. Какой народ проживает между Черным и Каспийским морями?  (калмыки)
  6. Как называется национальная игра якутского народа? (пятнашки)
  7. На гербе какого народа в центре изображена лисица?  (мордва)
  8. Какому народу принадлежит песня «Я по садику погуливала» (русские)

                                        7                          1   

                     5  к а л  м ы к и             з

                                  о       6              ы

                                  р    2 п о н  д у р

                                  д       я              я

                                  в       т              н

                             3 с а б а н т у й     е

                                           а

                                         4  ч у в а ш и

                                           к

                         8  р у с с к и е

Ведущий 1:    Следующая номинация – «Листая дневник фестиваля». Обратимся к календарю.

Ведущий 2:    Мы рады, что каждый день фестиваля был насыщенным и оставил    

                        незабываемое впечатление в душе каждого из вас. Это доказывают ваши  

                         многочисленные творческие работы на страничках дневника.

                         (Ведущий делает обзор дневника фестиваля)

Ведущий 1:    Дорогие ребята. В течение пяти дней вы думали над главным вопросом

                        фестиваля «Что объединяет все народы России?»  Давайте посмотрим, какие

                        же   ответы мы получили на этот вопрос.

                       (Ведущий зачитывает ответы учащихся  из конверта)

Ведущий 2:  Да, вы верно подметили сходства в традициях, обычаях, играх и даже  кухне

                      народов России.  Все это помогает нам тысячелетиями жить в согласии и мире

                      на территории  нашей  великой и могучей страны – России.

Ведущий 1:  Перед вами – карта России.

                     (Контур России обозначен мелом на полу).

                      Сейчас мы проведем игру «Кто где живет». Представителям каждой

                      национальности по сигналу нужно найти и занять своё место на карте.

                (Ведущий проверяет правильность выбора места детьми.  Дети стоят  в контуре

                 карты России)

Ведущий 2:   Ребята, давайте возьмемся за руки  - это и будет символом единства и дружбы    

                       народов, а значит – могущества России

                                (Звучит Гимн России.)

Ведущий:     С этого момента наш фестиваль считаем закрытым.

                               

                         

                                                                                                                                                                                                                                 

                             

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-религиозные традиции народов России». Сценарий к Рождеству.

Цель: способствовать:расширению у детей знаний о празднике Рождества;знакомству с христианской культурой;воспитанию любви, доброты, справедливости;  дать возможность ребятам раскрыть свои тв...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Сценарий фестиваля "Кухни народов России и ближнего зарубежья"

Данный сценарий разработан для 1-3, 4-6, 7-11 классов...

Сценарий ко дню толерантности "Народы России"

Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям....

Сценарий познавательного мероприятия "Музыка народов России"

Небольшой экскур по мелодиям и песням разеых народов нашей необъятной России"...

Сценарий "Фестиваль народов России: ненцы"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященному году народов России...