Обобщение опыта воспитательной работы "Дарить огонь души…"
методическая разработка (1 класс) по теме

Малютина Наталья Анатольевна

 Обобщение воспитательной работы учителя начальных классов

«Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день в течение 10 лет давать ему 4 урока - урок здоровья, урок  любви, урок мудрости, урок труда»   А когда спросили, какой урок самый важный и самый трудный, мудрец, не задумываясь, ответил: «Урок любви! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_-_obobshchenie_opyta.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района Ставропольского края

Обобщение опыта

воспитательной работы

Дарить огонь души…

        

Подготовила:

учитель начальных классов Малютина

Наталья  Анатольевна

Дарить огонь души…

«Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день в течение 10 лет давать ему 4 урока - урок здоровья, урок  любви, урок мудрости, урок труда»   А когда спросили, какой урок самый важный и самый трудный, мудрец, не задумываясь, ответил: «Урок любви! Потому,  что без любви  никому не нужны ни здоровье, ни мудрость, ни труд! Зачем  всё это человеку, если нет в его душе любви: к своему ближнему, к работе, к своему телу».

Педагогический стаж моей работы – 22 года.  Все эти годы работала в  Советскорунной средней школе: с  2008 года по настоящее время работаю учителем начальных классов.

Классным руководителем работаю 19 лет и не изменяю своему принципу: «Сначала любовь, понимание и приятие человека, затем сотрудничество и сотворчество, взаимодействие, направленное на развитие, коррекцию проблем и недостатков»

Я:

  1. принимаю ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
  2. понимаю, что современный человек будет тогда успешен, когда он интеллектуально развит и умеет адекватно адаптироваться в быстро меняющемся мире;
  3. но в тоже время принимаю, что для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце, способность к общению, к признанию равенства души;
  4. потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учу маленького человека понимать и чувствовать другого человека;
  5. иду вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, которую я сама закончила. Второй опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель.

Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель.

В своей педагогической деятельности я исхожу  из такого определения воспитания:  “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.

Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка,      вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где  ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Стараюсь приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что  там его ждут.  Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым   своих потенциальных возможностей. Поэтому моя  педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое  «Я».  Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю  условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.   Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:

  1. Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка
  2. В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей
  3. Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи

В работе я опираюсь на документы:

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании”.
  2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения).
  3. Конвенция о правах ребенка, 1993 г.
  4. Устав муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 пос. Советское руно
  5. Устав детской организации «Маяк»

 В своей работе использую  проектные, исследовательские технологии; технологии развития креативного мышления, дидактические игры; технологии сотрудничества и успешности, коллективных творческих дел, а так же здоровьесберегающие; “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Аристотель Я. Корчак., а также методику Щурковой Н.Е., которая  позволила строить воспитательную систему более эффективно, так как по результатам диагностики есть возможность опираться на индивидуальные потребности, качества.

          Для меня, классного руководителя 1 класса, большим подспорьем   стала работа по программе  “Преображение”,  которая была разработана мною для  учащихся младших классов и рассчитана на 4 года в течение которых учащиеся развивают личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы.

Образ выпускника складывается из  потенциалов личности:

  1. нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического.

Исходя из этого, целью моей работы является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. - формирование  потребности и мотивации нравственного поведения;
  2. - формирование представления о здоровом образе жизни;
  3. - формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;
  4. - создание условий для обогащения эмоционального мира детей.

Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

  1. Организационно-координирующие (разработка плана деятельности, ведение документации, взаимодействие с учащимися и организация разнообразной деятельности детей, установление контактов с родителями, связи школы и семьи);
  2. Коммуникативные (регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик, помощь в решении проблем);
  3. Аналитико-прогностические (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся, определение состояния и перспектив развития классного коллектива);
  4. Контрольные (контроль за успеваемостью, воспитанием и посещаемостью учебного учреждения).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я»,  все они такие замечательные! В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы.

Необходимо, чтобы растущая личность была включена в «орбиту» ценностных отношений коллектива, так как нравственная личность формируется в деятельности. В классе, где я являюсь классным руководителем, все учащиеся имеют определенные обязанности, каждый наделен определенными полномочиями. В классе хорошо развита система самоуправления (Приложение 1).

Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя, направленная на раскрытие возможностей каждого ребенка, на развитие их индивидуальных способностей, талантов, познавательных интересов, инициативы. По всем направлениям деятельности проводятся разнообразные мероприятия: классные часы, поездки, экскурсии, прогулки, соревнования, праздники, встречи, конкурсы.

Реализация воспитательной деятельности

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

  1. - духовно-нравственное;
  2. - гражданско-патриотическое;
  3. - научно-познавательное;
  4. - общественно-полезное;
  5. - художественно-эстетическое;
  6. - спортивно-оздоровительное;
  7. - проектная деятельность.

                               Духовно-нравственное направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, классные часы, встречи с интересными людьми,  конкурсы, концерты, работа кружка, проектная деятельность.

Большую работу веду по приобщению детей к духовно-нравственным истокам, традициям, ценностям. Ежегодно  класс участвует в конкурсах поэтического мастерства, конкурсах фотографий, рисунков и поделок.   Нравятся ребятам экскурсии по родному посёлку. Особенно запомнилась детям поездка в музеи г. Ипатово  и  г. Ставрополя,  после посещения которого в душах детей надолго остались радостные и теплые воспоминания. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию («Средние века: Время рыцарей и замков», «Моя малая Родина» (к 80-летию пос. Советское Руно),  «Моё родное Ставрополье», «Судьба и Родина едины» и т.д.) во многом способствуют развитию у учащихся интереса к истории своей страны, своей малой родины.  Стало уже традицией приглашать на классные часы работников поселковой библиотеки и школьного библиотекаря. Мои воспитанники являются самыми активными участниками таких мероприятий, проводимых в нашей школе ежегодно: «Широкая Масленица», «День славянской письменности». Учащиеся очень любят мастерить, фантазировать, а главное – дарить произведения своего творчества родным и близким!

Особое внимание в данном направлении уделяю  диагностическим исследованиям. Для выявления  степени  интереса младших школьников к нравственной проблематике  использую  методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф.Шубиной.

Ежегодно провожу  работа по диагностике уровня воспитанности ребят. Проследите в динамике:

Показатели воспитанности

2 класс

3 класс

4 класс

Долг и ответственность

3,4

3,7

4

Бережливость

4

4,2

4,3

Дисциплинированность

3,3

3,6

4

Отношение к учёбе

4

4

3,7

Отношение к труду

4

4,2

4,2

Коллективизм и товарищество

3,2

3,6

4,2

Доброта и отзывчивость

3,8

4

4,2

Честность и правдивость

4,4

4,4

4,2

Требовательность к себе

3,4

3,8

4

Культурный уровень

3,2

3,6

4

В среднем по классу

3,67

3,91

4

                        Гражданско-патриотическое направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, кружковая работа, поисковая работа.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны. Уроки России, Уроки Мужества («Дети и война», «Этих дней не смолкает слава», «Вспомнить всех поименно…») стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе, воспитывают в них дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли.  Встречи с ветеранами и участниками войн,  участие в конкурсах («А ну-ка, мальчики») – все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

                           Спортивно-оздоровительное направление

Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня здоровья, посещение спортивных кружков и секций, организация походов по родному поселку  –  вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам. Большую помощь в воспитательной работе по данному направлению оказывает школьные  кружки по туризму,  баскетболу и теннису, который с удовольствием посещают мои ученики. В классе есть свои спортсмены, имеющие награды не только школьного и районного уровня.  Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.  Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», состязание «Папа, мама, я спортивная семья», конкурс поделок по пожарной безопасности, операция «Чистый двор», участие в концертах.

Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости (Приложение 2).

        Научно-познавательное направление и проектная деятельность

Формы работы: творческие конкурсы и олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, предметные недели, ведение портфолио ученика.

Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделях, творческих конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Третий год подряд учащиеся класса участвуют в таких всероссийских конкурсах как «Инфознайка», «Интеллект», «Мультитест», «Альбус», показывая неплохие результаты. Повысился интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности.  Дети готовят материалы для проведения классных часов,  конкурсов, викторин,  семейных праздников. Большинство учеников в классе – это творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию. Занятость детей во внеурочное время составляет 85% –  свободное время учащиеся проводят с пользой, развивая свой творческий потенциал.

По данному направлению  провожу исследования, которые заносятся в диагностическую карту учащихся класса. В конце четвертого класса провожу  диагностику уровня интеллектуального развития школьников при переходе в среднее звено.

Результатом планомерной работы  в этом направлении является  100% обученность, 60% - качество (Приложения 3-5)

Художественно-эстетическое направление

Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми,  концерты, тематические классные часы, классные огоньки,  анкетирование, праздники.

Это направление деятельности является для многих моих ребят формой активного самовыражения, раскрытия талантов, позволяя каждому ребенку заявить о себе: «А вот и я!» Классные огоньки, семейные праздники, конкурсы рисунков, стихов,  подготовка к проведению праздников – все это еще больше сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели.

Каждый год, теперь уже по традиции, провожу классные часы под общей темой «Мир моих увлечений». На этих классных занятиях дети раскрываются как-то по-особенному: каждому хочется больше рассказать о себе, заинтересовать других своим увлечением, порадовать всех своими успехами и достижениями. Выступление на таких классных часах положило начало созданию каждым учащимся своего портфолио, работа над которым ведется постоянно. В течение года, так же, ведём работу по созданию классного портфолио. В конкурсе классных портфолио среди 1-11 классов мы заняли 1 - место (Приложение 6).

Общественно-полезная деятельность

Формы работы: акция,  классный час, трудовой десант.

Участвуя  в акциях «Забота», «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке», «Спешите делать добро» в субботниках, дежурство по классу приобщаю ребят  к общественной работе, воспитываю сознательное отношение к своим обязанностям.

                                                     Семья и школа

Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, организация праздников и юбилеев, концерты, семейные праздники, экскурсии, поездки, походы, родительские собрания.

Для большинства моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках, секциях – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.

       Родители учеников принимают самое активное участие в жизни не только класса, но и школы: выступают на общешкольных родительских собраниях, помогают в подготовке и проведении различных мероприятий. Хочется отметить, что многие из родителей, окончив среднюю школу № 7, привели сюда и своих детей, а это вдвойне приятно. Очень активно работает родительский комитет, ни одно классное мероприятие не остается без внимания родителей. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.

         Своим опытом воспитательной работы делюсь на ШМО классных руководителей, работы по воспитательной деятельности публикую на  персональном сайте http://nsportal.ru/user/155958  и  на интернет-портале  www.proshkolu.ru .

Результативность опыта

Для проверки результативности деятельности учителя по организации образовательного процесса на пути повышения эффективности духовно-нравственного образования и воспитания учащихся через активные формы и методы обучения и воспитания, были определены следующие показатели:

        1) качество знаний учащихся (по итоговым отметкам за учебный год);

2) достижения детей в олимпиадах, конкурсах;

          3) показатели творческих способностей младших школьников через личностно ориентированное обучение и здоровьесберегающие технологии;

4) мониторинг уровня воспитанности;

Анализ качества знаний учащихся показал, что на протяжении последних трех лет работы наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся. Радует то, что при переходе в пятый класс ребята подтвердили свои знания по предметам.  Общая успеваемость, т.е. количество школьников с положительными отметками по итогам года («3», «4», «5»), стабильна и составляет 100 %.

Количество обучающихся, успевающих на «4»  и «5» за последние 3 года выросло с 57%  до 67%. Ребята принимают активное участие в всех классных и общешкольных мероприятиях.  

(Приложения 7-9)

Добрые и веселые, способные и активные, любящие и понимающие,  отзывчивые и порядочные, сплоченные и дружные, милосердные и добросовестные – вот какие они, мои дети! Мы одна семья: вместе радуемся успехам, вместе решаем возникшие проблемы. Дети сообща учатся уважению и взаимопониманию, оказывая друг другу поддержку и взаимовыручку.