Урок благотворительности "Волшебники добра"
классный час (4 класс) по теме

Иноземцева Елена Зыгмундовна

Нравственный классный час для начальной школы. Понятия "добро", "благотворительность", "меценат".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_blagotvoritelnosti.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Берновская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Пушкина»

Тверской  области, Старицкого района

          Урок благотворительности

«Волшебники добра»

Иноземцева Елена Зыгмундовна

учитель начальных классов

                                                  2012г.

                                                Урок благотворительности.

                                                Тема: «Волшебники добра»

Цели:

-дать первоначальное представление об идеях благотворительности и меценатства;

- объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро», «благотворительность», «меценат»;

-прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества, на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию;

- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;

-пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование кабинета:

Кабинет, в котором проводится урок, оформлен:

  1. плакатом с изображением яркого солнца со словами  «Поделись своей добротой!»
  2. высказываниями о доброте и добрых делах;
  3. портретами меценатов и благотворителей;
  4. табличками с пословицами и поговорками о доброте.

Для проведения урока также понадобится магнитофон.

                                                                  Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

      Вспомним великолепное стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

      Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять.          

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».

   -Цель нашего занятия - выяснить, что такое «благотворительность», кого можно назвать «меценатом», и можем ли мы совершать благотворительные поступки?

    -Ребята, как вы понимаете значение таких слов, как «доброта», «забота», «защита», «благотворительность», «меценат»?

(ответы детей)

      2.Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта».

Целесообразно предложить детям поразмышлять о смысле слова «хороший».

Вопросы:

- Проанализируйте, когда человеку хорошо?

- Подберите синоним к слову «Хорошо». (Добро).

-Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное)

(Читает ученик.)

               ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

-И откуда, - спросишь ты, -

В доме столько доброты?

                                                  Л.Николаенко

-Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл?

-Можно ли человека заставить быть добрым?

-Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

Учитель.

- Согласны ли вы со словами Л.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье- жить для другого»?

Ребята работают с толковым словарем С.И.Ожегова и отыскивают понятие слова «доброта»

Понятие «доброта» в толковом словаре С.И.Ожегова объясняется так: «Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим»

-Как вы думаете, какими могут быть добрые дела?

-Послушайте рассказ  В.В.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась» и оцените поступок девочки.

           ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

-Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

Вопросы для анализа рассказа:

- Как вы оцениваете поступок Зои?

- Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

-Как бы вы поступили в таком случае?

-Какие добрые дела может сделать человек?

   3. Инсценировка сказки В.А.Сухомлинского.

КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА

    Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают.

Увидела белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

-Почему это ты дятел, плачешь?

-Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И Бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

-Почему радуются Белочка и бельчата?

_ Какое дело совершила Белка?

- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель. Значит любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда надо просчитать на два шага вперед.

Учитель. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно.

«От добра-  добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

      4. Анализ ситуаций.

Ситуации:

1) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

2) Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна ему чем-то отблагодарить.

- Почему мальчик из первого рассказа так поступил?

- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?

- Какая пословица подходит к данному рассказу? (От добра добра не  ищут. Скромность украшает героя.)

- Сформулируйте главную мысль рассказа. (Всякая помощь хороша вовремя.)

 Учитель. В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое  дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

Учитель. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится все больше. Кто-то купил пушистую сосенку и отнес в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты.

      5.Обсуждение понятия «благотворительность», «меценат».

   На доске размещаются карточки с парами слов:

Благо – добро, польза;

Творить – делать.

- В старину добрые дела называли «благими».

Посмотрите на карточки и скажите, как же тогда можно объяснить значение слова «благотворительность»?

А теперь проверим, правильно ли мы объяснили значение этого слова.

«Благотворительность- это действия и поступки, направленные на общественную пользу».

- Когда  возникла благотворительность?

Идеи благотворительности не новы для России, первые упоминания о благотворительности относятся к Х веку. Но до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.

-Как вы думаете, ребята, почему?

-Ребята, подумайте и скажите. Как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью?

(благотворитель)

-А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо?

-Что вы делали доброго и для кого? Как вы помогали людям?

(просто так, даром)

-А еще говорят «безвозмездно».

-Какие поступки можно назвать благотворительными?

(безвозмездные)

-Ребята, а кому можно и нужно, по вашему мнению оказывать благотворительную помощь?

(детскому саду, детскому дому, дому престарелых, школе и т. д.)

-А кто может быть благотворителем?

(один человек, родители, класс, школа, предприятие, завод и т. д.)

Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие.

Помощь крупных предприятий выражается в выделении крупных денежных средств на ремонт детских учреждений, на приобретение компьютеров в школу, на покупку игрушек и одежды в детские дома и др.

Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, на защиту окружающей среды.

Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины.

Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания, называют – Меценаты.

 (На данном этапе учитель демонстрирует портреты и рассказывает о известных российских меценатах  Третьякове, Морозове.)

-Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать меценаты?

     6.Объяснение смысла пословиц, комментирование.

Учитель: Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

- Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

Игра «Соберите пословицы из слов»

(Пословицы написаны на карточках и разрезаны на две части)

1. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2.Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3.Не хвались серебром, а хвались добром.

4.Кто добро творит, того бог отблагодарит.

5.Худо тому, кто добра не творит никому.

6..Доброе дело питает и душу и тело.

7.Делай другим добро - будешь и сам без беды.

8.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

9. За добрые дела добром платят.

- Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступать?

Слово учителя.

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми. А это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

   7.Анализ качеств человека.

-  Поиграем в игру «Аукцион слов»

На столе таблички со словами:

трусость, хвастливость, лживость, жестокость, глупость, безделье, скупость, невежество,

решительность, любознательность, правдивость, ответственность, стыдливость, честность, дружелюбие, храбрость, надёжность, терпеливость, гордость, смелость, товарищество, доброта, благородство, тактичность, вежливость, пунктуальность, скромность, бестактность, обидчивость.

- Представьте весы с двумя чашами. Распределите эти качества: на одну чашу поместите положительные качества, на другую - отрицательные.

- Какой же вывод из этого вы сделали? (Ответы детей)

    8.Игра «Волшебный цветок добра»

Учитель: Ребята, я приглашаю вас поиграть.

- Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем буду рассказывать.

- В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

Методические комментарии:

Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко.

Учитель:

- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя.

- Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах.

- Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

- Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.

- Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

- Ребята, а теперь откройте глаза.

      9.Обобщение.

Слово учителя.

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

                                Не стой в стороне равнодушно,

                                Когда у кого-то беда.

                                Рвануться на выручку нужно

                                В любую минуту всегда.

                                И если кому-то поможет

                                Твоя доброта и улыбка твоя,

                                Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

                                Что годы живешь ты не зря!

- Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет

песенка «Идем дорогою добра».

Музыкальная часть:

Звучит песенка « Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

     10.Практическое  домашнее задание: письмо маме…

Учитель. Вы сегодня дома в роли волшебников добра приступите к практической деятельности. Предлагаю вам написать письмо своему близкому человеку (маме, бабушке, папе, другу). Но письмо не простое, слова и текст надо продумать. Чтобы они были частичкой вашей души, добра. А человеку после прочтения вашего послания стало тепло.