Внеурочная деятельность в 1 классе. Азбука этикета.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Колоскова Лариса Александровна

Я в 1 классе провожу кружок. Он называется "Азбука этикета". Очень интересные и познавательные темы. Детям очень нравится. Они с большим удовольствием приходят на занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_1.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Лицей  № 6»

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Афанасьева Е.С./


«____»  августа  2012 г.

                                   УТВЕРЖДЕНА


приказом от __________ № _______

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «____»___________ 2012г.

Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»

__________/Маскаева О.В./

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Азбука этикета»

для 1 класса

Составитель

Колоскова Л.А., учитель начальных классов

второй квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета»  (общекультурное направление) разработана для 1 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения).  

Цели программы:

   Кружок «Азбука этикета» нацеливает на овладение учениками умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками. Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

 Кружок «Азбука этикета» призван решить следующие задачи:  - формирование у детей потребности в речевом совершенствовании; расширение словарного запаса учеников, - развитие у учеников готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию воспитывать уважение к старшим.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; -

 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

  - Рабочая программа рассчитана на 33 часа  (1 час в неделю, 33 недели).

Основные формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

№ п/п

Раздел программы

Всего часов

Содержание

1

Школьный этикет

1

Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие готовность к уроку». Понятие перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

2

Правила общения


7

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

3

О трудолюбии


8

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

4

.Культура внешнего вида


9

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.

5

Внешкольный этикет

8

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.

Требования к уровню усвоения программы.

Освоение учащимися программы «Азбука этикета» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений. Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.  

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на этикет как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Решать нравственные задачи с такими понятиями. Например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?».

планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка,- моделировать новые формы, различные ситуации.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами средствами выразительности языка

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать стандартные приёмы эстетических форм общения. Распределение ролей,  представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям            

Младшие школьники получат возможность научиться:

 Ведению диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения. Уважительное восприятие других точек зрения Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете - Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Оценка  планируемых результатов освоения программы.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в конкурсах Школьных мероприятиях, концертах.

Участие в школьных мероприятиях  является важным итоговым этапом занятий

Литература.

Для учителя: Литература:

Осипова М.П. Воспитание 1 класс.

Осипова М.П., Козлович С.И., КОРОЛЬ Е.Д. Модель Ориентир.

Паюсова Н.А., Шаврина О.П. Филология. Русский язык и литература.

. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)

. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)

. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)

.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как

субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)

http://www.portal-slovo.ru/

. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html

Для учащихся:

-Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

-Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

-Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

-Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

-Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

____________/Афанасьева Е.С./

«____» августа 2012г.

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности

«Азбука этикета» для 1-ых классов

на 2012 – 2013 учебный год.

Учитель: Колоскова Л.А.

№ п/п

Дата проведения

№ урока в разделе

Тема

Примечания

Школьный этикет (1 час)

1

03.09-07.09

1

Правила поведения в школе.

Правила общения 7 часов

2

10.09-14.09

1

Понятия «доброжелательность», «вежливость»..

3

17.09-21.09

2

Отношение человека к окружающим его людям.

4

24.09-28.09

3

Содержание понятий «дружба» и «одноклассники».

5

01.10-05.10

4

Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения.

6

08.10-12.10

5

Знакомство с историей имён, появлением фамилий

7

15.10-19.10

6

Обращение к одноклассникам.

8

22.10-26.10

7

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций

О трудолюбии (8 часов)

9

05.11-09.11

1

Понятие « учебный труд».

10

12.11-16.11

2

Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

11

19.11-23.11

3

Польза труда в жизни человека.

12

26.11-30.11

4

Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом

13

03.12-07.12

5

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться.

14

10.12-14.12

6

Организация труда.

15-16

17.12-28.12

7-8

Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.


Культура внешнего вида ( 9 часов)

17

14.01-18.01

1

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность.

18

21.01-25.01

2

Как должен выглядеть ученик

19

28.01-01.02

3

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний

20

04.02-08.02

4

Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.

21-22

11.02-01.03

5-6

Основные правила Мойдодыра.        

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»         1

23-24

04.03-15.03

7-8

Каждой вещи свое место.        

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

25

18.03-20.03

9

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду.

Внешкольный этикет (8 часов)

26

01.04-05.04

1

Общение с незнакомыми людьми.

27

08.04-12.04

2

Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций.

28

15.04-19.04

3

Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора.

29

22.04-26.04

4

Понятие « общественный транспорт».

30-31

29.04-10.05

5-6

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации

32-33

13.05-24.05

7-8

Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.

Итого количество часов:

33

33

По программе

Выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"...

Внеурочная деятельность "Путешествие по стране Этикета" 3 класс Тема: "Дружим с добрыми словами"

Занятие поможет раскрыть волшебную силу добра, доказать необходимость делать добро людям; воспитывать культуру общения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета"...

рабочая программа по внеурочной деятельности " Этика общения и этикет" для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

внеурочная деятельность рабочая программа " Речевой этикет"

разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Речевой этикет" 4 класс  Т.А.  Ладыженская...