Воспитательная программа "Дорога к миру"
рабочая программа по теме

Винокурова Елена Александровна

 

Программа призывает решать проблемы нравственного порядка, а стало быть, она не может быть неактуальной, невостребованной, так как  высоконравственная, толерантная личность - двигатель качественного развития общества. Программа призвана создать  благоприятные условия для развития детей, которым предстоит строить в будущем гуманный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doroga_k_miru_vinokurova_e_a.doc406 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа» Алтайского края Романовского района

                                                       Утверждена

                                                       решением методического совета

                                                        «___»  ____________  2009 года

                               Протокол № ____

                                                                 Директор МОУ «Романовская СОШ»

                                                          ______________        Н.П.Савченко 

Воспитательная программа

                                                                                                                                     

                                                                                                  

Составила: Винокурова Е.А.   

учитель начальных классов

                                   

                                             

                                               Романово, 2009

  1. Актуальность программы

     Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического  государства, способных   к социализации, уважающих права и свободы личности,  обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

    Актуальность программы «Дорога к миру» продиктована необходимостью формирования таких базовых компетентностей, которые бы помогли будущему гражданину нашей необъятной, многонациональной родины быть толерантным во всех отношениях и на этой базе стать настоящим интеллигентным человеком.          

    Необходимость в создании программы возникла в 2009 когда я набрала в свой 1 «б» класс 25 абсолютно разных детей : с разными характерами, с разным уровнем воспитанности, из разных по материальному положению семей. С первых дней в школе дети ссорились, обзывали друг друга, на переменах стали происходить драки. И с каждым днём ситуация всё ухудшалась, не помогали ни индивидуальные, ни групповые беседы. Неоднократно приходилось вызывать по поводу неприятных инцидентов родителей провинившихся и пострадавших детей. Я поняла, что так продолжаться больше не может, надо что- то менять.

      На родительском собрании и при беседе с ребятами мы выяснили следующие проблемы класса                     

                        - нетерпимость;

                             - непринятие некоторых детей;

                                 - отсутствие взаимопонимания;

                                    - неумение радоваться успехам другого человека.                                                                            

   Считаю, что эти проблемы – актуальны. От педагогов, классного руководителя и родителей зависит очень многое - каким будет будущий взрослый ЧЕЛОВЕК, каким будет НОВОЕ ОБЩЕСТВО, строить которое будут нынешние мальчишки и девчонки. Для того, чтобы  в этом обществе было комфортно, нужно, чтобы юное поколение выросло высоконравственными людьми.

     Воспитывать – значит, учить человека относиться к  людям по-человечески.   Итогом воспитательной деятельности является воспитание деятельной личности с самостоятельной инициативой, критическим отношением к окружающему, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, честной         и отзывчивой на всё доброе и хорошее. И это я считаю основной целью учителя. Как же достичь этой цели? Как организовать работу с классом, чтобы  решить выявленные проблемы?

     Посовещавшись  с детьми и родителями, мы  пришли к выводу, что для решения  общих проблем  необходимо  объединиться, стать одной дружной семьёй и проложить тот путь, который приведёт нас к гармоничной жизни в обществе. «Дорога к миру»- именно так было предложено назвать нашу воспитательную программу, участниками которой должны стать педагоги, учащиеся и родители.

   Если  научиться ладить со своими одноклассниками, жить в мире и согласии с теми, кто рядом практически каждый день, то и в дальнейшей жизни ребёнку будет проще адаптироваться в НОВОМ для него обществе. Каждый человек стремится к счастью, а СЧАСТЬЕ – это когда тебя понимают и принимают таким, какой ты есть , когда вокруг тебя - толерантные личности.

    Сегодняшние дети - это будущее ОБЩЕСТВО, которое они построят сами на основе СВОИХ принципов, сформированных в том числе и в школьной жизни.

   Наша программа призывает решать проблемы нравственного порядка, а стало быть, она не может быть неактуальной, невостребованной, так как  высоконравственная, толерантная личность - двигатель качественного развития общества. Программа призвана создать  благоприятные условия для развития детей, которым предстоит строить в будущем гуманный мир.

Вместе с учащимися мы определили правила и нормы взаимоотношений учащихся, педагогов и родителей:

  1. Дари людям радость!
  2. Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое!
  3. Делай добро!
  4. Люби и прощай людей!
  5. Бойся обидеть человека!
  6. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!                                                             

 Программа составлена на основе нормативных документов.                                                                                  

    •Конвенция ООН о правах ребёнка.

    •Закон РФ «Об образовании».

    •Программа развития воспитания в системе образования России на 2002- 2004 гг.

    •Программа развития воспитания  МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа.

    •Декларация принципов толерантности.

                          2. Цель программы

       Формирование социальных, коммуникативных, ценностно-смысловых и общекультурных базовых компетентностей через воспитание в детях миролюбия, принятия и понимания других людей и умения позитивно с ними взаимодействовать

  1. Задачи программы:  

  1. Способствовать созданию толерантного коллектива, в котором  можно высказать своё мнение, услышать чужое, выбрать наиболее  конструктивное.  
  2. Воспитание человека, способного адаптироваться в классе, обществе,

           в современном мире.

  1. Формирование культуры общения.
  2. Создание условий для самореализации личности во внеурочное время.                                
  1. Принципы реализации программы

Название принципа

Сущность принципа

Правила

О

б

щ

е

п

е

д

а

г

о

г

и

ч

е

с

к

и

й


 

 

 

 

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

  1. развитие интереса к проблеме толерантности;
  2. развитие мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя толерантности;
  3. четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
  4. постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;
  5. ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индив идуальных  и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками),  степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл «Тайны психики ребенка», СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.   В младшем школьном возрасте: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений, продолжать развивать моральное мировоззрение, трансформировать толерантность в один из нравственных законов внутри личности.  

  1. тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
  2. организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
  3. определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;
  4. минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание  общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;
  5. включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальной жизни

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи,  мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

  1. опираться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром;
  2. учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);
  3. отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
  4. использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

  1. подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
  2. демонстрация последствий толерантности и интолерантности;
  3. поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
  4. возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

  1. организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей  становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

  1. выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
  2. создание ситуации успеха.

Ч

а

с

т

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности.

  1. изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
  2. опираться на возможности и уровень социальной среды;
  3. интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми  воспринимаются как морализаторство,  поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

  1. использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;
  2. недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

  1. соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
  2. перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:

 

  1. опора на позитивный опыт толерантного  взаимодействия;
  2. создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;
  3. использование демократического стиля педагогического руководства;
  4. организация диалога и сотрудничества в коллективе;
  5. организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива. 

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципов воспитания  толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

  1. актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
  2. организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанника  произошедших с ним  изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

  1. побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

                   5. Возрастные особенности учащихся

При составлении программы учитывается, что

- Возраст участников 7-11 лет. Данный возрастной этап характеризуется осознанием себя, началом вхождения в общество, поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а также осмысления себя в «культурном ландшафте».

- Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.

- Дети младшего школьного возраста увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению, хотя часто им не хватает социального опыта. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

- Ребенок, особенно маленький, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы  привлекаются школьный психолог, социальный педагог, преподаватели области искусств и просто интересные люди.

- Иногда у детей возникают сложные взаимоотношения в семье. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и проведении многих предлагаемых программой форм воспитательной работы.

   Процесс формирования толерантности, как любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой «обитает» ребёнок и в которой происходит воспитание тех или иных компетенций.

    Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в её реализации семей младших школьников, педагогов и других сотрудников образовательного учреждения.

                            6. Этапы реализации программы

Название этапа

Краткая характеристика

Время исполнения

1.Организационный  этап

На этом этапе проводится заседание «Круглого стола», ребята определяют актуальность и значимость поставленных проблем, перспективы их решения; обсуждается рациональный режим проведения программы. Рекомендуется провести анкетирование с целью выявления индивидуальных потребностей ребёнка, его духовных запросов и интересов.

Сентябрь 2009 года

2.Подготовительный этап

Участники программы осмысливают цели, расставляют задачи, планируют деятельность.

Сентябрь 2009 года

3.Исследовательский этап

Каждый участник в течение всей программы ведёт собственное исследование, задача которого рифмуется с задачей программы. В ходе частного исследования учащийся должен спроектировать модель жизни класса, которая бы способствовала  изменению реальной ситуации в отношениях между одноклассниками. Результаты исследования рекламируются, изучаются,

суммируются…и учитываются при реализации программы .

Сентябрь 2009- май 2013 г.

4.Реализация программы

Самый основной этап программы. Всё то, что запланировано, приводится в действие согласно содержанию программы.

Октябрь 2009- май 2013 г.

5.Защита программы

Презентация программы происходит по завершении срока, запланированного в программе. Сюда относится:

выставка рисунков, слайд – презентация, распространение опыта в других классах школы.

Май  2013 года

6.Оценка и коррекция программы

На этом этапе дети вместе с учителем обсуждают, что удалось, а над чем можно ещё поработать

май 2013 года

                     

                       7.Содержание программы

Программа включает в себя четыре «шага».

(«Шаг» - промежуток пути по «Дороге к миру»)

«Первый шаг» – 1 класс

Результат реализации воспитательной программы в 1 классе:

1.Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика

Основная идея

Срок

         

Классный час

Какой я? Какая я?

Дать представление о качествах, выражающих отношение к себе; побудить к самоанализу, самооцениванию и самоотношению.


10.2009


Беседа

Моя семья.

Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи; привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях; побудить и организовать процессы саморегуляции, анализа поведения с близкими.

11.2009

Игра

Мои желания.

Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе.


12.2009

Игра-путешествие

Все мы разные.

Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также к позитивной оценке подростка сверстниками.


01.2010

Тренинг

Я и моё имя.

Углубить знания об именах и о своем имени; формирование положительного отношения к себе и своему имени.


01.2010

Тренинг

Что такое воля?

Продолжать формировать представление о волевых качествах; побудить к самоанализу своих поступков, развитию волевых качеств.


02.2010

Беседа

Мои привычки.

Дать представление о полезных и вредных привычках; побудить к самоанализу, самооценке своего поведения, привычек; вырабатывать положительное отношение и стремление к изменению своих привычек.



02.2010

Классный час

Мои любимые герои

Способствовать выработке идеалов и жизненных ценностей, позитивных жизненных сценариев; формирование умений слушать другого, договориться.


03.2010

Тренинг

Я в семье.

Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи; привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях; побудить и организовать процессы саморегуляции, анализа поведения с близкими.


04.2010

Беседа

Добро и зло.

Формировать умение анализировать текст (психологический и этический аспекты анализа); получить представление о добре и зле



05.2010

 «Второй шаг» – 2 класс      

Результат реализации воспитательной программы во 2 классе:

1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Проявление внутренней позиции.

3. Формирование навыков внутренней позиции.

4. Формирование нравственных понятий

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика

Основная идея

Игра-путешествие

Главное правило жизни.

Формирование умения вступать в конфликт; формирование представления о внешних проявлениях добра и зла; усвоение «главного правила нравственности»; формирование представления о сочувствии, сопереживании.


09.2010

Тренинг

Учимся строить добрые отношения в семье.

Приобретение опыта принятия как положительных, так и отрицательных переживаний


10.0210

Классный час

Я в мире людей.

Дать детям представление о своем месте в мире, месте жительства на Земле; побудить к развитию у детей гражданских чувств.


10.2010

Беседа

Я друг.

Дать представление о дружбе, товариществе; побудить к рефлексии отношений с одноклассниками, своих качеств как друга (подруги); показать ценность дружбы.


11.2010

Дискуссия

Любовь – главное чувство человека.

Дать представление о любви как одной из величайших жизненных ценностей; побудить к самоанализу, размышлению о своих чувствах к близким, их проявлениям; побудить к стремлению совершенствовать себя.


12.2010

Беседа

Мысль и слово.

Дать представление о связи мысли, речи и поведения; побудить к речевому самоконтролю, вежливому и внимательному общению к сверстникам и взрослым; формирование элементов речевой культуры.


01.2011

Классный час

От самопознания к самовоспитанию.

Развитие умения видеть, пронимать, анализировать, оценивать нравственно-психологический аспект событий, поступков;  побудить учащихся к самооцениванию качеств; помочь ориентироваться в системе нравственных ценностей и сделать свой выбор.


02.2011

Игра

Кто я? Какой я?

Формирование адекватной самооценки учащихся


03.2011

Игра

Мой характер.

Развивать у учащихся адекватно реагировать на собственные неуспехи и успехи других; развивать уважение и вежливое отношение к людям.


04.2011

Беседа

«Я и моя семья или я – не один»

Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи


05.2011

 «Третий шаг» – 3 класс    

Результат реализации воспитательной программы в 3 классе:

1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика

Основная идея

Классный час

Я – человек в мире людей.

Дать детям представление о своем месте в мире, месте жительства на Земле; побудить к развитию у детей гражданских чувств.


09.2011

Тренинг

Учимся оказывать и принимать знаки внимания.

Развивать внимательное отношение к окружающим людям; формировать умение оказывать и принимать знаки внимания; развивать взаимоуважение и вежливое отношение к людям; учиться быть внимательным к самому себе и окружающим


09.2011

Тренинг

Учимся реагировать на критику окружающих людей.

Развивать умение адекватно реагировать на критику окружающих людей; учиться находить позитивный выход из сложной ситуации; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого человека.


10.2011

Игра-путешествие

«Умение общаться»

Развивать умение участвовать в свободной беседе; развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого; развивать умение понимать чувства и настроение другого.


11.2011

Игра

Моё будущее.

Осмысление своей мечты

12.2011

Тестовое занятие

Взаимоотношения и дружба в классе.

Развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого; развивать умение понимать чувства и настроение другого.


01.2012

Игра-демонстрация

«Мое хобби»

Определение самобытности каждого ребенка через раскрытие

его увлечений.


02.2012

Классный час

«Всегда ли я хороший»

Стимулирование самоанализа детьми своего отношения к окружающим.


03.2012

Праздник

«День творчества»

Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе

проведения совместного праздничного досуга.



04.2012

Классный час

«Я сам»

Формирование ценностного отношения ребенка к своей личности.


05.2012

 «Четвертый шаг» – 4 класс

Результат реализации воспитательной программы в 4 классе:

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

Содержание воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы

Тематика

Основная идея


Игровой тренинг

«В зазеркалье: занятие 1 «Это я!»

Помощь каждому ребенку в процессе самоидентификации.


09.2012

Игровой тренинг

«В зазеркалье: занятие 2 «Мой мир!»

Стимулировать детей в осмыслении своего внутреннего мира.


10.2012

Тренинг

«Школа общения. Занятие 1 «Моё эхо»

Стимулирование самопознания и формирования умения терпимо воспринимать информацию о себе от других.



11.2012

Праздник

КТД «Творческие мастерские»

Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе проведения совместного праздничного досуга.


12.2012

Конкурсная игровая программа

 «Самый, самый, самый» 

Идентификация себя в коллективе.


01.2013

Классный час

«И на солнце есть пятна»

Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.


02.2013

Классный час

«Учись властвовать собой»

Формирование толерантности к себе.


03.2013

Игровой тренинг

«В зазеркалье:                    занятие 3«Гармония с самим собой!»

Развитие навыков самоанализа и укрепление процесса позитивного самопринятия личности.


03.2013

Игровой тренинг

«Перекресток души»

Поддержать процесс формирова-ния у детей позитив. самооценки.


04.2013

Коммуникативный тренинг

Школа общения. Занятие 2 «Диалог с самим собой»

Развитие умений самоанализа и самопринятия, а так же преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.


04.2013

Тренинг

Школа общения. Занятие 3 «Комплимент»

Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также укрепление позитивных межлич-ностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений


05.2013

КТД

«Это здорово!»

Осознание и самопринятие каж-дым ребенком своих способнос-тей, личностных черт через совместную творческую деятельность.


05.2013

8.Организационно-педагогические условия

  Для  мониторинга реализации программы избран совет  детского самоуправления, назначены ответственные за организацию и проведение классных и общешкольных, трудовых, спортивных мероприятий.

    В реализации данной программы активное участие принимает школьный психолог, который проводит тренинги  и ведёт индивидуальные беседы с проблемными детьми, социальный педагог, работники детской библиотеки.

   Программа рассчитана на тесное взаимодействие с родителями воспитанников, которые заинтересованы в успешной реализации программы.

                             9.Ожидаемые результаты

  1. Толерантное поведение  детей в их практической деятельности;
  2.  Обогащение эмоционального их мира   и формирование чувства понимания себя и других людей;
  3. Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов,   моральных норм поведения;
  4. Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

10.Критерии оценки результативности программы

     Оценить результаты программы планируется в конце 2012-2013 учебного года.

    Для оценки результативности созданной воспитательной программы  нами определены критерии и показатели ее эффективности.

Первый критерий -  самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии  с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности  на развитие личности ребенка, на  формирование его индивидуальности.

Второй критерий  – удовлетворенность учащегося, педагогов и родителей его жизнедеятельностью в школе. Он может рассматриваться в качестве мерила степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.

Третий критерий  – конкурентоспособность учащегося.  С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательных достижений не только на основе изменений, происходящих с конкретным учеником, но и  в сравнении с другими учащимися класса.

                 

                          11 .Обобщение авторского опыта

      Прошло почти четыре года. Приятно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам не только своих товарищей, но и  учителей. А  значит, не прошли наши совместные усилия даром.

     Чтобы управлять процессом формирования толерантности, надо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их развитии. Это требует создание соответствующих диагностических программ. Для того, чтобы увидеть воздействие программы на сознание детей, я периодически проверяю уровень их воспитанности, который определяется отношением детей к природе, труду, обществу, а так же к самому себе. Этот  уровень изменился в лучшую сторону (по методике Капустина Н.П.). 

Диагностическая программа изучения уровней

воспитанности   учащихся   класса (общее кол-во учащихся 25 человек)

         

                       Октябрь 2011 г.              Октябрь  2012 г.

     

      Для определения уровня   успешности воспитательной программы использую определённую  диагностику. В ходе программы изменяется отношение к школе, к учителям - предметникам, а так же к классному руководителю.

Диагностика успешности воспитательной работы

(по  методике Крупиной С.В.)

( общее количество учащихся 25 человек)

С каким настроением ты идёшь в школу?

                                                                                                                                                                                                                                 

                 Октябрь  2011 г.                                                    Октябрь  2012 г.

                           

Бывают ли у тебя в школе неприятности?

   

                Октябрь  2011 г.                                                    Октябрь  2012 г.

           

Бывают ли конфликты с классным руководителем?

        октябрь  2011 г.                                                    Октябрь  2012 г.

Какую роль выполняет в классе твой

классный       руководитель?

               Октябрь  2011 г.                                                    Октябрь  2012 г.

Что присуще  классному руководителю по отношению к тебе?

               Октябрь  2011 г.                                                    Октябрь  2010 г.          

                            Что хотелось бы от него перенять?

                      Октябрь 2011 г.                                                    Октябрь  2010 г.

     Можно с уверенностью сказать, что программа «Дорога к миру» действенна и жизнеспособна. Эта  деятельность увлекла ребят, сделала  их дружнее, терпимее друг к другу. Самая главная цель классного руководителя - создание единого дружного коллектива, а это и является важнейшим результатом программы.

     

                                               

Толерантная личность воспитанника

Позитивный опыт толерантного взаимодействия

Психологическая защищенность

Психолого-педагогическая поддержка

Благоприятная психологическая среда в педколлективе

Позитивные взаимоотношения детей и взрослых

Демократический стиль педагогического руководства

Благоприятная здоровая атмосфера в детском кол-ве

Сотрудничество

Диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "В мире добра"

Воспитательная программа  "В мире добра"  предоставляет  возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...

Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"

В статье вы  получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с  моделью  ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....

Программа воспитательной работы "В мире добра"

Данная программа разработана для обучающихся 1, 4 класса-комплекта, работающего по адаптированной образовательной программе....

Конспект воспитательного занятия "В мире книг"

Воспитательное занятие проводилось в 1 классе школы VII вида. Цель занятия - познакомить учащихся с многообразием литературы для детей.Школьникам демонстрирую выставку книг с русскими народн...

Воспитательная система "В мире добра" (1-4 класс)

Воспитательная система разработана для учащихся 1- 4 классов. В ней представлены основные направления воспитательной работы. Работа приводится в сокращении....

Воспитательная программа "В мире русской народной культуры"

Осознание того. что утрата многих народных традиций привела к разрыву связей поколений, заставило меня искать пути возрождения интереса детей к традициям нашего народа. Была разработана программа восп...

Воспитательная программа "В мире добра"

Воспитательная программа "В мире добра"...