Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».
классный час (1 класс) по теме

Шамыгина Юлия Стефановна

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.

Задачи урока:

  1. Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании детей.
  2. Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.
  3. Воспитание уважения к себе, своей семье, ответственного отношения к своим родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochitay_otca_i_mater_svoyu.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

по пятой Заповеди Божией:

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Эпиграф

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе»

Исократ

«Любовь и уважение к родителям есть без всякого сомнения чувства святые»

В.Г.Белинский

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.

Задачи урока: 

  1. Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании детей.
  2. Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.
  3. Воспитание уважения к себе, своей семье, ответственного отношения к своим родителям.

Оборудование:

  • Презентация
  • Ромашка
  • Ромашки для каждого (30 штук)

Класс разбивается на 3 группы, для обсуждения предложенных вопросов.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке поможет стихотворение:

У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!

- Как назвать одним словом: мама, папа, бабушка, дедушка, я? (Ответы детей)

  1. Работа над понятием семья.

-  Вот сегодня на уроке мы поговорим о семье, родителях.

-  Как вы понимаете слово «семья»? (Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи).

- Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья». Сейчас я вам расскажу одну историю, вы внимательно слушайте, для того чтобы ответить на вопрос: «- Почему данную семью называют дружной?»

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».

Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».

- Почему эту семью назвали «дружной»? (появляется изображение  центра ромашки)

- Семью мы изобразим в виде цветка, который называется ромашка. Серединка ромашки - это наша дружная семья, а её лепесточки – то, что должно быть в семье, чтоб семья была по-настоящему дружной!

- Давайте все вместе сделаем цветок «дружной семьи» в виде ромашки.

- А, по-вашему мнению, какую семью называют «дружной»? Какие качества есть в вашей семье? (Ответы детей).

Составление цветка (дети берут лепесточки и прикрепляют вокруг большого сердца):

  1. Дружба – личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
  2. Понимание – состояние, верное восприятие какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.
  3. Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку.
  4. Помощь – безотказное действие, дело, во благо.
  5. Доверие – уверенность, что кто-то поведёт себя в определённых делах определённым образом (или не поведёт)
  6. Уважение – позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности
  7. Забота – действия по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие
  8. Счастье – душевное состояние человека, при котором он испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия.
  1. Работа по пятой Заповеди Божией.

а) Почитание матери.

- Чтобы семья была дружная, прежде всего, нужно научиться любить семью. Господь дал заповедь о почитании родителей. Почитать – значит любить и слушаться.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что – ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

В.Берестов

- Сегодня мы поговорим о роли родителей в вашей жизни и о взаимоотношениях родителей и детей.

Звучит песня о маме.

- Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Что для тебя лично значит – «мама»? Чему в жизни ты обязан ей?
  2. Попробуй назвать качества, присущие твоей маме.

Каждая группа рассуждая, пытаются дать ответ на один из поставленных вопросов.

- А если какой-нибудь человек скажет, что не надо родителей ни любить, ни слушать – это правильно? (Ответы детей)

Сценка «Мама и неблагодарные дети»

Действующие лица:

  1. Автор,
  2. Мама,
  3. Двое детей.

На сцене 2 стула, на котором сидят дети, смотрят телевизор.

Автор: Мама пришла с работы как всегда уставшая.

На сцену выходит мама с сумкой в руке. Кладёт сумку, берёт кастрюлю, обращается к детям.

Мама: «Дети, помогите мне почистить картошку, а я суп сварю».

Дети: «Мы не можем, нам некогда, мы смотрим мультики».

Автор: Мама приготовила суп, но в доме не было ни корки хлеба, и она решила попросить детей сходит за ним.

Мама достаёт из сумки кошелёк. Дети сидят за компьютером.

 Мама: «Детки, сходите, пожалуйста, в магазин за хлебом».

Дети: «Нам некогда мы играем на компьютере».

Автор: Мама сама пошла за хлебом, а в это время на улице был дождь и она простудилась, и заболела.

Выходит мама на сцену, садится на стул, руку прикладывает к голове. Дети лежат на стульях, прикрыты одеялом.

Автор: Попросила, чтобы дети принесли ей аспирин, а они ответили…

Дети: «Мы уже спим, не будем вставать, иди сама».

Автор: И тогда мама превратилась в птицу и стала улетать, дети опомнились, и стали бежать за ней и кричать: «мама, вернись!». Но мама не вернулась.

- О чём была эта сценка?

- Правильно ли поступили дети?

- Как можно назвать таких детей? (неблагодарные дети)

- Как бы вы поступили? (ответы детей.)

- Самое святое слово – мама. Это слово святейшее (праведник батюшка Зосим.)

- Как проявлять почтение к маме? (Быть внимательным к ней, её жизни. Помогать ей, не мешать когда она устала.)

Мама спит, она устала
Ну а я играть не стала
Я волчка не завожу
Я уселась и сижу
Не шумят мои игрушки
Тихо в комнате пустой
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой
Я б хотела поиграть
Но мало ль я чего хочу
Но мама спит и я молчу.

- И мы должны быть внимательны к маме как эта девочка. Мы знаем, чем можем огорчить маму и не должны поступать так.
Дивная святым очарованьем
Полная небесной красоты
Всего мира дивным пониманьем
Здравствуй моя мама – это ты.
Кто труды твои исчислить может?
Твою веру может кто объять?
Ничего ребёнка не тревожит
Рядом с мамой – Божья благодать.
Мама – ангел, светлое созданье
Воплощённа заповедь любви
Рай уже сейчас нам явлен тайно
Там, где мама близ детей своих.

б) Почитание отца. 

Звучит песня о папе.

- Подумайте и ответьте на вопросы: 

  1. Чему научил тебя твой отец?
  2. Попробуй назвать качества, присущие твоему папе.

После обсуждения в группах, отвечают на вопросы.

Про папу

Ты сильный и смелый,

И самый большой,

Ругаешь – по делу,

И хвалишь – с душой!

Ты друг самый лучший

Всегда защитишь,

Где надо – научишь,

За шалость простишь.

Любую поломку

Легко устраняешь,

И головоломку

Ты быстро решаешь.

Я рядом шагаю,

За руку держусь!

Тебе подражаю,

Тобою горжусь.

Сценка «Притча об отце и сыне».

У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец,  подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на доске не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее – она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.

- О чем говорится в этой притче? (Рассуждают о великодушии, самоотверженности и ответственности отца, который не позволяет своему ребенку идти в жизни ложным путем).

Как папа

Хочу похожим быть на папу.

Во всём хочу как папа стать.

Как он –

Носить костюм и шляпу,

Ходить, смотреть и даже спать.

Быть сильным, умным,

Не лениться

И делать всё, как он – на пять!

И не забыть ещё жениться!

И… нашу маму в жёны взять.

- А как мы можем проявить то, что мы любим своих маму и папу? (ответы детей)

- Мы можем послужить тому, чтоб в семье был мир – своим поведением и своей молитвой о семье. Молиться о родных нужно обязательно каждый день.

4. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.

Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью. Христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия - отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: "Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего".

5. Игра «Продолжи предложение».

- Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

2. Мои мама и папа для меня самые…

3. Я люблю своих родителей за то, что…

4. Я хочу своим родителям пожелать…

5. Свою семью я считаю….

Итог.

- Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная, чтоб ней всегда царили дружба, понимание,  любовь, помощь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие.

- А наш классный час я хочу закончить словами:

Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.

Аттар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему "В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души"

Классный час разработан для учащихся 3-4 классов.      Подобранный материал раскрывает смысл таких нравственных понятий как "доброта",   "милосердие"; показывает нео...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа по теме:"Первый космонавт Земли- Ю.Гагарин"для обучающихся класса "Особый ребёнок"3-й год обучения.

Учитель знакомит детей с историей возникновения космонавтики и с первым космонавтом Земли.Сценарий мероприятия разработан с учетом психо-физических особенностей обучающихся с ОВЗ (класса "Особый ребен...

Методическая разработка классного часа для учащихся 3-4 классов «Мой край - земля талантливых людей»

  Классный час «Мой край – земля талантливых людей»  был проведён среди учащихся 4-го класса, и являлся промежуточным итогом   работы по  нравственно ...

Методическая разработка классного часа "Хорошие манеры"

В практической  групповой  и индивидуальной работе  знакомим детей с правилами этикета....

Методическая разработка классного часа по теме «Быть прямым и стройным – это хорошо»

Материал предназначен для учащихся 2-х классов. Классный час направлен на формирование у обучающихся правильной посадки, правильной рабочей позы....