Формирование у детей 1-4 классов навыков безопасного дорожного движения в урочное и внеурочное время
рабочая программа по теме
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим мной разработан этот проект.
Содержание проекта:
- Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
- Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками
- Принципы и методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения
- Тематический план "Формирование у детей 1-4 классов навыков безопасного дорожного движения" на 1,2,3,4 классы
- Итоговое тестирование для 1-2-3-4 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ СИПКРО
Зачетная работа
по курсам повышения квалификации
по ИОЧ ИБ 1
«Модернизация региональной системы начального образования»
«Развитие профессиональных компетенций работников образования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Формирование у детей 1-4 классов навыков безопасного дорожного движения в урочное и внеурочное время»
(14.11.-18.11.2011г)
(28.11-02.10.2011г.)
Автор проекта:
учитель начальных классов
МОУ школа №21 г.о. Тольятти
Колескина Инга Губертовна
Самара
2011 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
- Анализ ситуации. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
- Выявление проблемы.
- Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.
- Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
- Рабочий план реализации проекта.
- Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
- Дальнейшее развитие проекта.
- Список используемых источников.
1.Анализ ситуации. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
2.Выявление проблемы
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим мной разработан «Проект по формированию у детей 1-4 классов навыков безопасного дорожного движения».
3.Цель работы
Формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи проекта:
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у детей таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
4.Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками
В зависимости от возраста и различий в развитии познавательных процессов младшие школьники по-разному воспринимают информацию по основам безопасности дорожного движения.
Так, для 7-летних детей существенным является эмоциональное восприятие, которое сводится к узнаванию и называнию формы и цвета объектов и предметов. Чтобы привлечь внимание первоклассников к иллюстрациям по дорожной тематике, они должны быть яркими, красочными, способными оживить образное мышление.
Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, а читать и писать не любят. Другие, наоборот, лучше усваивают зрением, с удовольствием разглядывают рисунки. Многие вообще не могут долго сидеть на одном месте, им надо двигаться, походить по классу, посмотреть все, что их интересует.
В этом возрасте внимание неустойчиво. Дети легко отвлекаются, обращают внимание на интересное, необычное (непроизвольное внимание). Первоклассники не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому важно использовать разнообразные методы обучения: рассказ, объяснение, самостоятельную работу с учебной книжкой-тетрадью, игру, экскурсию.
Воображение у детей статично, они не видят изменений и взаимосвязи между картинками и реальными объектами и предметами. Используя приемы последовательного осмотра предметов, явлений, выделяя их признаки (форма, цвет, размер и т.д.), можно постепенно синтезировать восприятие с вниманием и мышлением. Целью занятий должно быть формирование и развитие у детей произвольного внимания. При достаточно развитом внимании можно говорить о наблюдательности как свойстве личности, необходимом для безопасного поведения на улицах и дорогах.
От 7-летних детей нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной дорожной информацией. Самоконтроль запоминания происходит пока только на уровне узнавания. Дети видят знакомые картинки (дорожные знаки, дорогу и т.д.), и им кажется, что они все знают и запомнили. На самом деле необходимо формировать у первоклассников приемы осмысленного запоминания (делить материал на смысловые единицы, проводить тренировку и сопоставление), а также приемы воспроизведения, распределенного во времени, и самоконтроля запоминания.
У первоклассников непроизвольное запоминание эффективнее произвольного. Вместо увеличения объема знаний следует обращать внимание на точность образов и понятий, которыми они пользуются. Учащиеся уже способны к некоторым обобщениям, поэтому важно учить их объединять знакомые предметы в категории. Например, автомобиль, автобус, трамвай и т.п. можно определить одним понятием — транспорт. При этом следует иметь в виду, что знания у школьников младших классов всегда связаны с речью: они знают только то, что могут объяснить своими словами.
О предметах, объектах и явлениях дорожной среды дети часто судят односторонне, по единичным внешним признакам. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.
В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивидуальностью личности ребенка.
Эффективность обучения состоит именно в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта.
Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение их жизни и здоровья. Если запретов много, ребенок неизбежно станет их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно». Первоклассники очень подвижны, для них обязательно нужно разработать специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий, развития двигательной координации. Педагог начальной школы проводит занятия по всем предметам учебной программы, поэтому целесообразно давать некоторые понятия по дорожной тематике и на других уроках, а моторику учащихся развивать упражнениями (например, по переходу улицы) на уроках физкультуры.
У детей 8-летнего возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание на те объекты и предметы, на которые указывает педагог, уже сформировано, приобретено в процессе обучения. Второклассники умеют читать и писать, поэтому можно давать им письменные задания при изучении наглядно-иллюстративного материала. В формировании произвольного внимания важны четкая внешняя организация действий ребенка, показ ему образцов, с помощью которых он может управлять своим сознанием.
Эффективность запоминания словесных выражений у 8-летних детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формированием приемов осмысленного запоминания дорожной лексики. Вместе с тем важное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому на учебных занятиях приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использовать применительно к словесной и наглядной информации по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воображение у второклассников развивается с ростом числа признаков и свойств образов, которые они представляют мысленно. Более полно и конкретно 8-летние дети воссоздают картину дорожной ситуации, в которой есть элементы взаимосвязи действий, объектов и предметов дорожной среды. Конкретность мышления отчетливо проявляется, когда школьники встречаются с новой, необычной задачей. Ребенку трудно отделить слово от предмета, и мышление носит характер короткого замыкания, когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, не задумываясь об условиях, которые надо сопоставить.
При обучении второклассников педагог должен раскрывать связи между отдельными элементами реальной дорожной среды и словесными понятиями. Детям скучно и неинтересно заниматься тем, что им непонятно и трудно, они быстро отвлекаются от занятий.
Большую роль в обучении играет речь ребенка. Он рассуждает и критически оценивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо развивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы и передавать речью то, что они видели на улицах и дорогах.
В 9-10-летнем возрасте происходит скачок в психическом и физическом развитии ребенка. Благодаря активизации лобных долей головного мозга появляется способность принимать самостоятельные решения на основе конкретной информации от органов чувств и абстрактной вербальной — от взрослых.
Внимание у детей данного возраста вполне устойчивое и произвольное. Они могут контролировать свое поведение в зависимости от собственных установок и дорожной обстановки. Ускоряется реакция на ожидаемый сигнал, однако на непредвиденную ситуацию она значительно замедляется. Если сигнал опасности настигает ребенка внезапно, он на какое-то время теряется и реагирует с опозданием.
Изменяется и характер мышления. Дети в состоянии уже мыслить обобщенными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом.
Ключевую роль играет понимание и осознание определенных действий в процессе обучения: анализ, оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определенным признакам, доказательство, поиск общего.
Таким образом, обучая младших школьников безопасному поведению, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала.
Принципы и методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений Правил дорожного движения.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.
Методы обучения
Метод обучения - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности дорожного движения: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными книжками-тетрадями.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Рассказ-объяснение педагог использует для совместного с учащимися поиска новых знаний, связанных с прежним опытом. Так, если ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо учить его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Сначала ребенок только «узнает в лицо» в отдельности каждую машину. Поэтому важно рассмотреть, сделать анализ этих предметов. Задача педагога — выделить их существенные признаки. В данном случае это не цвет и величина, а назначение предмета и способ его движения. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение - транспорт. Зная этот термин, учащиеся получают опору для восприятия предметов категориями и начинают относить новые предметы и образования к тем или иным понятиям.
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравниваю с образцом (эталоном).
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного много кратного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.
В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.
Педагог просит детей прислушаться куличным звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
5.Рабочий план реализации проекта.
Тематический план
Формирование у детей 1-4 классов навыков безопасного дорожного движения
1 класс (10 часов)
№ п/п | Тема | Рассказ, рассказ – объясне-ние, беседа | Игра. Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. | Экскур- сия | Повторение и закреп-ление материала | Всего, акаде-мичес-ких часов |
Город, район в котором мы живем. (нулевой срез знаний) | 15 мин | 15 мин | 60 мин | 2 ч | ||
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт? | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Какие опасности возникают на улицах и дорогах. | 20 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Пешеходный переход. Что такое перекресток? | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Что означают дорожные знаки. | 20 мин | 20 мин | 10 мин | 1 ч | ||
Заключительное занятие по пройденному материалу. | 1 ч 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Город, район, в котором мы живем.
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.
Содержание:
дорога в школу и домой;
экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
обсуждение на маршруте и после возвращения – в классе наиболее опасных мест пути;
зачем нужны правила дорожного движения?
когда они появились и какую пользу приносят?
опасности, которые несет транспорт человеку;
Игра «Светофор».
Занятие 2.
Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.
Цель занятия: сформировать у учащихся понятие «участник дорожного движения», развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные – безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Содержание:
пешеход, водитель, пасажир;
виды транспортных средств;
виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения;
почему подземный и надземный переходы полностью безопасны?
Игра «Светофор».
Игра «Дорожные знаки».
Занятие 3.
Тема: Какие опасности возникают на улицах и дорогах ?
Цель занятия: формировать, развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
опасные места на улицах и дорогах;
опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, объектов, ограничивающих обзор дороги;
поведение детей во дворах, на улицах, дорогах;
ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.);
обозначение переходов;
знак «Движение пешеходов запрещено».
Игра «Светофор».
Игра «Пешеходный переход».
Занятие 4.
Тема: Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.
Цель занятия: дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на разрешающий сигнал светофора и жест регулировщика.
Содержание:
первичное понятие о светофоре;
как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора и жесты регулировщика?
места перехода проезжей части дороги;
как нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров;
Игра «Светофор».
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 5.
Тема: Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
Содержание:
тротуар;
пешеходная дорожка;
обочина;
нахождение у края тротуара рядом с дорогой;
правила, которые надо соблюдать.
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 6.
Тема: Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения.
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми терминами; сформировать чувство предвидения опасности, закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине.
Содержание:
проезжая часть дороги;
двор и внутриквартальные проезды – чем они опасны;
опасности от транспорта внутри двора;
зачем устанавливают знаки: «Дети», «Жилая зона», «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена», «Въезд запрещен». Как они помогают обеспечить безопасность?
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 7.
Тема: Пешеходный переход. Что такое перекресток?
Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Содержание:
понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка;
места и границы пешеходных переходов;
повторить сигналы и жесты регулировщика через игру.
Игра «Образцовый пешеход».
Занятие 8.
Тема: Что означают дорожные знаки.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Содержание:
дорожный знак;
наличие знаков на маршрутах учащихся в школу и домой. Объяснение необходимости их установки;
зачем пешеходу нужно их знать?
значение знаков.
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 9.
Тема: Заключительное занятие по пройденному материалу.
Цель занятия: убедить первоклассников в необходимости правопослушного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. Обратить внимание на нарушителей правил перехода улиц и дорог, объяснить, какой опасности они подвергают свою жизнь и окружающих.
Содержание:
разыгрывание ситуативной обстановки, связанной с наиболее опасными маршрутами учащихся в школу и домой и правилами безопасности.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
как себя вести при дорожно-транспортном происшествии (ДТП)? Вызов милиции «02» и скорой помощи «03»;
травмы кожи, оказание первой медицинской помощи.
Тематический план
2 класс (10 часов)
№ п/п | Тема | Рассказ, рассказ – объяснение, беседа | Игра. Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. | Экскурсия | Повторение и закреп-ление материала | Всего, акаде-миче-ских часов |
Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм. (нулевой срез знаний) | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
История появления автомобиля и правил дорожного движения. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция? | 25 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Сигналы для регулирования движения. | 20 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. | 25 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу. | 15 мин | 30 мин | 1 ч | |||
Правила перехода перекрестка. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Мы – пассажиры. | 15 мин | 25 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Я пешеход и пассажир. Экскурсия. | 1ч 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Цель занятия: расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.
Содержание:
статистика происшествий;
основные правила поведения на улицах и дорогах;
отрицательные привычки;
положительные привычки.
Занятие 2.
Тема: История появления автомобиля и правил дорожного движения.
Цель занятия: развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и правил дорожного движения, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ППД обязанностей пешеходов и пассажиров.
Содержание:
- история появление транспортных средств;
- первый автомобиль России;
- Парижская конвенция по автомобильному движению, введение первых дорожных знаков.
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 3.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах? Что такое Госавтоинспекция?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; ознакомить учащихся с терминами «Госавтоинспекция» и «ДПС», ознакомить учащихся с подразделениями службы ГИБДД; разъяснить значимость работы в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги.
Содержание:
- как себя вести, когда видишь стоящие транспортные средства, деревья, высокие сугробы, заборы, выходы из арок, кучи высоких бетонных плит, высокие рекламные щиты, которые мешают видеть улицу или дорогу;
- значение термина «Госавтоинспекция;
- дорожно-патрульная служба.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 4.
Тема: Сигналы для регулирования движения.
Цель занятия: ознакомить учащихся с историей появления светофора, научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Содержание:
- история появления светофора;
- кому светофоры подают сигналы;
- транспортные светофоры;
- светофоры для пешеходов.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 5.
Тема: Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения, воспитывать ответственность, дисциплинированность и культуру поведения.
Содержание:
- правила дорожного движения – основа безопасности на улицах и дорогах;
- дорожные знаки, дорожная разметка и сигналы для регулирования движения.
- правостороннее движение;
- левостороннее движение.
Игра «Пешеходы».
Занятие 6.
Тема: Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу.
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и во дворах (езда на велосипеде); добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках. Доработка (переработка) маршрута из дома в школу и из школы домой, с учетом полученных знаний, обозначение знаков и сигналов на маршруте.
Содержание:
- экскурсия по маршруту учащегося, у которого путь в школу самый опасный. Знаки и сигналы в «опасных местах»;
- вид дороги;
- особенности перехода;
Занятие 7.
Тема: Правила перехода перекрестка.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о перекрестке, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях. Научить безопасному поведению на перекрестке.
Содержание:
- перекресток;
- регулируемый перекресток;
- нерегулируемый перекресток;
- правила перехода перекрестка.
Игра «Перекресток».
Занятие 8.
Тема: Мы – пассажиры.
Цель занятия: воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения в транспорте.
Содержание:
- права и обязанности пассажиров;
- маршрутный транспорт;
- правила поведения в автомобиле;
- правила посадки и высадки из транспортного средства.
Игра «Мы - пассажиры».
Занятие 9.
Тема: Экскурсия: «Я пешеход и пассажир»
Цель занятия: обратить внимание на ДПС и патрульный автомобиль (по возможности), провести опрос о задачах несения службы, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения учащихся, осудить опасное поведение пешеходов-нарушителей, показать учащимся светофоры транспортные и пешеходные, разметку на проезжей части дорог, перейти на противоположную сторону проезжей части с соблюдением правил перехода, на остановке понаблюдать, как выходят и входят пассажиры, как они переходят на противоположную сторону дороги, как они обходят стоящий транспорт (спереди или сзади), показать посадочную площадку трамвая, понаблюдать как пассажиры входят и выходят из трамвая, проехать на маршрутном транспорте, соблюдая правила культуры поведения.
Содержание:
- закрепление материала по курсу обучения за 1-2 класс.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
первая медицинская помощь при носовом кровотечении.
- ожоги. Как следует поступить, если произошел ожог?
Тематический план
3 класс (10 часов)
№ п/п | Тема | Рассказ, рассказ – объяснение, беседа | Игра. Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. | Экскур-сия | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки. | 30 мин | 15 мин | 1 ч | |||
Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах? транспорта. | 30 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Правила езды на велосипеде. | 25 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров. | 20 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
Я – пешеход. Экскурсия. | 1ч 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
Содержание:
- причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;
- правильные безопасные действия на улицах и дорогах;
- при высадке из транспорта;
- безопасный переход улиц.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 2.
Тема: Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.
Цель занятия: расширить знания о светофоре и дорожных знаках, сериях дорожных знаков, развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
Содержание:
- светофор;
- ограничение времени действий сигналов светофоров;
- рассказ – объяснение о дорожных знаках;
- о чем они информируют и какие «дают указания»?
- можно ли обойтись без этих знаков?
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 3.
Тема: Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
- что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток;
- опасные повороты транспорта на зеленый сигнал светофора;
- правила поворота автомобиля;
- безопасное поведение при повороте автомобиля.
Игра «Перекресток».
Занятие 4.
Тема: Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.
Цель занятия: сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку.
Содержание:
- световые сигналы на наземных пешеходных переходах;
- правила перехода улиц и дорог;
- дорожная разметка.
Игра «Водители и пешеходы».
Игра «В гостях у доктора Айболита».
Занятие 5.
Тема: Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах?
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
Содержание:
- дорожные знаки и сигналы для регулирования движения;
- классификация знаков по названиям;
- элементы улиц и дорог.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 6.
Тема: Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, развивать целостность восприятия окружающей среды; дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей.
Содержание:
- знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
- световая и звуковая сигнализация;
- особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
- меры безопасности.
Создание и обсуждение газеты по ПДД с помощью игровых ситуаций.
Занятие 7.
Тема: Правила езды на велосипеде.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих.
Содержание:
- правила безопасной езды на велосипеде;
- дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено»;
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 8.
Тема: Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров.
Цель занятия: воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.
Содержание:
- как найти остановку маршрутного транспорта;
- правила поведения на посадочных площадках и в маршрутном транспорте;
- меры безопасности при ожидании маршрутного транспорта, при поездке и при выходе из него;
- меры предосторожности в метро.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 9.
Тема: Я – пешеход. Экскурсия.
Цель занятия: показать учащимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор, с ними материал о переходе железнодорожных путей, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
- закрепление материала по курсу обучения за 1-3 класс.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- автомобильная аптечка, ее состав и назначение.
- ушибы. Что следует делать, чтобы не появились «синяк» и «шишка»? растяжение связок. Как помочь себе и товарищу?
- обобщение знаний по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Тематический план
4 класс (10 часов)
№ п/п | Тема | Рассказ, рассказ – объяснение, беседа | Игра. Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. | Экскурсия | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Дорожная разметка. | 20 мин | 15 мин | 20 мин | 1 ч | ||
Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Что надо знать о перекрестках? | 20 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
Когда ты становишься водителем. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) | 20 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
Итоговое занятие по разделу. | 60 мин | 30 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Цель занятия: сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; объяснить, что такое остановочный и тормозной путь автомобиля; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Содержание:
- опасность перехода проезжей части перед близко идущим транспортом;
- остановочный путь;
- тормозной путь;
- опасности, связанные с освещением дороги и погодными условиями.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 2.
Тема: Дорожная разметка.
Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием «Дорожная разметка», её виды.
Содержание:
- для чего нужна дорожная разметка;
- основные элементы разметки улицы дорог;
- как помогает дорожная разметка безопасности пешеходов.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 3.
Тема: Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.
Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Содержание:
- назначение различных видов транспорта;
- особенности различных видов транспорта, влияющие на безопасность дорожного движения;
- какие бывают опознавательные знаки?
- для чего их нужно знать пешеходу?
- что надо делать, когда видишь эти знаки?
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 4.
Тема: Что надо знать о перекрестках?
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2-3 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
- на перекрестке может быть несколько светофоров;
- пешеходный светофор;
- внимание на перекрестке.
Игра «Перекресток».
Занятие 5.
Тема: Когда ты становишься водителем.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ними безопасности окружающих.
Содержание:
- что дополнительно необходимо изучить, что бы стать водителем?
- велосипед, как транспортное средство;
- что нужно уметь, что бы безопасно для себя и окружающих ездить на велосипеде (мопеде)?
- исправность велосипеда, контролирование скорости движения, умение держать направление и надежно маневрировать;
- правила безопасности при использовании велосипеда.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 6.
Тема: Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для велосипедистов, научить понимать их для правильной ориентации на улице.
Содержание:
- какие знаки и каким образом помогут тебе, как водителю велосипеда (мопеда)?
- к каким группам эти знаки относятся?
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 7.
Тема: Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)
Цель занятия: ознакомить учащихся с терминами «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «ДПС»; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
Содержание:
- кто организует безопасность на дорогах и улицах?
- кто они – сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения?
- почему их профессия так нужна людям?
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 8.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
- движущийся транспорт, и как предвидеть скрытую опасность?
- неподвижный транспорт и другие «ловушки» на улицах и дорогах.
Игра «Помощники доктора Пилюлькина».
Занятие 9.
Тема: Итоговое занятие по разделу.
Цель занятия: показать учащимся оборудованный городок ГИБДД, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
- повторение и закрепление знаний 1-4 класс;
- игры, викторины, разыгрывание ситуативных вводных;
- экскурсии на оборудованный городок ГИБДД.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- первая медицинская помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
- переломы, оказание первой медицинской помощи при переломах.
- отработка навыков оказания первой медицинской помощи (само- и взаимопомощи).
6. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
Результаты занятий по формированию у детей навыков безопасного дорожного движения проверяются в конце каждого года обучения с помощью тестов.
Итоговое тестирование для 1 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
- левостороннее
- правостороннее
- левостороннее и правостороннее
Что такое улица?
пространство между домами, тротуар, газон, проезжая часть и название улицы
двор
все пространство, находящееся под открытым небом
3. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
для того чтобы защитить свою жизнь и здоровье
для того чтобы взрослые не ругались
для того чтобы не наказал милиционер
В каком случае можно переходить дорогу на регулируемом перекрестке?
когда все окружающие переходят
когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода
когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода, и все машины остановятся
5. Кому нужны дорожные знаки?
водителям и пешеходам
пешеходам
взрослым
6. Где должны ходить пешеходы в городе?
- по середине проезжей части
- по тротуарам и пешеходным дорожкам
- по краю проезжей части
7. Как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин?
- проезжая часть
- улица
- шоссе
8. Как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход
«Тигр»
«Зебра»
«Лошадь»
9. Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки?
семафор
маячок
светофор
10. Какой сигнал светофора разрешает движение?
красный
желтый
зеленый
11. Где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода?
под прямым углом к обочине, где дорога просматривается в обе стороны, и нет транспорта
рядом с остановившимся транспортом
в любом месте где захочется
12. У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься
- по тротуару
- по проезжей части дороги
- только во дворе и специально отведенных площадках, где нет транспортного движения
Итоговое тестирование для 2 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
- левостороннее
- правостороннее
- левостороннее и правостороннее
2. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
- для того чтобы защищать свою жизнь и здоровье
- для того чтобы взрослые не ругались
- для того чтобы не наказал милиционер
3. На загородных дорогах нет тротуаров. По какой обочине дороги безопасней идти?
- по направлению движения машин
- навстречу движению машин
- по любой обочине идти безопасно
4. Что является самым на дороге?
- машина
- невнимательный водитель
- беспечный пешеход
- когда водитель и пешеход не видят друг друга
5. Какое первое правило безопасного поведения?
- переходить дорогу только на зеленый свет светофора
- не играть на дороге
- предвидеть опасную ситуацию
6. В каком случае автомобиль может стать опасным для пешехода?
- когда в нем нет водителя
- когда машина несправна
- когда водитель едущего автомобиля и пешеход не видят друг друга
7. Кому нужны дорожные знаки?
- водителям и пешеходам
- водителям
- пешеходам
- взрослым
8. Как выглядят предупреждающие знаки?
- круглые, синего цвета
- прямоугольные, синего цвета
- треугольные, с красной каймой и белым фоном
- круглые, с красной каймой
9. Как выглядят запрещающие знаки?
- круглые, синего цвета
- прямоугольные, синего цвета
- треугольные, с красной каймой и белым фоном
- круглые, с красной каймой
10. Для чего нужна дорожная разметка?
- она делает дорогу красивой
- она помогает ориентироваться водителям и пешеходам
- она нужна водителям
11. Кто отвечает за порядок на дороге?
- дорожно-ремонтная служба
- дружинники
- государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)
12. Если при работающем светофоре на перекрестке стоит регулировщик, то кому необходимо подчиняться при переходе дороги?
- светофору
- регулировщику
- необходимо поступать как окружающие
Итоговое тестирование для 3 класса:
1. Что такое улица?
- дорога в городе и деревне (населенных пунктах)
- двор
- все пространство, находящееся под открытым небом
2. Почему, переходя улицу, вначале необходимо смотреть налево, а затем направо?
- так как движение в нашей стране правостороннее
- слева находится светофор
- так как движение в нашей стране левостороннее
3. Почему улицу или дорогу безопаснее переходить по прямой?
- чтобы успеть на автобус или трамвай
- потому что, чем меньше пешеход находится на проезжей части, тем безопаснее для него
- так написано в правилах дорожного движения
4. Почему железную дорогу необходимо переходить еще осторожнее, чем автомобильную?
- машинист не видит пешехода
- поезд не может свернуть и быстро остановиться
- можно споткнуться о рельсы
5. Что необходимо вначале сделать пассажиру автобуса, если в салоне начался пожар?
- сообщить водителю
- выбираться наружу
- звать на помощь
6. Когда можно переходить железнодорожные пути по регулируемому переезду?
- когда горит красный сигнал и не горит белый
- когда горит белый сигнал и не горит красный
- когда через переезд едут машины
7. При переходе через дорогу по регулируемому переходу, когда зажжется зеленый сигнал светофора и все машины остановились, надо:
- идти не торопясь, не выходя за границы перехода и глядя по сторонам
- идти как можно быстрее на другую сторону
- внимательно смотреть под ноги
8. Где безопаснее ждать зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу?
- на краю тротуара рядом с проезжей частью
- на тротуаре, в нескольких шагах от проезжей части
- впереди всех поближе к проезжей части
9. Как нужно входить в общественный транспорт?
- сразу, как откроются двери
- подождать, пока все выйдут, заходить по одному, ни кого не расталкивая
- дать выйти пассажирам и зайти первому, чтобы успеть занять себе место
10. Почему, ожидая поезда в метро, опасно стоять близко к краю платформы?
- толпа может толкнуть вас на рельсы или в проем между вагонами
- может ударить током
- мама будет ругаться
11. Почему необходимо держаться за поручни при поездках в общественном транспорте?
- чтобы не уставали ноги
- иначе при торможении можно упасть самому или столкнуть еще кого-нибудь
- иначе при толчках будешь наступать всем на ноги
12. По какому телефону можно вызвать сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)?
- 01
- 02
- 03
- 04
Итоговое тестирование для 4 класса:
1. Что необходимо сделать во время аварии, чтобы уменьшить тяжесть возможных травм?
- закрепиться, и напрячь все мышцы
- позвать на помощь
- закрыть лицо руками
2. Что необходимо делать после дорожно-транспортного происшествия?
- оказать помощь пострадавшим
- вытащить из машины ценные вещи
- как можно быстрее покинуть машину и позвать на помощь окружающих
3. Для чего нужна дорожная разметка?
- она делает дорогу красивой
- она помогает ориентироваться водителям и пешеходам
- она нужна водителям
4. В каком случае дети могут стать водителями?
- катаясь на велосипеде
- когда им исполнится 18 лет
- когда они станут взрослыми и получат права
5. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по дороге?
- с 12 лет
- с 16 лет
- с 14 лет
6. Каким образом велосипедист может возить пассажиров?
- на багажнике
- на раме, около руля
- на прицепе
- велосипедисту нельзя возить пассажиров
7. Чем опасна плохая погода для пешехода?
- удлиняется остановочный путь транспортных средств
- можно поскользнуться
- холодно и мокро
8. С какой стороны надо обходить стоящую у обочины машину?
- слева
- справа
- надо найти другое место для перехода дороги, где она будет вся просматриваться
9. Что обязательно должен иметь сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС)?
- рацию
- нагрудный знак со своим номером и жезл
- патрульную машину
- Велосипедист является:
- пешеходом
- водителем
- наездником
11. Что надо проверить перед поездкой на велосипеде?
- не облезла ли краска с металлических частей
- как работают руль и тормоз, хорошо ли накачены шины
- хорошая ли на улице погода
12. Как надо вести себя, если запрещающий сигнал светофора застал вас на середине проезжей части?
- следует остаться на середине дороги и дождаться следующего разрешающего сигнала
- следует побыстрее добраться до другой стороны дороги
- следует вернуться обратно.
К концу 4 года дети должны:
знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Должны быть сформированы:
Личностные УДД
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
- Умение соотносить поступки и события с принятым этическими принципами.
- Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УДД
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
- Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Построение высказываний в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные УДД
- Целеполагание.
- Волевая саморегуляция.
- Коррекция.
- Оценка качества и уровня усвоения.
- Контроль в форме сличения с эталоном.
- Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания,
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Поиск и выделение необходимой информации
- Анализ объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация объектов.
7.Дальнейшее развитие проекта.
Проект рассчитан на 4 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы по формированию у детей навыков безопасного дорожного движения будет продолжено в среднем и старшем звене школы.
8. Используемые источники:
- «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
- «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
- Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
- Дорожная азбука.- М., 1974.
- Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, в.Фаляхова. Казань, 1992.
- Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
- Материалы газеты «Добрая дорога детства».
- Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
- Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
- Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань, 1995.
- «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
- Энциклопедия «Все обо всем».
- Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
- Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.— 48 с
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
27 3х9 9 3х3 12 3х4
24 3х8 18 2х9 18 3х6
36 4х9 28 4х7 40 5х8
16 2х8 16 4х4 12 3х4
30 5х6 45 5х9 36 4х9
4 4х1 0 5х0 24 3х8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....
"Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время"
Это выступление по теме "Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время" был представлен на III краевой научно-практической конференции "Методческое сопровож...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности 3 класс по безопасности дорожного движения "Маленький пешеход в большом городе"
Кружок по ПДД "Маленький пешеход в большом городе"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....
Использование светоотражающих элементов одежды с целью повышения безопасности дорожного движения в темное время суток
Значительная часть пострадавших - пешеходы. Больше половины ДТП приходится на темное время суток или в условиях плохой видимости, когда водитель замечает пешехода в самый последний момент и не успевае...
СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив
Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...
Комментарии
Спасибо за материал.
Спасибо за материал.