Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Пономарева Наталия Юрьевна

Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                                                                             2012-2013 уч.год                                                                                                                                                                  

Директор ГБОУ СОШ № 508: ____________  Дунаева А.А.

Зам.директора по ВР: ____________  Алёшина Н.С.

Программа духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся 4 «Б» класса  ГБОУ СОШ №508

2012-2013уч.г.  

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).

В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа содержит теоретические положения по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.    

                                                                                                        

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного , творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи: 

  1. в области формирования личностной культуры:
  1. формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  2. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование нравственного смысла учения;
  4. укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  5. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

  1. в области  формирования социальной культуры:
  1. формирование основ российской гражданской идентичности;
  2. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, со сверстниками, с родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  3. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  4. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  5.  доверия к другим людям;
  6. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  7. формирование толерантности  и основ культуры межэтнического общения, уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
  1. в области формирования семейной культуры :
  1. формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  2. формирование представления о семейных ценностях, гендерных  семейных ролях и уважения к ним;
  3. знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основные направления, базовые национальные ценности  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 4 класса

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  1. любовь к своему краю, своей малой родине;
  2. долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй;
  3. доверие к людям, институтам государства;
  4. свободы совести и вероисповедания.
  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  1. уважение к родителям;
  2. забота и помощь;
  3. честность;
  4. забота о старших и младших;
  5. равноправие, ответственность и чувство долга, мораль, честность, щедрость;
  6. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  7. стремление к познанию и истине;
  8. бережливость, трудолюбие;
  9. творчество и созидание;
  10. целеустремлённость и настойчивость;
  11. толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека;
  12. ценности религиозного мировоззрения.
  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  1. родная земля;
  2. заповедная природа;
  3. планета Земля;
  4. экологическое сознание.
  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
  1. красота;
  2. самовыражение в творчестве и искусстве;
  3. эстетическое развитие;
  4. духовный мир человека;
  5. смысл жизни;
  6. самовыражение в творчестве и искусстве;
  7. нравственный выбор.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Направления

Задачи

Сроки

Виды деятельности и формы занятий

Результаты

Уровни

Первый

знания

Второй

отношения

Третий

опыт действия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1.Закрепление представленияо символах государства – Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации.

2. Закрепление представления о правилах поведения в школе, дома на улице, на природе.

3.Формировать умение отвечать за свои поступки.

4. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

5.Стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в  классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

6. Формирование представления о национальных героях и важнейших событиях истории России.

7. Формирование представления о народах РФ, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

8. Развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни РФ.

9. Формирование уважительного отношения  к русскому языку как к государственному языку межнационального общения.





Сентябрь-март








Февраль

Апрель

май

Беседы:

« Герои Отечественной войны 1812 года»

 «Моя Родина -  Россия»

«История Российского герба»

«Символы президентской власти»

Гражданин и обыватель»

«Герб твоей семьи»

«Путешествие в страну Законию»

«Права ребенка»

«Мои права и обязанности»

 «Что значит быть культурным?»

«Защитники Отечества»

«Покорители космоса»

« Герои Великой Отечественной войны»

Игровая деятельность:

Урок-игра «Мой сосед по парте»

Викторина «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?»

Русские народные игры и хороводы на Масленицу.

Игровые ситуации: «В транспорте», «В библиотеке», «В музее»

Тренинги:

«Общее мнение»

«Коррекция позиций»

Экскурсии:

, «Мой микрорайон» (автобусная),

Музей Дарвина,

 музей-усадьба Коломенское

Заочное путешествие «Мемориальные памятники родного города»

«Дворец царя Александра Михайловича»

Конкурс рисунков по ПДД, конкурсы стихов, песни и рисунков к празднику Победы 9 мая.


+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+














+

+


+

+


+


+



+

+

+

+

+

+


+

+


+

+


+





+

+



+

+


+




+



+



+

+







+


+


+



+

+


+


+





+

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1.Формирование представления о различении хороших и плохих поступков.

2.Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах и закреплять их знание.

3. Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание.

4Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим.

5. Развивать умение пользоваться «волшебными словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

6Воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим.

7.Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других.

8.Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

 

Сентябрь-май








Беседы по прочитанным произведениям, на основе работы с пословицами и поговорками о поступках людей и их обсуждение.

Произведения «Два товарища» Л.Толстой, «Можно ли обижать больших» Ф.Кривина, «Проговорился» Ю. Ермолаева, «Долг» В. Осеева

 Пословицы «Где тонко, там и рвется», «На добрый привет и добрый ответ»

Беседы – обсуждения: «Расскажи мне о себе», «Твой самый решительный поступок в жизни», «Что значит быть человеком?»

                                                            Классные часы: «Доброе слово, что ясный свет», «Ежели вы вежливы», «Нам счастья не сулит обида чья-то», «У каждого народа свои герои», «Тепло родного дома», «Цени доверие других»,  «Коллектив начинается с меня», «Что такое хорошие манеры», «Я себе пишу…», «Как вести себя в гостях»

Игры: «Школа, которую мы строим», «Как бы ты поступил, если …», «Слепой и поводырь», «Надо ли любить всех?», «каким бы я хотел видеть своего друга?», «Что значит быть милосердным?»

Психологические тренинги.

Конкурсы, викторины:

«Нарисуй портрет Чистюли и грязнули»

Рыцарский турнир вежливости»

«Папа,мама, я – дружная семья»

Праздники: День знаний, Праздник осени, Новый год, Масленица, Международный женский день




+



+


+



+






+




+



+


+



+






+






+

+









+



+






+






+

+

+

+

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

1.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учебе как к виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

2.Формировать представления об основных профессиях.

3.Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небрежности и равнодушию к результатам труда людей.

5. Формирование личностных качеств, такие, как дисциплинированность, настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Сентябрь-май


Декабрь

Март

Беседы: «Труд и экономика», «Товар, рынок»

Мастерская Деда Мороза: игрушки на ёлку.

Ярмарка: сувениры своими руками.

Сюжетно-ролевые игры:                        «Я- экскурсовод», «Планирую и выполняю порученную работу»

Выполнение поручений : поливка цветов, раздача тетрадей, дежурство в столовой и т.п

Экскурсии: в библиотеку, в медкабинет, в музеи

+










+



+





+





+

+


+

+


+


+



+



Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1.Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.

2.Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.

3.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.

4. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко сему живому.

Сентябрь-май












Октябрь

Ноябрь


Сентябрь

февраль

март

22 марта

22 апреля

Беседа-размышление: обсуждение прочитанных произведений и произведений художников.

«Коля, Витя и щенок» В. Сухомлинского, Тема «Человек и животные» в произведениях художников

Классные часы: «Ты в ответе за того, кого приручил», «Путешествие с комнатными растениями по странам света», «О чём рассказывает карта», «Вредная и здоровая пища», «Путешествие с насекомыми».

Экскурсии: «Что растёт на школьном дворе?»

Экологические акции:

«Сбор осенних листьев на школьном дворе», 

«Сделаем кормушку пернатому другу»

Экологические праздники 

«Арбузник» -праздник урожая,

«Масленица»

«День птиц»

«Встреча весны»

«Международный день Земли».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы

«Как и когда появляются новые листья у комнатных растений», «Какой корм предпочитают птицы?», «Почему не все птицы улетают на юг?», «Следы животных на снегу».

Игровая деятельность

«Найди животное по следу», «Что соберем в лукошко?», «Три желания», «Путешествуй по стране»

Проектная деятельность: «Лес как природный комплекс», «Растения -пионеры в нашем городе», «Загадки лесных зверей», «Из чего делают бумагу?», «Растения – подснежники на школьном дворе»

Творческая деятельность: конкурсы, выставки на экологические темы.




+



+



+








+

+

+



+





+


+




+



+






+

+


+

+

+

+

+








+


+











+



+



+

+


+

+


+




+







+

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в учебно-воспитательном процессе

1.Расширять представления о душевной и физической красоте.

2.Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

3.Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.

4Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.

Сентябрь-май

Беседы: «В мире красоты музыкальных звуков»

 Чтение книг: час тихого чтения произведений этического содержания.

Наблюдение и анализ типичных жизненных ситуаций из реальной жизни с определением душевных, эстетических качеств, черт характера: «Красота родной природы»

Аутотренинг эмоциональной отзывчивости «На берегу волшебной реки»

Игровая деятельность:                       Игры-тренинги  «Заботливые, любящие сын и дочка», «Волшебный почтальон», «Биография по фото», «Я поведу тебя в музей», «Передача доброты своего сердца».                        

+


+




+


+




+


+




+




+








+




+



Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся


п/п

Сроки

Виды деятельности и формы взаимодействия

Задачи

Результат

1

Сентябрь-май

Автобусные экскурсии на школьных каникулах

Социализация учащихся. Привлечение новых родителей в работу классного коллектива

2

30 декабря

Праздник «Новый год».

Творческое содружество педагогов, родителей, учащихся

3

В течение года

Встречи с интересными людьми

Знакомство с профессиональной деятельностью родителей, с героями спорта, защитниками Отечества

4

Апрель, май

Благоустройство дворовой территории.

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

5

март

Семейный музыкальный вечер.

Выявление талантов среди учащихся, родителей, приобщение к миру искусства.

6

май

Спортивный праздник «Папа, я – спортивная семья»

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

7

март

Праздник мам (8 Марта)

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

8

февраль

Рыцарский турнир

(23 февраля)

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

9

апрель

Ярмарка детского творчества

Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов

10

ноябрь

Тематическое родительское собрание «Мои друзья»

Выявление знаний родителей о друзьях своего ребенка, о его окружении, о его отношениях в коллективе

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Направления

Планируемый результат

Достижение воспитательных результатов и эффектов в 4 классе

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  1. Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
  2. Опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  3. Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  4. Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

Первый, второй и третий уровни

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  1. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношения в семье, между поколениями;
  2. Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с принятыми нравственными нормами;
  3. Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие в человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  4. Уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим;
  5. Знание традиций своей семьи.

Первый, второй и третий уровни

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  1. Ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  2. элементарные представления о различных профессиях;
  3. первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  4. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  5. потребности и начальные умения  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  6. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Первый, второй и третий уровни

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  1. Ценностное отношение к природе;
  2. первоначальный опыт эстетического, эмоционально нравственного отношения к природе;
  3. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  4. личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

Первый, второй и третий уровни

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  1. Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  3. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  4. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Первый, второй и третий уровни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...

Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...