Разработка занятий по оригами в ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау
рабочая программа по теме

Катькаева Зульфия Насибуллаевна

История оригами. Поделки из "модулей" для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья город Кумертау

Разработка занятий по оригами в

ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау

 

Воспитателья стационарного отделения

Катькаева Зульфия Насибуллаевна

        

Кумертау – 2013

Пояснительная записка

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага

Долгое время это искусство было доступно представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. И только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку, Европу и Японию, где сразу обрело своих поклонников

Самая популярная разновидность оригами - модульное оригами: целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

В жизни японцев оригами выполняло разную роль: бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению передавалось и совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок  и  стало  придворным  искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.

В настоящее время бумага самый доступный материал для творчества, ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом.

В воспитательном процессе нельзя недооценивать возможности оригами так как это продуктивная деятельность, то есть, результат проделанной работы ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Продуктивная деятельность очень важна, так как долгое ожидание результата, проделанной работы, приводит у детей к потере интереса. Полученное изделие можно применить в качестве подарка, игрушки, праздничного украшения помещений. Процесс изготовления бумажных фигурок решает многие задачи, стоящие перед воспитанием детей:

- развитие мелкой моторики пальцев рук, что является одним из показателей интеллектуальности ребенка;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение. При отсутствии внимания невозможно сложить изделие, в связи с этим ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога. На занятиях дети учатся складывать базовые формы, модули: складывание фигурок основано на освоении базовых форм, модулей.

- мышление - самостоятельно искать ответ на вопросы: зачем, почему, как, что будет;

- развивать творческие способности детей.

Задачи программы:

  1. Развитие глазомера, мелкой моторики рук, памяти, творческих способностей детей, уверенности в своих силах и способностях, воображения и фантазии.
  2. Концентрирование своего внимания.            
  3. Совершенствование способности следовать устным инструкциям.
  4. Обучение ребят коллективной работе и общению.

Цель программы:

  1. Познакомить воспитанников с искусством оригами, всестороннее развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
  2. Добиться положительных результатов в развитии коррекции речи и формирование познавательных потребностей детей.

Формы и методы обучения:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  2. наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  3. объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  4. репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  5. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  6. фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
  7. индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
  8. групповой – организация работы в группах.
  9. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети научатся пользоваться ножницами, научаться приемам работы с бумагой, работать в коллективе, разовьют глазомер, мелкую моторику рук, внимание, фантазию.
  2. Познакомятся с искусством оригами, научаться составлять творческие композиции.
  3. Воспитанники научатся читать и зарисовывать схемы изделий, собирать изделия оригами, пользуясь словесным описанием и схемами.        

В данной программе используется литература: Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами», ООО «Издательство АСТ»: Астрель, 2010 г., Москва.

Планирование занятий

№ п/п

Дата

Тема

Задачи

Материал

1.

«Введение. Оригами – искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания листа бумаги»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр. 3-4)

Познакомить детей с термином «оригами». Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется оригами, о разнообразных свойствах бумаги и о ее видах. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

Поделки, конверты с набором разных видов бумаги.

2.

«Базовая форма «КВАДРАТ». Поделка «Бабочка»

 Учить делать базовую форму «Квадрат» из бумаги. Изготовление поделки «Бабочка», при помощи разрезания квадрата на два треугольника. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы, удовольствие и радость.

Образцы, квадраты разного цвета.

3.

«Базовая форма «МОДУЛИ». Поделка «Стрекоза».

Формировать интерес к оригами, продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Познакомить с изготовлением базово формы «Модули». Изготовление поделки «Стрекоза» из модулей.

Конверт с набором цветной бумаги.

5.

«Базовая форма «МОДУЛИ». Поделка «Цветок»

Продолжать учить работать с бумагой, закрепление базовой формы «Модули». Изготовление поделки «Цветок». Развивать эстетическое восприятие.

Конверт с набором цветной бумаги.

6.

«Базовая форма «Модули». Поделка «Пингвин»

Упражнять в складывании листа базовой формой «Модули», совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающем. Изготовить поделку «Пингвин».

Конверт с набором цветной бумаги.

7.

«Базовая форма «Модули». Поделка «Птенец»

Развивать мелкую моторику рук. Изготовить поделку «Птенец».

Конверт с набором цветной бумаги.

8.

«Базовая форма «Модули». Поделка «Елка»

Развивать и формировать внимание, улучшение координации в работе зрительного, двигательного анализаторов.

Конверт с набором цветной бумаги.

9.

«Базовая форма «Модули». Поделка «Дед Мороз»

Закрепить знания детей о свойствах бумаги. Развивать и формировать внимание, слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию. Изготовить поделку «Дед Мороз»

Конверт с набором цветной бумаги.

10.

«Базовая форма «Модули». Поделка «Лебедь»

Развивать  способность работать в коллективе. Изготовить поделку «Лебедь»

Конверт с набором цветной бумаги.

11.

«Базовая форма «Модули». Поделка «Паук»

Развивать память, фантазию, мелкую моторику пальцев. Воспитывать любовь ко всему живому. Изготовить поделку «Паук»

Конверт с набором цветной бумаги.

12.

Базовая форма «Модули». Поделка «Хрюша»

Расширить эмоциональный опыт. Воспитывать отзывчивость, удовольствие и радость от созданной поделки, навыки коллективной работы. Изготовить поделку «Хрюша»

Конверт с набором цветной бумаги.

13.

Базовая форма «Модули». Поделка «Открытка ко Дню Святого Валентина»

Продолжать формировать у детей устойчивые интересы к конструированию из бумаги. Изготовление поделки «Открытка ко Дню Святого Валентина»

Конверт с набором цветной бумаги.

14.

Базовая форма «Модули». Поделка «Павлин»

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красивые поделки, созданные из бумаги. Совершенствовать внимание, речь, воображение, обучать действовать по инструкции. Изготовление поделки «Павлин»

Конверт с набором цветной бумаги.

15.

Базовая форма «Модули». Поделка «Гриб»

Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Изготовление поделки «Гриб».

Конверт с набором цветной бумаги.

             

Литература:

1. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

3. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

5. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

6. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели - М: айрис-пресс, 2005. – 144с.

7. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. С-Пб, «Химия», 1994

8. Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996

9. Соколова С.В. Игрушки - оригамушки. Санкт - Петербург, «Химия», 1997

10. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005

11. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006

12. Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами», ООО «Издательство АСТ»: Астрель, 2010 г., Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...

Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.

Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.Цель данного занятия: Формирование обще интеллектуальных умений: т.е. развитие внимания, пам...

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра...

2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.   Специальные   исследования...

Цветы для детей из реабилитационного центра

Репортаж о том, чем можно занять детей в дни школьных каникул...