Методическая статья
материал по теме

 

Духовно – нравственное воспитание через систему урочной и внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_statya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание через систему урочной и внеурочной деятельности.

«Знания без воспитания –

это меч в руках сумасшедшего».

                                                                                                                                         Д.И. Менделеев

Сумма технологий, даже самая лучшая, не спасет наших детей от бездуховности, не научит их мыслить и чувствовать… Из поколения в поколение накапливается отрыв от корней, истоков. А что представляет из себя дерево без корней? Это нам известно. Видимо, есть надежда обойти все острые углы современного образования и воспитания с помощью разрозненных, часто разовых программ и разработок. Нам кажется, что мы мыслим глобально, заботясь о модернизации, новых технологиях и т.п. А на самом деле оказывается, как в русской поговорке «А слона- то не приметили». Большое- за бортом. И вправду, было бы о чем думать, ставить такие устаревшие с точки зрения массы задачи восстановления исторической и культурной памяти народа, воспитания в добротолюбии и благочестии.

Отрыв от корней уже сделал свое дело. Исправить положение вещей нелегко в уже сформировавшемся образовательном и воспитательном пространстве. А что творится в душе ребенка? Много разрозненной, странной, часто ненужной, бессвязной информации… Такое знание отторгается юными сердцами. Одни вообще перестают учиться, что мы наблюдаем сегодня (снижение интереса к учебе у многих детей), другие смиренно идут на поводу у старших, которые, предав забвению основы основ, святая святых, сосредоточивают внимание младших на сиюминутном, преходящем, запутывая мозги детей псевдо необходимым знанием.

Представляется, что России необходимо возвращение на круги своя, осмысление русской истории и культуры, написание учебников, хрестоматий и пособий с привлечением лучших сил нашей педагогики и науки, в которых будет целостно представлен исторически и культурно значимый, ключевой материал по России, обучающий любить свою Родину, уважать предков и сохранять созданное ими на протяжении веков, опираться на это знание, а главное – быть воспитанными в традициях родного русского языка и русской духовности.

Чтобы воспитать полноценного человека, гражданина своего Отечества, необходимо органичное сочетание традиционных представлений с современными.

И вот на этой первой ступени (начальная школа) учитель должен научить самому главному : любить родину, (то место, где ты появился на свет), своих самых близких и дорогих людей (маму, папу), город, в котором ты живешь, страну, которая нарекла тебя гражданином. Идеология потому и называется идеологией, что её невозможно сформировать на двух мероприятиях. Идеология- это способ мышления теми убеждениями, которые человек впитал в процессе сознательной жизни. Эта система взглядов, складывающаяся под воздействием семьи, конечно же, школы, общественного влияния, СМИ.

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном независимом их существовании.

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш.А.Амонашвили).        

Проблема сочетания урочной и внеурочной деятельности беспокоила меня и раньше. ФГОС НОО, к реализации которого  я со своими учениками и их родителями перешла три года назад в пилотном режиме, подтолкнул меня к детальному рассмотрению этого вопроса. Для себя, как классного руководителя и учителя начальных классов, я определила тему: «Духовно – нравственное воспитание через систему урочной и внеурочной деятельности».

В основу программы воспитания положены базовые национальные ценности, обозначенные в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Учитывая, что одной из основных целей федерального компонента государственного стандарта начального образования является воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к себе и окружающему миру, я поставила перед собой следующие цели:

- изучить  возможности духовно  – нравственного воспитания младших

школьников в образовательном процессе;

- создать условий для формирования нравственного развития детей

младшего школьного возраста;

- вооружить  нравственными знаниями о нормах поведения, утверждаемых

в современном обществе.

         «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо»  (А.Ф.Романова - последняя русская императрица.)

Урочная и внеурочная деятельность, в соответствии со Стандартом второго поколения определяется в моей работе следующими направлениями духовно – нравственного развития личности:

Направления духовно - нравственного воспитания

 Ценности  

Разделы программы, формы

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Цикл классных часов «Я – гражданин России»;

Уроки правовых знаний,

акция «Помоги ближнему»;

КТД «Народный календарь»; Уроки мужества, Час русской истории

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

«День рождения класса»,

День  пожилого человека, Уроки доброты, Уроки нравственности, уроки милосердия

3.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Трудовые десанты, акция «Береги книгу», встречи с людьми разных профессий, семейные праздники

4.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Дни здоровья, акция «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам»;

«Мама, папа, я -спортивная семья»,

динамическая паузы, подвижные перемены

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

День птиц

День Земли

Экологические акции

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 «В мире звуков»

Концерты для родителей и подшефного детского сада,  конкурсы рисунков, праздники, разучивание песен, игр.

    Основные формы внеурочной деятельности: беседы, экскурсии, олимпиады, соревнования, акции, конкурсы, семейные праздники, общественно - полезные практические занятия.

При этом у нас в классе сложились традиции: День знаний, экскурсии в школьный музей, литературные праздники, посвященные писателям и поэтам, экскурсии по святым местам, День матери, изготовление кормушек для птиц, праздники к 23 февраля и 8 марта, День птиц, научно познавательный цикл классных часов «В начале было слово», участие в традиционном школьном празднике День славянской письменности и культуры.

Веем детям и родителям особенно нравятся мероприятия в  цикле  «Народный календарь», который  включает в себя яркие, интересные, содержательные праздники, посвященные истории, традициям, обрядам русского народа. Колыбельные песни, заклички, хороводы, ритуальные действия, присутствующие на празднике помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. В процессе проведения КТД у своих воспитанников я  развиваю понимание истинности прекрасного, пытаюсь пробудить потребность у детей к приобщению к ценностям народной музыки, к истории родного края и в конечном итоге все это способствует развитию патриотизма. За последние три года в нашем классе проводились праздники: «Покров», «Кузьминки», «Луковые посиделки», «Капустные посиделки», «Русская игрушка», «Праздник русских ремесел», «Масленица», «Троица», «В старину едали деды», «Хлеб всему – голова» и многих – многих других. Основное достоинство этих мероприятий, в плане воспитания - идея народности, так как народная педагогика природосообразная, жизнеспособная и гуманистическая, а народная культура представляет собой основу всякой культуры.

    Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Организуя внеурочную деятельность, я вместе с другими педагогами школы, работаем в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ЦДТ, СЮТ, СЮТур, отделом культуры, школой искусств, которые участвуют в реализации программы духовно – нравственного воспитания.

За три года работы по ФГОС в моем классе используются следующие формы организации внеурочной деятельности:

Направление

Программы

Ресурсы реализации модели

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно - оздоровительное

«Здоровячок»





Юный турист


Ритмика

Хоршева Л.В.(учитель начальных классов,классный руководитель)

Преподаватель СЮТур


Дьяченко Г.П.(преподаватель Школы искусств)

Занятия в специальном помещении или на свежем воздухе, беседы, походы, соревнования

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья через спортивные упражнения, игры, туризм, танцы

Духовно - нравственное

«Краеведение»





Проведение внеклассных мероприятий

Зотова Л.В.(учитель начальных классов)


Хоршева Л.В.(учитель начальных классов,классный руководитель)

Посещение музея, встречи с интересными людьми, участие в акциях, проведение праздников, посиделок, театрализованных представлений

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства сострадания, любви к истории своего народа,Формирование коммуникативной и общекультурной компетенции

Социальное

Экологический клуб




Уроки психологического развития

Бирюкова И.А..(учитель начальных классов)


Алексеева Ю.А.(психолог школы)

Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, знакомство с природой родного края, конкурсы

Развитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, окружающему миру

Общеинтеллектуальное

 «В мире звуков»

«В мире слов»

Хоршева Л.В.(учитель начальных классов,классный руководитель)

Конкурсы, проектная деятельность, турниры, олимпиады

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Общекультурное

«Декоративно прикладное творчество в начальном техническом моделировании»


«Музыкальный»

Астафьева Л.А.(преподаватель СЮТ)






Фельдшерова С.В.(преподаватель музыки)

Занятия с природным и подручным материалом, конкурсы поделок, выставки, концерты, конкурсные программы

Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие умения видеть прекрасное, беречь окружающий мир, развитие умения работать в группе и коллективе

Проектная деятельность

Будет реализована через все направления урочной и внеурочной деятельности

Хоршева Л.В.(учитель начальных классов,классный руководитель)

Познавательные социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно – трудовых проектов

        Духовный мир ребенка сложен, изменчив, находится в развитии. Моя задача состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, найти такие средства, которые помогут решить конкретные вопросы духовно –нравственного воспитания личности школьника, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. В учебно – воспитательном процессе я учитываю, что дети различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и наклонностям.

На помощь мне приходит система Эльконина-Давыдова, которая обеспечивает условия для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему,  обеспечивает высокий уровень развития теоретического мышления.

        И именно на этом уровне необходимо заложить в душе детей вместе со знаниями нравственно – ценностные ориентиры. Изучая темы по русскому языку и литературе, чаще  обращаться к русской классике, заучивать наизусть стихи, ставшие шедеврами мировой литературы. На уроках окружающего мира не только изучать круговорот воды в природе, но и обратить внимание на нашу собственную речку и, возможно, разработать проект её спасения. А в теме: «Породы деревьев», конечно же стоит рассказать об истории возникновения Арчедино - Донской гряды, когда предки в 19 веке начали сажать сосны для предотвращения наступления песков. Маленькие штрихи жизни нашего родного города, природы, семьи, близких родственников – это то, из чего потом сформируется мировоззрение ребенка, и либо он ко всему этому будет относиться с уважением и любовью, либо будет говорить о своей земле «эта страна».

Воспитывая стремление к чистоте в своем классе, мы переносим это потом на школу, на школьный двор, и в целом учимся жить ответственно в своей стране.

        Сегодня особенно очевидно, как агрессивно настроены люди по отношению друг к другу. Моральные ценности: скромность, умение уступить, выслушать другого, не ответить на грубость – объявлены слабостью и малодушием. Зато пропагандируются умение постоять за себя, вдарить, защитить свои интересы. С этой установкой на «право сильного» приходится сталкиваться довольно часто. Что предложить детям в качестве альтернативы? Изучать вместе с ними христианские заповеди, ибо  за две тысячи  лет ничего более нравственного и мудрого не создали.

        Учить ненавязчиво, но ежедневно и ежеурочно нравственному выбору. Жизнь человека – это вообще выбор. Выбор между добром и злом. Урок литературы по произведению А.П. Чехова «Ванька» третьеклассников обучает искусству написания писем. И в произведение Чехова  разбирается письмо Ваньки как образец письменного послания. Выполняются все предложенные задания: анализируется письмо Ваньки, конечно, обсуждается его несчастная жизнь в Москве, исторический период, когда это произведение написано. Но как саккумулировать ребенка на пробуждение и закрепление истинно нравственных качеств?

Некоторым даже очень скучно читать печальную историю Ваньки… Предлагаю написать герою письмо от нас, из XXI  века. На лицах детей недоверие и удивление. Так его же нет на самом деле, этого Ваньки? А вы представьте, что он там, в своем XIX веке, , в сапожной мастерской, ждет ответа…, а дедушка, безграмотный, и такая безысходность впереди. Головы склонились над тетрадями. Тихо – тихо стало в классе, каждый писал о своем Ваньке. Кто – то сетовал, что его тоже притесняют дома и посоветовал Ваньке защищать себя. Другие давали советы, как добраться из Москвы до деревни, третьи сочувствовали, переживали вместе с ним, писали о том, что он хороший человек и все в его жизни наладится, предлагали переписываться и даже приглашали жить к себе. «Ваня, из Москвы к нам во Фролово ходит поезд Волгоград – Москва, только станция наша называется станция Арчеда, не перепутай: город Фролово, станция Арчеда».

Это был запечатанный в конверт посыл одного доброго сердца к другому, попытка помочь человеку, оказавшемуся в беде, желание протянуть руку помощи. Мы будем  взрослеть и делами своими  подтверждать готовность нести в этот мир  Добро и Свет.  Каждый год наш класс участвует в благоустройстве памятника  З.В. Ермольевой. Можно фотографироваться около него и красиво говорить о достижениях выдающего микробиолога, а можно убрать около памятника, посадить цветы,  прополоть траву и это и это уже та деятельность, которая воспитывает искреннее уважение к нашему прошлому. Поэтому, только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, дети учатся строить самих себя, оценивать свои поступки и анализировать действия. Очень важно, чтобы уроки и мероприятия были направлены на практическое общение, имели бы мотивационную обусловленность и предполагали создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора.

Как уже было сказано ранее, духовно – нравственное воспитание в условиях образовательного пространства невозможно без опоры на семейные ценности. И потому главными моими помощниками являются родители моих учеников.

Система работы с родителями основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

С 2012 года наша школа участвует в проекте «Создание и реализация сетевой модели интерактивного образования родителей в регионе Поволжья», руководит которым Евдокимова Елена Сергеевна, заведующая НИИ проблем образования родителей ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», к.п.н., доцент. Актуальные проблемы просвещения родителей, обозначенные в этом проекте, не оставили мены равнодушной. В своей работе я активно привлекаю родителей к проведению организованного досуга детей, ищу в них союзников решении проблем воспитания, отслеживаю потенциальные возможности родителей для осуществления дальнейшего сотрудничества. И уже появились первые результаты. Родители активно участвовали в проектной деятельности по теме «Хороша кухня русская», помогая детям находить рецепты русской кухни и использовать их на практике. Мама моей ученицы – Романова Елена Олеговна, стала активной участницей в подготовке и проведении родительского собрания «Создаем шедевр», она провела мастер – класс для мамочек по изготовлению украшений в технике казанши. После этого собрания многие родители ушли с уверенностью в необходимости совместного творчества с детьми.

Реализация  ценностных ориентиров общего образования  в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. При этом воспитательный результат определяется по трем уровням:

Первый уровень

Второй уровень

Третий  уровень

Школьник знает и понимает школьную жизнь (1 класс)

Школьник ценит школьную жизнь (2 -3 класс)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы школа не только давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить своё Отечество и заботиться о его благополучии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:·        Самоконтроль поведен...

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....

Научно- методическая статья. Тема: "Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами"

Работа учителя-воспитателя с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами на уроке и внеурочное время...

Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.

Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...

Научно-методическая статья по ознакомлению учащихся с жостовской росписью.

Работа педагога с детьми при организации занятий по знакомству с жостовской росписью строится исходя из следующих задач обучения: 1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, ув...

Методическая статья по теме:"Дефференцированный подход на уроках математики"

Дифференцированный подход на уроках математики. Математика,  является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны  учиться р...

Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"

"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...