Культура общения
классный час по теме

Шамаль Антонина Андреевна

Классный час. Цели:познакомить с понятием "жанра спора",научить употреблять некоторые речевые формы общения во время спора; развивать умение доказывать свою точку зрения;воспитывать навыки культуры спора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_kultura_spora.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Культура общения».

Цели: Познакомить с понятием «жанра спора», научить употреблять некоторые речевые формы общения во время спора. Развивать умение доказывать свою точку зрения. Воспитывать навыки

культуры спора.

 Ход занятия

1.

-Сегодня я приглашаю вас к разговору «Существует ли культура спора?»

 -Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским? (Ответы детей) Даже ветер бывает разным. А уж человек!

-Кто любит сладкое – дотроньтесь до носа.

-Кто любит читать – кивните головой.

-Кто любит игру в шахматы – хлопните в ладоши.

-Кто любит макароны – поставьте палец к губам.

-Кто любит море - улыбнитесь.

-Кто любит сложные задачки решать – поднимите руки.

Вот мы - какие разные.

2.

Уже давно, люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие отношения. Это трудно. Все мы думаем и поступаем по-своему. Но чтобы общаться и ни кого не обижать напрасно люди придумали особый порядок поведения, удобный для всех и назвали его – этикет.

Человек, соблюдающий этикет приятен окружающим, с ним хотят общаться у него много друзей. Например, как принято согласно этикету поступить?

Девочка входит утром в класс, а там уже трое мальчиков. Кто должен первым поздороваться?

3.

Кто - то сегодня признался уже, что любит решать сложные задачи. Тогда скажите: может ли человек съесть 1кг. мороженого? (обсуждение вопроса)

-Что мы сейчас делали? (спорили)          

-Это хорошо или плохо?

4.

Спор - это словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает свое мнение. А раз у каждого свае мнение, то с каких слов человек должен начинать свою речь во время спора?

(на доске появляется запись)

Я думаю…

По- моему…

Мне кажется…

        Используя эти слова, попробуй ответить на вопрос: надо ли утром завтракать? (Ответы детей)

(запись на доске дополняется)

 Я думаю…

По- моему…                              

Мне кажется…

То, что доказывается

Достаточно ли этого для спора? Чего не хватает? (доказательства)

(запись уточняется)

 Я думаю…

По- моему…                                

Мне кажется…

То, что доказывается

Доказательство

При помощи каких слов можно соединить то, что доказывается и доказательства?

(запись дополняется)

Я думаю…

По- моему…                              

Мне кажется…

То, что доказывается

Потому что

Доказательство

Мы составили схему  выражения своей точки зрения. Используя ее, докажи сосуду по парте: когда полезнее чистить зубы утром или вечером?

Кто пришел к одному мнению? У кого разные мнения? (заслушиваются доказательства)

5.

Нередко в споре можно услышать такие выражения:

-Я думаю, что ты прав

-Ты говоришь чепуху

- Мне кажется, ты ошибаешься

-Ты думаешь - когда говоришь?

-Я согласен с тобой

-Ты что с приветом

-Извини, я не могу с тобой согласиться

-Давай подумаем вместе

-Это каждый дурак знает

Какие из них на ваш взгляд использует вежливый человек?

Спор - это «горячее» общение между говорящими. Как кипяток! Тронешь одного – он начинает бурлить и выкрикивать грубые, непонятные слова. А ведь только минуту назад был таким ласковым и вежливым.

Оказывается надо уметь спорить. Убеждать в своей правоте культурно не так-то просто.

Оцените предложенные вам правила спора, дополните своими правилами.

(работа в группах, детям раздают карточки с правилами спора)

Правила спора:

1.Уважай собеседника, относись к нему доброжелательно и внимательно.

2.Относись терпимо к его мнению.

3.Всегда настаивай на своей точке зрения.

4.Не обижай собеседника насмешливым тоном.

5.

 (результаты работы одной из групп заслушиваются)

У кого есть дополнение к правилам этой группы?

 6.        Спорить можно без конца. Спор может закончиться ссорой – размолвкой, перебранкой. Культурно закончить спор помогут следующие фразы:

-С вами было интересно говорить, но я останусь при своем мнении.

-Вы привели убедительные доказательства. Я подумаю.

-Вы так убедительно доказывали свое мнение, что я соглашусь с вами.    

7.

Мы много с вами говорили,  пора отдохнуть. Положите руки на стол, голову на ладони (звучит музыка для релаксации)

У кого хорошее настроение? Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Хорошего настроения стало больше. Спрячьте свое хорошее настроение в ладошки и подарите его тому, кому захотите, ведь когда человек дарит радость другим, вокруг становится больше добра и счастья.  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Культура общения преподавателя и студентов

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического...

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Психолого-педагогические основы культуры общения

Данный материал можно использовать для развития культуры речи учащихся...

Урок по культуре общения "Язык мой - друг мой" в начальных классах

Заниматься таким предметом, как русский язык, совсем не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно. Этот урок о богатстве русского языка....

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"

Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....