Проект "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"
методическая разработка по теме

Афонасова Ольга Владимировна

Проект выполнен на основе материалов авторской программы внеурочной деятельности "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Школа выживания"622 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Модель организации внеурочной деятельности

«Школа выживания в чрезвычайных ситуациях»

(Направление внеурочной деятельности: социальное)

Исполнители проекта

Афонасова Ольга Владимировна, Кравец Татьяна Николаевна, учителя начальных классов МБОУ гимназии № 13 города Новосибирска

Цель проекта

Разработать и внедрить систему работы по теме «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях» (Безопасность – основа сохранения здоровья и жизни детей)

Задачи проекта

-Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.

-Разработать модель и систему работы, способствующую помочь ребёнку сохранить здоровье и жизнь – научить его быть осторожным.

-Разработать условия повышения эффективности становления безопасной жизни и здоровья младших школьников.

-Расширить возможности безопасности детей в условиях обновления содержания средствами внеурочной деятельности (Направление внеурочной деятельности ФГОС – СОЦИАЛЬНОЕ) и внедрения интерактивных технологий.

-Внедрять ИКТ как условие общественно-полезной социальной и культурной практики - создание журнала «Осторожность – твоя безопасность!».

-Создать систему мониторинга безопасного здоровья и жизни  младших школьников.

Почему и кому нужен проект?

Учителям, родителям (законным представителям) и обучающимся. Участие детей носит добровольный характер, определяется их интересами. Проект предполагает большую вариативность  форм занятий, интерактивных технологий и свободу учителя в их выборе. Также проект предполагает совершенствование условий и организации безопасности младших школьников, взаимодействия родителей, учителей и учащихся.

Социальным партнерам: проект позволяет совершенствовать условия социального партнерства, разрабатывать маршруты с МЧС, ГИБДД,  библиотеками.

Новизна проекта заключается в создании целостной модели становления безопасного здоровья и жизни младших школьников в гимназии.

Сроки и этапы реализации

Диагностико-прогнозический этап и проектировочный этап (2011-2015) учебный год

Организационно-практический этап (2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебный год)

Обобщающий этап (2013-2015 учебный год).

Финансирование проекта

Финансирование за счет благотворительных взносов физических и юридических лиц, целевых средств, грантодателей.

Описание учреждения

        Миссия педагогического коллектива МБОУ гимназии № 13 направлена на создание условий осуществления целенаправленной социализации личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, на саморазвитие каждого ребенка, его безопасность и здоровье.

        Основными направлениями инновационной деятельности начальной школы являются:

  1. гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса;
  2. развитие творческих способностей младших школьников;
  3. эколого-краеведческое образование;
  4. толерантное воспитание обучающихся;
  5. работа с одаренными детьми;
  6. патриотическое воспитание через организацию краеведческой работы;
  7. Здоровьесберегающие технологии. (Безопасность детей)

В начальной школе разработаны авторские программы:

1. «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13»

2. «Знай и люби свой край». (Программа по краеведению).

3. «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях».

4. Детская киностудия «Тринашка». «Азбука кинематографии»

5. Программа кружка «Школьные газеты и журналы в начальной школе».

        В формате инновационной деятельности в городе выпущено учебное пособие для обучающихся 1-х классов «Здравствуй, Новосибирск!» (рабочая тетрадь), одним из авторов рабочей тетради является учитель гимназии

Кравец Т. Н.

1. Учебная, воспитательная и методическая работа по организации безопасности детей строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов. НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"

принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.

2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 1 И 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года.

3. ЗАКОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.04.2003 года № 111-ОСД

(в ред. Законов Новосибирской области от 16.10.2003 № 146-03, от 10.12.2004 №237-03)

5. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 апреля 2012 г. N 390 О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности».

7. 6 марта 2006 года N 35-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ  принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года

8.Перечень законодательных и нормативных актов по ГО, ЧС и ПБ:

9. 1.Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21декабря 1994г. №68­ФЗ (в ред. от 22.08.04).

10. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ.

11. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 28 августа 2003 г. №991 (в ред. от 11.07.04).

12. Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. №547 (в ред. от 01.02.05).

13. Приказ МЧС России «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» от 21 декабря 2005 г. №993.

14. ФГОС Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"

15. ФГОС Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"

На первой ступени гимназии (начальное общее образование) согласно ФГОС НОО закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

        В МБОУ гимназии № 13 задачи безопасности детей решаются последовательно. Внедряются интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, формы и способы взаимодействия с родителями. Нам важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в гимназии на уроках, так и дома, в кругу семьи. А самое главное разработать и внедрить систему работы по теме: «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях»

Постановка проблемы

        Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

        Гимназия № 13 – это дом, в котором одновременно находится много людей, и главное, что большинство из них - дети. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, направленных на обеспечение его безопасного функционирования, а также готовность сотрудников и обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Изучение выживания в чрезвычайных ситуациях в общеобразовательной школе предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни,  в гимназии, в квартире, на улице, в магазине, на даче, в транспорте. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности ученика начальных классов – важнейшая составная часть процесса формирования их общей культуры. Опыт практической работы гимназии № 13 показывает, что в младшем школьном возрасте возникает необходимость в особом, более глубоком изучении учениками правил безопасного поведения в местах непосредственного проживания, местах массового скопления людей. Опираясь на опыт, приобретенный на уроках изучения курса ОБЖ, учитель начальных классов имеет возможность развить у обучающихся потребность в самовоспитании культуры безопасного поведения. Необходимость создания и ведения данного курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения младших школьников актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов, общественность тревожит проблема безопасного поведения обучающихся на улице, дома. Важно, чтобы просвещение среди детей младшего школьного возраста было своевременным. Необходимо вовремя сформировать ответственность за свое поведение и здоровье. В Федеральных государственных образовательных стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель этих программ - сформировать поведенческие стереотипы здорового образа жизни, поэтому в гимназии была разработана авторская программа «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях» (авторы Афонасова О. В., Кравец Т. Н.) для 1-4-х классов. Посвящена программа одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни.

В программе отражена специфика проведения занятий в начальной школе по проблеме безопасности детей в чрезвычайных ситуациях. Дети узнают о недопустимости шалости с огнем, о потенциальных опасностях, как правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций при наводнении, урагане, в местах массового скопления людей, как подготовиться к гололеду и как действовать во время гололедицы, как действовать при сильной жаре, во время землетрясения,  во время грозы, как уберечься от преступников. Разнообразные формы проведения занятий, использование различных видов учебной деятельности помогут эффективно проводить обучение детей. Программа написана с учётом содержания Федерального образовательного стандарта второго поколения в соответствии с условиями разработки регионального компонента учебных и методических пособий. Изучать программный материал ученики начальных классов будут во внеурочное время, согласно ФГОС (часы, отведенные на внеурочную деятельность). Программа предназначена для общеобразовательных учреждений.

Культура безопасного поведения включает в себя понимание младшими школьниками правовых, экологических, экономических, эстетических и социальных аспектов собственной жизнедеятельности. Поэтому содержание занятий направлено на общекультурное развитие обучающихся, формирование опыта безопасной жизнедеятельности в процессе общения с различными людьми, в многообразных жизненных ситуациях.

Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Основные задачи программы:

1. Обучить младших школьников навыкам безопасного поведения в местах массового скопления людей.

2. Воспитывать у младших школьников чувства патриотизма и ответственности за сохранность места проживания, личную жизнь и жизни окружающих их людей.

3. Развить качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

4. Научить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Программа рассчитана для проведения занятий во внеурочное время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 1 час в неделю в 1-4 классах.

Ученикам начальной школы предлагаются для изучения темы, которые реально помогут избежать случайной травмы во дворе, научат детей, как строить безопасное общение, разъяснят, как школьная дисциплина обеспечивает порядок и безопасность жизнедеятельности, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Вот некоторые разделы программы:

1. Правила поведения.

Правила поведения в школе, в общественных местах и личная безопасность. Школьная дисциплина и ее роль в обеспечении порядка и безопасной жизнедеятельности. Взаимоотношения с учителями, культура поведения на уроках и переменах. Спорные ситуации на уроке, перемене, способы их разрешения. Правила поведения на экскурсии, в музее, театре зоопарке. Правила поведения на транспорте. Правила поведения в столовой, библиотеке. Техника безопасности во время работы в уголке живой природы.

2. Правила и способы личной безопасности

Правила и способы обеспечения личной безопасности. Простейшие заповеди безопасного поведения. Как защитить жилище от грабежей и разбоев? Как вести себя, чтобы не потеряться? Как поступать, если это случилось? Как предотвратить кражи из карманов, сумок? Приемы борьбы с собакой, действующей в интересах правонарушителя. Психологические приемы самозащиты. Каким способам самообороны следует научиться в первую очередь? «Телефонный разговор», « Здравствуйте, я сантехник!», «Грабители почти в квартире», «Прокатимся, малыш?», «Если ты вошел в дом и обнаружил там посторонних», «Как быть, если дверь квартиры кем-то открыта?», «Как отказаться от навязчивых знакомых», «Если ты дома один», «Умей сказать «Нет!»

3. Простейшие заповеди безопасного поведения

Избегай попадать в опасные ситуации, угрожающие твоей жизни и здоровью. Не играй допоздна на улице. Не ходи один в отдаленные и безлюдные места. Не ходи с незнакомцем, не верь его обещаниям. Не садись в чужую машину без родителей. Не играй с незнакомыми взрослыми. Не позволяй кому-либо прикасаться к твоему телу. Не входи с незнакомым человеком в лифт. Не принимай угощения и подарки от случайных людей. Не запускай посторонних людей в свою квартиру. Не скрывай от родителей, если кто-то сделал с тобой запретное, угрожал тебе. Не пиши свое имя на одежде, вещах, руке. Вежливость уберегает от беды.

4. Опасные места в городе

Какие места можно считать опасными. Ваши помощники - внимательность и осторожность. Закоулки, арки, гаражи, стройки, траншеи, подъезды – здесь может затаиться опасность. Опасность обрушения старых зданий.

5. Катастрофы и чрезвычайные ситуации

Катастрофы, вызванные силами природы или технической деятельностью человека. Причины массового травматизма среди населения. Катастрофа - чрезвычайная ситуация (ЧС), вызванная силами природы, деятельностью человека и сопровождающаяся массовым поражением людей.

Классификация ЧС. Производственные, транспортные – автомобильные, железнодорожные, авиационные, на воде, в туннелях. Стихийные (природные): метеорологические – бури, морозы, жара, засуха, топологические – наводнения, оползни, сели, ураганы, тайфуны, тектонические – землетрясение, извержение вулканов. Социальные и специфические: войны, эпидемии, голод, общественные беспорядки, терроризм, экологические (пересыхание рек, озер, болезни водоемов, глобальные изменения климата).

Основные поражающие факторы при ЧС. Основные виды поражения в ЧС: травмы, переломы костей, кровотечения, термические ожоги, радиационные поражения, массовые инфекционные заболевания. Основные принципы и мероприятия по защите населения. Средства индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Противогазы. Простейшие средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Санитарная обработка людей. Дезинфекция.

6. Гололед и гололедица.

7. Молния. Опасное место во время молнии (дерево). Как подготовиться к молнии. Как действовать во время грозы.

8. И другие. (Приложение)

Проблемы безопасности, актуальные в последние годы в силу сложившейся в стране неблагоприятной криминогенной обстановки, вышли на первый план в наши дни, когда угроза совершения терактов стала реальностью. Охрана жизни и здоровья учащихся возведена на уровень государственной политики.

В дополнение к программе обучающиеся начальных классов выпускают журнал «Осторожность – твоя безопасность!» На страницах журнала можно найти детские рисунки, фотографии, рассказы, кроссворды о правильном поведении при ЧС.

Работа над выпусками журналов предполагается непосредственное участие школьников в различных мероприятиях по ЧС, изучение памяток

Новизна журналов в том, что происходит совершенствование в ознакомлении с чрезвычайными ситуациями и их предупреждениями. А также дети получают знания и умения по созданию печатного издания, развиваются творческие способности обучающихся, развиваются умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, формируются представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

Журнал «Осторожность – твоя безопасность!» направлен на формирование у учащихся ключевых компетенций: коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различным социальными ролями в коллективе); познавательных (знания и умения, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии; информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача).

Учеба - главный труд школьников, но есть еще и внеурочное время, которое можно правильно использовать. Участие в работе выпуска журнала «Осторожность – твоя безопасность!» побуждает абсолютно всех учащихся к самовыражению, пробуждает интерес к общественной деятельности.

        Журнал целесообразен и с точки зрения нахождения общего языка между детьми и родителями. Сам процесс написания статьи систематизирует собственное мышление и многие неразрешимые проблемы, которые так трудно высказать, при соприкосновении ручки с бумагой разрешаются.

        Дети учатся работать с информацией, вести мониторинг школьных событий, проводить их анализ, искать причины, а значит, развивают свои интеллектуальные способности.

        Таким образом, безопасность детей - педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Организация социально- педагогических условий обучения в гимназии учитывает преемственность психологовозрастных особенностей учащихся.

Таким образом, создание в МБОУ гимназии №13 условий для развития безопасного пространства ребенка - это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

        Изучение курса «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях» способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных организаций в целях сохранения здоровья младших школьников.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта

Разработать и внедрить систему работы по теме «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях» (Безопасность – основа сохранения здоровья и жизни детей) 

Задачи проекта:

Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.

-Разработать модель и систему работы, способствующую Помочь ребёнку сохранить здоровье и жизнь – научить его быть осторожным.

-Разработать условия повышения эффективности становления безопасной жизни и здоровья младших школьников.

-Расширить возможности безопасности детей в условиях обновления содержания средствами внеурочной деятельности (Направление внеурочной деятельности ФГОС – СОЦИАЛЬНОЕ) и внедрения интерактивных технологий.

-Внедрять ИКТ как условие общественно-полезной социальной и культурной практики - создание журнала «Осторожность – твоя безопасность!».

-Создать систему мониторинга безопасного здоровья и жизни  младших школьников. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.

Методы реализации проекта

Эмпирические:

  1. анализ литературы по теме;
  2. изучение передового педагогического опыта по теме;
  3. изучение массовой практики образования;
  4. изучение документов системы образования.

Социолого-педагогические:

  1. социологические методы-опросы, беседы, интервьюирование;
  2.  целенаправленное наблюдение за учебным процессом;
  3.  изучение опыта преподавателей;
  4. анкетирование детей, родителей, педагогов;
  1. обработка данных и анализ полученных результатов;
  2. изучение и обобщение опыта.

Теоретические:

  1. анализ понятийно-терминологической системы;
  2. мыслительные процессы;
  3. прогнозирование, проектирование моделирование.

Рабочий план реализации проекта

Этапы

реализации

проекта

Задачи

Содержание

деятельности

Сроки

исполнения

Подготовительный

Организационное, научное и методическое обеспечение начала опытно-экспериментальной работы

Разработка научно-обоснованной программы; формирование группы педагогов-единомышленников; ознакомление с программой родителей и детей.

2010-2011 г.

Практический

Выявление и апробация условий эффективного функционирования модели и системы

Изучение динамики эффективного функционирования модели и системы начальной школы по безопасности учащихся. Создание единого безопасного пространства школы.

2011-2012 г.

Обобщающий

Внедрение в практику работы апробированных условий, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Обобщение результатов, создание ресурсного центра по реализации программы по безопасности в условиях начальной школы.

2012-2014 г.

Реализация проекта

Реализация проекта была начата в гимназии № 13 в 2011-2012 учебном году.

Проведенные мероприятия в 2011-2012 учебном году:

1. Выпуск авторской программы «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях»: 1-4 классы [Текст]:авторская программа по внеурочной деятельности/ О. В. Афонасова, Т. Н. Кравец. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012, - 44 с. – (Библиотечка творческих идей: Начальная школа. Вып. № 118)

2.Организация занятий по внеурочной деятельности. Направление внеурочной деятельности - социальное. Занятия по внеурочной деятельности в гимназии проходят в 1 А, 1Б, 1 В, 1 Г, 1 Д 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д классах (классы, обучающиеся по ФГОС НОО)

3. Распространение авторской программы среди учителей области (проданы книги программы)

4. Выступление на областном семинаре 26 апреля 2012 года «Практические

занятия в областном семинаре- практикуме «Особенности естественнонаучного образования в контексте ФГОС НОО» Афонасова О. В. тема выступления: Презентация программы «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях»

5. Распространение опыта работы. Периодические издания:

Материалы Ш международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества»

Статья: Афонасова О. В., Кравец Т., Н. «Система безопасности детей», Москва, 2012

6. Организованы и проведены экскурсии и беседы с учениками:

- в ГИБДД;

- в Автогородок;

- в пожарную часть и МЧС;

- организация по теме бесед сотрудниками МЧС в гимназии;

- Экскурсия в ВРИО ЦСМ СОР ГУ МВД России по Новосибирской области. Отряд милиции специального назначения. (ОМОН);

7. Участие в конкурсе по ПДД награждение:

Почетная грамота ГИБДД за активное участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

План мероприятий по реализации проекта

1. Организация семинаров и конкурсов.

Организованы следующие семинары:

-Семинар «Реализация программы ФГОС НОО экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях» Февраль, 2013 г.

-Семинар для студентов НГПИ «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях», март 2013 года.

2.Издания.

-Информационные рубрики в школьных газетах «Тринашка» и «Бригантина» по данной теме.

-Публикации во всероссийских изданиях.

-Журнал «Осторожность – твоя безопасность!» 2010-2014 г.

3.Маршрутная карта экскурсий по теме.

4.Опыт работы будет напечатан в городской электронной газете «Интерактивное образование» декабрь 2011 г.

5.Методическая разработка: Портфолио учителя и учащегося в курсе «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях»

6.Съемка фильма: мультипликационные фильмы, видеоклипы по теме: «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях».

7. Проведение мониторинга.

Проведение мониторинга и социологического исследования по теме проекта и доведение его результатов до педагогической общественности.

8.Участие во всероссийском конкурсе журнала «Новое образование» Номинация: «Страница моего портфолио» Тема конкурсной работы «Алгоритм безопасности». (итоги конкурса будут подведены 15 января 2013 года, список участников на сайте: http://www.nojournal.ru/content/spisok-uchastnikov-konkursa-luchshaya-stranitsa-portfolio-2012.

9.Участие в конкурсе «Профессиональный успех», январь-март 2013г.

Ожидаемые конечные результаты проекта

-Создана целостная модель становления безопасности младших школьников в гимназии.

-Разработана модель и система работы, способствующую становлению безопасности жизни и  здоровья младших школьников.

-Разработаны условия повышения эффективности становления безопасности жизни и  здоровья младших школьников.

-Расширены возможности безопасности детей в условиях обновления содержания средствами курса внеурочной деятельности и внедрения интерактивных технологий.

-Созданы условия для использования ИКТ: создание журнала «Осторожность – твоя безопасность!».

-Создана система мониторинга безопасного здоровья и жизни младших школьников.

-Разработка методических рекомендаций для учителей по организации безопасности и памяток работы с младшими школьниками.

-Повышение уровня профессиональной компетентности учителей по проблеме проекта.

-Создание системы научно-методического, информационного обеспечения работы по курсу «Школа безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Критерии

Средства оценивания

1.Наличие информационно-методических материалов, обеспечивающих внедрение и реализацию курса «Школа безопасности в чрезвычайных ситуациях»

Информационно-методический банк

3.Уровень сформированности безопасности детей в работе гимназии.

Тесты внешней оценки уровня сформированности безопасности

5. Значимость опыта работы школы по данной проблеме среди профессионального педагогического сообщества

Количество откликов на школьном сайте. Количество проведенных семинаров.

6.Качество психолого-педагогических условий для изучения данной темы.

Сравнительный анализ классного педагогического коллектива до и после проведения проектной деятельности

Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения


п/п

Негативные последствия

Способы предупреждения и устранения

1.

Неприятие вводимых инноваций субъектами образовательной политики в силу отсутствия мотивации.

Формирование мотивации через стимулирование и повышение профессиональной компетенции учителей.

Оценка качества реализации проекта

Социально-образовательный проект поможет в создании оптимальных условий для обеспечения повышения эффективности занятий по безопасному  здоровью и жизни детей. Вовлечение наибольшего числа обучающихся в изучение курса, создание информационного, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам безопасности детей.

Этапы решения проблем, обозначенных в проекте:

  1. Повышение уровня обеспеченности обучающихся учебными пособиями, наглядными пособиями, оборудованием.
  2. Систематический и непрерывный характер обучения, принципы его организации: гуманизации и интеграции, а также методическая система нравственного образования.
  3. Реализация проекта позволит уделять внимание общественно-полезной социальной и культурной практики как практическим работам, позволяющим решать  задачи безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  4. Реализация проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию поведения при ЧС.
  5. В рамках реализации проекта будет создана система мониторинга.
  6. Страница школьного сайта по данной проблеме.

Ресурсы: (бюджет проекта)

Для организации работы по формированию безопасного поведения гимназистов в гимназии должна быть создана необходимая материальная база воспитательно-образовательного пространства. С этой целью необходимо:

Оборудовать кабинет, в котором проводятся занятия.

1. Оборудование кабинета составляют:

- наборы фильмов, плакатов по системе «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях;

 - комплекты раздаточных материалов;

- ноутбук с программным обеспечением;

- телевизор, DVD-плеер, mp 3 -магнитофон;

мультимедиа проектор.

2. Приобрести оргтехнику, необходимую для выпуска газеты: «Осторожность – твоя безопасность!».

3. Приобрести программное обеспечение мониторинга гимназистов.

Дальнейшее развитие проекта:

Реализация проекта позволит создать в гимназии:

  1.  пространство безопасного поведения обучающихся в гимназии и за ее пределами;
  2. совершенствовать обновление содержания, обучения и воспитания;
  3. расширить возможности внедрения курса в воспитательном пространстве гимназии на всех ступенях образования;
  4. обеспечить внедрение интерактивных технологий обучения и ИКТ.

Практическая значимость результатов.

        Проект уже реализуется в условиях апробации. Результатом является создание условий и здоровьесберегающего пространства для самореализации младших школьников, информационные листки, журнал «Осторожность – твоя безопасность»; проекты и презентации обучающихся по темам курса.

Программа «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях»реализуется на занятиях внеурочной деятельности в 1-2 классах. Далее реализация программа продолжится в 3-4 классах.

Программа была раскуплена учителями области на одном из семинаров в гимназии.

Развитие навыков исследовательской деятельности средствами интерактивных технологий.

  1. Внедрение ИКТ на уровне начального общего образования.

        Кроме того, должны быть созданы условия для реализации аксиологического компонента здоровьесберегающих технологий проявляющихся в осознании учащимися:

  1.  высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;
  2.  формированием мировоззрения, внутренних убеждений обучающихся, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы медицинских, социальных знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста;
  3. познанием законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром;

формированием ценностно-ориентированных установок на здоровье и, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к безопасности собственной жизни и здоровью в чрезвычайных ситуациях, основанные на положительных интересах и потребностях.