Программа "Мой любимый уголок"
рабочая программа (3 класс) по теме

Одинец Светлана Викторовна

 

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества в станице Темиргоевской. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moy_lyubimyy_ugolok.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать».

Д. С. Лихачев.

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества в станице Темиргоевской. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, края.

В соответствии с этим составлена данная программа.

Программа является межпредметной, так как она дает возможность получения дополнительных научных знаний не только для изучения курса истории, но и военной истории, географии. Так же при изучении некоторых вопросов учащиеся могут применять полученные знания на уроках истории, литературы, географии, изобразительного искусства и д.р.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своей станицы и края. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.

Осуществление программы предполагает получение и использование конкретных результатов на двух уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательскими методами, моральная закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, микрорайон, деревня, поселок).

 Содержание программы рассчитано на 2 года занятий с учащимися, начиная с 3 – го класса.

Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 34 часа, с сентября по май включительно.

Содержание программы составлено с учетом цикличности проведения краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности учащихся.

Учащиеся 1-го года обучения непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, школой, с историей своего населенного пункта.

Занимающиеся 2-го года расширяют зону познания.

Основные цели программы:

  1. формирование начального представления о кубанском казачестве в станице, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся;
  2. сообщение ученикам начальных классов определённой суммы знаний по истории и культуре родной станицы, систематизированных, хронологически выстроенных и ориентированных на личность самого ученика;
  3. формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся,  расширение их историко-географических представлений о своей станице, воспитание чувства любви и гордости за нее.

Задачи:

  1. знакомство с укладом жизни кубанских казаков на территории станицы, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
  2. ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  3. воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  4. привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  5. развитие творческих способностей детей;
  6. формирование у учащихся интереса к исследовательской работе;
  7. познакомить учащихся с историко-культурными памятниками;
  8. охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
  9. воспитание патриотизма, стимулирование наблюдательности и любознательности, активизации исследовательских навыков, воплощение духа научного изыскания, исследования и творчества.

Основной метод обучения – исследовательский. Он подразумевает проявления самостоятельности мышления учащегося, концентрирует в себе всё то, что формировалось и формируется системной активизации процесса обучения. Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, т.к. тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятники, фольклором.

        Факультатив нацелен на открытие нового. Ученик, попадая в положение исследователя, зачастую воспитывает в себе уважение к истории, познавательные навыки, помогающие ему впервые ощутить вкус научной работы. В центре курса должен быть ученик. Малая родина изучается в контексте интереса, ученика к себе. С конкретного – семьи ученика, его родословной, работы родителей, школы, дома – и начинается изучение родной станицы.

Формы и методы реализации:

Предусмотрено несколько экскурсий: по станице (ознакомление с достопримечательностями), в станичном музее, наблюдение за особенностями местного ландшафта, посещение одного из предприятий станицы, знакомство с сельскохозяйственным трудом земляков.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

  1. лекции;
  2. творческие задания;
  3. практические работы;
  4. самостоятельный поиск;
  5. экскурсии и др.

Материально-техническое обеспечение:

  1. наличие музея в школе;
  2. компьютеры;
  3. видеоаппаратура;
  4. телевизор;
  5. фотоаппарат;
  6. канцелярские принадлежности.

Планируемый результат:

  1. более высокий уровень знаний, умений, навыков;
  2. участие в различных творческих конкурсах;
  3. создание целостного образа станицы;
  4. повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного уголка;
  5. осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания;
  6. исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  7. реконструировать основные праздничные обряды;
  8. рассказать о своём казачьем роде;
  9. выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  10. выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам кубанского казачества.

Основные разделы программы.

1. Летопись родной станицы.

Изучая материал по истории родной станицы, учащиеся имеют возможность глубже уяснить положение: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом своей станицы.. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшему поколению, долга, милосердия.

Цели раздела:

  1. вовлечь школьников в поисковую деятельность;
  2. помочь учащимся овладеть первичными навыками научного исследования;
  3. формировать навыки работы с историческими источниками.

Задачи:

  1. изучение истории родного уголка;
  2. прививать чувства любви и уважения к малой родине, к родному дому, к своей семье.

В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны:

    Знать:

  1. историю своего края;
  2. историю своей семьи;
  3. как возникли названия населенных пунктов малой родины;
  4. историю своей школы.

   

 Уметь:

  1. осуществлять поиск, систематизацию, интерпретацию краеведческого материала;
  2. выступать в роли исследователя, краеведа, проникающего в суть проблем;
  3. проводить интервью и опрос местных жителей;
  4. работать со словарями и научной литературой;
  5. доказывать и отстаивать свою точку зрения;
  6. составлять отчет о проделанной работе.

2 . Исчезнувшие памятники

Самобытная культура станицы Темиргоевской, ее многовековая история отразились во множестве не дошедших до наших дней памятников истории, природы и культуры. Потеряны памятники архитектуры (часовни, храмы, здания учебных заведений), парки и природные зоны отдыха.

Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры позволит более детально изучить историю малой родины.

Цели раздела:

  1. познакомить учащихся с видами памятников истории, природы и культуры;
  2. формировать навыки работы с историческими источниками.

Задачи:

  1. изучение материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы;
  2. прививать чувства любви и уважения к малой родине.

3. Земляки

Никогда не перестанет интересовать и волновать нас история нашей станицы и ее древности. Они свидетели прошлого, и потому всегда сохраняют непередаваемое обаяние.

Жизнь и деятельность наших земляков неразрывно связана с судьбой страны.

Изучая материалы по истории станицы, дети смогут увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь жителей. Им станет понятно, как люди приспосабливались к сложным жизненным обстоятельствам.

Знакомясь с жизнью наших земляков, учащиеся увидят, что и в мирное время всегда есть место подвигу, как в трудовой деятельности, так и в защите своего Отечества.

Цели раздела:

  1. развитие коммуникативных навыков и умений;
  1. развитие умения монологической речи.

Задачи:

  1. изучение жизни и деятельности земляков;
  1. воспитание патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в

     мирное, так и военное время;

  1. повышение престижа служения в Вооруженных силах у молодого поколения;
  1. прививать чувства любви и уважения к малой родине, к родному дому, к своей семье;
  1. прививать чувство уважения к старшему поколению, чувства долга, милосердия;
  2. профессиональная ориентация учащихся;
  1. формирование у учащихся готовности жить и трудиться в своей станицы, участвовать в  

      развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

4. Культурное наследие

Культурное наследие каждой станицы неповторимо. Ее особенности, как правило, определили формирование традиций, быта родного уголка.

Цели раздела:

  1. развивать интерес к истории станицы, воспитывать бережное отношение к

            старине, уважение и благодарность к старшему поколению;

  1. развивать творческие способности детей;
  2. развивать умение обрабатывать и применять собранный материал.

Задачи:

  1. изучение культурного наследия и творчества жителей станицы.

В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны:

    Знать :

  1. основные направления развития культуры родного уголка;
  2. достижения в области культуры родной станицы;
  3. жизнь и творчество своих земляков.

Уметь:

  1. использовать полученные знания в учебной деятельности.

5. Литературное наследие

Литература – один из важнейших элементов культуры. Кубанские  поэты внесли исключительный вклад в становление самосознания народа своего края, показали его самобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально-экономические явления, культуру и традиции.

Цели раздела:

  1. содействие процессу познания в области литературы;
  2. способствовать духовному росту  детей.

Задачи:

  1. изучение литературного наследия станицы;
  2. развитие творческих способностей детей в области литературы.

В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны:

    Знать :

  1. основные направления развития литературного творчества земляков;
  2. жизнь и творчество станичных  поэтов;
  3. взгляды поэтов и связь их творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами.

Уметь:

  1. использовать литературный материал в учебной деятельности;
  2. использовать краеведческий материал при написании конкурсных сочинений.

6. Великая Отечественная война

История войны – это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры малой родины в этот период.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.

В архивах и других источниках сохранилось недостаточно материалов по данной теме. Поэтому для полного освещения и понимания военного времени стоит обратиться непосредственно к тем, чье детство пришлось на годы войны.

Цели раздела:

  1. воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в

     мирное, так и в военное время;

  1. сохранять историческую память;
  2. укреплять духовную связь между молодым и старшим поколением;
  3. раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  4. прививать чувство уважения к старшему поколению, чувства долга, милосердия;
  5. способствовать осознанию школьниками нравственного долга перед военным  

      поколением.

Задачи:

  1. охрана памятников и уход за ними;
  1. изучать историю Великой Отечественной войны краеведческими способами;
  2. укреплять духовную связь между молодым и старшим поколением;
  3. дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии детей и молодого поколения – участников и очевидцев событий;
  4. проследить, как сложились судьбы детей после войны;
  5. раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  6. способствовать осознанию школьниками нравственного долга перед поколением 1940-х;  

     подчеркнуть, что тяжелейший труд на фронте и в тылу – это труд наших родных, тех, кто

     окружает нас сегодня, тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.

В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны:

    Знать :

  1. фронтовую историю Великой Отечественной войны;
  2. о трудовом фронте в годы войны;
  3. историю возникновения братских могил на территории станицы;
  4. как сложились судьбы детей, чье детство пришлось на годы войны;
  5. знать воинов-интернационалистов, которые принимали участие в современных военных конфликтах;
  6. историю трагедии и триумфа наших земляков в войне.

Уметь:

  1. составить рассказ по истории Великой Отечественной войны;
  2. использовать материал по истории войны в учебной деятельности;
  3. выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в памяти людей;
  4. выяснить, какие личностные качества сформировались у детей военного времени, как это проявилось в дальнейшей жизни;
  5. оказать практическую помощь ветеранам войны и трудового фронта.

Учебная программа 1-го года обучения

  1. Летопись родного края
  1. Моя родословная
  2. Конкурс сочинений «Моя школа»
  3. «Обратимся к древности». История основания станицы

1.4.Фотовикторина  «Где эта улица? Где этот дом?                                                                                                                                                       1.5. Гипотезы о происхождении фамилий.   Выставка фотографий «Наша дружная семья»

1.6. Народные приметы

Практические занятия

Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рассказ о семейной реликвии. Составление родословной.

Экскурсия в школьный музей по теме «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»

Экскурсия в школьный краеведческий музей по теме «Стоит деревня над рекою».

Основные понятия

Семья, традиция, реликвия, «родословное древо».

Малая родина, краеведение, поисковый отряд, источники, интервью.

2. Земляки

2.1.Переселение казаков на Кубань

  1. Обычаи и традиции станичников.
  2.  Промыслы и ремесла станицы.
  3. Конкурс рисунка «Все работы хороши!»
  4. Изготовление поделок из природного материала

Практические занятия

Экскурсия в школьный музей по теме «Рукам – работа, сердцу – радость!»

Экскурсия в станичный  музей по теме «Деревня моя, деревенька колхозница»

Основные понятия

Обычаи, обряды, народные игры, фольклор, посиделки.

Отхожий промысел, ремесло.

         Коллективизация, колхоз, трудодни

3. Культурное наследие

3.1. Жанр, пейзаж, картина, портрет.

3.2. Творчество местных  художников

3.3. Операция «Забота». Шефская помощь престарелым землякам.

3.4. Операция «Уют». Рейд по наведению порядка на территории школы.

Практические занятия

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Основные понятия

Жанр, пейзаж, картина, портрет.

4. Великая Отечественная война

4.1 Книга памяти (о погибших земляках)

4.2. «Его именем названа улица» (рассказы о Героях Кубани)

4.3. «Нам жить и помнить!» конкурс стихов

4.4. Малолетние узники

4.5. «Ласточки» над фронтом

4.6. Подвиг матери и сыновей

4.7. История возникновения братской могилы воинов-освободителей в станице.

4.8. История возникновения братских могил мирных жителей, погибших в дни оккупации на Кубани

Практические занятия

Экскурсия в школьный краеведческий музей по теме «Тяжкий хлеб войны».

         Экскурсия в станичный  музей по теме «Нам жить и помнить!».

Основные понятия

Великая Отечественная война, ветеран.

         Оккупация, немецкий режим.

         Воины-освободители.

Трудовой фронт, тыл.

4. Итоговое повторение

5.1. Игра «Знаток истории своей малой родины»

5.2. Лекарственные растения нашего края

5.3. Монастыри , соборы, церкви.

5.4. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

5.5. Урок – игра «Колесо истории», посвящённый основанию станицы Темиргоевской

Практические занятия

Игра «Знаток истории своей малой родины»

Монастыри , соборы, церкви.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Учебный план факультатива (1-й год обучения)

№№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Мы - кубанцы. Понятие о большой и малой родине.

1

1

1.

Летопись родного края:

6

1

5

  1. Моя родословная
  2. Конкурс сочинений «Моя школа»
  3. «Обратимся к древности». История основания станицы
  4.  Фотовикторина  «Где эта улица? Где этот дом?»

1.5. Гипотезы о происхождении фамилий.   Выставка фотографий «Наша дружная семья

1.6. Народные приметы





1

1

1



1


1


1

2.

Земляки:

5

2

3

  1. Переселение казаков на Кубань
  2. Обычаи и традиции станичников
  3. Промыслы и ремесла станицы.
  4. Конкурс рисунка «Все работы хороши!»
  5. Изготовление поделок из природного материала






1

1





1

1

1

3.

Культурное наследие

4

1

3

3.1.Жанр, пейзаж, картина, портрет.

3.2. Творчество местных художников

3.3. Операция «Забота». Шефская помощь престарелым землякам.

3.4. Операция «Уют». Рейд по наведению порядка на территории школы.

       




1




1


1


1

4

Великая Отечественная война

10

9

1

4.1. Книга памяти (о погибших земляках)

4.2. «Его именем названа улица» (рассказы о Героях станицы)

4.3. «Нам жить и помнить!» конкурс стихов

4.4. Малолетние узники

4.5. «Ласточки» над фронтом

4.6. Подвиг матери и сыновей

4.7. История возникновения братской могилы

       воинов-освободителей в станице.

4.8. История возникновения братских могил

       мирных жителей, погибших в дни

       оккупации на Кубани





1

1


1

2

1

1

1


1




1



5.

Итоговое повторение

8

5

3

5.1. Игра «Знаток истории своей малой родины»

5.2. Лекарственные растения нашего края

5.3. Монастыри , соборы, церкви.

5.4. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

5.5. Урок – игра «Колесо истории», посвящённый основанию станицы Темиргоевской

1


1

1

1



1

     


1

1

1

Итого

34 ч.

19 ч.

     15 ч.

Учебная программа 2-го года обучения

1. Символы станицы Темиргоевской

1.1.  Герб станицы Темиргоевской

1.2. Работа с картой края, станицы

1.3. Исторические предшественники казачества в станице

Основные понятия

        Символы, герб, гимн, флаг

2. Летопись родного края

2.1. Станица  в древности

2.2. История станицы Темиргоевской

2.3. «Моя школа сегодня и завтра». Конкурс рисунка, поделки

2.4. «Черноморцы на кубанской земле». Переселение на Кубань.

Практические занятия

Работа с историческими картами по истории станицы.

        Экскурсия в местный  музей.

Основные понятия

  Стан, волость, уезд, губерния.

        Село, усадьба

        Экономия, хутор, сыроварня

  1. Исчезнувшие памятники

3.1. Исчезнувшие храмы, часовни на территории      станицы

3.2. Редкие и исчезающие животные на территории станицы

3.3. Монастыри, соборы, церкви

3.4. «Как прекрасна ты, Кубань!» Экскурсия в лес

Основные понятия

Памятники природы и духовной культуры.

4. Земляки

4.1. Родительский дом». Конкурс сочинений

4.2. Викторина «Наша станица»

  1.  Основные направления сельского хозяйства

4.4. Памятные даты и знаменательные события из истории станицы

Практические занятия

Экскурсия в школьный краеведческий музей по теме «Ремесла и промыслы станичников».

Основные понятия

Отхожий промысел, ремесло.

5. Великая Отечественная война

5.1. Операция «Забота». Шефская помощь престарелым землякам.

5.2. Герои станицы

5.3. Исторические ценности 

5.4. Просмотр фильма на военную тематику

5.5.. Экскурсия в ст. Тенгинскую

5.6.  Памятники, посвященные событиям военной поры и ее героям

5.7.  Легенды и были о войне

Практические занятия

Экскурсия в музей.

Основные понятия

Великая Отечественная война, ветеран, оккупация, немецкий режим.

         Контрнаступление, воин-освободитель.

         Герой Советского Союза, патриот, патриотизм.

         Воины-освободители, постамент, памятник, братская могила.

6. Культурное наследие

6.1. Творчество литературного объединения «Лель»

6.2. Творчество поэта Варавва

6.3. Устное народное творчество

6.3. Обряды, традиции в семье

6.4. Сообщения учащихся «Лаба-река дружбы»

Основные понятия

Жанр, пейзаж, картина, портрет.

7. Литературное наследие

7.1. Известные люди нашей станицы

7.2. «В годы войны». Рассказы кубанских писателей о войне

7.3. Выпуск стенгазеты

7.4. Сочинение загадок 

Основные понятия

Поэзия, творчество, проба пера.

Учебный план факультатива (2-й год обучения)

№№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Символы Краснодарского края

4

3

1

1.1. Герб  станицы Темиргоевской

1.2. Работа с картой края, станицы

1.3. Исторические предшественники казачества в станицы



1

1


1



1

2.

Летопись родного края:

4

3

1

2.1. Станица  в древности

2.2. История станицы

2.3. «Моя школа сегодня и завтра». Конкурс рисунка, поделки

2.4. «Черноморцы на кубанской земле». Переселение на Кубань.




1

1



1



1



3.

Исчезнувшие памятники

4

3

1

3.1.Исчезнувшие храмы, часовни на территории      станицы

3.2. Редкие и исчезающие животные на территории станицы

3.3. Монастыри, соборы, церкви

3.4. «Как прекрасна ты, Кубань!» Экскурсия в лес

 





1


1

1







1

4.

Земляки:

4

2

2

4.1. «Родительский дом». Конкурс сочинений

  1.  Викторина «Наша станица»
  2.  Основные направления сельского хозяйства
  3.  Памятные даты и знаменательные события из истории станицы






1


1

1

1



5.

Великая Отечественная война:

7

5

2

5.1. Операция «Забота». Шефская помощь престарелым землякам.

5.2. Герои станицы

5.3. Исторические ценности

5.4. Просмотр фильма на военную тематику

5.5.  Экскурсия в ст. Тенгинскую

5.6.Памятники, посвященные событиям военной поры и ее героям

5.7.  Легенды и были о войне



1


1

 1



1


1





1


1


6.

Культурное наследие

6

4

2

6.1. Творчество литературного объединения «Лель»

6.2. Творчество поэта Варавва

6.3. Устное народное творчество

6.4. Обряды, традиции в семье

6.5. Сообщения учащихся «Лаба-река дружбы»



1


1


1

1




1

1

7.

Литературное наследие

4

2

2

7.1. Известные люди нашей станицы

7.2. «В годы войны». Рассказы кубанских писателей о войне

7.3. Выпуск стенгазеты

7.4. Сочинение загадок

1

1




1

1

8.

Итоговое занятие

1

1

Фотовыставка «Мой любимый уголок»

1

Итого

34 ч.

24 ч.

10 ч.

Литература для учащихся:

  1. Беседы об архивах. М. Чудакова, М., «Молодая гвардия», 1980.
  2. Беседы о русской культуре. Лотман Ю.М. СПб., 1994.
  3. Волок Ламский в XIV – первой половине XVI в. Чернов С.З. М., 1998.
  4. Живая Древняя Русь. Осетров Е.И. М., «Просвещение», 1976.
  5. Историко-статистическое описание Тверской губернии. Покровский В. т.1. Тверь. Типо-Литография Ф.С. Муравьева. 1879.
  6. История Отечества для детей. Левицкая З. В.  М., «Владос» 1996
  7. Источниковедение истории СССР / Под редакцией И.Д. Ковальченко. «Высшая школа», М., 1981.
  8. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Черных П.Я. М., Русский язык. 1994.
  9. Имена земли Московской. Горбаневский М.В. М., «Московский рабочий» 1985.
  10. История Тверского княжества. Борзаковский В.С. С-Петербург. Издание книгопродавца И.Г. Мартынова. 1876.
  11. Книга Памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.  т.11, Л.Т Новикова, В.Я Азаров, А.И. Мартынов. М. «Мысль», 1997.
  12. Лотошино. Шереметев С. М., 1899.
  13.  Москва и Московский край в прошлом. Латышева Г.П. М., «Московский рабочий», 1973
  14. Путешествие в древнюю Русь. Рябцев Ю.С. М., «Владос», 1995
  15. Родная старина. Сиповский В.Д. М., «Современник», 1993.
  16. Русские нравы. Костомаров Н., М., фирма «Чарли», 1995
  17. Русские традиции и праздники. Шангина И.И. Санкт-Петрбург, «Искусство», 1997
  18. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Под редакцией профессора И.А. Бедуэна де Куртенэ. Тв. РРА – Книжный клуб, 1998
  19. Человек в истории. Россия – ХХ век. Материалы в помощь участнику конкурса.

      /Сост. И.Л. Щербакова. «Мемориал» 2001.

  1. Энциклопедия этикета. – СПб., 1996

Литература для учителя:

  1. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. Под редакцией Н.Е. Щурковой. М., Новая школа, 1998.
  2. Краеведение: Пособие для учителей. М., Просвещение, 1987.
  3. Культурно-образовательная деятельность музеев /Сост. И.М. Косова. – М., 1997.
  4. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. М., Просвещение, 1982.
  5. Мы – патриоты! Педагогика. Психология. Управление. Под редакцией Агаповой И.А., Давыдовой М.А. М., «ВАКО», 2006.
  6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Под редакцией Н.М. Ланковой. М., гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  7. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под редакцией Н.С. Чекмаревой.  2005
  8. Туристско – краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.
  9. Школьное краеведение и военно-историческое наследие. Под редакцией В.Е. Туманова. М.: ЦДЮТиК, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по городу. Любимый уголок - каскад прудов.

И вновь у меня - первоклассники. Мой 4-б,   нынешний 5-б, мне во многом и очень помогают. Они пришли таким повзрослевшими.в конце сентября они с удовольствием решили мне помочь в организации...

Игра Поле -чудес "Любимый уголок земли"

Игра Поле- чудес. Материал можно использовать на уроках Кубановедения и во внеклассной работе по изучению родного Краснодарского края....

Внеклассное занятие по кубановедению для учащихся 3 -их классов " Любимый уголок земли - Абинский район"

Представлена методическая разработка внеклассного занятия по теме "Любимый уголок земли - Абинский район", её можно использовать на уроках кубановедения для учащихся 3-их классов...

Любимый уголок с Мысхако

В селе Мысхако много красивых мест. По заданию учителя "Любимый уголок в Мысхако" ребята побывали  на берегу моря и нашли на улице Морской очень красивый мост. Этот необыкновенный мост ...

Мой любимый уголок Мысхако

В номинации "Мой любимый уголок Мысхако" ученики выбрали памятники времен Великой Отечественной Войны. Экскурсии по местам эколого-патриотической тропы нашей школы оставляют неизгладимые впечатления ...

Презентация к классному часу «Жулебино - любимый уголок России. Природный заказник "Жулебинский»

Презентация к классному часу "Жулебино - любимый уголок России. Природный заказник "Жулебинский"....