Урок чистоты
классный час (1 класс) по теме

Урок чистоты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chistoty.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок чистоты.

Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и  попробовать вынести свои решения проблемы.

Задачи:

  1. формировать основы экологической грамотности, чувства     ответственности и любви к природе;
  2. познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов;
  3. сформировать социально-активную позицию по защите и   сохранению окружающей среды;
  4. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
  5. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
  6. формировать мотивацию природоохранной деятельности;
  7. формировать культуру общения на уроке, работы в группах.
  8. воспитывать экологическую культуру;

Оборудование:  словарь Ожегова, ручки, листочки, магнитофон, грамзапись, стихи, пословицы.

1.Эмоциональный настрой.

(Звучит мелодичная музыка)

- Я хочу на зорьке встать.

Солнце первой повстречать.

Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»

И оно мне улыбнется.

-Доброе утро! – Солнцу и птицам.

-Доброе утро! – вам, улыбчивым лицам.

2. Организационный момент

Сегодня мы проведем необычный урок – урок чистоты.

-Как вы понимаете слово «чистота»?  Какая бывает чистота?

(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п.,

 Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.)

 Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету».

- Как вы  понимаете это высказывание? 

-Нужно  бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать  и содержать в чистоте. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом. Занимается этим наука экология.

- Что такое Экология?

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;

 logos – наука.

Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.

То есть, наука о защите дома-природы.

:

. Лес – это легкие нашей планеты. 

. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Как мы с вами садили деревья, а на клумбах возле школы цветы. Это и полезно, и глаз радует. 

- И многое, многое другое, все не перечислишь

Какой вывод можно сделать?

(Наша Земля очень красивая)

Мир        вокруг        нас,
Земля - это        наш        Зелёный        дом!
Как много всего в этом замечательном доме!

- А как вы думаете, везде ли можно  увидеть такую красоту?

- К сожалению, нет, очень часто мы видим и такие тревожные факты.

Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. 

Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. 

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы,  люди. 

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

- Ребята, какие правила  вы должны соблюдать на природе?

Вот таких черных пятен не счесть.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?

3. Актуализация знаний.

-Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона  всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются.

Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов:

1) общий сбор и транспортировка;

2) захоронение ТБО.

Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные). По подсчетам специалистов, около 50% всех свалок являются несанкционированными и на них продолжают завозиться отходы. Например, на официально зарегистрированные свалки Санкт-Петербурга ежегодно вывозится 5,8 млн. м3 мусора, а по расчетам комитета по содержанию жилого фонда, бытовых отходов должно быть около 10 млн. м3. По всей видимости, разница оказывается в ближайшем лесу или овраге.

Почти все российские полигоны, за редким исключением, производят подавляющее психологическое впечатление, отравляя атмосферу и гидросферу, губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок. Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества.

Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ). Но здесь тоже не все гладко. Как уже говорилось, в современных бытовых отходах содержится большая доля полимерных материалов, при сжигании которых в окружающую среду выделяется огромное количество вредных соединений, например, диоксидов – высокотоксичных веществ канцерогенного и мутагенного действия. От сжигания 1 т. мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.

В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему?

Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.

 4.Динамическая пауза.

(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит  напевно слова)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке.

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

5. Создание проблемной ситуации.

- Вот сегодня на уроке мы и должны с вами  подумать, что нужно сделать, чтобы в нашем городе, нашей стране стало чисто.

6. Определение целей.

В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что делается для решения этой немаловажной проблемы в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, а также сравнить результаты этой деятельности и  попробовать вынести свои решения проблемы.

7. Работа по теме.

Давайте сначала   перечислим, что делается в нашем городе.

(В городе работают дворники,  стоят мусорные контейнеры, в определенное время вывозят мусор машины, проходят субботники, по городу установлены урны и т.д.)

Дополнения учителя.

- В нашем городе остро стоял вопрос о захоронении ТБО.  В настоящее время

Свалка в городе  рекультивирована: проведен монтаж системы отведения биогаза, поверхность полигона засыпана глиной, затем почвенным слоем. На свалке работают люди,», то видели свалка имеет вид поля, никакого мусора нет.

- Недавно в нашем городе возле домов поставили контейнеры разного цвета  для сортировки мусора.

- Постоянно городские власти и службы обращаются к жителям с просьбой соблюдать чистоту возле домов, на остановках, у своих предприятий и т.д.

- Скажите, пожалйста, стал ли наш город чистым? (Нет)

- А почему?

- Я предлагаю вам поработать в группах 10 мин. и записать ваши предложения.

(Дети внесли предложения: бережно относиться к природе, не наносить ей вред, увеличить количество дворников, повысить  им зарплату, чаще проводить субботники, создать службу в городе, которая бы ежедневно контролировала состояние окружающей среды,  обращаться к жителям по телевидению, через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, развешивать плакаты,  расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты,  штрафовать за загрязнения, подключить милицию.)

- Молодцы! Вы высказали свои мнения. Как вы думаете, какое самое главное? (Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки)

.

     

         

               

   Вывод:. Вот видите, вы мне сказали, что нужно повышать культуру населения, значит, в первую очередь, надо начинать с себя, подумать, прежде чем совершить поступок, а затем остановить другого, не быть равнодушным, когда мы видим  безразличных людей. Тогда у нас  будет чистый воздух, чистая вода, меньше болезней, увеличится продолжительность жизни и т.п.

- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

Итак, первое, самое главное правило, мы вынесли.

1. Повышать культуру населения.

-. Куда мы отправляли бутылки? (Сдавали  в пункт приема)

Дело в том, что многий мусор может быть использован вторично, мы знаем про металлолом  и макулатуру, но можно перерабатывать и другие материалы. Эти пластиковые бутылки тоже были отвезены на переработку. Нередко мы используем с вами данный бросовый материал на уроках технологии,  и получаются замечательные вещи.

В современных условиях более целесообразной является организация сбора и переработки, при которой отходы везут не на свалку, а на мусороперерабатывающие заводы, где из них изготавливают компост, который можно применять в сельском хозяйстве, и вторичное сырье. Но наш российский мусор очень часто не готов к немедленной переработке, так как он не отсортирован. Поэтому в нашем городе стоят баки разного цвета. Чтобы мусор был отсортирован, но опять же население  пока плохо отзывается на новшество -Пожалуйста, какое следующее предложение вносим.

2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.

 

- К слову сказать, в последнее время и в нашей стране государство стало уделять большее внимание проблеме утилизации отходов. На реализацию подпрограммы «Отходы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» планируется выделить 42 млрд. руб. – на разработку и внедрение новых технологий в области повторного использования и переработки отходов, в том числе и бытовых. Учеными Института проблем химической физики РАН разработан уникальный метод переработки ТБО в горючий газ, не содержащий вредных примесей, при сверхабиотическом горении. Корпорация ТОНАР разработала генеральную концепцию проекта полной безотходной утилизации бытовых отходов и получения из них металлов, стекла, удобрений, стройматериалов.

 -Значит, мы можем выделить следующие правила:

3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.

4.Беречь электроэнергию, воду.

- Если мы следим за светом,  мы бережем воздух от загрязнения, часто он горит без надобности.

5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные  примеси.

_ Ну, и  всем известное правило:

6. Беречь и охранять природу.

9. Подведение итогов.

- Давайте повторим, какие правила у нас получились.

1. Повышать культуру населения.

2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.

3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.

4.Беречь электроэнергию, воду.

5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные  примеси.

6. Беречь и охранять природу.

- Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу?

- Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все  мы можем соблюдать.

- Ребята, 22 апреля -  Международный день Земли,  отмечается ежегодно. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в этот день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.

Инсценировка сказки В.М.Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С.Я.Маршака)

         

Действующие лица:

Ведущий.

Лягушка.

Мышка.

Петух.

Еж.

Медведь.

Ведущий.      В чистом поле теремок, теремок;

                       Он не низок, не высок, не высок.

                       Кругом чистые луга,

                     Рядом чистая река,

       А вокруг стоит лесок,

       Мусор в нем - большой порок.

                       Тут Лягушка мимо шла,

        К теремочку подошла.

Лягушка.      Это что за теремок, теремок?

       Он не низок, не высок, не высок.

       Кто, кто в теремочке живет?

       Кто, кто в невысоком живет?

        Ква – ква, тишина!  

       В теремочке я одна!

      А из этого окна

      Речка чистая видна.

      Жить тут - просто загляденье:

      Воздух чист, и нет сомнений –

      Остаюсь тут навсегда - да, да, да!

Ведущий.    Только свет зажгла Лягушка,

                     Появилась Мышь-норушка.

Мышка.       Это что за теремок, теремок?

                    Он не низок, не высок, не высок.

                    Кто, кто в теремочке живет?

                    Кто,  кто в невысоком живет?

Лягушка.    Я - Лягушка-квакушка!

     А ты кто?

Мышка.     А я - Мышка-норушка!

    Пусти меня в дом,

    Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка.   Я пустить-то тебя рада,

                   Только мне грязнуль не надо!

                    Кругом дивна красота,

     Пусть останется она.

Ведущий.    Поселилась Мышь с Лягушкой –

                     Лупоглазою подружкой.

     Топят печь, зерно толкут

     Да блины в печи пекут.

     Так живут они тихонько,

      Ходят в лес они порой,

     Только мусора вагоны

      Не оставляют за собой:

     Где найдут, какую банку,

     Тут же вмиг ее возьмут,

      Подберут и даже палку,

     Чтоб без дела не лежала тут.

      Вдруг явился на рассвете

      Петушок горластый - Петя.

        Петух.                Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

        Это что за теремок, теремок?

       Он не низок, не высок, не высок.

       Кто-кто в теремочке живет?

       Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка и Мышка (вместе.)

        Здесь живем мы - две подружки,

        В чистом поле дом нашли,

       А из грязного болота

       Убежать теперь смогли.

       А ты кто?

        Петух.                А я - Петушок,

       Золотой гребешок,

       Масляна головушка,

       Шелкова бородушка.

       Разрешите здесь пожить,

       Буду честно вам служить.

       Спать я буду на дворе,

       Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка (вместе.)

       Так и быть, мы впустим в дом,

       Только, чур, тебе поем:

       Береги и ты природу,

       Не бросай ты мусор в воду,

       Охраняй от разных бед,

       И не спи же ты в обед.

Ведущий.     Вот живут они - Лягушка,

                     Петушок и Мышь-норушка;

                     Их водой не разольешь.

                     Вдруг явился серый Еж.

        Еж.               Это что за теремок, теремок?

      Он не низок, не высок, не высок.

     Кто-кто в теремочке живет?

     Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

      Мы - веселые зверята,

      В чистом поле дом нашли.

     А ты кто?

        Еж.               Я колючий Ежик,

      Ни головы, ни ножек.

      Я из лесу к вам пришел,

      Там беды большой подъем:

      Люди там так отдыхают,

      Сразу шум стоит такой,

      Всех зверюшек распугают,

      Мусор всюду оставляют.

      Жить там стало невтерпеж –

       Хоть куда девайся Еж.

       Разрешите здесь пожить,

       Буду терем сторожить.

      Лучше нас, лесных ежей,

       Нет на свете сторожей!

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

      Так и быть, пожалуй, в дом,

      Жить мы будем вчетвером.

Ведущий.    Вот живут они, играют,

      И печаль, и грусть не знают.

      Не грозят им шум и гам,

     Спят спокойно по ночам,

     Воздух свеж и так приятен,

     Нет от дыма и следа.

     Хорошо живут зверята -

     Всем довольные ребята.

     В это время из берлоги

     Вышел Мишка толстокожий,

     Он мотает головой,

     Рассуждает сам с собой.

     Вдруг увидел - дом стоит,

      Рядом реченька бежит. Он решил ...

Медведь.     Пойду туда,

                    Наломаю там бока!

Ведущий.   Оттого он злой такой,

     Кто-то разбудил его зимой,

     Не дал Мишке крепко спать.

    Стал он злым, стал всем мешать.

    Если б люди всех любили,

    Уважали бы зверей,

   Не пошел бы Мишка бурый

   Дом ломать у малышей.

   Лишь вломился он в домок,

   Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

   Что же ты наделал, Мишка?

   Ты зачем сломал домишко?

   Где же жить теперь зверятам?

   Ты б не трогал этот дом -

   Так прекрасно было в нем!

  И пока жива природа,

    Жить должно в ней много

    Лесного народа.

Медведь.     Я же вовсе не хотел

                    Обижать вас, братья!

                    А имея крупный вес,

                    Просто в гости я полез.

Ведущий.   Вот так и люди поступают;

                    Имея силу, разум, власть,

                    Лесных зверей не уважают,

                    Куражатся над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

      Пусть все живут на свете вместе,

      И только так спасем мы мир.

      Ведь если каждый человек,

      Устроил на поляне пир,

      Захочет мусор свой забрать,

      И потушить костер, залить,

      Не будет каждая букашка

      Свой новый дом опять искать.

Медведь.     Но я же вовсе не хотел

                     Обидеть вас, друзья!

      Я новый дом построить помогу

      На радость вам, назло врагу.

Ведущий.     И пошла у них работа!

                     Дом срубили за момент:

                     Он высокий и красивый,

                     И стоит как монумент.

                     За собой они убрали,

                     Мусор быстро весь собрали,

                     Чтоб не засорять окрестность,

                     Чтоб была красивой местность.

                     Так вот жили и живут

                     Экологию все чтут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Чистоты.

Урок Чистоты по произведениям  К.И. Чуковского "Мойдодыр"...

Урок "чистоты" в 4 классе по теме "Экологичечкие проблемы г. Бугульмы и пути их решения"

Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем....

Урок чистоты "Природа не прощает ошибок"

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере...

Урок "Урок чистоты".

Цель этого урока: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и  попробовать ...

Презентация к уроку чистоты

Презентация выполнена к уроку чистоты. В ней рассказвается о заповедниках России и Татарстана....

классный час "Урок "Чистоты""

Классный час  "Урок -Чистоты"   для учащихся 1 классов. Знакомит учащихся с  заповедникам России  и Татарстана....

Конспект урока "Чистота и здоровье"

Игра –путешествие «Путешествие в город Чистоты и Здоровья». ...