Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.
статья по теме

Мишина Наталья Валентиновна

 

  Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе можно считать спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое.

  В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМОНОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.СОЛНЕЧНОГОРСКА-7




Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности


 Мишина Н. В.-учитель начальных классов

2013г.

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.

 Мишина Н. В.-учитель начальных классов МКОУ Тимоновская СОШ с УИОП

«Нам сегодня нужен не тот, у кого сильный кулак, а тот, у кого сильный ум, сильный интеллект»
(академик Д.С. Лихачев)

   Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, дети растут капризными,  жадными, драчливыми и непослушными. Что делать? Ведь «золотые правила» поведения не вставить в рамочку, чтобы ими любовались дети и повторяли по несколько раз в день. Больше пользы будет от практических их применений.  

  Проработав в начальной школе более 20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно  внеурочная деятельность.

  Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него  как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. Образование не гарантирует высокого  уровня нравственной воспитанности.

 Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

  Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности :

Любовь к матери

Патриотизм.

Любовь к Родине

Свобода воли

Добро и зло

Самовоспитание

Добродетель

Совесть

Надежда

  Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе можно считать спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое.

  В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

  Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Часы здоровья использую разных видов:

–      беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;

–      динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

–      деловые игры, игры-соревнования по шашкам, мини-футболу, по лыжам,  праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

    Краеведение приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому нашего края. Они знакомятся с историей города, открывают для себя новые имена, узнают о своих предках. Свои знания по краеведению они закрепляют на занятиях в музее  города Солнечногорска «Путевой дворец», в исследовательских работах "Русская изба", "Русский народный костюм", "Мудрость старости", "Семейные традиции", " Родословное древо ", на праздниках «Масленица» , «Святость материнства» и др.

    Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия в творческом объединении «Юный друг полиции». Эта работа позволяет ученикам совершать тематические беседы, агитбригады, знакомиться с историей этой профессии, изучать свою страну и её законы, формировать знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

  Художественно-эстетическое воспитание я реализую через занятия в Доме Творчества «Семейный Лад» в деревне Тимоново. Эти встречи с творческими людьми  помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

  Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

  Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в моем классе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

  Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

“Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце»

                                             В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности

В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...

Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.Для продуктивн...