Программа «Родительский дом»
методическая разработка по теме

Мауль Людмила Иосифовна

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rodit_dom_maul_l.i._sosh_no3.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Управление образования администрации Горнозаводского муниципального района МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Горнозаводска

В помощь классному руководителю начальной школы                                                                        

Программа «Родительский дом»

Нетрадиционные формы проведения

родительских собраний в начальной школе

                                 

                                                     

                                                      Автор: Мауль Людмила Иосифовна,

                                        учитель начальных классов

                                                            высшей квалификационной категории,

                                                      МОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска

Горнозаводск, 2010 г.

Пояснительная записка

«Что в детстве воспитаешь,

на то в старости и обопрешься».

              Народная пословица        

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в этом и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Проблемы воспитания детей находятся в центре внимания ученых, педагогических коллективов, широкой общественности. Идут поиски новых подходов к созданию концепции воспитания, системы образования.                              

В поиске решения проблем находилась и я. Педагог не может перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но он может содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. При этом объектом профессионального влияния становится не семья, не родители, а именно семейное воспитание. В этом и заключается взаимодействие классного руководителя и родителя. Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым.

Одной из составляющих взаимодействия является:

- информационное обеспечение: полная и объективная информация о процессах образования и воспитания, о целях и задачах, направленных на личностное развитие учащихся, о деятельности, организованной для младших школьников в учебном учреждении;

- консультационное и профилактическое обеспечение: своевременное оказание помощи родителям по проблемам воспитания и образования, а также поиск и обозначение психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми;

- педагогическое просвещение и сопровождение: целенаправленное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (родители + предметники + психолог + классный руководитель), содействующих успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

Данное взаимодействие выстраивается через организацию родительских собраний и тематических консультаций. С каждым годом снижается посещаемость родителями школьных собраний. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на них. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета и т.д. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения, для этого, мною разработана программа «Родительский дом» по проведению нетрадиционных родительских собраний в начальной школе.

В поиске решения проблем находилась и я. Свою задачу видела в том, чтобы сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. С целью обогащения родительского опыта в воспитании собственного ребенка через разнообразные формы проведения родительских собраний разработала программу «Родительский дом», которая позволяет решать следующие задачи:

  1. Активизировать родителей на решение проблем воспитания.
  2. Помочь приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.
  3. Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Участники программы: обучающиеся 1-4 классов, их родители, классный руководитель.

Социальные партнеры: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, врач-педиатр, библиотекарь.

Сроки реализации: 4 года (1-4 классы)

Формы и методы реализации программы: опрос, наблюдение, анкетирование, диагностика, круглый стол, дискуссия, тренинг, практикум, творческая лаборатория, вечер вопросов и ответов, консультация специалистов, праздник, клуб отцов.

Ожидаемые результаты:

  1. Обеспечение компетентности родителей по вопросам воспитания детей.
  2. Укрепление отношений «семья-школа» посредством активного участия родителей в мероприятиях класса и школы.
  3. Высокий процент посещаемости родительских собраний.
  4. Отсутствие семей СОП.

Тематическое планирование

1 класс

Сроки

проведения

Мероприятия

(формы и методы)

Подготовительная работа

Участники

Сентябрь







Октябрь





Ноябрь









Декабрь









Февраль






Март






Апрель







Май    

 «Давайте познакомимся»

(собрание-игра)                  


                                                                                   



«Собираем портфель достижений»

(вечер вопросов и ответов)


 «Родителям о внимании и внимательности»

(творческая лаборатория)





«Адаптация ребёнка к школе»

(дискуссия)

 






«Какое счастье быть отцом» (клуб отцов)





«О мамах с любовью»

(собрание-праздник)





«Как помочь ребёнку полюбить чтение»






«Перелистывая страницы учебного года…»

 (торжественное собрание совместно с родителями и детьми)  

1. Приглашение родителям.

2. Анкетирование родителей.

3. Памятки для родителей.


1. Приглашение родителям.




1. Приглашение родителям.

2. Анкетирование родителей.

3. Диагностика учащихся.

4. Памятки для родителей.


1. Приглашение родителям.

2. Анкетирование родителей.

3. Диагностика учащихся.

4. Памятки для родителей.


1. Приглашение отцам.

2. Анкетирование.

3. Выставка рисунков «Мой папа».

4. Поздравление папам.


1. Анкетирование мам.

2. Приглашение мамам.

3. Оформление выставки «Моя милая мамочка».

4. Концерт для мам.


1. Приглашение родителям.

2. Анкетирование родителей.

3. Тестирование детей.

4. Выступление детей.


1. Приглашение родителям.

2. Портфолио класса.

3. Выставка работ детей.

4. Награждение детей и родителей.

Родители

Учитель






Родители

Учитель




Родители

Учитель  

Педагог-психолог






Педагог-психолог

Родители

Учитель  






Учитель

Родители

Дети




Родители

Учитель

Дети




Учитель

Библиотекарь

Родители

Дети  




Учитель

Родители

Дети

2 класс

Сроки

проведения

Мероприятия

(формы и методы)

Подготовительная работа

Участники

Сентябрь







Октябрь









Декабрь









Февраль










Март






Апрель







Май    

«Первые школьные отметки»

(тренинг)                  


                                                                                   



«Выполняем домашнее задание»

(семинар-практикум)




 



«Мама, папа и я – читающая семья»

(собрание-конкурс)







«Мужчины нашего рода»    (клуб отцов)









«Нет милее дружка, чем родная матушка»

(собрание-праздник)




«Учим детей мыслить»

(практикум)





«Перешли мы в 3-й класс …»

 (торжественное собрание совместно с родителями и детьми)  

1.Приглашение родителям.

2.Анкетирование учащихся и родителей.

3. Памятки для родителей.


1.Приглашение родителям.

2.Анкетирование учащихся и родителей.

3.Выставка книг в помощь родителям.

4. Памятки для родителей.


1.Приглашение родителям.

2.Анкетирование учащихся и родителей.

3. Памятки для учащихся и родителей.

4. Выставка детских книг.


1.Приглашение родителям.

2.Сочинение «Каким должен быть папа».
3. Буклеты «Мужчины нашего рода».

3. Памятки для родителей.

4. Поздравление папам.


1.Анкетирование учащихся и родителей.

2. Приглашение мамам.

3. Конкурсная программа.


1.Приглашение родителям.

2.Анкетирование родителей.

3. Тестирование детей.

4. Выступление детей.


1.Приглашение родителям.

2. Портфолио класса.

3. Выставка работ детей.

4. Награждение детей и родителей.

Родители

Учитель






Родители

Учитель








Библиотекарь

Педагог-психолог

Родители

Учитель  





Учитель

Родители









Учитель

Родители

Дети




Родители

Учитель

Педагог-психолог




Учитель

Родители

Дети

3 класс

Сроки

проведения

Мероприятия

(формы и методы)

Подготовительная работа

Участники

Сентябрь








Октябрь










Декабрь







Февраль






Март  







Апрель












Май    

«Как прекрасен этот мир!»

(собрание-экскурсия)                  




                                                                                   


«Чтение – вот лучшее учение»

(дискуссия)








«О здоровье всерьез…»

(вечер вопросов и ответов)




«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (клуб отцов)


«Зачем детям нужна мама?»

(собрание-праздник)





Домашняя школа интеллектуального развития

(круглый стол)









«Стали мы на год взрослее»

(торжественное собрание совместно с родителями и детьми)  

1.Приглашение родителям.

2.Анкетирование родителей.

3. Выставка работ детей.

4.Приглашение представителей ДДТ.


1.Анализ читательских интересов учеников.

2.Анкетирование учеников

и родителей.

3.Конкурс лучших чтецов.

4. Памятки для родителей.


1.Анкетирование родителей.

2.Приглашение родителям, врачу-педиатру.

3.Карта обследования детей.

1. Приглашение отцам.

2. Анкетирование.

3. Выставка рисунков «Мой папа».

4. Поздравление пап.


1. Анкетирование мам.

2. Приглашение.

3.Оформление фотостенда «Моя милая мамочка».

4.  Концерт для мам.


1. Классный час «Мир вокруг меня».

2.Выставка поделок «Необычное в обычном».

3.Анкетирование родителей.

4. Тестирование детей.

5. Памятки детям.

6. Посещение уроков родителями.


1.Приглашение родителям.

2. Выставка работ детей.

3. Награды для детей и родителей.

Дети

Родители  

Педагог доп. образования

Учитель




Работники детской библиотеки

Родители

Учитель






Врач-педиатр

Родители

Учитель





Инспектор ПДН

Родители

Учитель

Дети


Учитель

Родители

Дети





Педагог-психолог Родители

Учитель









Учитель

Родители

Дети  

4 класс

Сроки

проведения

Мероприятия

(формы и методы)

Подготовительная работа

Участники

Сентябрь





Ноябрь






Декабрь








Февраль






Март  







Апрель







Май    

«Первый раз в 4-й класс»

(вечер вопросов и ответов)

                                                                  «Мой ребёнок становится трудным»

(дискуссия)




«Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей»

(собрание-театрализация)


«Один отец значит больше, чем сто учителей»

(клуб отцов)



«Лучше матери друга не сыщешь»

(собрание-праздник)





«Значение памяти в интеллектуальном развитии»

(тренировочные игры)



«Прощание с начальной школой»

(торжественное собрание совместно с родителями и детьми)  

1.Приглашение родителям.




1.Анкетирование учеников

и родителей.

2. Памятки для родителей.


1.Приглашение родителям.

2.Подготовка музыкальной сказки «Снежная королева».




1. Приглашение отцам.

2. Анкетирование.

3. Подготовка кукольного спектакля «Теремок».

4. Поздравление для пап.

1. Анкетирование мам.

2. Приглашение мамам.

3. Оформление выставки «Портрет моей мамы».

4. Поздравление для мам.


1. Диагностика детей.

2.Анкетирование родителей.

3.Памятки детям и родителям

4.Тренировочные игры


1.Приглашение родителям

2.Награждение детей и родителей

3. Концерт

4. Чаепитие и игры

Родители

Учитель




Родители

Социальный педагог

Учитель


Дети

Родители

Учитель







Родители

Учитель

Дети




Родители

Дети

Учитель





Педагог- психолог Родители

Учитель




Педагоги

Родители

Дети  

Администрация школы

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Начальная школа.                         1-4классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Варенька О.П. Родительские собрания: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.
  4. Бударникова Л.В., Попова Г.П. Проблемы нравственного становления: материалы для родительских собраний. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Максимочкина В.Н. Родительские собрания в 1 классе. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Метенова Н.М. Родительское собрание. – Ярославль, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа родительского сообщества: "Родитель-ребенок-коллектив".

Подпрограмма "Мы - умники"Цель программы: - оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружа...

Программа родительского сообщества: "Родитель-ребенок-коллектив".

Подпрограмма "Мы - умники"Цель программы: - оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружа...

Авторская программа родительского всеобуча «Здоровая Школа будущего».

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. Задачи:-     фор...

Программа родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»

В настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформирова...

Программа родительского клуба "Семейная гостиная". Выступление на педсовете

В современном мир часто не хватает времени многим родителям на общение с детьми в силу занятости. Цель данной программы развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответ...

Программа родительского всеобуча

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжё...

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»

Программа адресована классным руководителям, педагогическим работникам, родителям и всем тем, кто заинтересован в организации партнерских отношений между школой и семьей как главными институтами воспи...