Общекультурное направление "Кукольный театр"
рабочая программа по теме

Галенчук Наталья Владимировна

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе при одном  часе в неделю. Она построена на постепенном усложнении материала от игры через импровизацию к сценическим историям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukolnyy_teatr2.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                        Карповская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                Утверждаю:

                                                                                            Директор школы

                                                                                             _______________ Т.Г.Олиферук

           

                                                                                                           2011г.

        

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

                                        Кукольный театр

                                                           (1-4 класс)

   

                                                                                Учитель: Галенчук Наталья Владимировна

                                                                           

                                                                                                Срок реализации 4 года

        

                                                                                                           1 раз в неделю

                                    Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………

Учебно – тематическое планирование 1 класс

Содержание программы 1 класса …………………………………….………………

Учебно – тематическое планирование 2 класс  ……………………………………..

Содержание программы 2  класса …………………………………………………

Учебно – тематическое планирование 3 класс  ……………………………………..    

Содержание программы 3 класса

Учебно – тематическое планирование 4 класс ………………………………………

  Содержание программы 4 класса …………………………………………...............

Планируемые результаты………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………………

 

Пояснительная записка

               Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , на основе программы и методических рекомендаций «Школьный театр кукол» Ф.З.Фанштейн, Е.А.Плотникова, М.М.Разбаш . М.- Просвещение, 2005.

             

             Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе при одном  часе в неделю. Она построена на постепенном усложнении материала от игры через импровизацию к сценическим историям.

            Рабочая программа «Кукольный театр» ориентирована  на обучающихся начальных классов, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой.  Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности: ребенок может научиться и театральному, и изобразительному искусству одновременно.

         Главной целью организации детского кукольного театра  является художественно-эстетическое воспитание обучающихся, создание атмосферы сотрудничества, радости детского творчества.

   Как следствие, из цели вытекают следующие задачи:

- развивать  творческие способности, абстрактное и самостоятельное мышление, воображение, мелкую моторику  рук;

- накапливать  и развивать эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный и трудовой опыт;

- расширять культурный  диапазон, повышать  культуру  поведения;

- сплачивать  коллектив младших школьников;

- создавать  благоприятный психологический  климат.

   

        Реализация поставленных задач осуществляется через использование разнообразных методов и приемов:

  1. Постановка этюдов, сценок, пьес.
  2. Изготовление кукол разных систем и конструкций, декораций.
  3. Упражнения с куклами, пальчиковый игровой тренинг.
  4. Заучивание прозаических и стихотворных произведений, скороговорок, чистоговорок, потешек, закличек, словесное рисование.
  5. Разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов.
  6. Рисование, аппликация, лепка, шитье, вязание.
  7. Посещение театра, музея, выставок.
  8. Просмотр фильмов, прослушивание музыки.

                       

                     Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств  психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

                   

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания

Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Умения

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.

                         

                                  Учебно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение

10

2

Игра-знакомство «Моя любимая игрушка»

1

3

Театр кукол как вид искусства

1

4

История развития театра кукол. Лубки. Театр марионеток.

1

5

Посещение музея

1

6

Посещение выставки

1

7

Кукольный театр на современном этапе развития

1

8

Игры с «ожившими» предметами

2

9

Этюды с «ожившими» предметами

1

10

Просмотр мультфильма «Золотой ключик»

1

Картинки на картоне

24

1

Особенности изготовления персонажей и декораций.

1

2

«Заяц и гуси» Изготовление персонажей и декораций.

        3        

3

«Заяц и гуси» Разучивание ролей

2

4

Постановка сценки «Заяц и гуси»

1

5

«Утята-шалуны» Изготовление персонажей и декораций.

2

6

Разучивание ролей

2

7

Постановка сценки «Утята-шалуны»

1

8

Изготовление персонажей «Еж и грибок». Разучивание ролей

2

9

Изготовление декораций. Разучивание ролей

2

10

Постановка сценки «Еж и грибок»

1

11

Обобщающее занятие. Игровой тренинг.

1

12

«Теремок» Чтение сценария

1

13

Изготовление персонажей.

1

14

Изготовление декораций

Разучивание ролей

2

15

Постановка сценки «Теремок»

1

16

Итоговое занятие – концерт.

1

                                   Содержание программы 1 класс

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

10

7

3

2

Картинки на картоне

24

2

22

Всего

34

9

25

Занятия в кукольном театре требуют поэтапного развития, так как детям нужно освоить одновременно два вида деятельности – ведение куклы и ее озвучивание. При этом задействованы органы речи, мускулатура рук и мелкая мускулатура пальцев.

Подбор инсценировок осуществляет учитель, продолжительность 10 минут. Содержание с элементами сказки, поучительного характера, развитие сюжета стремительное, но логически оформленное.

Самостоятельное изготовление кукол.

Простейшие куклы из картона и бумаги по шаблонам

Озвучивание куклы.

Выразительно озвучить куклу без ширмы, направляя звук в зал.

                                   

                                         

                               Учебно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата

Всего                    

часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Вводное занятие

2

1

2

Посещение музея, выставки

1

Таинственные превращения

18

3-4

«Колобок» Изготовление персонажей и декораций

2

5-6

Разучивание ролей

2

7-8

Постановка сценки «Колобок»

2

9-10

«Что ни страница, то слон, то львица»(по В.Маяковскому) Разучивание ролей

2


11-12

Изготовление декораций и картинок-персонажей

2

13-14

Постановка сценки по стихотворению

2

15-18

«Новогодний сон Верочки» Работа над сценкой

2

2

19-20

Постановка для аудитории

2

Театр игрушек

5

21-22

Сценка «Качели». Разучивание ролей

2

23

Постановка сценки

1

24-25

Сценка «Игра в прятки» Разучивание и постановка

1

1

Виды кукол

9

26

Низовые куклы: марионетки (планшетные, куклы на ниточках)

1

27

Верховые куклы: перчаточные и тростевые

1

28-29

Изготовление мягкой перчаточной куклы

2

30-31

Три типа движений перчаточной куклы.

2

32-33

Упражнения игры с куклой без ширмы.

2

34

Игры с куклой. Фантазирование.

1

Итого

                               34

10

24

Содержание программы 2 класс

        

        

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Таинственные превращения

18

4

14

3

Театр игрушек

5

3

2

4

Виды кукол

9

2

7

Итого

34

10

24

Подбор инсценировок осуществляет учитель,  для постановки выбирают дети продолжительность 10 – 15 минут.

Самостоятельное изготовление кукол и декораций

Перчаточные куклы,  бутафория

Озвучивание куклы.

Выразительно озвучить куклу за ширмой, направляя звук в полет через ширму, к зрителям.

               

                   Учебно –  тематическое  планирование 3 класс

Тема

дата

Всего

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Словесные игры, пальцевая гимнастика под стихотворную речь

1

1

2

 Таинственные превращения. Малоподвижные и подвижные игры.

1

1

3

Театр петрушек. «Дружные зайчата» Разучивание ролей

31

1

4

Изготовление декораций

1

5

Изготовление декораций

1

6

Постановка спектакля «Дружные зайчата»

1

7

Постановка спектакля «Дружные зайчата»

1

8

«Рукавичка» (по Л.Воронковой) Чтение сценария. Распределение ролей.

1

9-10

Изготовление персонажей и декораций. Разучивание ролей.

2

11-12

Постановка спектакля

2

13-14

Представление спектакля.

2

15-22

Постановка пьесы «Как зайчик барсучонка напугал»

2

5

25

Показ пьесы детям.

1

26

Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

1

27

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

1

28

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

1

29

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

1

30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

1

31

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

1

32

Показ пьесы детям.

1

33

Посещение музея, выставки

1

34

Итоговое занятие. Ремонт кукол

1

1

Итого

                     34

7

27

Содержание программы 3 класс

        

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Таинственные превращения

1

1

3

Театр петрушек

31

6

25

4

Ремонт кукол

1

1

Всего

34

7

27

Подбор инсценировок осуществляет учитель и дети,  для постановки выбирают дети продолжительность 20-30 минут.

Самостоятельное изготовление кукол и декораций

Перчаточные куклы, театральные маски, бутафория

Озвучивание куклы.

Выразительно озвучить куклу за ширмой, направляя звук в полет через ширму, к зрителям.

               Учебно –  тематическое  планирование 4 класс

Тема

дата

Всего

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Как хорошо, что есть театр!

1

1

2

 Таинственные превращения. Малоподвижные и подвижные игры.

9

1

3

Игра «Наш бинокль»

1

4

Театральный ритуал

1

5

От обряда к театру.

1

6

От хоровода до театра

1

7

Театральные маски

1

8

Театральный занавес

1

9-10

Театральная афиша

2

11-12

Постановка спектакля

23

1

1

13-14

Представление спектакля.

2

15-22

Постановка пьесы по выбору детей

2

5

23

Показ пьесы детям.

1

24

Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

1

25

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

1

26-27

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

2

28-29

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

1

30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

1

31

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

1

32

Показ пьесы детям.

1

33

Итоговое занятие

1

34

Ремонт кукол

1

Всего

                           34

12

21

Содержание программы 4 класс

        

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Таинственные превращения

9

6

3

3

Постановка спектакля

23

5

18

8

Ремонт кукол

1

Всего

34

12

21

        

Подбор инсценировок осуществляет учитель и дети,  для постановки выбирают дети продолжительность  до 30 минут. Детальный разбор пьесы.

Самостоятельное изготовление кукол и декораций

Перчаточные куклы, театральные маски, бутафория

Озвучивание куклы.

Выразительно озвучить куклу за ширмой, направляя звук в полет через ширму, к зрителям. Музыкальное сопровождение пьесы.

Планируемые результаты:

– изучить  историю кукол;
– овладеть  основами театрального искусства, сценической речи, пластики;
– использовать в своей речи понятия и термины из области театрального искусства;

--     логично, образно, эмоционально действовать словом;
– пользоваться выразительными средствами языка в процессе речеведения: интонацией, дикцией, голосом;
– работать с разными видами кукол;
– уметь  изготовить реквизит, оформить и осветить сцену, смонтировать декорацию.

Список  использованной литературы

  1. Вербовая, Н.П., Головина, О.М. Искусство речи [Текст] / Н.П. Вербовая, О.М. Головина // Искусство речи. – М.: Искусство, 2007.
  2. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству. [Текст] / И.П. Волков // Приобщение школьников к творчеству.  - М.: Просвещение, 2006.
  3. Горяева, Н.Л. Первые шаги в мире искусства [Текст] /  Н.Л. Горяева // Первые шаги в мире искусства.  –М.: Просвещение, 2008
  4. Кияновский, А.А., Санькин, С.Н.  Школьный театр в начальной школе [Текст]  / А.А. Кияновский, С.Н. Санькин // Школьный театр в начальной школе.  – М.: Просвещение,2008.
  5. Новиков, Л.А. Искусство слова. [Текст]  / Л.А Новиков, // Искусство слова. - М:  «Педагогика»,2008.
  6. Сыромятникова И.С. Технология  грима. [Текст] / И.С. Сыромятникова // Технология  грима. - М.: Высшая школа, 2009
  7. Театр на школьной сцене. [Текст] // Приложение к журналу «Юный техник», 1983г. - № 9.
  8. Успенский Л.В. Культура речи. [Текст] / Л.В. Успенский // Культура речи.  – М.: Знание, 2009.
  9. «Что и как в театре кукол»: Сборник статей. [Текст]  // Сост. Жаровцева. -М: Искусство, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...

«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)

Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...

«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)

Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"

Данная программа  внеклассной деятельности   относится к программам общекультурной направленности,  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Театр"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр" для учащихся 1-4 классов....