Внеклассное мероприятие "Что такое вежливость", 1 класс
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Баланина Татьяна Владимировна

Цель внеклассного мероприятия формировать вежливое отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekla.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Что такое вежливость?

 

Цели: 1. Воспитывать вежливое отношение к окружающим

Оборудование: карточки с «волшебными словами», реквизиты к сценке «Вежливое слово».

Ход мероприятия: 

 1. Оргмомент.  (Таблица «Волшебные слова»)

Учитель. Сегодня мы проводим занятие, на котором выясним  что же такое вежливость и являемся ли мы вежливыми людьми. Проверим на практике, как вы умеете пользоваться Волшебными словами.

-Какие «Волшебные» или «Вежливые» слова вы знаете?

-Почему так говорят «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча»?

-От чего зависит сила волшебных слов?  Как их надо произносить? (Вежливые слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).

-Что  никогда не делает вежливый человек?    (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).

  2.  Инсценировка стихотворения   Эммы Мошковской  «Вежливое слово»

   (ученики класса в костюмах и масках выходят на сцену)

   Вежливое слово

Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово!

За три часа открылась касса, собралась народу масса.

Даже ёжик пожилой притащился чуть живой.

-Подходите, ёжик, ёжик!  Вам билет в каком ряду?

-Мне поближе: плохо вижу, вот спасибо, ну пойду!

Говорит Овечка: - Мне одно местечко! Вот моё «Благодарю» – доброе словечко.

Утка: - Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала Утка  «Доброе утро!».

И Олень: - Добрый день!  Если только вам не лень, уважаемый кассир,

Я бы очень попросил мне, жене и дочке дайте лучшие места, вот моё «Пожалуйста».

И вдруг отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков…

Вдруг ворвался косолапый, отдавив хвосты и лапы, стукнул зайца пожилого…

-Касса, выдай мне билет!

-Ваше вежливое слово?

-У меня такого нет!

-Не получите билет!

-Мне билет!

-Нет и нет!

Не стучите, не кричите, до свидания, привет!

Косолапый зарыдал и ушёл он со слезами, и ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка косолапого сынка и достала из комода очень вежливое что-то...

Развернула, и стряхнула, и чихнула, и вздохнула:

-Ах, слова какие были! И не мы ли их забыли?

Изволь, позволь…Их давно уж съела моль!

Бедные «Пожалуйста», что от них осталося?

Театр открывается! К началу всё готово! Билеты продаются за вежливое слово!

Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…

-До свидания, здравствуйте, доброй ночи и рассвета, замечательной зари!

И кассир даёт билеты – не один, а целых три!

-С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять!

И кассир даёт билеты – не один, а целых пять!

-Поздравляю с днём рожденья! – приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!!

-Благодарен, извиняюсь!

-Славный парень!

-Я стараюсь!

-Вот какая умница!

Вот идёт медведица, и она волнуется и от счастья светится.

-Здравствуйте, медведица, знаете, медведица, славный мишка ваш сынишка,

Даже нам не верится!  «Почему не верится?» - говорит медведица.

-Мой сыночек молодец! До свидания!  Конец!

-Ну что ребята скажите о мишке?! Случалось ли вам оказываться в подобных ситуациях?

     

 3. Стук в дверь, входит почтальон и вручает письмо.

-Ребята, нам прислали письмо школьники из города Норильска и им нужна ваша помощь. (ученик читает письмо)                

         Вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя, но пред школою в строю, Витя просит:

- Извините, я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.

Следом Витя: «Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведётся в классе: «Вежлив Витя или нет?»

Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.

-Какой же ответ мы дадим ребятам?

4.- Ребята, послушайте, о каком случае нам сейчас расскажет  Дима

                             

Случай в трамвае

Мальчик сидел у окошка трамвая, по сторонам из окошка зевая.

Рядом стоял, возвращаясь домой, с папкой в руках гражданин молодой.

Мальчик,  заметив такую картину, место своё уступил гражданину.

Долго не стал гражданин возражать – старших положено всем уважать.

Было в трамвае и людно, и тесно, и гражданин уступил своё место:

Он усадил пожилого мужчину, сунул под лавку его же корзину.

Только недолго сидел и мужчина, важной была и на это причина:

Как не уважить почтенного старца, мог ли мужчина на месте остаться?

Старец довольный в окошко глядит, мимо него новый город летит.

Всё изменилось – в погоде, в природе, а уваженье осталось в народе.

                                               (Пулат Мумин,  перевёл Ю.Кушак)

5.-Ребята, а вы помните кто такой Дядя Степа?

Но в его жизни тоже бывают огорчения. Послушайте стихотворение                                              Л.А.Шкатовой

Дядя Стёпа огорчён.  Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти я не слышу слова (Здравствуйте).

А слово-то какое – очень дорогое.

Встретил Витю я соседа. Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте! Зря от Вити ждал я слова  (Извините).

А слово-то какое – очень дорогое.

Он про внучку говорил: - Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада! Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну сказала бы … (Спасибо).

Слово-то какое – очень дорогое!

-А вы не забываете говорить волшебные слова?

6. Игра «Вежливые ребята».

(По мере надобности в рассказ вставляются «волшебные» слова)

   Однажды Вова поехал в театр.  В автобусе он сел и с удовольствием рассматривал улицы.  На остановке в салон автобуса вошла женщина с грудным ребёнком. Вова встал и сказал ей   (Садитесь пожалуйста).  Женщина была очень вежливой и сказала Вове  (Спасибо).  Вдруг автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину.  Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал  (Извините, пожалуйста).

7.   Ролевые игры.

( Дети показывают, как бы они поступили на небольших сценках с участием одноклассников)

- Как надо произносить вежливые слова?

(В сценке участвуют два человека. Петя забыл учебник по чтению дома. Он просит у Оли чтение на один урок.   Петя  благодарит девочку за учебник).

- Что бы ты сделал, если бы случайно наступил кому-то на ногу?

(В сценке участвуют до десяти человек, изображая давку в автобусе.  Игорь наступает  на ногу  гражданину в очках и  просит  у него прощения).

- Если тебе надо что-то попросить у одноклассника, как ты это сделаешь?

(В сценке участвуют два человека.  Катя просит у Лены зелёный карандаш, чтобы раскрасить листья на дереве).

8. – Оцените еще один вежливый поступок (ученица читает стихотворение                                                        А. Л. Барто)

             Вежливый поступок

Было лето, пели птички. Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили две девчонки в дверь вошли.

Не толкаются девчонки. Скромно стали в уголке.

Павлик понял: «Иностранки! Это видно по осанке!

Может быть, они туристки, в первый раз у нас в стране?»

И с трудом он по-английски произнёс: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью! Ну, а сам я постою!»

Было лето, пели птички. Две девчонки в электричке

Сели у окна.  «Между прочим, мы москвички», -

Улыбается одна.  Павлик крикнул: «Как же так!

Значит, я попал впросак?» И теперь не пьёт, не ест он!

Посочувствуем ему.  Уступил девчонкам место неизвестно почему!

-Как вам этот поступок, можно ли его назвать вежливым?

     9. В класс входят Баба Яга, Леший и Кощей.            

Баба Яга. Что это тут у вас, праздник?

Леший. А почему нас не позвали?

Кощей.  Мы тоже любим веселиться!

 Учитель. У нас Урок вежливости.

Баба Яга. А мы сейчас вам исполним частушки про вежливость!

 

Частушки

Заиграй-ка балалайка, балалайка три струны.

Запевайте, не зевайте, выходите плясуны!

Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась, надо пляской помогать!

Лида в круг вбежала смело, завертелась как юла,

И под музыку запела про знакомые дела!

Тётя Сима попросила слазить Витю на чердак,

-Извините, тётя Сима, я вам вовсе не батрак!

В поезд входят три юнната: «Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята, а то бабушки займут!

Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!»

-Я бы мама убрала, только я ещё мала!

А наш Гриша ходит гордо, в ход пускает кулаки,

У задиры под глазами не проходят синяки!

Витя очень умный парень, может всё он смастерить,

Только «здравствуйте», «спасибо» не умеет говорить!

Учитель. Ну и о какой же вежливости вы пропели!?

-Ребята, вам понравились частушки?

10.Послушайте, какой совет вам дадут наши ребята:

(ученик читает стихотворение)

                           

                       Попробуй волшебником стать.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй.  Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово!

На клумбе цветок – его листья повисли.  Грустит он. О чём? угадай его мысли.

Он хочет напиться.  Эй, дождик, полей! И дождик струится из лейки моей.

11. Игра «Вежливое слово»

-Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого  (спасибо).

-Зазеленеет старый пень, когда услышит  (добрый день).

-Если больше есть не в силах, скажем маме мы  (спасибо).

-Мальчик вежливый, развитый говорит при встрече  (здравствуй).

-Когда нас бранят за шалости, говорим  (прости, пожалуйста).

-И во Франции и в Дании  на прощание говорят  (до свидания).

12. Итог мероприятия.

-А сейчас в завершение нашего мероприятия я предлагаю вам подвести итог всему, о чём мы говорили и составить памятку Вежливого человека, которая пригодится, наверное, нашим гостям.

                   Памятка вежливого человека

* НИКОГДА НЕ ГРУБИ ЛЮДЯМ.

* НЕ ОБЗЫВАЙ ТОВАРИЩЕЙ.

* ПОЛЬЗУЯСЬ ВЕЖЛИВЫМИ СЛОВАМИ, БУДЬ ИСКРЕННИМ.

* ГОВОРИ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА ТИХИМ ГОЛОСОМ, ГЛЯДЯ ПРЯМО В ЛИЦО ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, К КОТОРОМУ ОБРАЩАЕШЬСЯ.

* НЕ ДЕЛАЙ И НЕ ГОВОРИ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ.

* УВАЖАЙ ВЗРОСЛЫХ.

* НЕ ОБИЖАЙ МЛАДШИХ.

* УСТУПАЙ МЕСТО В ТРАНСПОРТЕ СТАРШИМ И МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ.

* ВЕЖЛИВЫМ И ПОЧТИТЕЛЬНЫМ БУДЬ НЕ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕННЫХ  

   МЕСТАХ,  НО И ДОМА.

* ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ, ПОМОГАЙ ПО ДОМУ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПРОСЬБ.

 * ПОЧИТАЙ УЧИТЕЛЯ, КАК СВОЕГО РОДИТЕЛЯ.

         

Дополнительный материал к мероприятию

      Сценка «Волшебное слово» по одноимённому рассказу В.Осеевой.

Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.

(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится разъярённый мальчик)

Старик. Да ты только что кричал, плакал, сердился.

Мальчик. А Вам то что?

Старик.  (Разглаживая бороду).

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…Я скажу тебе это слово.  Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.  Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза тому. С кем говоришь.  Помни – тихим голосом…

Павлик. (Раскрыв рот).

-А какое слово?

Старик  (Наклонился к мальчику и что-то прошептал).

- Это волшебное слово.  Не забудь, как нужно говорить его.

Павлик (Вбегая в комнату к сестре).

- Лена, дай мне одну краску…пожалуйста…

Лена (Удивлённо).

-Ка-кую тебе?

Павлик.  Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).

- Пойду к бабушке.  (Павлик подошёл к бабушке и обнял её).

- Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста.

Бабушка (Широко улыбнувшись).

- Горяченького…горяченького захотел, голубчик мой!

Павлик (Подпрыгивая).

- Волшебник! Волшебник!

Павлик (Обращаясь к брату за столом).

- Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста.

Лена. Возьми его.  Чего тебе стоит!

Бабушка. Ну, отчего не взять. Конечно, возьми.

Старший брат. (Громко засмеявшись).

- Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Павлик.  (Выскакивая из-за стола).

- Помогло! Опять помогло!

                                Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести учили как себя вести.

- В гостях, медведь, нельзя реветь, нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шапку,

Не наступать на лапу и не ловить зубами блох и не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать, а кто зевает всласть тот должен лапой прикрывать разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь, и уступай прохожим путь, а старых уважай.

И бабушку-медведицу в туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести учили как себя вести.

Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым.

Он кланялся соседям – лисицам и медведям, знакомым место уступал, снимал пред ними шляпу, а незнакомым наступал всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос, топтал траву и мял овёс,

Наваливался брюхом на публику в метро, и старикам, старухам грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести учили как себя вести.

Но видно воспитатели напрасно время тратили.

                                  Простите

Папа разбил драгоценную вазу, бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза и робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже: «Мы купим другую, есть лучше в продаже».

«Простите» - казалось бы, что в нём такого. А вот ведь какое чудесное слово!

                                                                 (Н.Юсупов)

                           

                                   Вежливый Индюк

Объявился в доме  вдруг очень вежливый  Индюк.

Раз по 30 в день, не реже, он кричал: «Эй, вы, невежи!

Заходите, что ли в гости – поучиться вежливости!

Я и сам, - кричал Индюк, - доктор Вежливых Наук.

И жена моя – пример замечательных манер!

Даже когда спит она, видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, Осёл!  Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньёй, Свинья, ждёт тебя моя семья.

Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло».

Как ни бился он, однако к Индюку никто не шёл –

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл.

Посинел Индюк от злости: «Не идут нахалы в гости!

Зря пропали все труды! Все они балды-балды!

И добавил с высоты своего величия:

«Не усвоили, скоты, правила приличия!»

                             (Я.Бжехви, в переводе Б Заходера)

                                 Клятва рыцарей

Клянёмся рыцарями быть!  Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свидания – нет в мире выше знания!

Клянёмся рыцарями быть! И лень и грубость позабыть,

Учиться этикету – науку помнить эту!

Клянёмся рыцарями быть!  В борьбе со злом добро добыть,

Невежу разить мечом волшебным, и строгим словом, и целебным!

                                 ***

Достаётся недёшево счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся все земные труды,

Может, вырастил деревце на земле Кулунды?

Может строишь ракету, гидростанцию, дом?

Согреваешь планету плавок мирным трудом?

Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее – хорошеть самому!

                            (Л.Татьяничева)

                          Доброта

В доме добрыми делами занята, тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас, добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты,

Что от этой доброты приживаются цветы, рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо: «Это мама, мама, мама!»

                                   (Л.Николаенко)

                          ***

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда!

А если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

                           Я и солнышко

Солнышко ясное встало.  Доброе утро! – сказало.

-Доброе утро! – кричу я прохожим,

Весёлым прохожим на утро похожим.

Но если проснёшься – а дождик в окно

Стучит да стучит и без солнца темно?

-Доброе утро, друзья, всё равно…

Придумано мудро: «Доброе утро!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"

В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...

Урок риторики в 3 классе "Что такое вежливость?"

Урок риторики в 3 классе по программе " Школа 2100", учебник Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др. " Детская риторика в рассказах и рисунках"...

Что такое вежливость? -урок риторики 3 класс

Урок риторики в 3 классе по программе «Школа 2100»Тема: Что такое вежливость?Цель урока: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.Задачи урока:открыть зн...

Классный час на тему "Что такое вежливость"

В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия- общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседникуи противодействовать. При этом происх...

План - конспект занятия «Что такое вежливость?» для учащихся первого класса

Игры, загадки, правила вежливого поведения, инсценировка стихов о вежливости....