Презентация "Блокада Ленинграда"
презентация к уроку по теме

Чистякова Алла Витальевна

В презентации рассказывается о 900 героических днях защиты Ленинграда в годы ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada1.rar2.61 МБ

Подписи к слайдам:

Город Петра —Гордость России и слава, —Устоявший в не слыханном прежде бою,Третий орден тебеПриколола державаНа защитного цвета гимнастерку твою.В истории — не первая осада,Не первый голод, холод и пожарищ дым;О том, что пережили люди Ленинграда,Теперь все знают — было по плечу лишь им.
Не так уж много прожил ты на светеПускай тебе уже и 300 лет!У городов, старейших на планете,Таких чудесных биографий нет!
Санкт-Петербург – гранитный город,Взнесённый Словом над Невой,Где небосвод давно распоротАдмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманыВиденья двухсотлетних снов,О, самый призрачный и странный Из всех Российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,Сверкнувши молнией в веках,Так титанически воспелиТебя – в граните и – в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,И - в завыванье зимних пург –Ты – всех прекрасней, - несравнимыйБлистательный Санкт – Петербург!
Война! Что это такое? Какое страшное, какое непонятное слово! Множество нелёгких испытаний выпадало на долю русского народа. Но, пожалуй, не было такого тяжёлого, как Великая Отечественная война 1941-1945 годов. 1418 дней и ночей продолжалась она, унеся более 27 миллионов жизней.
В первые дни войны немецкие войска стремительно продвинулись вперед. Больше трети всей армии бросили фашисты на Ленинград. Фашисты люто ненавидели этот прекрасный город и хотели стереть его с лица земли.
Уже с 29 июня из Ленинграда началась эвакуация. Увозили детей, художественные ценности из музеев. В глубь страны выехало 92 завода, 92 института. Вместе с армией на защиту Ленинграда встали все его жители. Они рыли окопы и противотанковые рвы, возводили оборонительные сооружения.
10 августа 1941 года после месяца ожесточённых боёв на реке Луге враг прорвал оборону и стал приближаться к городу.8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург! 8 сентября город был окружён. 8 сентября началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 героических дней!
Я говорю с тобой под свист снарядов,Угрюмым заревом озарена.Я говорю с тобой из Ленинграда,Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветерВ мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети,Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза,Бессонны ночи, тяжек день любой.Но мы забыли, что такое слезы,Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,Не поколеблет грохот канонад,И если завтра будут баррикады —Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,И дети нам патроны поднесут,И надо всеми нами зацветутСтаринные знамена Петрограда.
Взгляните на эту карту. Видите коричневую землю? Это земля, захваченная фашистами. Так близко враги подошли к Ленинграду. Теперь они могли обстреливать ленинградские улицы, а на фронт можно было доехать на трамвае.
За 900 дней блокады город 611 раз обстреливался фашистской артиллерией. Было выпущено 150 тысяч снарядов.173 раза фашисты бомбили город. Было сброшено 107 тысяч фугасных зажигательных бомб.
Кроме бомбёжек в городе были и другие тяжёлые испытания. Вот только несколько страшных дней из жизни блокадного Ленинграда.
20 ноября 1941 года.Устанавливается норма выдачи хлеба: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.
Вместо супа –Бурда из столярного клея,Вместо чая –Заварка сосновой хвои.Это б всё ничего,Только руки немеют,Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердцеВнезапно сожмётся как ёжик, И глухие удары пойдут невпопад…Сердце!Надо стучать, если даже не можешь, Не смолкай!Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце,Стучи, несмотря на усталость.Слышишь:Город клянётся, что враг не пройдёт!Сотый день догорал.Как потом оказалось, Впереди оставалось ещё восемьсот.
Тысячи людей умирали от голода. Умирали целыми семьями. Вспомним маленькую девочку Таню Савичеву, которая вместе со своей семьёй жила в блокадном Ленинграде . Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «Женя умерла 28декабря, З часа дня, 1942года... Если просто хочешь есть, это не голод. Голод - это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце - всё, что у тебя есть голодает, потом умирает...» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом... Страничка на букву С: «Савичевы умерли все».
15 декабря 1941 года.Иссякли запасы топлива. Прекратилось отопление зданий.Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -41 градус. Топили печки всем, что попадалось: мебелью, книгами. Но от холода спастись было трудно.
3 января 1942 года. Прекратилась подача электричества. Встал городской транспорт. В комнатах темно даже днём, потому что стёкол в окнах нет, они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой. Не горит больше электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты.
10 января 1942 года.Замёрз водопровод.Нет воды в ленинградских квартирах. Рано утром тянутся к Неве голодные, замёрзшие ленинградцы. Кто с ведёрком, кто с кастрюлей, кто с чайником. А доберутся до дому, смотрят – вода в лёд превратилась, замёрзла на морозе.
Блокада явилась серьезным испытанием не только для взрослых, но и для детей. Вместе со взрослыми дети работали на заводах и вместе со взрослыми защищали город от фашистов.
Но даже в те трудные для Ленинграда дни продолжали работать школы. На сегодняшний день известно о деятельности 55 школ.
Наша, 138 школа, проработала на протяжении всех дней осады города. Ребята спешили на уроки под бомбежками, рискуя собственной жизнью. И это было их маленькой борьбой против врага, ведь по плану Гитлера советским школьникам нужно было лишь уметь считать до десяти и расписываться. Школа, класс стали полем боя для ленинградских детей.
Вот только одна детская судьба… Маленький мальчик Андрюша, ученик ленинградской школы №138, которому довелось в блокадном 1943 году стать первоклассником. В 2005 году, когда была великая дата 60-летие Победы, Андрей Рихардович Метс принес в нашу школу свои блокадные школьные тетради по письму и арифметике.
Больше всего меня поразили прописи, где голодный ребенок старательно выводил дрожащей рукой: «раны», «пушка», «пули», «порох», «папа в армии», «бомба», «зима», «мороз». Учительница строгая – во многих местах мы видим «посредственно», «плохо»,но как же он старается – первоклассник Андрюша Метс!
Среди слов, которые он пишет под диктовку, ни разу не встречаются«хлеб», «суп», «каша», - учительница щадила детей, падавших на уроках в голодные обмороки. О многом могу рассказать рисунки детей того времени…
В Ленинграде люди умирали от голода. За 4 месяца 1942 года умерло от голода 400 тысяч человек. 1 мешок муки мог спасти сотни человек. С ноября 1941 года, когда лёд на Ладожском озере стал крепким и прочным, начала работать Дорога жизни.За зиму 1941 – 1942 года по ней провезли 361 тысячу тонн грузов и эвакуировали из Ленинграда 514 тысяч человек.
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, и стали пробиваться навстречу друг другу, чтобы разбить осаду Ленинграда и соединиться. Наши войска ворвались на окраину Шлиссельбурга, враг отступал, но яростно сопротивлялся. Наконец, настал час, когда воины двух фронтов соединились. Блокада Ленинграда была прорвана. Это случилось 18 января 1943 года.
А через год 15 февраля 1944 года наша армия перешла в решительное наступление. 19 января освободили Красное село и Ропшу.21 января освободили Новгород.22 января освободили Мгу.24 января освободили Пушкин и Павловск.
27 января 1944 года над Невой прогремел артиллерийский салют, возвестивший о полной победе под Ленинградом!Город был освобожден!
Пискарёвское кладбище… Вечный огонь… Этот огонь горит всегда. Он напоминает нам о людях, погибших во время войны, о людях, которые не пожалели своей жизни ради нас, ради своих детей…
Сколько человек погибло в блокаду? Разные исследования последних лет позволили назвать страшную и огромную цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
Слава вам, храбрые,Слава, бесстрашные –Вечную память поёт вам народ!Доблестно жившие!Смерть сокрушившие, память о вас никогда не умрёт!!
Опять война,Опять блокада, —А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:«Не надо,Не надо раны бередить.Ведь это правда, что усталиМы от рассказов о войне.И о блокаде пролисталиСтихов достаточно вполне».
И может показаться:ПравыИ убедительны слова.Но даже если это правда,Такая правдаНе права!
Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь эта память — наша совесть.Она, как сила, нам нужна.
«Реферат по истории н тему «Образование в блокадном Ленинграде». Крючкова Евгения, ученица 11 б класса, 138 школы «История 138 школы в период 1941-1944 гг.» 2004 г. Газета «Октябрьская магистраль» №17 6 мая 2006 год
В презентации использованы:
http://www.9may.ru/
http://blokada.otrok.ru/
Материалы и фотографии с сайтов:
http://blokada.narod.ru/
http://www.u-tube.ru/pages/video/1570
http://victory.rusarchives.ru/
http://soldat1941.narod.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Сценарий внеклассного мероприятия " Музыкально - литературная гостиная, посвященная полному освобождению города Ленинграда от блокады "НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"

 ... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....