Классный час "Россия - родина моя"
классный час (3 класс) на тему

Овчаренко Людмила Ильинична

Использован материал по символике России и о столице - Москве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Классный час «Россия – родина моя»

Учитель: Овчаренко Л.И.

Цели:

  • познакомить детей с отдельными эпизодами истории России, её символами, столицей, некоторыми историческими событиями и великими людьми;
  • развивать речь детей, их память и мышление;
  • воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, фотографии с изображением любимых уголков природы, карта Российской Федерации, аудиозаписи песен и гимна, изображение герба РФ, флага РФ.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы поговорим о том, что такое Родина, о нашем к ней отношении, о символах нашей страны. 

Ученик.    Россия…

                 Как из песни слово,

                 Берёзок юная листва,

                 Кругом леса, поля и реки,

                 Раздолье, русская душа –

                 Люблю тебя, моя Россия

                 За ясный свет твоих очей.

                 За голос звонкий, как ручей.

                 Люблю, глубоко понимаю

                 Степей задумчивую грусть,

                 Люблю всё то, что называют

                 Одним широким словом Русь.

Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: “С чего начинается Родина?”

(Прослушивание песни “С чего начинается Родина?”)

Музыка В. Баснера

Слова М. Матусовского

Учитель. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти сегодня.

1 ученик.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
 
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Учитель. Откуда появилось такое название – “Россия”?

В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.

2 ученик.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

3 ученик.

Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
 
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале?

Дети (хором) Все мы – россияне!

Учитель. Правильно.

Вы, конечно, знаете, что Россия, как каждое государство, имеет свои символы. Назовите символы государства.

Дети. Герб, флаг, гимн.

Учитель. Выберите на слайде флаг России.

    Началась же история флага со времени, когда правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. По его приказу в селе Дедикове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Военные корабли были необходимы для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело – сине – красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб Московских князей: белый цвет – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба.

Есть и ещё одно значение цвета флага России. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используют в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.

Учитель. Найдите на слайде герб России. Что на нём изображено?

Наш герб появился 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввёл великий князь московский ( великий князь «всея Руси») Иван III Васильевич. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь Российской Федерации

    Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ верности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над головами орла, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

Учитель.

Как у каждого уважающего себя государства в России есть и свой гимн.  Гимн в переводе с греческого языка – “торжественная песнь”. Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх.

Гимн Российской Федерации написан известными людьми:

Автор текста С. Михалков,

Музыка А. Александрова.

Учитель. Гимн – главная песня государства. Его слушают и исполняют стоя.

(Звучит гимн РФ. Дети слушают и поют стоя.)

Учитель. Россия – необъятная страна. Ее площадь – 17 миллионов квадратных километров. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около четырех тысяч километров.

А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров.

4 ученик.

Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.

Учитель. Наверное, можно сказать, что есть еще один символ нашего государства – это его столица – главный город, в котором сосредоточена вся государственная власть. Как называется столица России?

Москва

В одной старинной летописи написано: “Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град”.

Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи, где говорится, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в себе князя Святослава Олеговича: “Приходи ко мне, брате, в Москов”.

История отвела Москве роль объединительницы русских земель. Став столицей русского государства, Москва росла и украшалась лучшими мастерами.

5  ученик.

Нет тебе на свете равных, 
Стародавняя Москва!
Блеском дней вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
 
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…

( песня О.Газманова “Москва, звонят колокола…”)

Учитель. У известного поэта Константина Симонова есть замечательные стихи о Родине. Послушайте, пожалуйста, их.

6 ученик.

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда!

7 ученик.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

8 ученик

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

9 ученик

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Реченку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

10 ученик

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.

11 ученик

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

( “Отчего так в России березы шумят…”)

.  Учитель. А теперь мне хочется снова задать свой вопрос: “С чего начинается Родина?” Как бы вы ответили на него?

А что думают наши гости?

12й ученик.

Берегите Россию – 
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,

13й ученик.

Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…

14й ученик.

Берегите Россию – 
Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Учитель. Наше мероприятие подошло к концу. Мы подвели итоги, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.

А в заключение, давайте пожелаем друг другу, нашим гостям, да и всем людям счастья.

        (песня “Мы желаем счастья вам”)

Ученик.    Россия…

                 Как из песни слово,

                 Берёзок юная листва,

                 Кругом леса, поля и реки,

                 Раздолье, русская душа –

                 Люблю тебя, моя Россия

                 За ясный свет твоих очей.

                 За голос звонкий, как ручей.

                 Люблю, глубоко понимаю

                 Степей задумчивую грусть,

                 Люблю всё то, что называют

                 Одним широким словом Русь.

1 ученик.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
 
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

2 ученик.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

3 ученик.

Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
 
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

4 ученик.

Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.

5  ученик.

Нет тебе на свете равных, 
Стародавняя Москва!
Блеском дней вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
 
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…

6 ученик.

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда!

7 ученик.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

8 ученик

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

9 ученик

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Реченку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

10 ученик

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.

11 ученик

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

12й ученик.

Берегите Россию – 
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,

13й ученик.

Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…

14й ученик.

Берегите Россию – 
Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Найдите флаг России Россия Болгария Нидерланды Франция

Слайд 9

Найдите герб России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Родины нашей -нет краше!"

Классный час посвящен защитникам города Старый Оскол в годв Великой Отечественной войны....

Классный час РОДИНА МОЯ

Внеклассное мероприятие по окружающему миру " РОДИНА МОЯ"...

Презентация к классному часу "Родина бывает разная, но у всех она одна"

Презентация к классному часу помогает даь ребятам более ясную картину по теме....

классный час "Родина"

Классный час о патриотизме, о любви к Родине...

Классный час "Родина моя"

Воспитание учащихся гражданами своей Родины, учит узнавать историю своей малой родины. К классному часу прилагается презентация, минусовки песен...

Классный час "Родина моя - Россия"

Классный час (1 класс, дошкольники подготовительной группы) на тему «Моя Родина – Россия» (защита результатов проектов).Цели: формирование представлений о проектной деятельности, о значимости родины в...

Классный час "Родина моя-Россия"

  «Конспект классного часа»1.      Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.2....