Урок-классный час по окружающему миру в 3-м классе "Москва вчера, сегодня, завтра".
классный час (3 класс) по теме
Классный час в 3-м классена тему "Москва вчера, сегодня, завтра" с использованием групповой формы работы и презентации к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Москва вчера, сегодня, завтра».
(3 класс)
Учитель гимназии № 1566 г. Москвы Грищенко Н.В.
Цель занятия:
- познакомить учащихся с историческим прошлым Москвы;
- показать красоту современной Москвы;
- активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к историческому прошлому Москвы, гордость за настоящее своего города, интерес к будущему столицы.
Задачи:
- учить младших школьников работать в группе; высказывать свою точку зрения; корректно относиться к чужому мнению;
- развивать логическое и творческое мышление учащихся;
- развивать воссоздающее воображение, произвольную и непроизвольную формы память;
- воспитывать патриотические чувства детей.
Оборудование:
- выставка книг о Москве;
- стенд «Москва златоглавая» с детскими рисунками;
- цитата Ф. Глинки на доске;
- презентация к уроку «Москва»;
- раздаточный материал.
- Организационный момент.
Посмотрите на выставку. О чем будем говорить? (о Москве)
Эпиграф: Ф. Глинка «Москва»:
Город чудный, город древний!
Ты вместил в свои концы и посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опаясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен на святых твоих холмах!
- Рефлексия.
Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие и в прошлое, и в будущее нашего прекрасного города.
Показ слайдов№ 1 -6 и чтение стихотворения Ф. Глинки.
Первое упоминание о Москве встретилось в летописи в 1147 г. В 1147 году на берегах реки, около дремучего бора родился наш город - Москва. Нашему городу 866 лет!
Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий
Первое упоминание о Москве в Ипатьевской летописи.
- Почему наш город так называется? (Стоит на реке Москве).
- Кто является основателем Москвы? (Ю. Долгорукий).
- Что же появилось первоначально на месте современного города? ( Крепость – Кремль) Посмотрите, из чего был построен первый Кремль? (Из дерева – при Ю. Долгоруком).
- При И. Калите Кремль стал дубовым. При каком князе Кремль стал белокаменным? ( При Дмитрии Донском).
- Как называется самая главная площадь столицы? (Красная площадь).
- Красная площадь – почему такое название? (Красная – красивая). Однако в старину площадь была меньше размером и служила рынком и называлась ТОРГ. Отсюда пошло название Торговые ряды.
-Посмотрите на карту Москвы. Как менялись размеры нашего города.
3. Открытие новых знаний.
А сейчас я предлагаю вам поработать в группе. Вспомним основные правила работы в группе: работать дружно, слаженно, уважать чужое мнение.
Распределите роли в группе:
- чтец читает вслух;
- секретарь - записывает что-то от лица группы;
- докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
- хронометрист - следит за временем;
- сотрудник – принимает участие в обсуждении.
У нас образовалось 4 команды исследователей прошлого нашего замечательного города:
- Историки.
- Учёные.
- Архитекторы.
- Путешественники.
P.S. Каждая команда получает задания согласно названию команды. Задания перенесут вас в прошлое и будущее Москвы. Работайте дружно и у вас всё получится! Успехов вам! Учитель отводит на это 5 - 6 минут. За временем в каждой команде следит хронометрист. Учитель показывает пройденное время при помощи математических бус. Одна бусина – прошла 1 минута.
Задания командам:
Историки.
- Прочитайте текст.
Столицей нашего государства является Москва. Много споров идёт по поводу названия Москвы. Корень «моск» переводят по-разному:
«коровья река», «медвежья река», или топкий, мокрый, болотистый, что отражало положение города среди лесов и болот.
На крутом берегу реки Москвы, хорошо укрытый от неприятеля и возник посёлок. Основателем Москвы считается сын киевского князя Владимира Мономаха – Юрий. Он получил прозвище Долгорукий за своё стремление к объединению земель вокруг города.
Много интересного нам смогут рассказать сохранившиеся названия улиц столицы.
«Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб «басман».
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.» (Н. Кончаловская. «Наша древняя Москва»).
Слобода – местность, в которой проживают люди, занимающиеся определённым ремеслом.
Сейчас Москва – это современный красивейший город мира. Как и в любой столице, в Москве находятся органы государственной власти. Здесь работают президент России, Государственная Дума, Правительство. Главным человеком в городе является мэр. 8 сентября все москвичи будут выбирать мэра Москвы. В Москве принимаются важные законы, указы.
Москва – крупнейший в России центр науки. Здесь много университетов, академий. Москва постоянно расширяется.
- Расскажите, что нового узнали.
- Подумайте в группе, а какой вы представляете Москву через 20 – 30 лет?
Учёные.
- Прочитайте текст.
Для всех московских мальчишек и девчонок всегда есть место в одной из московских школ. Но так было далеко не всегда.
В старину первые школы открывались при монастырях. Самыми образованными считались монахи. Они и были первыми учителями. Главным предметом в старой школе был Закон Божий. Детей учили также чтению, основам математики.
При царе хорошее образование могли получить только богатые жители Москвы.
Модно было приглашать учителей из-за границы и обучать детей дома. Мальчиков учили языкам, математике, военному делу. Девочки осваивали музыку, танцы, рукоделие.
А сто лет назад не все дети в Москве могли учиться в школе. В конце 18 века были начальные училища. Но их было немного. Учились там 3 – 4 года, успевая за это время освоить только чтение, письмо и счёт. Вот и получилось, что в начале 20 века только половина москвичей умели еле-еле писать и считать, а часть жителей города оставалась вовсе неграмотной.
Самыми лучшими учебными заведениями тогда считались гимназии. Они назывались классическими, потому что основу их программы составляли два классических языка – латынь и древнегреческий. Гимназии были женскими и мужскими. Обязательно изучался Закон Божий, а химию и биологию не преподавали вовсе.
Сейчас всё изменилось. Современные московские школы – красивые здания, со светлыми классами, укомплектованные современной техникой и компьютерами.
Задание.
- Расскажите, что нового узнали.
- Подумайте в группе, а какой вы представляете московскую школу через 20 лет?
Архитекторы.
- Прочитайте текст.
Древнерусский город значительно отличался от современной Москвы. Укрепления в нём были не каменные, а деревянные. Центром был кремль. Но первые стены кремля были деревянные, не надёжные. Часто случались пожары, Москва сгорала дотла.
В 14 веке Московский князь Дмитрий Донской приказал построить кремль из белого камня. Этот кремль простоял более ста лет. К 15 веку возникла необходимость построить новые стены Кремля. Новый кирпичный кремль строился более 10-ти лет. Его стены до сих пор возвышаются в Москве. Московский Кремль стал новой надёжной крепостью - река Неглинная огибала Боровицкий холм с запада, Москва-река протекала с юга, с северо-востока был вырыт ров, заполнявшийся водой. Таким образом, Кремль превратился в укреплённый остров.
На территории Древнего Кремля строились дома. В доме была основная комната – горница. В центре горницы обязательно находилась печь. А над горницей располагались летние комнаты – светёлки.
Сельское население жило в избах. Строились они из брёвен. В каждой избе клали печь. Она занимала в избе и доме самое почётное место, так как давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Также печь была местом, на котором спали.
- Расскажите, что нового узнали из текста.
- Сравните старинный московский дом, дом в котором вы живёте сейчас. А каким вы представляете себе московский дом будущего?
Путешественники.
- Прочитайте текст.
В старину, когда Москва занимала территорию современного Кремля, всю её можно было пройти от начала до конца за 5 – 10 минут. По нашим меркам это примерно две трамвайные остановки. В то старинное время городской транспорт был совершенно не нужен.
Но Москва быстро росла. И вот уже в 16 веке в Москве появились первые извозчики. Но поездка на извозчике считалась большой роскошью для большинства москвичей: она обходилась слишком дорого. Нужен был более дешёвый транспорт. Тогда появилась конная линейка, на которую усаживалось до десяти пассажиров. В линейку запрягали две или даже четыре лошади. Московские улицы были пыльные, ничем не мощённые. Затем по улицам проложили рельсы. В 19 веке на смену линейке пришла конка. Это вагончики, запряжённый двумя лошадьми и двигающиеся по рельсам. В такой транспорт могло сесть уже 20 – 30 пассажиров. Но сколько не погоняли лошадей, их скорость была четь больше скорости пешехода.
Позже, когда появилось электричество, лошадей заменил трамвай. Современный транспорт Москвы – это автобусы, троллейбусы, такси. Но у них есть очень большой недостаток. Они замирают перед сигналом светофора, подолгу стоят в городских пробках. Вот и появился другой современный вид транспорта:
«Есть такое чудо,
О нём твердят повсюду,
Придумано не худо,
Устроено хитро.
Плывёт и не качается, Бежит и не кончается.
Что это за чудо?» Это - метро.
Самая большая беда наземного транспорта – загрязнение воздуха. Поэтому современные москвичи часто говорят «нечем дышать» и выезжают на выходные за город. А как бы хотелось, чтобы нашим потомкам досталась Москва с чистым воздухом!
Линейка – тяжёлая повозка, запряжённая несколькими лошадьми.
Конка – вагончик, запряжённый двумя лошадьми, двигающийся по рельсам.
- Расскажите, что нового узнали из текста.
- Каким вы представляете себе транспорт в Москве через 50 лет?
- Рефлексия. Выступление групп.
Докладчики с сотрудниками и секретарём рассказывают, что нового они узнали из текстов и как выполнили задания. Ответы сопровождаются показом слайдов.
- Что бы вы предложили сделать, чтобы Москва была самым красивым и чистым городом мира? (Ответы детей).
Показ слайдов № 7 – 33 с комментариями учителя и учеников о знакомых исторических комплексах Москвы.
- Итог.
Ребята, вы замечательно поработали в своих группах. Ответьте на вопросы викторины.
Викторина.
- Основатель Москвы. (Ю. Долгорукий)
- Почему наш город называется Москва? (Корень моск-в переводе медвежья река, означает богатая)
- Кто автор строк «Город чудный, город древний…» (Ф. Глинка)
- При каком московском князе Кремль стал белокаменным? (Д. Донской)
- На скольких холмах стоит Москва? (На 7)
- Каким был первый московский транспорт и как он назывался? (Линейка)
- Где открывались первые школы? (при монастырях)
- Сколько лет учились в начальной школе 150 лет назад? (3 - 4 года)
- Как назывались лучшие учебные заведения? (гимназии)
- Какой вид транспорта самый быстрый в современной Москве?
- Назовите самую главную башню Кремля? (Спасская)
- Как в старину называлась площадь? (Торг)
- Понравилось вам путешествие в прошлое и будущее Москвы?
- Поблагодарите друг друга за сотрудничество. Вы – молодцы! Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1147 году на берегах реки, около дремучего бора родился наш город - Москва.
Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий Первое упоминание о Москве в Ипатьевской летописи
При Юрии Долгоруком (сосна) При Иване Калите (дуб) При Иване III и по-настоящее время При Дмитрии Донском (известняк) КРЕМЛЬ
Как менялась территория Москвы 15 век 21 век «Новая Москва»
Московский дом : вчера, сегодня, завтра
Московский транспорт Конка Метро Поезд будущего
Как изменилась ШКОЛА!
Чем гордятся Москва и москвичи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Москва: вчера, сегодня, завтра.
Презентация предназачена для начальной школы. В краткой форме рассказывается история возникновения Москвы, а также сравнение некоторых исторических мест раньше и сейчая....
Классный час "Москва вчера, сегодня, завтра".
В данном материале кратко и доступно представлен рассказ о жизни города Москвы....
Презентация к классному часу Москва - вчера, сегодня, завтра
Презентация к классному часу...
Наша Москва вчера, сегодня, завтра...
Материал презентации для классного часа "Наша Москва вчера, сегодня, завтра..." 3 класс. В данную презентацию необходимо добавить музыку гимн Москвы, т.к. при сжатии презентации музыка перестала воспр...
Классный час "Москва вчера,сегодня,завтра" 1 класс
Цель данного классного часа: развитие у учащихся гражданских качеств, любви к Москве, чувства гордости за наш город....
Москва вчера, сегодня, завтра.
Москва-главный город нашего государства.Ученики знакомятся с необычной судьбой города: его прошлым, настоящим и будущем.На уроке осуществляется воспитание патриотических качеств, любви и уважения к ро...
Конспект тематического классного часа «Москва – вчера, сегодня, завтра». 2 класс
Идея урока: каждый житель столицы, любящий свой родной город, должен принимать активное участие в жизни города. Учитель организует деятельность детей по развитию у них гражданской инициативы. ...