Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
методическая разработка (1 класс) по теме

Старикова Лариса Павловна

Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rodina_-_rossiya_-_nasha.docx93.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г.Сыктывкара

Рабочая программа внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС ООО

«Наша Родина - Россия»

Направление программы: общекультурное

для учащихся 1 класса

срок реализации программы 2016 - 2017 учебный год

Авторы программы

НапалковаИ.П,.СтариковаЛ.П

учителя начальных классов

Сыктывкар, 2016

  1. Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности направлена на реализацию «Программы духовно-нравственного воспитания» основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №1»  г. Сыктывкара в соответствии с Моделью воспитательной деятельности гимназии.

Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Наша Родина - Россия» для 1 класса являются следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Устав МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара.

Актуальность  программы обусловлена:

1) общекультурной направленностью. В законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации». Разработанная программа направлена на создание условий, обеспечивающих приобщение первоклассников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России, воспитание в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, культурного и интеллектуального развития.

2) методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации познавательно-творческой деятельности учащихся, так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе), проектной деятельности, которая в будущем станет основой для организации социальной и  научно-исследовательской деятельности на уровне СОО и ООО.

     3) психологическими особенностями данного возраста детей является период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка, когда он должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

 

Основанием для разработки программы стали:

  • существующие противоречия между: объективной потребностью государства в культурных и интеллектуально - развитых граждан России и отсутствием разработанных и готовых к использованию  в практике целостных программ общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста;
  • потребностью и социальным заказом родителей учащихся  и самих учащихся (результаты анкетирования).

Цель программы: создание  условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

•        Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам, качества гражданина и патриота своей Родины;

•        Знакомить учащихся с историей своей Родины, жизнью замечательных людей, Конституцией РФ, основными документами по правам человека и ребенка;

•        Формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка, учебные и жизненные ситуации;

•        Способствовать усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей, развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

•        Развивать творческие способности младших школьников.

Данная программа внеурочной деятельности направлена на реализацию «Программы духовно-нравственного воспитания» основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №1»  г. Сыктывкара в соответствии с Моделью воспитательной деятельности гимназии.

Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Наша Родина - Россия» 1 класса являются следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Устав МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара.

Особенности построения программы

Программа «Наша Родина - Россия» рассчитана на один год. На освоение программы отводится до 20 часов в год.

Программа состоит следующих разделов:        

Россия – моя страна (6 часов)

Великие люди: М.В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Ю. А. Гагарин(3 часа)

Такие разные праздники  (до 10 часов)

«Моя Родина – Россия» (1 час)

Особенности реализации программы

Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:

1.  Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.

2.  Личность значимого взрослого (педагога, родителя) наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.

3.         Готовность родителей к сотрудничеству со школой, управлению этим процессом  в условиях семьи.

4.  Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности.

5.  Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Для реализации программы используются  следующие виды внеурочной деятельности:

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):

-      Беседы

-      Сообщения

-      Коллективное чтение и обсуждение литературных произведений

-      Литературно – музыкальные композиции

-      Просмотр и обсуждение видеоматериала  

-      Экскурсии (внеурочная, внешкольная)

Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

-      Творческие конкурсы

-      Выставки декоративно-прикладного искусства

-      Коллективные творческие дела

-      Соревнования

-      Показательные выступления

-      Праздники

-      Викторины

-      Интеллектуально-познавательные игры

-      Трудовые дела

-      Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

-      Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

-      Заочные путешествия

-      Акции благотворительности, милосердия

-      Творческие проекты, презентации

-      Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

-      Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

-      Создание фотовыставки

Особенности возрастной группы детей 7 – 8 лет:

Отбор содержания в 1 классе осуществляется в соответствии с интересами учащихся данного возраста, с учетом их реальных общекультурных, личностных, социальных, коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах.

Возраст 7 – 8 лет – это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

Личностные результаты

Модель поведения учащегося

-приобретение школьниками общекультурных знаний, знание общекультурных норм;

- понимание общекультурной реальности в повседневной жизни;

- знание правил работы  в паре;

-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);

-формирование позитивных отношений школьника к общекультурной реальности в целом;

-стремление к коллективной творческой деятельности

-получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия;

-развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем;

-проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);

- опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.

Проявление коммуникативной активности;

Соблюдение культуры поведения в обществе;

Проявление доброты, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания

Проявление осознанных и добрых отношений к другому человеку

Готовность и способность вести диалог со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.

Формы подведения итогов работы.

Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Наша Родина - Россия» является  метод наблюдения педагога за детьми, а также задания диагностического характера («Дерево достижений», «Неоконченные предложения») из публикации Власовой А.Я.  регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий. Одной из форм подведения итогов является фотовыставка «Моя Родина – Россия» и игра по станциям «Моя Родина – Россия»


ΙΙ. Тематический план

Название темы

Уровень результатов

Модель поведения учащегося

Количество часов

Приобретение

общекультурных

знаний

Формирование

ценностного

отношения

к общекультурных

реальности

Получение опыта

самостоятельного общекультурного

действия

Ι. Россия – моя страна (6 часов)

Государственные символы РФ:

герб, гимн, флаг.

Беседа с творческим заданием

Проявляет коммуникативную активность.

Принимает идеи собеседника.

Уважает мнение собеседника.

Умеет выстраивать поддерживать диалог.

Принимает на себя позицию «Я – ученик», «Я – гражданин».

Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность.

Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению.

Умеет слушать.

Умеет рефлексировать, используя оценочный лист.

2

Москва - столица России.

Игра - путешествие

2

Конституция – основной закон.

Классный час

1

Конвенция о правах ребёнка

Беседа

1

ΙΙ. Великие люди России (3 часа)

М.В. Ломоносов – великий русский ученый

Интеллектуально-познавательная игра

Проявляет коммуникативную активность.

Принимает идеи собеседника.

Уважает мнение собеседника.

Умеет выстраивать поддерживать диалог.

Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность.

Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению.

Проявляет доброжелательность, сочувствие, сопереживание, милосердие.

Стремится прийти на помощь и оказать её.

Имеет представление об эстетических и художественных ценностях культуры.

1

А. С. Пушкин – великий русский поэт

Викторина

1

Ю. А. Гагарин –

первый космонавт

КВН

1

ΙΙΙ. Такие разные праздники  (до 11 часов)

День Гимназии

Экскурсия

Умеет общаться и сотрудничать.

Принимает позицию «Я – ученик», «Я – гражданин».

Формирует основы общекультурного поведения в обществе.

Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность.

Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению.

Способен выражать себя в различных доступных и привлекательных видах творческой деятельности.

Умеет рефлексировать, используя оценочный лист.

1

4 ноября - День национального единства.

Классный час

1

День Победы

Классный час

1

Мамочка,

любимая моя!

Литературно – музыкальная композиция

3

Нам вместе весело

Литературно – музыкальная композиция

Праздник ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта.

3

«Моя Родина – Россия»

Игра по станциям

Фотовыставка

1

до 20 часов


ΙΙΙ. Список литературы.

1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.

3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред. Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.

7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год

8. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.

8. Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. Новокузнецк, 1998г.

9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010г.

10. Спутник классного руководителя 1 – 4 классы. Под. редакцией Максименко М.А. – Волгоград: Учитель, 2008 год

11. Наша Родина – Россия. Федеральное агентство  по образованию (РОСОБРАЗОВАНИЕ), 2015 г

Приложение

Диагностика уровня сформированности социальной компетентности младших школьников.

Диагностический инструментарий разработан с помощью пособия Перелыгиной Е.А., Фишман И.С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы» - Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Федоров», 2008.

Диагностика проводится в виде тестов. На выполнение  тестового задания отводится 40 минут. Однако время выполнения могло варьироваться учителем в зависимости от подготовки и уровня класса.

Каждый тест содержит 3 части – 3 уровня сложности предлагаемых вопросов и 3 варианта ответов на каждый.

Правильность каждого задания оценивается:

  • I уровня сложности одним баллом,
  • II уровня – двумя баллами,
  • III уровня - тремя баллами.

По результатам проверки подсчитывался суммарный балл.

Максимальное количество набранных баллов – 24 балла.

Уровни сформированности компетентности:

  • Ученик, набравший от 21 до 24 баллов – это высокий уровень,

свыше 70 %;

  •  от 15 до 20 баллов – средний уровень, 50 – 70 %
  • от 12 до 14 баллов – низкий уровень,до 50 %
  • от 0 до 11 баллов – ключевые компетентности не сформированы, ниже 50%.

Если говорить о социальной компетентности, то выпускник начальной школы должен обладать следующими компетенциями:

  1. Уметь вести и быть ведомым.
  2. Уметь взаимодействовать с окружающими.
  3. Уметь налаживать контакты.
  4. Уметь выбирать приоритеты.
  5. Уметь ставить перед собой цель.
  6. Уметь планировать  свою деятельность.
  7. Уметь организовывать свободное время.

Диагностика уровня сформированности социальной компетентности

   в)Делу- время, потехе-час.

III уровень

            1.В свободное время я обычно:

            а) лежу на диване перед телевизором

            б) бесцельно слоняюсь по улице

            в) посещаю кружки по интересам

    2.Если ты уже решил, какую профессию выберешь, когда вырастешь, то:

    а) будешь регулярно посещать нужные кружки, секции

    б) будешь посещать кружки и секции по настроению

    в) не будешь, так как это отнимает много времени

            3. Какая пословица подойдет к выражению, когда люди находятся в хороших отношениях  друг с другом:

           а) Живут как кошка с собакой.

           б) Живут душа в душу.

           в) Все идет как по маслу.

4.  «Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.

-Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...

Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!

Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...»  

Как можно сказать про Диму:

         а) Много слов, но мало дела.

         б) Умелые руки не знают скуки.

         в) Обещанного три года ждут.

Таблицы сформированности социальной компетентностиучащихся

Таблица №1

Ф.И.уч-ся

Социальная компетентность

Уровни сформированности (в баллах)

не сформирова

ны

низкий

средний

высокий

1.

умение вести и быть ведомым

+

2.

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".

Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....

Программа внеурочной деятельности Орлята России

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/

Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4

Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...

Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"

           Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации  духовно-нравственного направления   «Патриоты России&ra...