Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Старикова Лариса Павловна

    Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nasha_rodina_-_rossiya_-_nasha.docx93.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Гимназия №1» г.Сыктывкара

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    в условиях реализации ФГОС ООО

    «Наша Родина - Россия»

    Направление программы: общекультурное

    для учащихся 1 класса

    срок реализации программы 2016 - 2017 учебный год

    Авторы программы

    НапалковаИ.П,.СтариковаЛ.П

    учителя начальных классов

    Сыктывкар, 2016

    1. Пояснительная записка

    Данная программа внеурочной деятельности направлена на реализацию «Программы духовно-нравственного воспитания» основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №1»  г. Сыктывкара в соответствии с Моделью воспитательной деятельности гимназии.

    Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Наша Родина - Россия» для 1 класса являются следующие документы:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
    • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
    • Устав МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара.

    Актуальность  программы обусловлена:

    1) общекультурной направленностью. В законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации». Разработанная программа направлена на создание условий, обеспечивающих приобщение первоклассников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России, воспитание в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, культурного и интеллектуального развития.

    2) методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации познавательно-творческой деятельности учащихся, так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе), проектной деятельности, которая в будущем станет основой для организации социальной и  научно-исследовательской деятельности на уровне СОО и ООО.

         3) психологическими особенностями данного возраста детей является период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка, когда он должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

     

    Основанием для разработки программы стали:

    • существующие противоречия между: объективной потребностью государства в культурных и интеллектуально - развитых граждан России и отсутствием разработанных и готовых к использованию  в практике целостных программ общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста;
    • потребностью и социальным заказом родителей учащихся  и самих учащихся (результаты анкетирования).

    Цель программы: создание  условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

    Задачи:

    •        Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам, качества гражданина и патриота своей Родины;

    •        Знакомить учащихся с историей своей Родины, жизнью замечательных людей, Конституцией РФ, основными документами по правам человека и ребенка;

    •        Формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка, учебные и жизненные ситуации;

    •        Способствовать усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей, развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

    •        Развивать творческие способности младших школьников.

    Данная программа внеурочной деятельности направлена на реализацию «Программы духовно-нравственного воспитания» основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №1»  г. Сыктывкара в соответствии с Моделью воспитательной деятельности гимназии.

    Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Наша Родина - Россия» 1 класса являются следующие документы:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
    • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
    • Устав МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара.

    Особенности построения программы

    Программа «Наша Родина - Россия» рассчитана на один год. На освоение программы отводится до 20 часов в год.

    Программа состоит следующих разделов:        

    Россия – моя страна (6 часов)

    Великие люди: М.В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Ю. А. Гагарин(3 часа)

    Такие разные праздники  (до 10 часов)

    «Моя Родина – Россия» (1 час)

    Особенности реализации программы

    Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:

    1.  Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.

    2.  Личность значимого взрослого (педагога, родителя) наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.

    3.         Готовность родителей к сотрудничеству со школой, управлению этим процессом  в условиях семьи.

    4.  Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности.

    5.  Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

    Для реализации программы используются  следующие виды внеурочной деятельности:

    Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):

    -      Беседы

    -      Сообщения

    -      Коллективное чтение и обсуждение литературных произведений

    -      Литературно – музыкальные композиции

    -      Просмотр и обсуждение видеоматериала  

    -      Экскурсии (внеурочная, внешкольная)

    Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

    -      Творческие конкурсы

    -      Выставки декоративно-прикладного искусства

    -      Коллективные творческие дела

    -      Соревнования

    -      Показательные выступления

    -      Праздники

    -      Викторины

    -      Интеллектуально-познавательные игры

    -      Трудовые дела

    -      Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

    -      Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

    -      Заочные путешествия

    -      Акции благотворительности, милосердия

    -      Творческие проекты, презентации

    -      Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

    -      Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

    -      Создание фотовыставки

    Особенности возрастной группы детей 7 – 8 лет:

    Отбор содержания в 1 классе осуществляется в соответствии с интересами учащихся данного возраста, с учетом их реальных общекультурных, личностных, социальных, коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах.

    Возраст 7 – 8 лет – это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

    Предполагаемые результаты реализации программы

    Личностные результаты:

    Личностные результаты

    Модель поведения учащегося

    -приобретение школьниками общекультурных знаний, знание общекультурных норм;

    - понимание общекультурной реальности в повседневной жизни;

    - знание правил работы  в паре;

    -формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);

    -формирование позитивных отношений школьника к общекультурной реальности в целом;

    -стремление к коллективной творческой деятельности

    -получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия;

    -развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем;

    -проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);

    - опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.

    Проявление коммуникативной активности;

    Соблюдение культуры поведения в обществе;

    Проявление доброты, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания

    Проявление осознанных и добрых отношений к другому человеку

    Готовность и способность вести диалог со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

    Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.

    Формы подведения итогов работы.

    Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Наша Родина - Россия» является  метод наблюдения педагога за детьми, а также задания диагностического характера («Дерево достижений», «Неоконченные предложения») из публикации Власовой А.Я.  регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий. Одной из форм подведения итогов является фотовыставка «Моя Родина – Россия» и игра по станциям «Моя Родина – Россия»


    ΙΙ. Тематический план

    Название темы

    Уровень результатов

    Модель поведения учащегося

    Количество часов

    Приобретение

    общекультурных

    знаний

    Формирование

    ценностного

    отношения

    к общекультурных

    реальности

    Получение опыта

    самостоятельного общекультурного

    действия

    Ι. Россия – моя страна (6 часов)

    Государственные символы РФ:

    герб, гимн, флаг.

    Беседа с творческим заданием

    Проявляет коммуникативную активность.

    Принимает идеи собеседника.

    Уважает мнение собеседника.

    Умеет выстраивать поддерживать диалог.

    Принимает на себя позицию «Я – ученик», «Я – гражданин».

    Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность.

    Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению.

    Умеет слушать.

    Умеет рефлексировать, используя оценочный лист.

    2

    Москва - столица России.

    Игра - путешествие

    2

    Конституция – основной закон.

    Классный час

    1

    Конвенция о правах ребёнка

    Беседа

    1

    ΙΙ. Великие люди России (3 часа)

    М.В. Ломоносов – великий русский ученый

    Интеллектуально-познавательная игра

    Проявляет коммуникативную активность.

    Принимает идеи собеседника.

    Уважает мнение собеседника.

    Умеет выстраивать поддерживать диалог.

    Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность.

    Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению.

    Проявляет доброжелательность, сочувствие, сопереживание, милосердие.

    Стремится прийти на помощь и оказать её.

    Имеет представление об эстетических и художественных ценностях культуры.

    1

    А. С. Пушкин – великий русский поэт

    Викторина

    1

    Ю. А. Гагарин –

    первый космонавт

    КВН

    1

    ΙΙΙ. Такие разные праздники  (до 11 часов)

    День Гимназии

    Экскурсия

    Умеет общаться и сотрудничать.

    Принимает позицию «Я – ученик», «Я – гражданин».

    Формирует основы общекультурного поведения в обществе.

    Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность.

    Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению.

    Способен выражать себя в различных доступных и привлекательных видах творческой деятельности.

    Умеет рефлексировать, используя оценочный лист.

    1

    4 ноября - День национального единства.

    Классный час

    1

    День Победы

    Классный час

    1

    Мамочка,

    любимая моя!

    Литературно – музыкальная композиция

    3

    Нам вместе весело

    Литературно – музыкальная композиция

    Праздник ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта.

    3

    «Моя Родина – Россия»

    Игра по станциям

    Фотовыставка

    1

    до 20 часов


    ΙΙΙ. Список литературы.

    1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

    2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.

    3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред. Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

    4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

    5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

    6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.

    7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год

    8. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.

    8. Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. Новокузнецк, 1998г.

    9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010г.

    10. Спутник классного руководителя 1 – 4 классы. Под. редакцией Максименко М.А. – Волгоград: Учитель, 2008 год

    11. Наша Родина – Россия. Федеральное агентство  по образованию (РОСОБРАЗОВАНИЕ), 2015 г

    Приложение

    Диагностика уровня сформированности социальной компетентности младших школьников.

    Диагностический инструментарий разработан с помощью пособия Перелыгиной Е.А., Фишман И.С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы» - Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Федоров», 2008.

    Диагностика проводится в виде тестов. На выполнение  тестового задания отводится 40 минут. Однако время выполнения могло варьироваться учителем в зависимости от подготовки и уровня класса.

    Каждый тест содержит 3 части – 3 уровня сложности предлагаемых вопросов и 3 варианта ответов на каждый.

    Правильность каждого задания оценивается:

    • I уровня сложности одним баллом,
    • II уровня – двумя баллами,
    • III уровня - тремя баллами.

    По результатам проверки подсчитывался суммарный балл.

    Максимальное количество набранных баллов – 24 балла.

    Уровни сформированности компетентности:

    • Ученик, набравший от 21 до 24 баллов – это высокий уровень,

    свыше 70 %;

    •  от 15 до 20 баллов – средний уровень, 50 – 70 %
    • от 12 до 14 баллов – низкий уровень,до 50 %
    • от 0 до 11 баллов – ключевые компетентности не сформированы, ниже 50%.

    Если говорить о социальной компетентности, то выпускник начальной школы должен обладать следующими компетенциями:

    1. Уметь вести и быть ведомым.
    2. Уметь взаимодействовать с окружающими.
    3. Уметь налаживать контакты.
    4. Уметь выбирать приоритеты.
    5. Уметь ставить перед собой цель.
    6. Уметь планировать  свою деятельность.
    7. Уметь организовывать свободное время.

    Диагностика уровня сформированности социальной компетентности

       в)Делу- время, потехе-час.

    III уровень

                1.В свободное время я обычно:

                а) лежу на диване перед телевизором

                б) бесцельно слоняюсь по улице

                в) посещаю кружки по интересам

        2.Если ты уже решил, какую профессию выберешь, когда вырастешь, то:

        а) будешь регулярно посещать нужные кружки, секции

        б) будешь посещать кружки и секции по настроению

        в) не будешь, так как это отнимает много времени

                3. Какая пословица подойдет к выражению, когда люди находятся в хороших отношениях  друг с другом:

               а) Живут как кошка с собакой.

               б) Живут душа в душу.

               в) Все идет как по маслу.

    4.  «Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.

    -Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...

    Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!

    Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...»  

    Как можно сказать про Диму:

             а) Много слов, но мало дела.

             б) Умелые руки не знают скуки.

             в) Обещанного три года ждут.

    Таблицы сформированности социальной компетентностиучащихся

    Таблица №1

    Ф.И.уч-ся

    Социальная компетентность

    Уровни сформированности (в баллах)

    не сформирова

    ны

    низкий

    средний

    высокий

    1.

    умение вести и быть ведомым

    +

    2.

    +


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины

    Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....

    Подпрограмма внеурочной деятельности «Моя родина - Россия»

    Проект разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания  граждан Российской Федерации и государственной программой  "Патриотическое воспитание граждан РФ. Проект определяет ...

    Программа внеурочной деятельности МОЯ РОДИНА РОССИЯ

    Программа рассчитана на два года обучения, соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Может быть реализована как программа духовно-нравственной и социальной направленности....

    Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

    Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

    Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу"

    Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу". 3 класс....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя". 3 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности  "Россия - Родина моя". 3 класс...