Программа духовно-нравственного воспитания "Мир добра"
рабочая программа по теме

Волкова Ирина Ивановна

Программа по духовно-нравственному материалу составлена на 4 года обучения.  Цель программы - создание условий для осознания ребенком того, что он является частью человечества, имея свои индивидуальные особенности, и развития духовно и нравственно обогащенной личности.  Содержит пояснительную записку,  идеальный (желаемый) портрет выпускника начальной школы, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_d-nr_vospitaniya.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Азбука нравственности» или «Мир добра»,

составленная на основе программы

Т.А. Ионовой «Программа духовно-нравственного воспитания и

образования в общеобразовательной школе»,

реализуемая на базе

МОУ ООШ №5 г. Меленки

учителем начальных классов

Волковой Ириной Ивановной

2011 - 2015 уч. года

Пояснительная записка

Одной из острых проблем современного общества является увеличение количества детей, составляющих группу социального риска. Многих родителей, прежде всего, заботит то, как одет их ребенок, чем его накормить, как заработать больше денег. Не задумываясь о том, что творится в душе ребенка, где и с кем он проводит свободное время, чем интересуется. Увеличение неполных семей, семей, в которых процветает пьянство, сквернословие, отсутствуют этические ценности православия, насилие негатива в СМИ не способствует формированию духовно-нравственной сферы личности. Все это не раз заставляло задуматься о том, как построить образовательный и воспитательный процесс так, чтобы развить в ребенке духовное начало, сформировать нравственное отношение к окружающему миру.  «Программа духовно-нравственного воспитания школьников в общеобразовательной школе» Т.А. Ионовой – это путь, предлагаемый школьнику для того, чтобы он в процессе познания мог осознанно выбрать что любить, что утверждать всей своей жизнью.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «нравственное совершенство – цель воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам Человек».

Главной целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности - своеобразного умения и навыка выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, но только то из понравившегося, что, в свете имеющегося общественного опыта, не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению, а значит, и сохранению самой возможности выбирать понравившееся в дальнейшем. Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием, ибо только на основе веры как особого вида познания можно объяснять целостность и неохватную бесконечность бытия. В жизни каждого народа вырабатывается свой нравственный (или относительно нравственный) взгляд на мироздание в целом, («ключевые понятия духовно-нравственного воспитания» А.В. Моторин).

А. С. Пушкин утверждал, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости». Стать личностью - значит осознать себя частью человечества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом.

История дает прекрасные примеры того, что с самых древних времен отличало россиян: соборность, коллективизм, взаимопомощь, терпимость, щедрость души.

К.Д. Ушинский писал: «Истинной целью должна быть признана та цель, которая наиболее соответствует душе человека». Духовная сущность русской культуры как составляющая мировой сокровищницы культуры подсказывает человеку путь к нравственному самосовершенствованию. Это – путь творения добра. Т.А. Ионова охарактеризовала свою программу как программу творения любви и добра в маленьком сердце ребенка.

Цель программы Т.А. Ионовой - создание условий для осознания ребенком уникальности своей личности и развитие на этой основе системы самосовершенствования как базы для овладения нравственными устоями человеческого бытия. Необходимо, чтобы ребята вырабатывали в себе такие качества, как честность, чистота, правдивость, бескорыстие, ответственность, самоконтроль, независимость, целостность, а также приобщались к важнейшим человеческим ценностям - любви, уважению, терпимости, верности, состраданию, вежливости.

Цель адаптированной программы - создание условий для осознания ребенком того, что он является частью человечества, имея свои индивидуальные особенности, и развития духовно и нравственно обогащенной личности.

Задачи:

  1. Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем.
  2. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
  3. Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.
  4. Пробудить самостоятельное логическое мышление.
  5. Развить общую культуру ребенка.

Идеальный (желаемый) образ-портрет

выпускника начальной школы

как исходный материал

для продолжения этического обогащения

в культурно-образовательном пространстве

средней школы

1. Это - ребенок-личность, способный раскрыть свой духовно-нравственный потенциал через послушание перед авторитетом наставника:

- имеющий знания о внутреннем мире человека и умеющий выражать его в своих поступках через Слово, Звук, Цвет и Линию;

- имеющий речевой слух, языковое чутье, культуру устной  речи и умеющий выражать свои мысли и чувства в  речи, опираясь на законы языка и речи;

- имеющий знания известных сюжетов сказок, мифов, легенд народов мира, Библии и умеющий узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства;

- имеющий эмоционально положительное отношение к окружающей его живой природе и умеющий видеть и ценить красоту, совершенство живых форм растений, насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных;

- имеющий представление о природных особенностях человека и умеющий в доступной для него форме рассказать об основных биологических системах человека: об анатомии и физиологии, опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, нервной системах, кровообращении, дыхании, его органах чувств и др.;

- имеющий первичные навыки анализа поведения человека в конкретной реальной или гипотетической ситуации, формирующий его духовно-нравственный опыт, и умеющий ими пользоваться в жизни: давать оценку поступкам героя художественного произведения и моделировать свое поведение в аналогичной ситуации. 

2.Это - ребенок-гражданин, способный проявить высшую степень своей гражданственности через чувство патриотизма:

- имеющий личные вещи, личное время, представление о чувстве собственного достоинства и другого человека и умеющий уважительно относиться к личным правам другого человека (не обижать, не унижать его, не ущемлять его интересов), выражать свое мнение, выбирать друзей, виды деятельности;

- имеющий знания об общественных нормах и правилах поведения (этикета), взаимодействия с взрослыми и сверстниками и умеющий ими пользоваться в конкретной    жизненной ситуации;

- имеющий представление о документах по защите прав человека и умеющий уважительно и терпеливо относиться к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и проч.);

- имеющий первичные знания о государственной символике (гербе, гимне, флаге страны) и умеющий почтительно к ним относиться.

3. Это - ребенок-профессионал, способный проявить свой творческий потенциал в различных видах деятельности:

- имеющий представление о предметах окружающего его мира как творениях человеческой мысли и результата трудовой деятельности и умеющий бережно к ним относиться;

- имеющий представление о значимости труда в жизни человека и умеющий старательно исполнять порученное ему дело, правильно оценивать свой и чужой труд;

- имеющий представление о культуре трудовой деятельности и умеющий проявлять творческое начало при выполнении различных видов труда;

- имеющий представление о профессиональной направленности труда взрослых и умеющий принимать участие в посильной трудовой деятельности, преодолевая при этом небольшие трудности;

- имеющий представление о домашнем хозяйстве и умеющий самостоятельно обслуживать себя, оказывать посильную помощь ближнему: сверстнику или взрослому.

Программа рассчитана на 4 года, реализуется на уроках «Литературного чтения» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, во внеклассной работе, работает на принципах искусства и интегрирует с курсами эстетических предметов:

  • «Музыка» Е.Д.Критской;
  • «ИЗО и художественный труд» Б.Н. Неменского

Календарно-тематическое планирование

курса «Азбука нравственности» или «Мир добра»

в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся первой ступени

1 класс– 30 ч

Основные темы

Кол-во часов

Содержание и форма проведения

Новые понятия

1.

Я и окружающий мир.

7 ч

Наблюдение за объектами живой природы. Выделение сходства и различий между животными и человеком. Чтение и обсуждение рассказа В. Бороздина «Белка», ответы на «Телеграммы из леса» В. Бианки. Формирование представлений о месте человека в природе. Создание ситуации поиска своего предназначения в жизни и природе. Знакомство  с «Первой священной книгой»

Доброта,   привязанность, радость, ответствен-

ность

2.

Аккуратность.

1 ч

Определение понятия «аккуратность». Инсценирование маминой заботы о внешнем виде ребенка. Предположение последствий неаккуратности.

Аккуратность, прилежность, стремление

3.

 Класс, коллектив.

4 ч

Рассмотрение отношений в классе. Определение понятий «класс» и «коллектив», выбор из них подходящего для уточнения отношений в классе. Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе. Создание «Законов нашего коллектива».

Вежливость, дружба, скромность, уважение, честность.

4.

Что такое хорошо и что такое плохо.

 Знакомство с нравственными заповедями.

4 ч

Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятий «заповедь», «закон». А.Федоров-Давыдов «Блинок-бегунок», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Уточнение понятий «хорошее» и «плохое». Рассмотрение соответствия норм морали в разные времена.

Милосердие.

Внимание: конфликт!

2 ч

Чтение и обсуждение рассказов М. Пришвина «Как поссорились кошка с собакой », В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Наблюдение за дракой животных в мультфильме или кинофильме. Исследование причин их злобы. Сопоставление ситуации ссоры животных с ситуацией ссоры людей. Определение понятия «конфликт». Предположения последствий конфликта. Поиск способов решения конфликта. Решение психологических задач. Выработка линии поведения в роли свидетеля конфликта.

Конфликт.

Познание себя.

1 ч

Игры «Тайный друг», «Узнай по голосу», «Кто что любит делать». Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.

Искренность.

Я и моя тень.

1 ч

Анализ своих качеств характера по оценке одноклассников. Выявление положительных и отрицательных черт своего характера, рассмотрение влияния их на окружающих. Определение черт характера, важных для общения и жизни с другими людьми.

Мое дерево жизни.

2 ч

Формирование представлений о своем будущем. Определение нравственных идеалов среди окружающих людей, «примеривание» их качеств на себя. Словесное рисование «Каким человеком я хочу стать?».

Целеустрем-ленность

Семья.

2 ч

Определение понятия «семья». Рассказ детей о своих родных, своем доме. Выражение своего отношения к родным, к дому. Чтение рассказов: Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Осеева «Бабка», А. Барто «Помощница». Анализ конфликтной ситуации в семье. Исследование причин конфликтов и нежелания детей идти домой. Поиск способов установления мирных отношений между всеми членами семьи.

Трудолюбие,

семья, сочувствие, любовь.

Семейные традиции.

2 ч

Рассказ детей о проведении праздников в семье. Определение понятия «традиция». Выяснение с помощью бабушек и дедушек историй зарождения семейных традиций. М. Зощенко «Глупая история». Запись мудрых поступков и изречений предков. Обсуждение «Что я хотел бы сохранить и передать потомкам». Семейный праздник.

Забота, ценность.  

Мир добрых дел.

1 ч

Игра «Вообразилия». Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков. В. Донникова «Канавка».

Щедрость.

Стремление и желание.

2 ч

В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Пичугин мост». Определение понятий «стремление», «желание», отличие их друг от друга. Формирование способности ставить перед собой цель и добиваться ее.

Стремление, желание.

В мире вещей

1 ч

Анализ стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Выяснение предназначения вещей. Игра «Живая шляпа» («оживление» предметов). Знакомство с технологией производства некоторых вещей. Выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами. «Как рубашка в поле выросла».

Бережливость.

2 класс – 32 часа

1.

Характер.

1 ч

Выделение качеств характера на примере главных героев русской народной сказки «Дочь и падчерица». Определение понятия «характер». Формирование объективной самооценки при анализе качеств своего характера и характеров одноклассников.

2.

Привычки и поступки.

2 ч

Определение понятия «привычка». Описание детьми их привычек. Классификация привычек. Исследование влияния привычек на взаимоотношения с окружающими. Поиск способов искоренения дурных привычек.

Привычка, поступок

3.

Совесть.

1 ч

Чтение фрагмента рассказа А. Гайдара «Совесть». Предположение детей о причине расстройства героини рассказа. Понятие «чувство вины». Исследование причин возникновения мук совести. Устное сочинение «Если бы ни у кого не было совести».

Совесть.

4.

Голос совести.

1 ч

Инсценирование ситуации внутренней борьбы человека перед совершением поступка. Сопоставление желаний и понимания невозможности совершить действие по осуществлению желания. Рассмотрение ситуаций внутренней борьбы из собственного жизненного опыта. Исследование природы принятия правильного решения.

Голос совести.

5.

Уважение и терпимость.

2 ч

Н. Артюхова «Трусиха». Проигрывание ситуации дискриминации: рассаживание детей по симпатиям учителя. Определения понятия «унижение». Исследование причин неодинакового отношения одноклассников друг к другу. Выработка линии поведения по отношению к людям, недостойным уважения (по мнению детей).

Терпимость.

5.

Шалости.

1 ч

Чтение и обсуждение рассказа С. Рыбаковой «Маленькая шкода».

Шалость.

7.

Щедрость.

1 ч

Исследование природы и последствий соблазна взять чужое. Описание внутренней борьбы при возникновении соблазна взять чужое. Выработка линии поведения в роли свидетеля воровства. М. Зощенко «Елка»

Щедрость.

8.

Самоуважение.

2 ч

Инсценирование или просмотр фрагмента «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Выявление причин раздражения царицы. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи...». Анализ качеств своего характера, достойных и недостойных уважения. Определение понятий «самоуважение», «самолюбие», «себялюбие», отличие их друг от друга

Само-уважение

9.

Дружба и привязанность.

2 ч

Анализ одного из рассказов (Л. Воронкова «Что сказала бы мама», «В школьном переулке», В. Осеева «Три товарища», И. Туричин «Дружба»). Рассказ детей о своих друзьях. Рассмотрение мотивов возникновения дружбы. Объяснение понятия «дружба».

Выявление основных качеств настоящего друга. Проигрывание ситуации спора и ссоры между друзьями.

Привя-занность

10.

Счастье.  Радость.

1 ч

Рассматривание фотографий и определение счастливых людей по их мимике. Определение понятия «счастье». Выделение наиболее важных желаний детей. Игра «Вообразилия». Уточнение определения «счастливый человек».

Счастье, радость.

11.

Любовь.

3 ч

Выделение важнейшего условия существования семьи. Определение понятия «любовь». Выявление любящих и любимых детьми людей. Рассмотрение особых чувств матери по отношению к своему ребенку. Анализ произведений И. Панькина «Легенда о матерях», В. Воробьева «Мама». Сочинение оды своей маме. Семейный праздник.

Любовь.

12.

Чувство времени.  

2 ч

Анализ ситуации из школьной жизни о невыполнении поручения. Сравнение количества выполненных дел одноклассниками, родителями, учителями за определенный период времени. Исследование причин и последствий невыполнения дел из-за нехватки времени. Введение понятия «чувство времени». Чтение и обсуждение: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Поиск способов рационального использования времени. Составление плана на день. Организация досуга.

Планиро-вание, пунктуальность.

13.

Сострадание.

1 ч

Представление себя на месте одинокой бабушки-соседки. Описание чувств одинокого человека. Определение понятия «душевное одиночество». Исследование причин одиночества. Поиск способов избавления от одиночества.

Милосердие одиночество душевное одиночество

14.

Уважение.

1 ч

Инсценирование ситуации уважительного отношения и неуважительного. Описание чувств оскорбленного и предположение его дальнейших действий. Определение понятия «месть». Выявление возможных причин мести. Определение понятия «зависть».

 Исследование последствий мести. Мини-сочинение «Как избавиться от чувства мести».

Уважение.

15.

Милосердие и сочувствие.

2 ч

Предположение причин получения увечий. Описание чувств и переживаний при виде покалеченных людей или животных. Определение понятий «сочувствие», «милосердие». Выработка линии поведения при проявлении жестокости по отношению к себе и окружающим. Чтение и обсуждение рассказов А. Дуровой «За что?», А. Обрывалина «Чалый».

Сочувствие.

16.

Смелость, мужество, храбрость.

2 ч

Постановка детей в ситуацию проявления мужества. Анализ чувств и описание собственных слабостей. Чтение и анализ произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Храбрый утенок», Е. Пермяка «Надежный человек». Поиск способов преодоления страха и неуверенности в себе. Психологические упражнения. Рыцарский турнир.

Смелость, мужество, храбрость.

17.

Воля.

1 ч

Анализ характера Сыроежкина из фильма «Приключения Электроника». Исследование причин его неуспеваемости. Определение понятия «воля». Приведение примеров волевых и неволевых поступков из жизни детей. Поиск путей преодоления слабостей. Приведение примеров обязанностей, для выполнения которых требуется проявление воли. Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Воля».

Воля, сила воли.

18.

Настроение.

1 ч

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», М. М. Пришвин «Неведомому другу». Выяснение причин вялого и радостного поведения человека. Определение понятия «настроение». Приведение примеров своего хорошего и плохого настроения. Рассмотрение ситуаций влияния своего настроения на окружающих и чужого настроения на себя. Поиск способов создания атмосферы доброжелательности.

Настроение, доброжелательность.

19.

Застенчивость и скромность.

1 ч

Анализ жизненной ситуации, когда в гостях родители уговаривают ребенка поздороваться. Определение понятий «стеснительность», «застенчивость». Выяснение причин стеснительного поведения. Сопоставление понятий «застенчивость» и «скромность». Уточнение понятия «скромность». Приведение примеров застенчивого поведения из своего жизненного опыта. Определение уместности скромного или застенчивого поведения в конкретной ситуации (инсценирование).

Застенчи-

вость и скромность

20.

Быть собой.  

1 ч

Чтение и обсуждение воображаемого письма одноклассницы о ее плохих качествах. Исследование причин ее недовольства собой. Определение понятия «самооценка». Попытка дать объективную самооценку себе в форме внутреннего спора «Я — такой, зато...». Письмо однокласснику «Ты — лучше».

Само-оценка.

21.

Волнение и переживание. 

1 ч

Исследование причин недовольства собой на основе материала предыдущего урока. Объекты волнений и переживаний. Исследование причин недовольства окружающими людьми, предметами и явлениями. Определение понятия «оптимист», «пессимист». Выделение положительных качеств предмета и явления. Мини-сочинение «Не хочу быть занудой!»

Оптимист, пессимист.

22.

Искренность, честность.

1 ч

Анализ доводов детей в пользу честности. Создание ситуации «невинной лжи». Определение  понятия «быть честным перед собой». Рассмотрение влияния самообмана на взаимоотношения между людьми. Определение понятия «доверие». Мини-сочинение «Можно ли  мне доверять?».

Доверие, искрен-ность, честность

23.

Ценность жизни.

1 ч

Уточнение понятия «цена», выделение в мире и природе вещей, которые невозможно купить. Определение понятия «ценность». Анализ собственных поступков, которые представляют ценность, и поступков, о которых ребенок сожалеет. Попытка определения детьми собственного смысла жизни. Игра «Вообразилия».

Ценность, ценность жизни.

3 класс

Школа хороших манер – 32 часа

1

Что такое этикет? Этический кодекс класса.

1 ч

Анализ высказываний окружающих о коллективе класса. Рассмотрение последствий проявления скверного характера коллектива. Поиск способов изменения нелестной характеристики класса. Определение понятий «этика», «кодекс». Определение цели самовоспитания и составление этического кодекса класса.

Этика, кодекс.

2

Общение. Вежливость, такт, терпение, деликат-

ность, привычка, доброжела-тельность, понимание.  

М. Зощенко «Золотые слова», В. Осеева «Волшебное слово».

Опыт «Чувство меры». Определение понятий «такт», «тактичность». Анализ ситуации ссоры между одноклассниками. Определение справедливых и несправедливых высказываний ссорящихся. Выяснение последствий несправедливых действий. Определение понятия «деликатность». Инсценирование конкретных ситуаций и выработка чувства меры в высказывании своей точки зрения. Нормы человеческих отношений в православной этике.  Анализ записей детей о чувствах, возникающих в момент прощения. Постановка детей в ситуацию нравственного выбора и раскрытие преимущества прощения. Выведение понятия «доброжелательность». Инсценирование жизненных ситуаций и отслеживание реакции окружающих на проявление доброжелательности.

Общение. Вежливость, такт, терпение, деликат-ность, привычка, доброжелательность, понима-ние.  

3

Мы умеем себя вести на улице, в школе, музее, библиотеке, театре, на экскурсии, в походе.

4 ч

Проведение теоретических и практических занятий, встреча с работниками ГИБДД. А. Чтение и обсуждение стихотворения А.Л. Барто «В театре»

Вежли-вость, деликат-ность.

4

Как наше слово отзовется

6 ч

Милосердие, ответственность, порядочность, культура дискуссий, отношения с другом, телефон.

Выбор из предложенных карточек действий под девизом «хочу». Сопоставление их с возможностью выполнения в данный момент в определенном месте, рассмотрение ситуаций из жизни, когда приходится поступать по правилам. Определение понятия «ответственность».

Ответственность.

5

Гостеприимство.

3 ч

Жадность и щедрость, настроение, остроумие.

Анализ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Определение понятия «жадность». Исследование причин нежелания делиться. Описание чувств, возникающих при необходимости делиться. Предположение последствий жадности и преимуществ щедрости.

 Анализ ситуации розыгрыша. Определение понятий «юмор», «остроумие». Приведение примеров реальных розыгрышей. Исследование последствий обидных и безобидное шуток. Выяснение качеств и ситуаций, над которыми смеяться нельзя.

Гостеприимство, юмор, остроумие

6

Красота в твоей жизни.  

1 ч

Мода и душевная красота, культура быта, о вещизме.

Душевная красота

7

Жизнь дома

3 ч

Семья. Мама и папа. Определение понятий и исторической роли жены, мужа. Описание и анализ обязанностей родителей. Определение понятия «семейный очаг». Знакомство с обязанностями хозяина и хозяйки дома во времена домостроя и сопоставление их с современными. Важнейшие события в жизни семьи.

Знакомство с историей возникновения Дня святых Петра и Февроньи. Приведение примеров большой любви из истории и повседневной жизни. Изготовление и преподнесение  сувениров близким людям.

Семейный очаг, домострой

8

Приемные дети.

1 ч

Просмотр видеоматериала о детском доме или приюте. Определение понятий «сирота». Формирование позиции ребенка по отношению к своим родителям. Чтение стихотворений современных поэтов на тему «Моя мама». Поиск способов поддержки сирот, создания отношений, близких к семейным.

Сирота.

9

Послуша-ние.

1 ч

Инсценирование ситуации невыполнения родительского наказа. Приведение примеров непослушания из жизни детей. Исследование причин и предположение последствий непослушания. Представление себя на месте взрослых. Анализ рассказа Р. Фраермана «Непоседа». Поиск способов предупреждения и исправления ошибок и неприятностей.

Послуша-ние.

10

Красота спасет мир.

6 ч

Понимание прекрасного, наша Земля, виды искусства, что прекрасного в каждом из нас.

Посещение художественной выставки, экскурсии в лес.

4 класс

Этические ценности русской культуры - 32ч

1.

Духовная сущность русской культуры. Основные категории мировоззренческих ценностей русской культуры.

12 ч

Духовность,  святость,  нравственность,  мудрость,  народность.

Разбор каждого понятия с различных точек зрения с приведением конкретных примеров из современной жизни, библейских сюжетов, литературных произведений. Использование «Симфонии» схиархимандрита Иоанна Маслова по высказываниям святителя Тихона Задонского, жития Сергия Радонежского.

Духов-ность,  святость,  нравственность,  мудрость,  народ-ность.

Патриотизм.

Выражение своего отношения, отношения родителей к Родине. Определение понятия «патриот». Знакомство с летописями, былинами. Мини-сочинение «Что я могу изменить в своем городе, стране».

Патриот, патрио-тизм.

Честь и достоинство.

Анализ размышлений детей о самопожертвовании. Определение понятий «честь», «достоинство». Приведение примеров из собственной жизни о проявлении качеств характера, которыми можно гордиться. Анализ поступка героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

Честь и достоинство, самопожертвование.

Благородство и честность.

Анализ поступков героев  произведения А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш».

Определение понятия «преданность». Исследование причин предательства. Выражение своего отношения к чужой тайне.

 Описание чувств преданного человека. Формирование силы воли в хранении чужих секретов.

Благородство и честность, предан-ность.

0т конфликта к войне.

Предположение последствий нежелания погасить чувство обиды, злобы и мести. Выявление причин возникновения конфликтных ситуаций.

 Приведение примеров из истории о причинах развязывания военных действий. Определение понятия «террор». Высказывание своего отношения к войнам и террору. Выработка линии поведения в экстремальной ситуации.

Независи-мость, свобода.

Трудолюбие.

Рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей.

 Уточнение понятия «трудолюбие». Выявление дел, выполняемых с желанием и без желания. Предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Поиск способов искоренения лени и безответственности.

Трудолю-бие, ответственность.

2

Самосознание.

10 ч

 Мальчик - будущий мужчина. Анализ характера героя произведения Л. Кассиля «Алексей Андреевич». Сопоставление качеств характера мальчика и взрослого мужчины. Определение понятия «настоящий мужчина». Анализ стихотворений А. Барто «Рыцари», «Есть такие мальчики». Письменное обращение девочек к мальчикам. Выработка линии поведения мальчика по отношению к девочке.

Девочка — будущая женщина. Выявление отличительных черт характера девочек. Рассказ девочек об их домашних обязанностях. Представление девочек об их будущей жизни. Анализ произведения С. Михалкова «Про мимозу». Письменное обращение мальчиков к девочкам. Выработка линии поведения девочки по отношению к мальчику.

Самоува-жение, настоящий мужчина.

Душа. Широта души.

Инсценирование ситуации обращения к врачу с жалобой на болезнь души. Анализ выражения «душа болит».

Определение понятия «душа». Исследование причин душевной боли. Поиск способов «излечения» душевной боли.

 Формирование бережного отношения к чужим переживаниям, к чужой душе.

Душа, широта души, благотво-ритель-ность, деликат-ность, тактич-ность.

Мечта.

Представление детей о своем будущем. Написание в «секретных» тетрадках своих заветных желаний. Уточнение понятия «мечта».

Приведение примеров и анализ действий для исполнения мечты родителей, знакомых, друзей. Мини-сочинение «Если бы я был волшебником». С. Михалков «Несбывшиеся мечты», А. П. Чехов «Мальчики».

Мечта, стремле-ние, желание.

Судьба.

Определение понятия «судьба». Формирование иронического отношения ко всякого рода приметам, поверьям и предсказаниям.

Выработка волевого отношения к собственной судьбе.

Судьба,

Мое место в жизни

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий. Мини-сочинение «Что я знаю о профессии, которая мне нравится».

Целеустремленность терпение,  

3.

Этические ценности православной культуры.

4 ч

Знакомство с этическими ценностями православной культуры. Составление азбуки нравственности.

4.

Знаменитые люди нашего края.

6 ч

Посещение музеев, встречи с интересными людьми, экскурсии по городу и области.

Азбука нравственности.

  1. Аккуратность
  2. Благородство. Бережливость. Бесстрашие. Благоразумие. Благословение. Благотворительность. Что есть Бог?
  3. Вежливость. Великодушие. Вера. Воля. Волнение и переживание. Всепрощение.
  4. Гордость. Герой. Гармония.
  5. Добро. Доброжелательность. Добродетельность. Душа. Деликатность и тактичность. Дружба и привязанность.
  6. Единоверие.
  7. Жертвенность.
  8. Законопослушность. Застенчивость.
  9. Искренность. Идеал.
  10.  Кротость.
  11.  Любовь. Личность.
  12.  Милосердие.  Мужество.  Мечта. Мудрость.
  13.  Надежда. Настроение.  Нравственность. Независимость.
  14.  Ответственность и свобода. Общительность. Остроумие. Открытость.
  15.  Патриотизм. Послушание. Правдивость. Прощение. Привязанность. Преданность. Прямодушие. Порядочность. Пунктуальность. Проницательность.
  16.  Радость.
  17.  Скромность. Стремление и желание. Справедливость. Самоуважение.  Смелость. Совесть. Судьба. Семья. Собранность. Свобода. Спокойствие.
  18.  Трудолюбие.  Толерантность. Терпение.
  19.  Уважение. Уравновешенность.  
  20.  Характер. Храбрость.
  21.  Целеустремленность. Целомудрие. Ценность жизни.
  22.  Честность. Честь и достоинство. Чувство времени.
  23.  Шалость.
  24.  Щедрость.
  25.  Этика.
  26. Я и моя тень.

Литература:

  1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: 1989. - 420 С.
  2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Эстетические беседы с младшими школьниками. – М., 1985
  3. В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М.: 2001. - 304 С.
  4. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: 1991. - 446 С.
  5. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. - М.: 2000. - 541 Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.
  6. Иларион (Алфеев), иеромонах Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - М.: 1996. - 288 С.
  7. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241
  8. Ионова Т. А., Куликов А. С.  Программа  «Основы православной культуры», лаборатория «Русская школа как система воспитания и образования», Владимир -2005.
  9. Ионова Т.А. Концептуальные основы школы как национального дама. – М., 2002
  10. Иоанн (Маслов) схиархимандрит. Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского. –М,: 1995.
  11. Калинина Г.В. Православной маме: в ожидании первенца. - М.: 2001. - 256 С.
  12. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: 1994. - 560 С.
  13. Куликов А.С. Диагностика духовно-нравственного состояния личности школьника. Зам. директора школы. №8. -2010
  14. Мудрость воспитания. Книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов.- М.: Педагогика, 1989. – 304с
  15.  Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы / авт-сост. Т.В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 170с
  16.  Хрестоматия для внеклассного чтения. 1-4 классы. Составители: учителя нач. классов Г.И. Егорова, Ю.В. Тумаланова. М., Самшит-издат., 2005.
  17. Энциклопедия этикета. – М., 1990

Результативность

В  августе 2011 года на предшкольном родительском собрании  был составлен социальный паспорт класса, из которого выяснилось, что из 17 семей 5 являются неполными, 3 семьи относятся к неблагополучным в связи с чрезмерным употреблением алкоголя, в двух семьях дети чаще всего предоставлены сами себе из-за занятости родителей на работе. Совместно с родителями наметили план внеклассной работы с детьми, обсудили основные направления этой работы, какую помощь в его организации и проведении могут оказать родители.

 По методике Н. П. Капустиной выяснили уровень воспитанности учащихся.

 

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Этот уровень будет проверяться на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе. Уровень воспитанности оценивался учащимися совместно с родителями, затем свою оценку давал учитель. После этого выводилась средняя оценка.

 Результат двух тестов «Уровень воспитанности учащихся» таков:

В первом классе только один ребенок показал высокий уровень нравственной воспитанности,  во втором – два,  низкий уровень в 1-ом классе был у трех детей, а во 2-ом – у двоих. Снизился средний уровень воспитанности, но повысился – хороший. Улучшению результатов способствовала целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках и во внеурочное время.

Основными методами исследования являлись письменный опрос и наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания "У истоков добра"

Программа " У истоков добра" является программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД ДЮЦ....

Программа духовно-нравственного воспитания "Дорога Добра"

Программа разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Система воспитательной работы по данной програме апробирована и реализуется на учащихся н...

Программа духовно-нравственного воспитания "Твори добро"

Способствует воспитанию духовного и нравственного отношения к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями (Земля,...

Программа духовно – нравственного воспитания «Дорога добра»

Приоритетным направлением программы внеурочной деятельности «Дорога добра»  является обучение школьников духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к себе и другим людям, отно...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра»

Основной целью дополнительной общеразвивающей программы "Дорога добра" является создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

КТП по программе духовно - нравственного воспитания " Азбука добра".

Календарно тематическое планирование  по программе духовно - нравственного воспитания " Азбука добра"в 4 классе общеобразовательной школы....