Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы
рабочая программа по теме

Чернышева Елена Алексеевна

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.odt25.01 КБ

Предварительный просмотр:

         

                    Программа внеурочной деятельности

                                    «Азбука общения»

                                                                               

                                                                                               

                                                               

Пояснительная записка

 

   Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.

          Современное общество предъявляет новые требования  к личности учащегося и к его поведению, в частности,  в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Цели и задачи

Цель: Формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения.

Задачи:

  • повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
  • формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения  (с кем, когда, зачем говоришь);
  • освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения;
  • обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим.

                                                 

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизация знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

 Система работы предусматривает использование следующих форм : ролевые игры, речевые игры,  дискуссии, драматизации, моделирование, проигрывание и  анализ ситуаций общения, коллективное сочинение сказок, конкурсы, игры-тесты, экскурсии , индивидуальные проекты.

На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

 Театрализация «Театр вежливых ребят»;

Результаты реализации программы.

Личностные универсальные учебные действия:

•         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Ученик получит возможность для формирования:

•        морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик  научится:

•         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

•         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•         строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

•         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

•         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Программа рассчитана на 38 часов в год для детей 7-9 лет.

Количество часов в неделю: 1ч.          

                         Календарно-тематическое планирование.

                                   Тема

Кол-во

 часов

 Дата

1

Как построить вежливый диалог

2

2

Умей понять другого

1

3

Волшебные слова

3

4

Вежливая просьба

2

5

Знакомство

3

6

В гостях

7

7

Пожелания

3

8

Поведение в общественных местах

6

9

Об уступчивости

1

10

Школьный этикет

2

11

Не ссориться и не обижать друг друга

1

12

У меня зазвонил телефон

2

13

Мимика и жесты в устной речи

2

14

Учимся писать письма

2

15

Итоговое занятие

1

Содержание программы.

Как построить вежливый диалог (2 часа).  Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Беседа. Как начать беседу и направлять её.

Умей понять другого (1 часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Волшебные слова (3 часа). Вежливость. Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Вежливая просьба (2 часа). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Знакомство (3 часа). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).  Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я».

В гостях (7 часов). У тебя в гостях.  Правила гостеприимства. Подарки. Игровая программа «Приглашаем гостей». Хорошие манеры. Правила поведения за столом.  Правила встречи и  расставания. Правила поведения при торжественных событиях.   Конкурс «Мы в гостях». Проект  «Мой день рождения»

Пожелания (3часа). Составление поздравлений. Пожелания друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. Проект «Моя открытка».(к любому празднику)

Поведение в общественных местах (6 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе,парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр».Посещение музея городского быта.

Об уступчивости (1 час). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

Школьный этикет (2 часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика. Драматизация «Сценки из школьной жизни».

Не ссориться и не обижать друг друга (1 час). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

У меня зазвонил телефон (2 часа). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. Проект «Записная книжка».

Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

Учимся писать письма (2 часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей.  Посещение музея «Почтовое дело». Чужое письмо. Занятие - практикум «Я вам пишу...» .

Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»

                                              Литература для учителя.

1. Григорьев Д.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

2.  Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.

  1. 3.  Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако»,2008г.

4.  Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка.  – Флинта: Наука, 2007г.

                                     Литература для учащихся.

1.Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- Оникс 21 век, 2008г.

2. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи.-

Рипол Классик Дом XXI век, 2008г.

3.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. Изд. 2-е, испр., доп.-

М:Олма-Пресс, 2002.

4. Хрусталева Е.  Школа хороших манер для маленьких принцесс.-АСТ, 2008г.

                                       

                        Система оценки планируемых результатов.

1.Входная диагностика .

1.Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?

а. остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения,

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

2.Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече  с классом.

а. «Здравствуйте, дети!»

б. «Доброе утро, дети!»

в. «Хай, дети!»

3.Как ты будешь вести себя при осмотре экспозиции в музее?

а. буду передвигаться бесшумно, никому не мешая,

б. буду громко комментировать увиденное,

в. буду трогать руками экспонаты.

4.Ты опоздал в театр. Идёт спектакль. Нужно ли сразу проходить на своё место?

а. Нужно пройти на своё место,

б. нужно сдать билет в кассу,

в. следует сесть на свободное место.

5.В каком транспорте следует здороваться с незнакомыми пассажирами?

а. в купе пассажирского поезда,

б. в вагоне метро,

в. в салоне автобуса

6.Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить человека: «Вы можете говорить?» ?

а. чтобы быть уверенным, что человек хочет говорить с тобой,

б. чтобы узнать настроение человека,

в. чтобы перезвонить попозже, если человек занят работой или за рулём машины.

7.Ты пришёл в гости и тебя оставили одного в гостиной. Что ты будешь делать?

а. стоять на одном месте,

б. заглядывать в ящики шкафов,

в. прохаживать по комнате, разглядывая мебель.

8.Ты с другом идёшь по улице встречаешь своего знакомого. Как должен поступить твой друг?

а. поздороваться и отойти в сторону,

б. принять участие в разговоре,

в. пока ты будешь говорить со знакомым, уйти.

9.К тебе пришли гости и принесли подарок. Что ты будешь делать?

а.  молча отнесу его в комнату,

б. разверну и поблагодарю,

в. разверну, придирчиво рассматривая и комментируя цвет, форму, размер.

10.«Слово- серебро, молчание — золото». Как ты это понимаешь?

а. за плохое слово могут наказать, лучше промолчать,

б. лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно,

в. слушать труднее, чем говорить.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ ученик получает1 балл.

Ключ. 1.б, 2.в, 3.а, 4.в, 5.а, 6.в, 7.а, 8.а, 9.б, 10.в.

10 - 8б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения.

5 - 7 б.  Средний уровень развития коммуникативного поведения.

0 - 4 б.  Низкий уровень развития коммуникативного поведения.

2.Выполнение проектов по темам: «Мой день рождения», «Моя открытка», «Записная книжка».

Критерии оценивания.

Высокий уровень развития УУД - выполнил все три проекта

  • ученик использовал дополнительную                                                   литературу (справочники, включая электронные и цифровые)  при выполнении проектов                                                  
  • смог представить свой проект в устной защите
  • проявил творчество при оформлении и в рамках защиты проекта

Средний уровень развития УУД - выполнил 2 - 3 проекта

  • ученик использовал дополнительную литературу (справочники,исключая электронные и цифровые) при выполнении

 проектов  

  •  смог представить свой проект в устной защите, но не смог ответить на вопросы
  • проявил творчество при оформлении и в рамках защиты проекта

Низкий уровень развития УУД - выполнил 1-2 проекта

  • ученик  не использовал дополнительную литературу (справочники, включая

 электронные и цифровые)  при выполнении проектов

  • не смог представить свой проект в устной защите
  • проявил творчество только при оформлении

3. Итоговый тест.

1.Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий старик?

а. стоящий юноша,

б. проходящий старик,

в. не имеет значения.

2.Если ты не согласен с собеседником, как ты поступишь?

а. остановлю его на полуслове и выскажу свою точку зрения,

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

3.Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая группа детей?

а. младшие школьники и девочки,

б. старшеклассники,

в. отличники школы.

4.Тебе представили Сидорова Петю. Петя сказал: «Очень приятно, Сидоров Петя!» Твои действия?

а. с легким поклоном головы протянуть руку,

б. похлопать его по спине,

в. ответить: «Рад познакомиться!»

5.Зачем в школе существуют правила?

а. чтобы все ученики слушались учителей,

б. чтобы сохранить жизнь и здоровье учеников,

в. чтобы родители не беспокоились о своих детях.

6.Попробуй с товарищем выяснить, кто будет первым читать стихотворение., а кто оценивать.  Затем поменяйтесь ролями. Отметь, как вы себя вели при этом?

а. сразу же договорились про очередность, приведя убедительные доводы,

б. вообще не смогли договорить и разругались,

в. договорились, но немного поспорили.

7.У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл её вернуть. Твои действия?

а. не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил,

б. вернуть книгу, извинившись,

в. незаметно подложить книгу в ранец друга.

8.Куда ты положишь ложку, если уже поел?

а. положу на скатерть,

б. буду держать в руке,

в. положу в пустую миску.

9.Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику.

а. подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку,

б. махать рукой, показать язык, надуть губы,

в. сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот.

10.Где ты можешь найти достоверную информацию, неизвестную тебе?

а.  в словарях, справочниках, энциклопедиях и сети Интернет,

б. я сам всё знаю,

в. в библиотеке.

11.Ты очень торопишься, но тебя на улице останавливает незнакомый прохожий и спрашивает, как пройти на незнакомую тебе улицу. Твои действия?

а. молча укажу в любую сторону,

б. отвечу «Извините, к сожалению, я ничем не могу помочь»,

в. пожав плечами, пройду мимо.

12.Попробуете в паре нарисовать рисунок на тему : «Сказочный герой» .Вместе определите кого вы будете рисовать, где и как. Отметь, как вы себя вели в процессе работы?

а. я слушал моего партнёра и мы сделали всё, как он хотел,

б. мы посовещались и договорились о самом герое, расположении и технике рисования,

в. я сам всё рисовал и не слушал своего партнёра.

13.Ты спешил на урок и в коридоре столкнулся лбом с другим мальчиком. Тебе ужасно больно. Твои действия?

а. обругаю мальчика,

б. молча уйду,

в. извинюсь пред мальчиком.

14.Зачем придерживать тяжёлую дверь, выходя из здания?

а. чтобы она не ударила человека, который идёт следом,

б. чтобы она не стучала,

в. чтобы дверь не разбилась.

15.Что научит тебя умению говорить и излагать правильно свои мысли?

а. телевидение,

б. компьютерная игра,

в. книга.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Ключ. 1.а, 2.б, 3.а, 4.в, 5.б, 6.а, 7.б, 8.в, 9.в,10.а, 11.б, 12.б, 13.в, 14.а, 15.в.

13-15 б. Высокий уровень  развития коммуникативного поведения и УУД.

    (- знает установленные правила поведения

  • планирует свои действия, прогнозирует результат,
  • осуществляет поиск информации в справочниках и цифровых источниках,
  • строит сообщения в устной и письменной форме,
  • адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
  • учитывает разные мнения , договаривается, приходит к общему решению в совместной деятельности.)

8-12 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

    (- знает установленные правила поведения

  • планирует свои действия, но не прогнозирует результат,
  • осуществляет поиск информации лишь в печатных в справочниках,
  • строит небольшие сообщения в устной форме и письменной,
  •  не всегда адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
  • пытается учитывать разные мнения и договориться в совместной деятельности)

1-8 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

    (- знает не все установленные правила поведения,

  • недостаточно планирует свои действия для получения результата,
  • частично осуществляет поиск информации,
  • строит небольшие сообщения лишь в устной или письменной форме,
  • неадекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
  • не учитывает разные мнения, трудно договаривается с партнёрами)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Знайкины посиделки".

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Программа театральной студии «Мир театра»Программа театрального кружка рассчитана на 4 года занятий с детьми начальных классов с расчётом 1 час в неделю (128 ч.)....

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Истоки"

Представлена программа (адаптированная) для учащихся 1 - 4 классов по курсу "Истоки"....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе.

Рабочая  программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе....

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Азбука информатики"

Использование ИКТ во внеурочной деятельностиЦель программы:формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, с использованием компьютера.Задачи данного курса:&bu...