Опыт развития социальных компетенций младших школьников во внеурочное время
статья по теме

Опыт работы с младшими школьниками в группе продленного дня, дополнительном образовании, городском лагере отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzmina1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Любовь Ильинична,

ГБОУ школа №544

с углубленным изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

ОПЫТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Педагогами школы № 544 успешно реализуется идея разновозрастного обучения, когда организация образовательного процесса осуществляется в разновозрастных учебных группах [5].

ГБОУ школа № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга в 2011 году стала победителем городского конкурса между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы. С 2012 года школа № 544 является экспериментальной площадкой районного уровня по теме: «Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования».

Среди предлагаемых ФГОС изменений в организации образовательного процесса в начальной школе особое внимание уделяется решению воспитательных задач и организации внеурочной деятельности учащихся. ФГОС начального общего образования задает основные параметры воспитания в начальной школе. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Структура внеурочной деятельности строится по заданным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально активной, интеллектуально развитой, культурной личности учащихся. Основная задача заключается в сохранении положительного опыта воспитания детей в школе при реализации требований ФГОС. В стандарте выделены следующие формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования и т.д. [2].

Во внеурочное время в школе работают группы продлённого дня (ГПД) и различные формы дополнительного образования. Организатором внеурочной деятельности может выступать классный руководитель, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования. ГПД призваны обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

Перед ГПД стоит задача воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья через включение в различные виды внеурочной деятельности.

В нашей школе практически все школьники ГПД посещают занятия: хор младших школьников, музыкальный кружок, шахматы, ритмика, спортивная гимнастика. Совместное посещение группой всех форм дополнительного образования способствует формированию разновозрастного коллектива.  Воспитатель ГПД работает в тесном контакте с классным руководителем, педагогами дополнительного образования, библиотекарем и медицинским работником.

Преемственность социального опыта общения младших школьников особенно важна для первоклассников в период адаптации (первые два – три месяца в начале учебного года). В школе создаются ГПД разновозрастных групп (ГПД 1а, 2а; ГПД 2б, 3б и т.д.). Первокласснику нужна поддержка и социальный опыт общения и взаимодействия  школьников, уже посещавших ГПД, что является залогом успешной  адаптации к школе.

В процессе общения школьники не только учатся, но и познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими. Важным фактором познания личности другого – партнера по общению – является позиция старшего или младшего (по возрасту) участника общения. Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе. Для развития ребенка важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях, выполняя в одном случае роль младшего, в другом – старшего, что способствует обогащению его коммуникативного и социального опыта [1].

 Именно в школе ребёнок приобретает социальные и коммуникативные навыки, овладевает способами преодоления трудностей. Каждый ребёнок особенный. Придя в школу, ребёнок должен быть готов воспринимать такие социальные роли, как «ученик» и «учитель». Социальная готовность к школе означает готовность ребёнка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами).

Школьные психологи обычно проводят диагностику адаптации первоклассников через два-три месяца после начала обучения. Если ребенок успешно прошел период адаптации, он способен усваивать ту школьную программу, которая ему предлагается и может адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Учиться жить вместе надо уже в школе. Дети растут, приобретают новый опыт. Меняются и  обстоятельства их жизни в классе, в ГПД, в школе. Познавая других, младший школьник способен познавать себя. И менять себя, развивать. Природа дала ему и время, и возможности. Как бы индивидуально каждый не развивал себя, жить ему придется среди людей, разных по всем показателям, так как отгородиться от проблем социальной жизни невозможно. Получив социальный опыт в школе, он получает возможность для раскрытия своих способностей в социуме.

Система мероприятий, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания, позволяет сформировать социальную компетентность, достойную модель поведения, активную жизненную позицию, потребность в самореализации, расширит кругозор, поможет воспитать общую культуру и т.д.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представленная в программе начального общего образования образовательного учреждения, должна включать различные виды деятельности детей, посещающих ГПД. Данное направление является основным в планировании работы воспитателя  ГПД и учитывает здоровое питание детей, создание условий для оптимальных двигательных режимов, соблюдение режима дня, профилактику негативных факторов, влияющих на здоровье детей, совместную деятельность с медицинским персоналом по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников.

Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности ГПД, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей; работать с одаренными детьми, организуя интеллектуальные и творческие соревнования, проектную деятельность.

Проектная технология в группе продленного дня – один из эффективных способов развития креативности  учащихся. Взаимодействие, в основе которого лежит креативный подход, всегда связано с открытием новых знаний, навыков  общения и поведения[3]. В ГПД может быть осуществлена как, индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.

Создание проектов – работа творческая и основана на самостоятельной работе учащихся. Это даёт возможность проявить свои лучшие качества, резко повышает самооценку, учит умению разрешать конфликтные ситуации, повышает мотивацию  к деятельности, позволяет раскрывать потенциал талантливых детей и их индивидуальность[4].

Тесное сотрудничество с родителями позволит развивать личностные универсальные учебные действия, создавать хорошие бытовые условия для полноценного развития их детей в процессе такой внеурочной деятельности, как ГПД [3].

Социальная жизнь  школы – это жизнь современного общества и жизнь растущего человека в самых противоречивых её проявлениях, которые привносятся в школу каждой индивидуальностью.

Социальная  компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Социальное взаимодействие является процессом совместной жизни людей, который создаёт правила социальной жизни[4].

Процесс воспитания реализуется в деятельности, раскрывающей внутренние возможности ребёнка. Именно в деятельности, вступая во взаимодействие с другими людьми, ребёнок развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. В процессе воспитания педагог организует пространство деятельности ребёнка.  В центре внимания педагога, работающего с детьми, находится система отношений. Участвуя в совместной со сверстниками  и взрослыми  деятельности, ребёнок отражает в своём сознании полученную информацию, постепенно присваивая её, и таким образом происходит его развитие.

В 2012-2013 учебном году на базе школы № 544 был организован городской оздоровительный лагерь (ГОЛ). В лагере было два отряда из младших школьников  разного возраста. Кроме воспитателей отрядов с детьми работали педагоги дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) и Центра детского (юношеского)  технического творчества (ЦД(Ю)ТТ).  Педагоги  ДД(Ю)Т проводили занятия по ИЗО, лепке, ритмической хореографии,  хора, районную экологическую игру «Путешествие в страну экологии». В ЦД(Ю)ТТ  воспитанники отрядов участвовали в играх по станциям, ориентировании в школьных дворах. Кроме того, оба отряда с воспитателями посещали бассейн, спортивные секции, кукольный театр Сказки, пешеходные экскурсии по архитектурным достопримечательностям района. В лагере осуществлялась проектная деятельность (конкурс стенгазет отрядов, тематические конкурсы рисунков, моделей из конструкторов, викторина «Путешествие в сказку»).

Совместная игровая, проектная, познавательная и спортивно- оздоровительная деятельность младших школьников разного возраста в лагере – это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития. Кроме того, это способствовало созданию позитивного психологического микроклимата в отношениях между школьниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями.

Очевидно, что при разнообразии форм и методов организации деятельности младших школьников во внеурочное время в разновозрастных группах, педагог способствует развитию у них важнейших социальных компетенций [5].

Таким образом, младшие школьники, посещающие ГПД и отдохнувшие в ГОЛ, расширили свой социальный опыт и повысили уровень социальных компетенций.

Литература.

  1. Бушмакина А.А., Буркова Т.И., Буркова Л.П., Кравцов А.О., Концептуальные основы становления системы разновозрастного обучения в современной школе/ Под научн. ред. А.О. Кравцова. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. -112с.
  2. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие / Т.П. Артюхова, Е.Н. Барышников, Н.А. Жукова, Е.Н. Шавринова. - СПб.: СПб АППО, 2011. – 108с.
  3. Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3 -4 классы/Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – 2- е изд., перераб. –М.: ВАКО, 2012.- 304 с.
  4. Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя / В.И. Максакова. М.: Прсвещение,2003, - 254 с.
  5. Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования: Сборник статей и научно-методических материалов / Под научн. ред. А.О. Кравцова. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. -155с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю  внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...

«Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время».

Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная деятельност...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея­тел...

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...