Проект "Театр"
план-конспект занятия на тему

 

 

 

 

История создания театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_meropriyatiya_2.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Театр»

Проект

Цели:

  • дать начальное представление о театре как одном из видов зрелищного искусства;
  • подготовить детей к посещению театра;
  • познакомить с понятием «театральный ритуал»;
  • познакомить с театрами города;
  • воспитывать культуру поведения в театре;
  • развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.

Подготовительная работа:

  • выступление учителя на родительском собрании;
  •  проведение серии классных часов «Театры СПб школьникам»;
  •  рисунки, афиши, пальчиковый театр на уроках ИЗО;
  •  домашнее задание: придумать эмблемы для детских театров, найти сведения  о  детских театрах и их репертуаре на весенних каникулах.

Оборудование: театральные афиши, детские рисунки, плакаты с видами города, цитаты о театре, презентация.

Ход мероприятия.

Звучит песня «Маленькая страна»       Входят дети.

Ведущий: Однажды царь Алексей Михайлович издал указ, и народ несказанно удивился ему. А указ гласил:

Ученик (А.М.): «Узнавши, что при дворах иных европейских государей в употреблении разные игры, танцы и прочие увеселения, приказываю, чтобы все это было представлено и у нас во французской пляске».

Вед: Заволновались придворные. Как царев указ исполнить, когда никто эти игры-танцы сроду не видывал? Но нашли и поручили постановку первого спектакля учителю из Немецкой слободы пастору Грегори. Артистов найти и обучить оказалось делом нехитрым. В театре в те времена между действиями балет показывали, но знатоков балета тоже не оказалось. Тогда снарядили гонцов в разные концы, чтоб явился во дворец тот, кто знаком с «французской пляской».

Нашелся такой человек, уже через год обучил русских девушек и юношей тонкому искусству танца, и танцевали они не хуже заморских артистов.  

   Выступление балерины.

 Вед:  17 октября 1672 года состоялось первое представление. В нем участвовало более 60 актеров. Царь был так восхищен, что 10 часов подряд не вставал с места, пока шло представление. Вскоре построили для театра новое просторное помещение и назвали «Комедийной хороминой». Однако недолго просуществовал этот театр. После смерти царя он прекратил свое существование.

 Театральное дело было возобновлено Петром 1. Театр был переведен из царских хором на Красную площадь и из придворного обращен в народный. Театральные представления стали более разнообразными.

      30 августа 1756 года Елизавета Петровна издает указ:

« Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головнинский каменный дом, что на Васильевском острову, близ Кадетского дома. А для оного повелено набрать актеров и актрис.

На содержание оного театра определить  в год денежной суммы по 5000 рублей

Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову»                                    

"Повелеваем мы ныне утвердить  русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове… Дирекция того русского театра  поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову".

Вед:  Дата 30 августа 1756 года считается официальным днем рождения театра.

      С воцарением на российский престол Екатерины 2 театральное искусство переживает бурный подъем.

  Екатерина: 

«Повелеваю строить в Петербурге театральное здание при императорском дворце Эрмитажа. Архитектором назначаю Джакомо Кваренги».

      Ученик : На сегодня Эрмитажный театр – самое старое из сохранившихся театральных зданий в Петербурге. Это небольшой театр вместимостью 250 мест. Сам зрительный зал уникален: небольшой по объему, он устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Зал обладает уникальной, с античным оттенком, формой и особым объемом с естественной прекрасной акустикой.

Вед: 

А какова современная театральная жизнь Санкт-Петербурга. О некоторых из этих театров нам расскажут экскурсоводы.

1 экскурсовод

Легендарный Александринский театр был основан по указу императрицы Елизаветы в 18 веке.

В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским. Когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.

2 экскурсовод

Мариинский театр ведет свою историю от Каменного театра, возведенного на нынешней Театральной площади в 18 веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Назван Мариинским в честь супруги императора Александра II Марии Федоровны. Мариинский театр превратился в центр культурной жизни Санкт-Петербурга.

На протяжении вот уже более века Мариинский театр является символом русской театральной культуры.

3 экскурсовод

Государственная академическая капелла ведет свою историю с15 века Как и подобные хоры Европы, он состоял исключительно из мужчин и мальчиков. Певчих для хора, в котором было не больше 30-35 человек, отбирали по всей России.

В 1703 году мужской хор, специально привезенный Петром I из Москвы, принимал участие в торжествах по случаю основания Петербурга. С этого момента судьба хора неразрывно связана с городом на Неве.

Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе. В петербургской Капелле, остающейся одним из ведущих музыкальных центров России, регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали, а симфонический оркестр Капеллы гастролирует с концертами по всему миру.

4 экскурсовод

Малый драматический театр был основан в 20 веке. До 1956 года театр был передвижной и не имел ни определенной сценической программы, ни собственного помещения. Важной вехой в истории Малого драматического театра стало приобретение им постоянного места для репетиций и спектаклей: труппа начала работать в помещении бывшего Троицкого театра.

 В 1998 году театру был присвоен статус Театра Европы. На сегодняшний день только три театра в мире обладают этим статусом: Парижский Одеон, Миланский Пикколо и Петербургский Малый драматический театр.

Истоки театра уходят в народное творчество, и, прежде всего, в обряды. Например, сжигание чучела на масленицу есть не что иное, как одно из первых театральных представлений.

Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты – скоморохи. Ходили они из села в село веселить народ.

Выбегают скоморохи.

Звучит русская плясовая.  (В зал вбегают 2 скомороха)

Скоморохи

- Добрый день, гости дорогие,

Жданные, званные и желанные.

- Здравствуйте, молодки!

Здравствуйте, лебёдки!

Ребята – молодцы, весёлые удальцы!

- Почтенные и молодые.

- Полные и худые.

- Мы рады гостям, как добрым вестям!

- Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

- Эй, господа, пожалуйте сюда!

Приглашаем всех гостей

К нам на представленье

Всем на удивленье.

- Спешите! Спешите! Торопитесь

Занять лучшие места

-Приходите все без стесненья

Билетов не надо-

Предъявите хорошее настроение!

-Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

 Ведущий: Масленица – праздник прощания с зимой и встречи весны.  

Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали его в женскую одежду. Вокруг чучела водили хороводы.

    Далее первоклассницы водят хоровод с чучелом масленицы.

1 ученица  поет:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

 Ведущий:

Масленица – это обряд, который сохранился и до наших дней.

Начиналась весна, дети бегали по селу с жаворонками и пели веснянки.

(Раздают жаворонков)

Поет ученица:

Ой, кулики-жаворонушки,

Прилетайте к нам у оконушки!

Принес кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков,

Запирай  зиму, отворяй весну,

Тепло летице!

Ведущий:

 В православном календаре масленичная неделя справляется в 8 неделю перед пасхой. В этом году масленичная неделя уже началась.

  Со времен скоморохов прошло много времени. Театр очень изменился. В жизни людей он занимает значительное место.

-Ребята, вы начинающие зрители. Чтобы каждый из вас при посещении театра получил как можно больше удовольствия, повторим  театральный этикет.

 - Как вы  думаете, как лучше одеться, если вы собрались посетить театр?

Слайд

Выбери подходящую одежду для похода в театр.

  1. Пляжный костюм.
  2. Спортивная форма.
  3. Нарядное платье, костюм.

- Прочитайте первое требование театрального ритуала.

Слайд 2

Приходи в театр нарядным.

Переодевание в нарядный костюм, ощущение праздника имеет большое значение, оно создаёт хорошее настроение.

Выходят 2 нарядные  девочки под музыку.

Когда мне стало 10 лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подружкой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке

Дали  в руки номерки.

- Прочитайте второе требование театрального ритуала.

Слайд 3

Верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.

Звучит звонок.

Девочка спрашивает:

«О чём предупреждает звонок?»

- Первый звонок – это предупреждение, что пора заканчивать свои дела в гардеробе. (Слайд 4)

- А этот о чём предупреждает?

- Второй звонок предлагает зрителю войти в зал и спокойно, без суеты, пропуская вперёд пожилых людей, занять свои места. (Слайд 5)

- А этот о чём предупреждает?

- Третий звонок предупреждает о начале спектакля. (Слайд 6)

  Ученица

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала,

Я сейчас увижу фею

В белом платье и платке,

Я сижу дышать не смею

Номерок держу в руке.

Ведущий:

- Одна из тайн театра – внимательный зритель. Быть зрителем – это искусство. Особое искусство, сложное,  которому надо учиться.

-  Каким же должен быть зритель?  (Ответы детей)

Ведущий: 

- Что можно сказать о таком зрителе?

1 мальчик:

Деньги очень я люблю,

Посчитать уже могу.

О театре речи нет,

Побегу быстрей в буфет.

 Ведущий:

-Можно ли назвать его зрителем?

- Прочитаем следующее требование театрального ритуала.

Слайд  7

Во время действия входить в зал, разговаривать, шуршать бумажками, есть, читать программку ни в коем случае нельзя.

Ведущий:

- Мы подошли к главной тайне театра – таинственные превращения.

 Ученик

Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Звучит  мелодия «Буратино»

Вбегает Буратино. Звучит песня.

Ведущий:

- Все вы, конечно, узнали этого героя из сказки …. (Название сказки)

-Почему эта сказка так называется? (В ней рассказывается о тайне золотого ключика, этим ключиком была открыта дверь в волшебную страну, страну Театр. Заглянем за занавес. (Скоморохи открывают занавес)

Представление. (Сценка по фрагменту сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», книга для чтения 2 класс. Звучат голоса птиц.)

После представления артисты кланяются, зрители хлопают.

Ведущий:

- Мало смотреть – нужно видеть, мало слушать – нужно услышать и быть благодарными зрителями.

- Как выразить свой восторг от спектакля?

- Прочитаем следующее требование. (Слайд 8)

Выражать восторг можно аплодисментами, криками «браво» и вставанием.

Ведущий

Театр для актёра – это каждодневный труд: заучивание слов, умение перевоплощаться, умение выражать чувства с помощью мимики и жестов.

Ведущий

 - Совсем скоро, 27 марта, (показывается лист этнокалендаря) Международный  день театра, который установлен с 1961 года 9 конгрессом Международного института театра. Внимание на экран. (Просмотр ролика о театре).  Кроме именитых театров в СПб есть немало театров для детей. На весенних каникулах, мы надеемся, вы захотите сходить на интересные представления. Дома найдите информацию о детских театрах и мы вместе сделаем афишу и каждый может выбрать спектакль по душе, чтобы на весенних каникулах посетить представление.  Самое главное в театре – это ваши впечатления и эмоции, помните о том, что быть зрителем – это великое искусство.

Ученик

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Всё, что на свете человечно!

Итог.

Ведущий

На этом занятии мы не смогли поделиться друг с другом всем, что можно рассказать о театре. Мы надеемся, что наш разговор продолжится в скором времени, от вас мы будем ждать ваших впечатлений о просмотренных на каникулах спектаклях. А театральный этикет поможет вам стать хорошим зрителем и получить от увиденного незабываемые ощущения.