Фольклорный праздник «Зимние посиделки».
методическая разработка (3 класс) по теме

Витчинова Елена Владимировна

Цель: знакомство  детей с укладом, бытом, традициями русского народа.
Задачи:

-  совершенствовать  духовно- нравственную  культуру детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

- развивать интерес к истории русского народа, пополнять знания  в области русского фольклора;
 

- воспитывать любовь  и уважение  к Родине, русскому народному творчеству, традициям русского народа;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28_fevralya_folklorny_prazdnik.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Зимние  посиделки».

Цель: знакомство  детей с укладом, бытом, традициями русского народа.
Задачи:

-  совершенствовать  духовно- нравственную  культуру детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

- развивать интерес к истории русского народа, пополнять знания  в области русского фольклора;

- воспитывать любовь  и уважение  к Родине, русскому народному творчеству, традициям русского народа;

Оформление: деревенская изба, ухваты, горшки, прялка, на стенах расшитые полотенца; посуда, половики.

                                ХОД  ПРАЗДНИКА

Слайд 1.    Чем дальше в будущее входим,

                    Тем больше прошлым дорожим,

                     И в старом красоту находим,

                     Хоть новому принадлежим.   Вадим Шафнер.

Фонограмма и смена  слайдов. Звенят колокола.

Учитель

 Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ученик 1. Добрый день,

      Гости званые и желанные!

      Люди старые и молодые,

                   Женатые и холостые.

                   Вас приветствует 3   класс

Ученик 2.  Милости просим к нам на посиделки.

Учитель

-  Сегодня ребята мы собрались в русской избе, все красивые, нарядные  В старые  времена был таков обычай у  русских людей:  после праведных трудов коротали  зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Посиделки  (посиденки,    посидки,    посидухи,    поседки,     насидушки)    -    сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, а больше для россказней, забав и песен. А еще русские посиделки называют вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, заседками,  дозорьками. На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещенья, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться, повеселиться.

- Русская пословица гласит  так: «Встречай не по одёжке, а по уму». Вот сейчас мы и проверим насколько  хорошо вы знаете пословицы. Начнём мы наши посиделки с пословиц

Пословицы

 - Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать  её окончание:

1.Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

2.Без труда…(не вытащишь и рыбку из пруда).

3.Дарёному коню…(в зубы не смотрят).

4.Один в поле …(не воин).

5.С кем поведёшься…(от того и наберёшься).

6.Слово не воробей… (вылетит не догонишь).

7.Лучше синица в руках,…(чем журавль в небе).

8.Любишь кататься, …(люби и саночки возить).

9.Не имей сто рублей, а …(имей сто друзей).

10.Поспешишь…(людей насмешишь).

-  Ну, молодцы. Пословицы  вы знаете. А вот у меня есть задание  похитрей!  Только малыш появился на свет, а его мама, бабушка, няня поют и  приговаривают разные потешки и прибаутки. А вы знаете потешки и прибаутки? ( представление потешек)

1.Шла лисичка по мосточку,

Несла вязанку хворосту,

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок

Дала сладкий пирожок.

2. А ту – ту, ту – ту, ту – ту

Я на ёлочке расту

Ветер ёлку укачал

Я с ёлочки упал

Я упал на пенёк,

Стал пригожий паренёк.

Небылицы

- Кроме потешек и поговорок на Руси были распространены небылицы. Небылицы – это вымысел, выдумка, то чего на самом деле не существует.

Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,

Щёлкают  орешки  да говорят насмешки.

Инсценировка небылиц

- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!

- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит - надо идти.

- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

Федул, ты че губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Здорово, кума.

На рынке была!

Никак ты, кума, глуха?

Купила курицу да петуха.

Прощай, кума.

Пять алтын дала.

Лень, отвори дверь, сгоришь!

Хоть сгорю, да не отворю!

Учитель: Ну и порадовали вы нас,

А  чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее.

Загадки

• Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
• Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).

 Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.

• Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
• Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
• Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  -   Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)

Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”, так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

          Пляшу по горнице,
         С работою моей,
         Чем больше верчусь,
         Тем больше толстею. (Веретено)

-  Будний день крестьян  начинался с работы.  Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным. Мать прятала первую нить. А когда девушка выходила замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом. Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”.

   То назад, то вперед,
  Ходит-бродит пароход.
  Остановишь — горе:
  Продырявит море. (Утюг.)

-  Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.

Учитель:  Ай да молодцы! Все то вы знаете, славно у вас все  получается!  А частушки петь вы умеете?

Ученица . -  Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки.

Ученик       И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте..

1.Эх, топни нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

3.Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

нас идёт четыре.

4.Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

5.Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

сапоги мои лежат.

6.Балалаечка – гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

7.На окошке два цветочка,

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

8.Ёлки – долги, ёлки – долги

Ёлки да, осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

9.За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Вы послушайте девчата
Нескладушки будем петь
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь

На горе стоит телега,
Слезы падают с дуги

Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русского плясать,
А потом в присядку.

-  Молодцы,  ребята,  развеселили вы нас,  а поиграть с нами не хотите ли? Я  приглашаю  русскими народными   играми  позабавиться.

-Давайте поиграем в народную игру «Сиди, сиди, Яша»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

Игра «Голубки».

Пары стоят спиной друг к другу. На счёт 1,2,3 по хлопку ведущего игроки  должны повернуть головы вправо или влево. Если в одну сторону, то  выиграли.

Учитель:

-  Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Ученик .  Ну что ж, говорите  свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.
-  Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Скороговорки.
• У осы не усы, не усищи, а усики.
• Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
• Щетина у чушки, чешуя у щучки.
• От топота копыт, пыль по полю летит.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Прокоп, украл укроп.
• Встал Архип, петух охрип.
• Носит Сеня в сени сено.
• На дворе трава, на траве дрова.

Учитель:  Дорогие гости, не хотите ли конфеточек покушать, да песенку  послушать?"

Ученик:

Подходите, подходите

Конфетки,  бараночки  берите.

Про нас не забывайте,

Добрым словом вспоминайте. ( ученик и ученица раздают угощение)

Учитель     Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет –

Знать не все потеряно. ( Исполнение песни «Во кузнице»)

Учитель

В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
Где пришлось нам отдохнуть.

Ученица

Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси -

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ученик

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Нас больше. Задание состоит в том, чтобы на скамейке уместилось как можно больше ребят, чем в команде соперника.

  1. Кто кого. Стараются мешками соломой вытолкать друг друга из круга. Можно аттракцион усложнить: Сбить друг друга со скамейки.
  2. Бег в мешках.
  3. Игра "Плетень". Команды, жители деревень, встают лицом друг к другу и переплетают руки между. Жители 1 деревни приглашают к пляске жителей 2 деревни, жители 3 деревни - 4 деревню. Затем звучит веселая музыка. Все пляшут. По команде ведущего "Плетень" надо собраться в свою команду и переплести руки. Игра повторяется несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...

Фольклорный праздник "Зимние посиделки"

При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...