Родительское собрание по теме" "Неуспеваемость младшего школьника"
материал (2 класс) на тему

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание29.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Родительское собрание во 2 классе

«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем». (26.04.2013г), подготовила учитель начальных классов  Апресян Е.А.

                                 

 Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется... ( Януш Корчак  )                                                                                          

                                                                           

                                                   

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости школьников.

Задачи: познакомить с понятием школьной неуспеваемости; рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении; воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку; дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Подготовить тексты теста-опроса родителей.

II. Организационный этап

На школьной доске приготовить изречения педагогов по теме собрания.

Родители рассаживаются, на столах лежат карандаши и ручки, листы бумаги для записей.

Сообщаю родителям тему собрания.

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. 

Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.

-  Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? А главное - что делать, как помочь своему ребенку преодолеть их?

Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто-то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей-то ребенок испытывает трудности в освоении навыков грамотного письма. Чья-то мама возмущена тем, что учительница рекомендовала показать ее ребенка психоневрологу, хотя и сама она переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности,  связанные с обучением, у других - агрессивность, конфликты со сверстниками, учительницей, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий темп усвоения школьной программы... И многое, многое другое. Всем этим явлениям можно дать общее название - школьные трудности.

Но школьные трудности не сводятся только лишь к низким способностям к обучению ребенка. Неспособность и неуспеваемость -это чаще всего результат нашего невнимания, безразличия, нашего непонимания, а порою наших же амбиций и давления на ребенка. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют школьнику нормально учиться, но и сохраняют его физическое, психическое и социальное здоровье.

        В учебных неудачах наших детей родители чаще всего склонны винить школу. И неудивительно: школа с такими детьми, не вписывающимися в общепринятые рамки, не имеет возможности заниматься по индивидуальной траектории. Да и программы, методики, рассчитанные на мифического среднего ученика, усугубляют проблему. Но, обвиняя только школу и перекладывая на нее всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям. А между тем, неуспеваемость школьника - скорее общая беда: и детей, и родителей, и учителей, а впоследствии и всего общества.

А искать корни проблемы надо в прошлом - в раннем детстве, а иногда в неблагополучном течении беременности мамы. Но если родители все же задаются вопросами о проблеме своего ребенка, то часто можно услышать вот такие высказывания: «Беременность моей жены протекала тяжело, но ребенок родился здоровым, он плохо учится, потому что ленится»; «Разве на школьные успехи может повлиять неблагополучные роды, ведь это было давно?»; «Мой ребенок часто болел до школы, но сейчас здоров, как его давние болезни могут быть связаны с учебой?»; «Мой ребенок хорошо произносит все звуки, а мне порекомендовали обратиться к логопеду. Почему?»; «Мой сын ничего не успевает делать в классе; как заставить его работать быстрее?». «Приготовление уроков дома всегда заканчивается ссорами, слезами сына (дочери). Как научить его (ее) делать уроки быстрее?» Эти типичные вопросы показывают: родители не знают или не понимают причин многих школьных трудностей. Особенности развития ребенка до школы, состояние его здоровья почти никогда не принимаются во внимание. При этом папа и мама считают, что виноваты либо учитель (плохо учит, придирается, чересчур требователен), либо общая система обучения (плохая школа, плохие учебники), либо сам ребенок (ленивый, нерадивый, неспособный). Чтобы разобраться в истинных причинах неуспеваемости, необходимо посмотреть со стороны на себя, сделать экскурс в прошлое, вспомнить, как развивался малыш, какие проблемы возникали в его воспитании, что рассказывали о нем воспитатели в детском саду.

Итак, каковы же причины школьной неуспеваемости? Прежде всего, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. Об этом, как ни странно, родители не знают или не думают. Да и редко какая мама во всех подробностях помнит ранние годы ее малыша. На вопрос учителя, школьного психолога о том, как рос и развивался ребенок, ответ чаще всего дается односложный: «Нормально». А потом с помощью наводящих вопросов удается выудить у мам сведения о том, что были осложнения при родах либо тяжелые заболевания до года, травмы головы, имеются хронические заболевания и многое другое. То есть состояние ребенка родителями оценивается в настоящий период времени без учета того, каким оно было до школы. И уж никак родители не связывают плохой почерк, неуспеваемость, плохое поведение ребенка с этими проблемами; а потому требуют невозможного и от ребенка, и от школы.

Конечно, многие родители видят в раннем детстве, что их ребенок чрезмерно беспокойный, расторможенный, непоседливый, раздражительный или, наоборот, вялый. Что он плохо засыпает или очень беспокойно спит. Что их малыш позднее, чем другие дети, начал говорить. Но родители, утешая себя, объясняют это тем, что сын или дочка еще маленькие, и это никакая не болезнь, «все пройдет»... И только когда наступает время идти в школу, у них появляются проблемы. И возникающие с началом обучения трудности являются для многих родителей неожиданностью и вызывают не просто огорчения, но и недовольство ребенком. Отсюда и жалобы: их ребенок ленится, рассеянный, не хочет учиться, упрямиться, капризничает, проявляет черты характера, которых раньше не замечали.

Если вы хотите помочь сыну или дочке, необходимо оставить раз и навсегда эти разговоры и осознать, наконец: у ребенка, начинающего обучение, не может быть просто лени, просто нежелания учиться, просто рассеянности. Все это, как правило, связано с состоянием его здоровья, психологическими и возрастными особенностями, порой сами взрослые наделали ошибок в воспитании: предъявляли чрезмерные требования, или, наоборот, игнорировали процесс развития.

 Иногда причиной неуспеваемости в школе являются психогенные факторы. К ним относятся:

•   психические  травмы, вызванные  испугом, страхом;

•   тяжелые ситуации, свидетелем, а то и участником которых оказался ребенок - ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких;

•   жестокое, несправедливое обращение.

Еще одна причина проблем в обучении - наши родительские амбиции. Вот один пример. Единственный ребенок у немолодых родителей, он был всеобщим любимцем. С ним много работали, всем демонстрировали его успехи, постоянно им восхищались. В детский сад он не ходил, т. к. постоянно болел простудными заболеваниями, но ребенка не закаляли, оберегали от сквозняков, создавали ему тепличные условия. Поскольку мама с папой считали, что сын очень развит, в школу его решили отдать в 6 лет. При этом взрослые были уверены сами и заверили мальчика: он будет только отличником. Однако на практике оказалось все по-другому: тот трудно привыкал к одноклассникам, которые не хотели признавать его превосходства. Да он и не умел делать многого, что умели другие ребята, привык, чтобы его кормили, ходил неряшливый, не умел самостоятельно одеться, с трудом выдерживал необходимую школьную дисциплину. Ему быстро надоело сидеть на уроках; а учительница отнеслась к нему как ко всем, хотя он ожидал к себе такого же отношения, как в семье. Мальчик стал раздражительным, плаксивым, упрямым, говорил, что ненавидит школу. Однажды пожаловался, что у него болит голова и живот. Его оставили дома. На второй день повторилось то же самое. Каждый день появлялись новые жалобы, а в выходные дни был всегда здоров. Это характерная картина так называемого школьного невроза.

Еще одна причина школьных трудностей - семейные проблемы. Надо отметить, что какой бы аспект школьных трудностей мы ни затронули - почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Чаще всего трудности в школьном обучении испытывают дети из неблагополучных семей. И особый разговор о детях, у которых пьющие родители. Дело в том, что именно психическое здоровье ребенка тот определяющий фактор, от которого зависит благополучная адаптация к школе и успешное обучение. И именно по нервно-психической сфере детей резко бьют обстоятельства жизни пьющих пап и тем более мам. И как итог -беспризорность детей, интеллектуальный и эмоциональный голод, грубая педагогическая запущенность, замедленное развитие. В таких условиях даже те ребята, у которых сохранен нормальный интеллект, оказываются неготовыми к обучению в школе. Для этих детей характерны:

•   общая  ослабленность, отставание в росте и физическом развитии;

•    предрасположенность к частым заболеваниям, особенно хроническим;

•   явные нарушения сна: дети плохо засыпают, вскрикивают во сне, просыпаются в страхе;

•   замедленное развитие моторных, речевых функций, познавательной деятельности.

В бесконфликтных семьях также могут быть свои ошибки воспитания. Бывают мамы, принимающие все проблемы ребенка близко к сердцу, легко расстраиваются, постоянно беспокоятся за него. Они волнуются по бесконечным поводам: вдруг он опоздает в школу, не успеет что-то сделать, не решит контрольную. Такие мамы стараются во всем помочь, оградить сына или дочку от самостоятельного решения проблем, лишая их инициативы и в выполнении домашних заданий, и в быту, и в выборе друзей. Они вместе с ним делают уроки - и очень огорчаются, если все равно нет желаемой оценки. Если учитель или психолог укажут на это маме, то она удивится: «Я же не ругаю его (ее), не наказываю». Но из-за полученной тройки или двойки мама так расстраивается, что у ученика формируется чувство вины, комплекс неполноценности. Часто он начинает скрывать от мамы проблемы, оттягивает их решение. Фактически мама боится школьных проблем и утяжеляет ситуацию, а у ребенка укрепляет чувство неуверенности в своих силах, в своих знаниях.

Ситуации, когда успехи детей не соответствуют ожиданиям родителей, могут быть самыми разными. Бывает, что ребенок, по мнению родителей, «хуже всех», и вместо поддержки его отторгают эмоционально, психологически, наказывают физически. Часто родители ошибочно полагают, что лучший способ заставить хорошо учиться маленького ученика - страх. Они не бьют ребенка, а всего лишь пугают: тем, что он получит двойку, что его выгонят из школы, что он никем не может стать. А ведь это психологическое битье нисколько не лучше физических наказаний. Маме очень хочется, чтобы ее ребенок хорошо учился. А он не может оправдать ее притязаний и боится матери. И этот страх парализует волю ребенка, ослабляет активность, уверенность в себе.

Что можно посоветовать таким беспокойным мамам? Главная трудность для родителей в такой ситуации состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом душевный, сердечный с ними контакт. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность и моральное давление на школьника оборачиваются для него страхом «быть не тем», страхом не состоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и поражений. Тогда устранение страхов и положительные результаты в обучении становятся для учителя непростой задачей, требующей часто помощи врача-психоневролога.

Одной из серьезных причин трудностей обучения в школе является задержка психического развития. В результате неблагоприятного воздействия вредящих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций. И причина очень часто не медицинская, а социальная: неблагополучие среды, в которой воспитывается ребенок; дефицит материнской ласки, внимания, тепла; недостатки ухода за малышом в младенчестве (ребенок сытый, сухой, а остальное, как считают молодые мамы, неважно); эмоциональная заброшенность (это бывает в семьях, где мама сразу вышла на работу, а ребенка поручили няне - незнакомой, чужой для него женщине).

Наблюдения психологов показывают: неблагоприятное положе¬ние детей с задержкой психического развития в среде сверстников рождает у них так называемые гиперкомпенсаторные реакции. Это выражается в том, что, стремясь обеспечить себе хоть какой-то успех, такие дети еще прочнее привязываются к тем занятиям, где они не хуже других. Поэтому когда взрослые корят: «Учиться не хочет, а играть всегда готов!» - эти упреки не по адресу; потому и играет, что здесь он - не хуже других, а в школе - надеяться не на что... Игра для ребенка не забава, а возможность хоть в чем-то добиться успеха.

Итак, какие рекомендации можно дать родителям, чьи дети испытывают те или иные трудности в обучении?

Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить, что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, но больше всех страдает ребенок. Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни педагог, ни мама с папой внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то родителями списывается на возраст - дескать, не привык, маленький; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание со стороны ребенка. В итоге упускается очень  нужный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью. Именно в этот момент родители должны быть особенно внимательны и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на проблемы, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, формируют у него неуверенность, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо даётся, на все остальные.

На трудности обучения письму и чтению необходимо реагировать как можно быстрее и потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель (двойкой) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется.

Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу -для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы неизбежно.

Чем же могут помочь родители, если все же появились школьные трудности?

Первое. Не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе. Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться). Не рассчитывайте на мгновенный успешный результат. Он появится не сразу и будет, может быть, незначительным на ваш взгляд.

Третье. Ваша главная помощь: поддержать уверенность ребенка в своих силах, снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения..

Четвертое. Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него.

Пятое. Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать. Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.  Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 мин. Не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны.

Шестое. Не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребенка только, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.

Седьмое. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы они вознаграждали сына или дочку не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Даже если ребенок не получит после ваших занятий ожидаемой оценки, но он старался, приложил много усилий, поощрите его. Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка. Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Восьмое. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше

Девятое. Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул. В крайнем случае, не перегружай те его в эти дни. Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их не удачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, даже если вы сами работаете, что-то придумайте. Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о  школе.

Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы. Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания

по) поводу его почерка, посадки, внимания. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте. И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех. Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации. Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

1. Сколько раз за последнюю неделю вы спросили ребенка: «Как у тебя дела?»?

2. Сколько раз вы сказали ребенку: «Я за тебя так рад!»?

3. Сколько раз за неделю вы задавали ребенку вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?»

4. Говорили ли вы на этой неделе фразу типа: «У меня больше нет сил (терпения)...», «Ты опять меня расстроил»?

5. Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе?

6. Говорили ли вы ребенку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»?

7. Если ребенок пришел расстроенным, поддержали ли вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя все получится!»?

8. Что вы чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребенком или хмурились?

Сделайте вывод по тесту-опросу: какие отношения с ребенком у вас преобладали на этой неделе: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные.

(Родители анализируют результаты теста, задают вопросы.)

V. Подведение итогов собрания

(Родителям предлагается определить ценность сегодняшнего собрания с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания и обучения детей.)

-   Узнали вы сегодня что-нибудь новое?

-   Была ли эта информация для вас полезной?

-   Заставила ли она вас задуматься, оценить свое отношение к ребенку по-новому?

Решение собрания

1. Обсудить с членами семьи необходимость контролировать свою речь в конфликтных ситуациях с ребенком.

2.  Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.

Литература

1.И.Ф.Яценко, С.И.Чупина. – М.: ВАКО, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...

Презентация родительского собрания по теме "Самооценка младшего школьника"

Презентация для родителей учащихся 1 класса по теме "Самооценка младшего школьника"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»

Цель с которой проводится собрание - формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.Задачи:• обсудить проблему плохой успеваемости;• ознакомить родителей с причинами ...

Родительское собрание по теме: "Физиология младшего школьника"

Физиологию младшего школьного возраста необходимо знать не только педагогам, но и родителям. В доступной форме рассказывается о  физическом развитии этой возрастной группы детей....

конспект родительского собрания на тему: "Внимание младших школьников"

Конспект родительского собрания на тему: " Внимание младших школьников". Данный материал  можно использовать  в работе  вкорреционных классов....

Родительское собрание на тему "«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем».

«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем».                                    ...