Устный журнал Казак без веры - не казак
классный час (4 класс) по теме

         Тема:  «Устный журнал « Казак без веры – не казак»

         Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в Бога, как она    наделяла смыслом и украшала их повседневную жизнь.

          Задачи:

-способствовать воспитанию любви к  своей стране и своей  малой родине   Кубани;

-формировать уважительное отношение к традициям и истории кубанских казаков;

                  -показать стремление казаков приобщиться к духовной культуре

                   на основе  фактов из повседневной  жизни.

                 -формировать у учащихся младшего  возраста целостный

                 взгляд на современный мир через приобщение к истокам

                 казачества.

         Форма: тематическое внеклассное мероприятие.

         Класс:  4

        Оборудование: мультимедийный экран, презентация, плакаты, рисунки детей на    тему: « Рождество», ёлочка из картона, ёлочные игрушки.

         Место проведения: классная комната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_kazak_bez_very_-_ne_kazak.docx982.33 КБ

Предварительный просмотр:

       

Краснодарский край,  Красноармейский район,  ст. Полтавская,

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Устный журнал

« Казак без веры – не казак»

                                              Автор: Колодько Наталья Сергеевна

                                            Возраст: 40 лет

                                            Педагогический стаж: 20 лет

         Тема:  «Устный журнал « Казак без веры – не казак»

         Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в Бога, как она    наделяла смыслом и украшала их повседневную жизнь.

          Задачи:

-способствовать воспитанию любви к  своей стране и своей  малой родине   Кубани;

-формировать уважительное отношение к традициям и истории кубанских казаков;

                  -показать стремление казаков приобщиться к духовной культуре

                   на основе  фактов из повседневной  жизни.

                 -формировать у учащихся младшего  возраста целостный

                 взгляд на современный мир через приобщение к истокам

                 казачества.

         Форма: тематическое внеклассное мероприятие.

         Класс:  4

        Оборудование: мультимедийный экран, презентация, плакаты, рисунки детей на    тему: « Рождество», ёлочка из картона, ёлочные игрушки.

         Место проведения: классная комната.

                                         

                                                           

                                  

                 Устный журнал « Казак без веры - не казак»

 Подготовка детей к восприятию материала.

   Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение.

 (Слайд 1) Сегодня мы перелистаем страницы  нашего устного журнала « Казак без веры не казак», узнаем, насколько искренней была вера казаков в Бога, как она наделяла смыслом и украшала их повседневную жизнь, как праздновали  казаки Рождество. В конце каждой страницы журнала нужно будет ответить на вопросы. Отвечая на вопрос, будем вешать на нашу ёлочку игрушки. (к доске прикреплена ёлочка картонная, на нёё после правильного ответа вешается игрушка) 

                                          

                  Слайд1.                                                                           Слайд2.

  Казаки исстари считались народом свободолюбивым, не терпящим никакого гнета и принуждения, но в одном деле они были едины и покорны: когда полагалось нести свою дань в пользу церкви. С первым потоком переселенцев-черноморцев в 1793 году на Кубань прибыла в обозе (в разобранном виде) походная войсковая Свято-Троицкая церковь, которая сразу была установлена.

  На Тамани войсковым судьей А. Головатым была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в 1794 году). Сами названия казачьих поселений несли отпечаток веры: станицы Архангельская, Благовещенская, Вознесенская, Новотроицкая, Новопокровская, Новорождественская, Петропавловская, Успенская...

Страница 1.Святой угол.( Слайд 2)

    Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. Практически в каждой семье хранились Библия, Евангелие, молитвенник .Как бы они  

ни жили - бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.  Если в комнату заходили гости - первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами. Когда строили хату, ее тоже начинали возводить с восточной стороны, от угла, где впоследствии располагался домашний иконостас.

Домашний иконостас- место в святом углу казачьей хаты, где размещалось несколько икон.( Слайд3)

                                                      Слайд3.

   За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника, чтобы тот освятил помещение. Тогда же в комнату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе. Хозяева ставили  красивый фигурный стол-угольник, на котором появлялась белая кружевная накидка - дело рук умелой казачки. Здесь располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники.

Когда подходил срок службы казака, в день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону - образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника - и не благословляли ею молодого воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца - покровителя воинов на Руси - или зашивали в одежду маленькую, со спичечный коробок, иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули. Лишь после этого всей семьей провожали парубка до калитки, где он садился на коня, чтобы присоединиться к своим друзьям-одногодкам. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.

  Шли годы. Казак возвращался. Едва он выглядывал из вагона на ближайшей к дому железнодорожной станции, собираясь вывести из товарняка своего боевого коня, как

его тут же узнавал и радостно окликал кто-то из земляков. И вот уже весточка о его прибытии бежала по знакомым улицам, приближалась к родному крыльцу.

  А там, в доме, царила суета. Родители спешили переодеться в нарядную одежду. Отец снимал дорогую икону в святом углу, мать дрожащими руками вытирала ее бархоткой. Заметив из окна приближавшегося сына, родители выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением в «родную степь» (выражения «родная станица» тогда еще не было).

   Икона возвращалась на прежнее место, рядом с ней теперь висел казачий медальон.

Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала свой особый смысл.( Слайд4)

Блиц-опрос.

1.  Что такое « святой угол»?

2.  Как встречали со службы казака?

                                        

                              Слайд4.                                                 Слайд5.

Страница 2.Посещение церкви.(Слайд 5)

  В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с женами и детьми, коренные жители и иногородние - кто пешком, кто на дрожках, либо в расписных тачанках, устланных персидскими коврами, либо в лакированных экипажах. Повсюду праздничные черкески с серебряными газырями и малиновым уголком бешмета, женские юбки, выглядывающие одна из-под другой в семь-восемь слоев, разноцветные девичьи платки. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, целовали друг друга в щеки, договаривались увидеться после церковной службы.

Молодые люди под любым предлогом старались отстать от строгих родителей, искали глазами своих приятелей или подружек, а главное - того или ту, ради кого останавливались, выглядывали поверх голов.

И только ребятишки  перебегали от одной группы к другой, суетились, восхищенно разглядывая все, что их окружало.

 Житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола - и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили.

 В храме заказывали литургию или панихиду, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивая поклоны в сторону икон.

  Рядом с иконами располагались высокие, начищенные мелом до блеска, переливающиеся медные доски. На них старославянскими буквами были начертаны фамилии погибших в бою,либо на служебном посту казаков, уроженцев этой станицы или города, с указанием полученных ими наград (как правило, Георгиевских крестов).

  И стояли в той же церкви их матери, отцы, жены, вдовы, дети, выросшие без отца; и не одна слеза падала на грудь, когда губы шептали имя любимого человека, которого уже не было рядом. Наличию этих памятных досок в то время придавали первостепенное значение.

  Известно, что в марте 1878 года по Кубанскому казачьему войску был отдан приказ «Об увековечении памяти о подвигах воинских чинов, павших героями служебного долга во славу Царя, Отечества и Веры православной», список казаков открывался с 1792 года. Были в приказе и такие запоминающиеся слова: «Сохранение имен этих героев в памяти для нас, кубанцев, составляет священный долг и обязанность

Блиц-опрос.( Слайд 6)

1. Почему именно в церквях и храмах устанавливались памятные доски?

2.С каким настроением люди приходили в церковь?

                                              

                           Слайд 6 .                                                            Слайд 7.

 Страница 3.Почитание икон. ( Слайд7)

    Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользовались постоянно. Отправляясь на ярмарку, пусть даже в соседнюю станицу, казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем Святым; чтобы не было скандала в доме - поможет Гурий, Самой и Явив; чтоб дома все были здоровы - просили целителя Пантелеймона, собираясь на военную службу - обращались к Георгию Победоносцу.(Слайд 8)

                                                         Слайд 8.

  Большим праздником для станичников были дни, когда из далекого известного монастыря привозили чудотворную икону. Ей устраивали пышную встречу. На всем пути от железнодорожного вокзала до центра, где находилась церковь, вдоль дороги с двух сторон выстраивалась чуть ли не вся станица. Мимо проносили икону - люди опускались на колени, кланялись ей до земли, крестились. В церкви, где икону устанавливали для поклонения, не иссякал живой поток казаков.

  Великим уважением окружали в станице тех, кто отправлялся в святые места, - паломников. В церкви торжественно оглашали их фамилии, служили в честь этого события молебен, желали удачи и счастливого пути.

Дорога к святым местам: Киево-Печерской лавре, Новому Афону - была долгой, порой опасной, потому паломники чаще всего присоединялись к купеческим обозам.

То, что паломники приносили по возвращении, было самым ценным, дорогим подарком: нательные крестики, Евангелие, иконы и иконки.

Казачьи семьи радушно принимали паломников из далеких мест: через Кубань в Новороссийск проходил путь в Иерусалим. Их оставляли на ночлег, щедро угощали, жадно слушали рассказы о святых местах.

    Каждая большая казачья семья - а они, как правило, были такими - считала долгом одну из дочерей в возрасте двенадцати-тринадцати лет отправить на целый год к монашкам.

Те жили во всех станицах, чаще всего парами, поблизости от церкви. Казаки их звали сестрицами. Относились к ним почтительно, преклонялись перед их праведной отшельнической жизнью.

Именно «христовым невестам» казаки доверяли судьбу одной из дочерей. Она должна была во время пребывания в их доме учиться смирению, почтению к старшим, тихой любви к Богу. Все это время ей полагалось ходить в церковь, участвовать в церковной службе, крепко запоминать слова, советы, пожелания, как в мирской жизни претворять заповеди Всевышнего.

Девочек, которые прошли такое обучение, в станице называли воспитанницами монашек. Ими гордились родители. Да и как было не радоваться, если в доме отныне жил человек, придирчиво следивший за всем, что касалось глубины веры, правильного служения Богу; а в случае если в семье кто-то умирал, - было кому его отпевать, соблюдая давние традиции предков.

Именно эти девочки и подсказывали выбор иконок - миниатюрных, со спичечный коробок изображений Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, ангелов-хранителей.

Блиц-опрос. (Слайд9)

1. Кого называли воспитанницами монашек?

2. Как в казачьих семьях относились к иконам? К кому из святых обращались особенно часто?

            Слайд 9.        Слайд10.

Страница 4.Школа. Закон Божий.(Слайд10)

Первая официальная казачья школа на Кубани была открыта в 1803 году . А уже к середине XIX века не осталось ни одной кубанской станицы, где не было бы образовательного учреждения.

   Школьный день начинался с молитвы. В коридоре перед иконой выстраивались все классы и хором нараспев, под руководством законоучителя, исполняли молитвы. После этого расходились по классам. В течение дня в помещении класса звучали также обеденные и послеурочные молитвы.(Слайд11)

                                                    Слайд 11.

Закон Божий считался одним из главных предметов. Ему уделялось особое внимание. Помимо того что его преподавали в школе, по средам и субботам к детишкам приходили дьяк или монахини из станичного храма, которые вели специальные уроки, разъясняя Евангелие - его главы, строчки, притчи.

  Букварь в казачьих семьях берегли, обертывали для лучшей сохранности прозрачной лощеной бумагой. И все же при внимательном взгляде на него нельзя было не заметить затертой обложки, белесых уголков: ведь его передавали от старших к младшим, по одной и той же книге попеременно учились все дети.

По сложившейся традиции того времени уроки готовили вслух, что нашло отражение в пословице: «Когда учат - во всю избу кричат».

Букварь Тихомирова, по которому тогда занимались первоклассники, назывался «совместным»: по нему шло одновременное обучение письму и чтению. К букварю прилагались и другие учебники- и, разумеется, Евангелие.

Блиц-опрос.(Слайд12).

1. Какой предмет считался одним из главных?

2. Почему в казачьих семьях хранили буквари?

                                        

                              Слайд12.                                               Слайд13.

Страница 5. Православные праздники. Празднование Рождества.(Слайд 13)

Правосла́вные  пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. На Кубани всегда отмечали православные праздники. Эта традиция дошла и до наших дней. В станицах нашего края сохранилось  немало интересных обрядов, которые передаются от поколения к поколению. В старину говорили: «Рождество светится!»

А помогут  мне познакомить вас с этой страничкой ребята из класса.

1 ученик.Преддверие Рождества - Филипповка, начало поста. Мясного в это время не ели, а вот на рыбу налегали. Соленая - в бочках, вяленая да копченая связками в кладовой уже истекали жиром.

Синеватый дымок перекочевывал с одного подворья на другое, пахло сгоревшей соломой, щетиной, слышались крики кабанов по дворам - привычное дело к Рождеству заколоть одного-двух из них. А уж гусей, уток, индюков - не считали.

 В жилых комнатах тоже кипела своя работа: выносили ковры и коврики на снег, выбивали, чистили их, обметали паутину по углам, вечером купали детей , да и сами не пропускали банных дней.

 Особое внимание в те дни уделяли иконам «Крещение» и «Вертеп». Святой угол, где они находились, полностью обновляли: стирали наброзники (праздничные занавески для икон) протирали иконы, чистили лампаду, меняли в ней масло. Вокруг икон развешивали блескоту: разноцветные мониста, серебряные бусы, игрушки, добавляя    

к ним высохшие стебельки степного кермека, заготовленного с лета, придвигали в тот же угол и елку.

 И разговоры! Их вели о каждой детали икон, о каждом лике, изображенном на них, вспоминали библейские события, поправляя друг друга, открывали Евангелие, лежавшее рядом, чтобы найти в нем ответы и для себя, и для других.

2 ученик. Праздник начинался с вечера. Варили кутью из зерновых-пшеницы и ячменя, добавляли мед, сладости.В настоящее время кутью готовят из риса. Детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали  на покути  - место под образами (иконами)  в святом угле хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец.  Кутью переносили в святой угол и ставили на сено. Кроме кутьи , на покути мог находиться специальный обрядовый хлеб, соль, пригоршня зерна. После праздников сено нельзя было сжигать, его использовали в хозяйстве, а хлеб, пшеницу, соль раздавали дня через три.

  Посередине станичных церквей в те дни выставляли большую икону «Крещение».Вечером накануне Рождества женщины колядовали, а наутро мужчины христославили:

Рождество твое,

Христе Боже наш,

Воссияй мирови свет Разума

В нем бо звездам служащая

И звездою учахуся.

Тебе кланятися, Солнцу правды,

И тебе ведети с высоты Востока

Господи, слава Тебе!

Осыпали янтарной пшеницей святой угол, комнату и самих хозяев.

 В день Рождества (7 января) все от мала до велика шли в церковь. Блескучий снег резал глаза, и приходилось щуриться, под ногами громко хрустела морозная корочка, тулупы - черные да белые - мелькали повсюду, кисти расписных шалей спускались до

земли, торжественный звон колоколов доходил до самой крайней станичной хаты, а около церкви теснилось саней - не сосчитать.

3 ученик.Заканчивалась служба - и начинались праздничные дни-Святки. Не отягченные полевыми работами казаки всласть отдыхали. Одни спешили навестить родственников, другие, усадив детей в сани, катали их по станице, третьи на разукрашенных тройках с колокольчиками под расписной дугой спешили «до кумовьев».

  И во все рождественские дни, как повелось издавна, главным местом отдыха станичников становилась река. Она, как магнитом, притягивала всех к себе. Сюда мчались стайки детворы с санками в руках, чтобы покататься с крутых берегов; дети постарше и взрослые, наточив коньки, тоже спешили сюда. На льду расчищали площадку для игр.

   Самыми зрелищными и захватывающими были кулачные бои. В день их проведения на заснеженной реке собиралась не одна сотня любопытных. Бились улица на улицу, один край станицы против другого. Первыми, как всегда, задирали друг друга мальчишки, за них заступались парни, потом дело доходило до мужчин.

Шли стенка на стенку. Противника старались с силой ударить по плечу, в грудь, в спину - только чтобы свалить его в снег. Если кто падал - лежачего больше не трогали, не били, но сам пострадавший должен был выйти из игры.

  За исходом «боя» на берегу придирчиво наблюдали старики, следя, чтоб все было по правилам и бойцы не подкладывали медных пятаков в перчатку. Не пропускали этого зрелища женщины и девушки.

Блиц-опрос. (Слайд14)

1.  Как готовились к Рождеству? Что значил праздник в жизни земледельца?

2. Какие развлечения были распространены?

             Слайд14   Слайд15.

Страница 6. Пословицы и поговорки. (Слайд15)

Вера казака  в Бога нашли отражения в пословицах и поговорках.(Слайд16)

                                                      Слайд 16.

1.)Биз Бога ни до порога. (Без благословения не делается ничего).

2.) На людску глупость есть Божья мудрость. (В своих делах и поступках следует принимать мудрые, правильные решения)

 3.)Бог не без милости, казак не без счастья.( Бог помогает казаку во всём)

-Объясните смысл этих пословиц.

Подведение итога.

- Ребята, какие вы молодцы! Нарядили нашу ёлочку, ответив на простые и сложные вопросы нашего устного журнала. Сегодня мы соприкоснулись только с некоторыми традициями кубанского народа, узнали, с какой глубокой верой жили казаки .Учась в классе казачьей направленности ,вам предстоит ещё многое узнать. Всего вам доброго!

                                                      Слайд 17.

Литература:

  1. Н.И. Бондарь. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, -2-е изд., испр.-Краснодар: Традиция,2011.
  2. А.В. Маслов. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. 2-е изд. –Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2008.
  3. Российское казачество: история, проблемы возрождения и перспективы развития.Администрация Краснодарского края Кубан.казачье войско,Ку. Гос.ун-т,Краснодар: Традиция,2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."

материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....

Казак без веры - не казак

Внеклассное занятие...

Классный час " Казак без веры -не казак"

Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....

Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»

Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина  Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...

Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности "Казак без веры не казак"

laquo;Казак без веры – не казак»(Сценарий мероприятия в начальной школе)Цель: Познакомить с казачьей верой.Задачи: Образовательная: расширение  кругозора учащихся...