Смекалочка
рабочая программа (3 класс) по теме

Фёдорова Ольга Аркадьевна

пролграмма математического кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_matematicheskogo_kruzhka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  кружка "Смекалочка"

1. Пояснительная записка

   Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися 3 класса. Так как не существует готовой программы для поставленных целей и задач, возникла необходимость разработать авторскую программу по курсу кружка “ Считай, смекай, отгадывай”. По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.

Программа рассчитана на два года обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся первого и второго года обучения – 1 час в неделю.

Оптимальная численность группы – 13 человек.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся.

2. Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

3. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
  • доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

4. Содержание программы

Тематический план кружка «Смекалочка»

с обучающимися 3 а класса на 2009-2010 уч.год

Количество часов – 30 ч.

1 час в неделю

№п\п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

1.

Вводное занятие. Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1 ч.

2.

Старинные системы записи чисел.

1 ч.

3.

Римские цифры. Как читать римские цифры?

2 ч.

4.

Другие иероглифические системы. Упражнения, задания, задачи.

2 ч.

5.

Алфавитные системы.

1 ч.

6.

Из истории цифр.

1 ч.

7.

Первые учебники.

1 ч.

8.

Методы вычислений. Простейшие уравнения с одним неизвестным.

2 ч.

9.

Арифметика в Китае.

1 ч.

10.

Математик- грек Фалес Милетский.

1 ч.

11.

Пифагор и его школа.

1 ч.

12.

Как люди учились считать?

2 ч.

13.

Архимед- самый гениальный учёный Древней Греции.

1 ч.

14.

Индийский счёт.

1 ч.

15.

Аль-Хорезми об индийском счёте.

1 ч.

16.

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание.

2 ч.

17.

Четыре действия арифметики. Абак.

2 ч.

18.

Умножение. Решение олимпиадных задач.

2 ч.

19.

Деление. Решение олимпиадных задач.

2 ч.

20.

Делится или не делится. Признаки делимости.

2 ч.

21.

Интеллектуальный марафон. Итоговое занятие.

1 ч.

5. Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач

6.  Методическое обеспечение

Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:

  1. Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
  2. Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
  3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
  4. Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.

В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.

Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочное мероприятие в 1 классе "Турнир "Смекалочка"

Турнир "Смекалочка" - внеурочное мероприятие для 1 класса, презентация с заданиями и дополнительным материалом....