классный час "Берегите слово в своей душе" 1 класс
классный час (1 класс) по теме

Беляева Наталья Юрьевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_beregite_slovo_v_svoey_dushe.docx525.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

•    познакомить детей с основными нравственными понятиями.
•    раскрыть внутренний смысл слов: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Прощайте».
•    показать необходимость «Святых» слов.

Оборудование:
•     «Сказка перед сном» протоиерея Артемия Владимирова
•    плакаты: «Берегите Слово в своей душе», «Святые слова», «Добрые слова», «Добрые слова», «Разные слова», «Живые слова»
•    плакат- рисунок «Колокольчики».

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, сегодня к нам на праздник пришли гости, давайте все вместе с ними поздороваемся:
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче: - Здравствуй!
Дети: Здравствуйте!
Ученик: А дядя Степа огорчен.
Рассказал он вот о чем:
Встретил Настю, первоклашку,
 Ходит Настя в первый класс,
 Но давно уже от Насти
 Он не слышал слова «здравствуйте»
 А , слово-то какое, очень дорогое!
- Почему дядя Степа говорит, что слово «здравствуйте» очень дорогое слово? (Ответы детей)
II. Основная часть.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами об этих очень знакомых и дорогих нам словах, хотя очень часто некоторые дети просто забывают их.
1 ученик:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут….а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
2 ученик:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
3 ученик:
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
4 ученик:
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
Учитель:
- А чтобы среди нас не было таких школьников, как этот ученик, мы сегодня и поговорим об этих словах. Но сначала посмотрим и послушаем, что расскажет нам батюшка Артемий Владимиров. Слушайте внимательно, так как я буду спрашивать, как вы поняли услышанное. (Просмотр 3-ей сказки «Волшебные слова» видеокассеты «Сказка перед сном». Рассказ протоиерея Артемия Владимирова о внутреннем смысле слов «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте»)
Беседа:
- О каких словах рассказал нам с вами батюшка Артемий? (Ответы детей. Одновременно учитель показывает эти слова, написанные на плакатах.)
- Как называет батюшка эти слова в своей сказке? (Ответы детей) А вот почему они так называются, мы должны хорошо подумать. Поможет нам в этом рассказ В. Осеевой «Волшебные слова».
 (Инсценировка рассказа В. Осеевой «Волшебные слова» (см. приложение).
Беседа:
- Какое слово шепнул на ухо Павлику старичок, сидящий на лавочке?
- Так почему же слово «пожалуйста» можно назвать « волшебным» словом? (Ответы детей хором):
Если попросишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать - «Пожалуйста!»
Учитель:
- Действительно, слово это творит чудеса доброты и любви. А что оно обозначало раньше, какой смысл имело во все времена, когда все люди на Руси были верующими? (Ответы детей)
«Пожалуй, Старче» (Учитель открывает данное словосочетание на доске. Дети читают)
- Кого встречали таким словами на Руси?
- Кого видели в каждом страннике верующие люди? (Ответы детей) Вот по этому с такой любовью они встречали всех усталых путников.
- Как в старину называли «волшебные слова»? (Ответы детей: «Святыми словами»)
Учитель:
- Особое среди них слово «Спасибо». Почему? (Ответы детей)
- Да, слово «Спасибо» включает в себя слово Бог, а где Бог, там и любовь. Поэтому слово «Спасибо» несет с собой любовь к людям. А если вы хотите, чтобы и вас любили, нужно не забывать говорить это слово «Спасибо», «Спаси, Бог»! Если слово произнести с любовью, с благожелательством, оно превращается в маленькую молитву.
Учитель:
- «Святые слова» для нас всегда будут самые дорогие, самые радостные слова. А вот почему про них можно сказать «живые» слова? (Ответы детей)
Учитель:
- Слова эти говорили наши дедушки и бабушки, их дети и внуки, и они всегда помогали им в жизни. Разве можно представить себе хотя бы одну русскую сказку без этих слов?
Итак, отправляемся в сказку.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
В сказку мы скорей пойдем.

(Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»)
Учитель:
 Вы все знаете, какая беда стряслась с братцем Ванюшкой в сказке «Гуси-лебеди», как унесли они его за темные леса к Бабе- Яге. Бросилась Маша догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, видит - стоит печка.

Маша: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
Маша: Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
(Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.)
Маша: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Поешь моего лесного яблочка - скажу.
Маша: У моего батюшки и садовые не едятся…
(Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет речка).
Маша: Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
Маша: У моего батюшки и сливочки не едятся…

Учитель:
- Не помогли Маше ни печка, ни яблонька, ни молочная речка - кисельные берега. Почему? (Привередничала. Всем отказывала в просьбе).
Учитель:
- Кто же помог Маше выручить братца из беды? Почему? (Наконец-то Маша сделала доброе дело).

Учитель:
- Вот бежит Маша, несет братца, ног под собой не чует. Добежала до молочной речки. Видит - летят гуси-лебеди.
Маша: Речка, матушка, спрячь меня!
Речка: Поешь моего простого киселька.
Маша (поела): Спасибо, Речка-матушка!
Учитель:
Речка укрыла её. Гуси-лебеди пролетели мимо. Маша с братцем побежала дальше. Стоит яблоня.
Маша: Яблоня, матушка, спрячь меня!
Яблоня: Поешь моего лесного яблочка.
Маша (поела): Спасибо, Яблоня-матушка!
Учитель:
Яблоня укрыла её. Гуси-лебеди пролетели мимо. Побежала Маша дальше. Видит стоит печка.
Маша: Печка, матушка, спрячь меня!
Печка: Поешь моего ржаного пирожка.
Маша (поела): Спасибо, Печка-матушка!
Учитель:
- Гуси-лебеди полетали - полетали, покричали - покричали и ни с чем улетели к Бабе- Яге. Девочка сказала печи «спасибо» и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли. Повинилась Машенька перед батюшкой с матушкой.

Учитель:
Какое же слово сказала Машенька своим родителям? (Простите). Возблагодарили батюшка с матушкой Бога за то, что детушки их живы и здоровы, вернулись, а доченьку свою простили. С тех пор Машенька очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.
- Какие святые слова помогли девочке?
- Вот так закончилась эта сказка.

А вы сейчас посмотрите на ваших партах лежат 4 полоски, на них спрятались 2 пословицы, составьте их, и подумайте, какая из них особенно подойдет к сказке «Гуси-лебеди»?
(«Доброе слово душу лечит», «Умел ошибиться, умей исправиться»). (Ответы детей)
- А когда мы ошибаемся, какое слово мы говорим? (Ответы детей)
- В каком святом слове спряталось слово «простите»? (Дети «В слове «Простите»)
- Не надо бояться говорить это слово, ведь когда мы просим прощения, мы становимся чище душой.
III. Подведение итога занятия.
Учитель:
- Так почему же слова «Здравствуйте», «Прощайте», «Спасибо», «Пожалуйста» - святые слова? (Ответы детей)
(Учитель показывает рисунок, где изображены колокольчики и мальчик с колокольчиком в руке. Читает слова из рассказа Б. Ганаго «А тебе снятся колокольчики?»).

«В поле море цветов тянутся к нам, приветствуют. Колокольчики, кивая головками, словно звенят.
 О чем? Они радуются жизни и звенят, чтобы пробудить наши души».
То есть наполнить наши сердца любовью. Ведь очень часто мы с вами капризничаем, раним улыбки близких, огорчаем, обижаем, не слушаем их.
 «Когда-то дети перед сном подходили к родителям и шептали:
 - Прости, мамочка…
 - Прости, папочка…
 А потом сладко засыпали.
 И им снились колокольчики. Море цветов».

Мир в доме, если будет жить в нем Святое слово. Ведь не зря говорят: «Святое слово мир спасет».

Приложение

Инсценировка рассказа В.Осеевой «Волшебные слова»
Павлик: Подвиньтесь
Старик: C тобой что-то случилось?
Павлик: Ну и ладно, а вам-то что.
Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился c кем-то.
Павлик: Еще бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дому.
Старик: Убежишь?
Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает, a y самой сколько!
Старик: Не дает? Ну, из-за этого убегать из дому не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой... (засопел от обиды)
Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, a меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, сам в лодку залезу».
Старик: Что же, не берет тебя брат?
Павлик: A почему вы всё спрашиваете?
Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Помни, Тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик: А какое слово?
Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Но не забудь, как надо его говорить.
Павлик: Я попробую. Я сейчас же попробую (бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все краски).
Павлик: Лена, дай мне одну краску… пожалуйста.
Лена (снимая руку c красок): Какую тебе?
Павлик: Мне зелёную, пожалуйста.
(Павлик подержал краску и отдал её сестре. Идет к бабушке)
Павлик: Бабушка, дай мне кусочек пирожка ... пожалуйста.
Бабушка: Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой.
(Дает самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости)
Обед. Вся семья за столом.
Павлик (кладет руку брату на плечо и говорит): Возьми меня, пожалуйста.
Лена: Возьми, что тебе стоит.
Павлик: Пожалуйста.
Бабушка: Ну, отчего же не взять? Конечно, возьми.
Брат: Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
Павлик (выскочил из-за стола и побежал на улицу): Помогло! Опять помогло!
Но в сквере старика уже не было.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Своей семье я говорю спасибо"

2008 год - был объявлен в России годом семьи. На классном часе речь пойдет о семье....

Классный час Поделись улыбкою своей. 3 класс.

Цель урока: сформировать в сознании детей понятие " улыбка"....

Классный час «У каждого своя Родина», 2 класс

Актуальность темы классного часа заключается в том, что изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу...

Конспект классного часа. Тема: "Научи свое сердце добру" (3 класс)

Тема: Научите свое сердце добру Цели: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.Оборудование: презентация, раздаточный материал, канцелярияПод...

Конспект классного часа "Не зарывай свои таланты" (2 класс)

Тема: «Не зарывай свои таланты!»Цель: формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию своих способностей и талантовОборудование: учебная презентация, видео, раздаточный мате...

Конспект классного часа "На страже Родины своей!" (3 класс)

Цель: формирование представления обучающихся о празднике «День защитника Отечества» посредством игры.Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал, призы....

Конспект классного часа «Не зарывай свои таланты!» (2 класс)

Цель: формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию своих способностей и талантов Оборудование: учебная презентация, видео, раздаточный материал, салфетки, сладкий приз...