Возможности музейной педагогики в развитии эмоционального опыта старших дошкольников.
статья по теме

В последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и начальной школы выступает забота об эмоциональном благополучии детей данной возрастной группы. По мере развития у дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь дошкольников, которые в отличие взрослых не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления. Неслучайно поэтому в последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и начальной школы выступает забота об эмоциональном благополучии детей данной возрастной группы. По мере развития у дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, однако сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, если в этом направлении не ведется специально организованная работа.

Проблемы развития эмоциональной сферы нашли свое отражение в психолого-педагогических исследованиях: Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, К. Изарда, А.Д. Кошелевой, В.С. Мухиной, Р.С. Немова. Ученые отмечают, что после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.

Возможности музейной педагогики в развитии эмоционального опыта дошкольников и младших школьников нашли отражение в исследованиях А.Н. Морозовой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой, Н.Д. Рева, Л.В. Пантелеевой, Б.А. Столярова и др.

Проблемам приобщения детей периода детства к художественной культуре Урала средствами музеев посвящены публикации Г.С. Голошумовой, Л.Н. Козловой, З.М. Ковалевской, И.Я. Мурзиной, М.П. Никулиной, Л.Ф. Русакова, А.И. Фишелевой, С.К. Швецовой и др.

Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность данной возрастной группы. На важность эмоций в развитии ребенка дошкольного возраста указывал академик А.В. Запорожец. Ученый рассматривал эмоции как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какую деятельность выбрать). А.В. Запорожец считал, что первоначально эмоции у ребенка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально-насыщенных образов.

В.Д. Шадриков сделал вывод, что эмоции - это переживание личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением ее потребностей.

В трудах А.Д. Кошелевой говорится о том, что эмоциональная сфера - это особый механизм, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Будучи тесно связанной, с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоциональная сфера выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - это виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции - переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей [4, 13].

Эмоция как процесс - это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире пишет Б.И. Додонов, а В.П. Ильин считает, что эмоции - один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии.

Р.С. Немов называет эмоциями специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы.

Очевидно, что большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее, все они сходятся во мнении, что эмоции - это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств.

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, по мнению ведущих психологов, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда. Автор, в качестве первичных выделяет десять фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования: интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Большим потенциалом в развитии как фундаментальных, так и производных эмоций старших дошкольников обладают коллекции художественных музеев г. Екатеринбурга. Полноценное эмоциональное развитие современного ребенка в период детства невозможно вне музейного пространства. В дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы детей. В этот период ведущей является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций, образным, конкретным мышлением. В детские годы формируются и сохраняются всю жизнь фундаментальные установки, во много влияющие на дальнейшую жизнь человека. Закрепляясь в детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения. Как отмечает исследователь В.И. Гарбузов в работе «Практическая психотерапия, или как вернуть уверенность ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье»: «Если ребенок до пяти лет беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятия себя и своих проблем, других людей и действительность Его личность многогранна, гармонична, его мышление творческое, а рассудок согрет и обогащен разумом сердца» [1, с. 273]. Важнейшей задачей развития эмоционального опыта старших дошкольников является формирование радостного, эмоционально-положительного отношения к жизни. Неоценимую пользу в этом отношении может оказать декоративно-прикладное искусство Урала, в частности камнерезное и ювелирное искусство и нижнетагильская роспись по металлу. Расписные подносы уральских мастеров отличаются ярким, мажорным, праздничным цветовым решением. Роскошные уральские «розаны», ветки сирени, цветы герани, оранжево-желтые ягоды рябины, жанровые сюжеты, созданные фантазией современных художников вызывают у дошкольников позитивное отношение к окружающему миру, учат видеть и реагировать на красоту живой природы. Знакомство дошкольников с минералами Уральского региона, их богатой цветовой палитрой (один только зеленый цвет можно встретить в разных оттенках - малахит, змеевик, техническая яшма, хризопраз, изумруд, нефрит) влияет на цветовосприятие, что в свою, очередь обогащает эмоциональной опыт. Изделия, выполненные уральскими камнерезами и ювелирами на высоком профессиональном уровне способствую формированию и развитию эстетического вкуса, а эмоциональный отклик на красоту ведет к воспитанию эстетических чувств.

Старший дошкольный возраст - это период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Неслучайно современная дошкольная педагогика уделяет большое внимание воспитанию эмпатии. Действия педагогов и психологов направлены на то, чтобы помочь детям адаптироваться к окружающему миру, быть эмоционально отзывчивым, способным к сопереживанию, готовым проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Особенно наполнены силой и богатством оттенков эмоции, которые рождаются от общения со сверстниками, взрослыми, искусством, природой. Общение с искусством рождает в ребенке сочувствие, отзывчивость, переживание за другого человека или живое существо. Так рассматривая с детьми изделия из чугуна в зале каслинского литья Областного музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга дети постигают школу доброты. Например, рассматривая экспонаты, выполненные по моделям П.К. Клодта можно увидеть самые разные моменты из жизни одного из красивейших животных - это лошадь с жеребенком, конь, сбрасывающий попону, умирающая лошадь, пасущееся животное, конь, берущий препятствие и др. Это динамичные, эмоциональные сцены охоты борьбы между кабаном и собаками, хищниками и их слабыми жертвами, смелыми охотниками и диким медведем. Работы каслинских мастеров позволяют, наряду с реальными образами соприкоснуться с миром фантазии и сказки. Так сюжет Каслинского павильона - птицы Сирин и Алконост, выполненный Марией Дюллон по картине В. Васнецова «Сирин и Алконост», позволяет дошкольникам сравнить два образа - Птицу Радости и Птицу Печали. Используя вопросо-ответный прием рассказа можно предложить ребятам ответить на ряд вопросов: Можно догадаться какая из птиц веселая, а как грустная? Как мастер показал разные характеры? Желательно обратить внимание детей на мимику, положение крыльев (улыбка на лице Птицы Радости, раскрытая поза крыльев и слезинка на лице Птицы Печали, закрытая поза крыльев). Уместно рассматривая данный элемент павильона обратиться к опыту детей и спросить: Когда им весело, то, как по выражению лица, позе можно догадаться об этом? Приходилось ли им встречать грустного человека, а может быть, они когда-то сами были чем-то расстроены, то, как они себя вели? Можно предложить детям пофантазировать, чем опечалена Птица Печали, отчего так весела птица Радости? Как отмечает Н.Г. Куприна в работе «Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста»: «Формирование положительного и гармоничного отношения к жизни, доброжелательности к окружающим людям не исключает и даже предполагает воспитание адекватных эмоциональных откликов на негативные события. Необходимо учить детей не только радоваться, но и печалится, выражать сове негодование, возмущение в соответствующих ситуация» [3, с. 43]. Воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства развивает способность откликаться на добрые чувства, побуждает к сопереживанию и в реальной жизни.

Как отмечает С.Д. Давыдова в работе «Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики»: «...необходимо постоянно предоставлять детям возможность выражать свои мнения о воспринятом, самостоятельно открывать смысл художественных произведений. Следует задержаться на первоначальных, но идущих от самого произведения впечатлениях. Самостоятельные оценки способствуют развитию творческой индивидуальности ребенка, так как в них проявляются его собственные мысли, чувства, образы, фантазии.

Стимулировать оценочную активность, эмоциональную отзывчивость и творчество можно вопросами и заданиями следующего характера:

  • Что в этом произведении искусства привлекло вас, показалось удивительным, необычным, волнующим? Расскажите о своих впечатлениях.
  • Какова гамма чувств, выраженных автором этого произведения? Какие средства выразительности кажутся главными?
  • Что можно сказать по этому произведению об отношении автора к миру и человеку?
  • Прислушайтесь к себе. Остался ли какой-нибудь след от встречи с эти произведением искусства, или оно не вызвало никаких эмоций? [2, с. 53]».

Используя потенциал художественных музеев в развитии эмоционального опыта старших дошкольников важно не забывать о том, что яркие всплески эмоций и переживаний желательно чередовать с моментами успокоения и расслабления. Поэтому в экскурсии со старшими дошкольниками желательно тщательно продумывать визуальный ряд.

Важным моментом для педагога после посещения музея с дошкольниками получить обратную связь. Можно предложить ребятам нарисовать свои впечатления от увиденного, предварив работу следующими вопросами: Что запомнилось, понравилось, хотелось еще раз посмотреть? Можно предложить детям с помощью разных красок передать свое эмоциональное состояние после общения с искусством.

Хорошим подспорьем для педагогов и сотрудников музеев, занимающихся проблемами эмоционального развития старших дошкольников может быть книга «Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей», составленная Т.А. Барышевой и В.А. Шекаловым [4], в которой есть материалы, посвященные диагностики эмоциональной сферы детей.

Литература

  1. Гарбузов В.И. «Практическая психотерапия, или как вернуть уверенность ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье». - СПб, 1994.
  2. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников. - Екатеринбург, 2003.
  3. Куприна Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста. - Екатеринбург, 2003.
  4. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей». - Ростов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности музейной педагогики в развитии способностей детей

      Музейная педагогика - отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, основной целью которой...

Развитие адаптации у старших дошкольников с ОНР к обучению в школе средствами адаптивной физической культуры

Цель работы – разработать методику, провести апробацию и показать результативность методики по оптимизации психического состояния детей старшего дошкольного возраста средствами АФК. Вашему вниманию пр...

Возможности музейной педагогики

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство.Особая роль в этом принадлежит музею...

Проект на тему: Использование интерактивных игр для развития речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушением речи.

Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу дол­жны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быт...

Квест-технология как средство развития произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2019 года....

Динамика развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Почему ребёнок никак не может проявить эмпатию к другому? Он кусал её и других родственников, а когда они ярко демонстрировали, как им больно и грустно («плакали»), он смеялся.«...