классный час на тему "Медаль за..." в 4 классе \ воспитание чуткости, милосердия, уважения к людям старшего поколения.
классный час (4 класс) по теме

Лапшина Ирина Борисовна

Классный час "Медаль за ..." проводится в 4 классе в месячник, посвященный "Дню защитника Отечества к 23 февраля.

Цели:  развитие представлений  учащихся  об общечеловеческих качествах: добре и зле, чуткости, бескорыстности, мужества, стойкости, воспитание патриотических чувств; формирование   стремления совершать добрые дела;  развитие самооценки.

В ходе беседы идет обсуждение рассказа  С. Баруздина "Кортик", Шефы- старшеклассники знакомят учеников 4 класса со школьным музеем "Я - помню! Я-горжусь!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Медальза ..."31.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час «Урок Сердечности и Доброты» в 4  «Б» классе.

                                                Учитель Лапшина И.Б.

Цели:  развитие представлений  учащихся  об общечеловеческих качествах: добре и зле, чуткости, бескорыстности, мужества, стойкости, воспитание патриотических чувств; формирование   стремления совершать добрые дела;  развитие самооценки.

Оборудование:  записана тема «Медаль за Находчивость…». На доске - пословицы «Доброе слово, что дождь в засуху», «Человек живет век, а доброе  дело – два», «Спешите делать добро». Плакат с изображением «Медали», презентация «Экскурсия в школьный музей», заготовки из бумаги  для изготовления поделок.

                                                     Ход классного часа.

1.Учитель:  Сегодня у нас много гостей: это наши шефы, ребятами из 6 «А» класса, и старшеклассники из 8 «Б» класса, учителя.  Мы  с вами за 4 года на уроках «Сердечности и Доброты» много читали рассказов,  беседовали на темы: - «Каким должен быть  настоящий человек? - Какими  общечеловеческими  качествах он должен обладать?» Учились понимать, «… что такое хорошо, а что такое  плохо?». Говорили о Дружбе, Доброте, Вежливости. Такие уроки мы с вами проводим 1-2 раза в четверть. А когда вы были поменьше, то на много чаще.  Итак:  - Прочитайте тему классного  часа.

Дети:  - « Медаль за Находчивость….».

Учитель: А что такое находчивость? Когда награждают  медалью «За находчивость»?

Дети:  Ответы детей. ( Когда находят выход из опасных, нетипичных ситуаций).

Учитель:  В словаре В.И. Даля, который жил 200 лет назад записано: «... образовано  от прилагательного  «находчивый»  – 1) счастливый на находки, 2) умеющий найтись во всяком положении, 3)  не теряющий присутствия  духа….». Какое значение ближе к современному толкованию? ( 2.3.)

Учитель:  А как вы думаете, за что, за какие поступки можно давать медали, ордена в наше время?

Ответы детей.  (За мужество, стойкость, смелость, отвагу, за спасение людей на пожаре, за спасение утопающих,  кто предотвратил беду, за победу…)

Учитель: - Помните, ребята, в 1 классе я вам тоже выдавала медали, изготовленные своими руками.  За что?

Ответы детей. (За старательность, прилежность, внимательность, красивое письмо, аккуратность, хорошее поведение  и т.д.)

Учитель: Это  все учебные умения, личностные качества.   В 1 классе необходимо было вас поддержать, похвалить, дать качественную оценку вашему труду. Поэтому вы и получали эти медали.

Учитель: - А как вы думаете,  за какие общечеловеческие качества можно награждать людей?

Ответы детей: за честность, трудолюбие, заботу, помощь, доброту….

Например, «За улыбку!» Передача «Радионяня»

11.     Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Доброте, добрых делах и поступках. - А что такое «Добро» ?

(Ответы детей). Все самое хорошее: тепло, свет маминых глаз, солнце, веселье, помощь,  забота, участие, хорошие поступки.

Прочитайте пословицы на доске и объясните их смысл?

Ответы детей:

 Учитель: - Назовите  антоним  слова «добро» -… (зло)

- Что такое зло?

Ответы детей.  (Война, раздоры, ругань, скверные поступки, драка, болезни, смерть…)

-Какого человека можно назвать добрым? Любит людей, готов в любую минуту прийти на помощь, заботится о младших, уважает старших, бережет природу…

-А давайте вспомним, какие Добрые дела мы с вами сделали и для кого?

Ответы детей. Приготовили и провели праздник для пожилых людей, участвовали в концерте для больных и работников больницы, показывали сказку для д\с №50, делали кормушки для птиц, новогодние ели и игрушки, собирали подарки для детей инвалидов, рисовали рисунки, встречались с войном-афганцем, дарили подарки ветеранам войны, ухаживаем за цветами а рекреации,  и еще много - много совершили добрых дел.

111.  Учитель: Сегодня наши шефы приготовили вам новый рассказ, новую ситуацию для обсуждения. - Давайте послушаем рассказ С. Баруздина  «Морской кортик» в исполнении ребят из 6»А» класса: Ксении, Насти, Гриши, Данилы. 

                                                  Чтение рассказа.

                                        МОРСКОЙ КОРТИК

   Настя:  Светлана давно  мечтала одна дома остаться. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алешкой, чтобы никто не мешал — ни папа, ни мама, ни бабушка. Наконец выдался такой вечер. Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр. Светлана осталась дома главной хозяйкой. Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть.

   -Уж скорее бы ты, Алешка, подрастал! — говорит Светлана, повторяя мамины слова. — Отдадим тебя в детский сад. Знаешь, как там хорошо!

-У-у-у! — отвечает  Алешка, словно соглашаясь: «Подрасту, мол! Пойду!»

   Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, Света уложила братишку в кровать. Покачала она кровать, покачала — уснул Алешка. Потом Светлана разобрала свою постель и стала читать.  Сегодня хоть до ночи читать можно — никто  не  заругает.

   Время идет быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого. Пора ложиться. А то мама и папа сейчас вернутся. Она обошла еще раз квартиру, посмотрела, все ли убрано, заглянула в кухню и тут вспомнила: «А ведро с мусором? Совсем забыла. Надо вынести!»  Светлана подошла к Алешке — спит. «Я сейчас! Быстро!» Взяла ведро и побежала во двор.

    А во дворе сегодня темным-темно. Небо покрыто тучами, не видно ни луны, ни звезд. Только лампочки у подъездов дома еле-еле светятся. Светлана идет вдоль садика.  Сейчас за угол дома свернуть — и все: там под навесом стоят ящики для мусора.

 Гриша:   Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на тротуаре лежит человек. От страха Светлана остановилась. Ноги у нее задрожали, по спине побежал неприятный холодок. Светлана посмотрела по сторонам, хотела позвать кого-нибудь, но вокруг — никого. А человек лежит ничком и не двигается. На нем морская форма. Морская фуражка отлетела в сторону. А рядом лежит чемодан и темная шинель. - Дядя! Дядя! Что с вами? — Светлана нагнулась над моряком. Моряк не ответил, только чуть слышно простонал. Значит, жив человек.  «Помогите! Человек здесь!» — пробовала крикнуть Светлана, но от волнения у нее горло перехватило,   И вдруг она сообразила:    —        Подождите, я сейчас... Только не умирайте!   Человек ничего не ответил, а Светлана, бросив ведро, помчалась домой.

Гриша: - Как вы  думаете,  зачем  девочка помчалась домой?  Её действия?    Ответы детей.                       (Продолжение чтения).

 Ксюша:   Забыв про все на свете, даже про Алешку, она влетела в квартиру, схватила телефонную трубку и набрала номер. —        «Скорая помощь», «Скорая помощь»! — кричала она, пока
не услышала: «Скорая помощь» слушает...»

Только после того, как она назвала адрес, и спокойный голос ей сказал: «Машина выезжает», Светлана вспомнила про Алешку. К счастью, он спал.  

 —Смотри не просыпайся! — прошептала Света — и опять побежала во двор.    Человек все так же лежал на земле. Светлана нагнулась, послушала — дышит человек. Значит, жив.- Потерпите, потерпите... —прошептала Света. - Сейчас все будет хорошо! Только не умирайте!

    «Почему так долго нет машины? Сколько прошло минут? Пять, наверное, а может, больше? Только бы скорей!» Прошло еще несколько минут, и, наконец, Светлана услышала звук сирены.  «Ну вот! Это она...»

     Два ярких луча света врезались в темноту двора, за ними в ворота въехала машина.

— Сюда! Скорей!

     Светлана бросилась навстречу машине и стала показывать дорогу. Обогнув вокруг садика, машина остановилась. Из нее вышел врач в халате с маленьким ящичком в руке. Он нагнулся над моряком.  - Носилки! Скорей! — приказал он, вставая.  Санитар и шофер положили моряка на носилки и поставили их в машину.

        —Вещи вот, не забудьте,— сказала Светлана, передавая санитару шинель и фуражку.  — Там чемодан еще... Тяжелый...  Санитар подхватил чемодан.

—Он не умрет? — спросила Светлана у доктора.

—Постараемся... Спасибо тебе,— сказал доктор уже из машины.— Поехали!

  Дима:  На следующий день Светлана встретила во дворе Архипова. Света поздоровалась.

—Здравствуй,— ответил ей Андрей Андреевич.

    Светлана заметила, что Андрей Андреевич сегодня почему-то грустный и неразговорчивый.

     -Вы плохо чувствуете себя? — спросила она,

-Нет, я-то ничего,— ответил Андрей Андреевич.— А вот с сыном у меня беда. Приехал вчера в отпуск и не дошел до дому — попал в госпиталь. С сердцем сделалось плохо,

— С сыном? А что с ним?— спросила Светлана.

— Сегодня уже ничего. Стало лучше. Я только что оттуда. А вчера так было, что и не спрашивай! Врач сказал, что если бы на пять минут позже привезли его в госпиталь, то не видеть бы мне сына... И ведь знаешь, кто его спас?  Девчурка какая-то, совсем маленькая. Она его первая заметила и не растерялась, вызвала «Скорую помощь». Как бы только узнать, кто она? Ведь, наверное, она из нашего дома. Сын сказал: «Разыщи её во что бы то ни стало и передай вот это».  Андрей Андреевич развернул газету, В ней лежал кортик.  Настоящий морской кортик!

 Ксюша:  —Этот кортик сын получил в начале войны, в подарок от
адмирала. Видишь надпись: «За находчивость». А теперь просил
передать его в подарок девочке, которая ему спасла жизнь.
Кстати, ты ничего не слышала, кто эта девочка?— спросил
Архипов.  

Ксюша: А как вы думаете, что случилось дальше? Призналась ли девочка, что это она спасла  боевого офицера?  Ответы детей.

 Настя:  Светлана растерялась.—Нет,—сказала она сначала, а потом добавила: «— Я ничего не сделала... Просто «Скорую помощь» вызвала.

    Теперь перед Светланиной кроватью висит боевой кортик. Он принадлежал морскому офицеру Ивану Андреевичу Архипову, а теперь принадлежит Светлане. И если вы возьмете этот кортик в руки, то прочтете на нем надпись: «За находчивость».

Настя: 1. Понравился вам рассказ? Чем? Какой момент был кульминацией (наивысшим напряжением)? Ответы детей.

Гриша: 2. Только ли  за   находчивость  получила   кортик  Светлана?  Ответы детей.

Дима: 3. Почему Светлана сказала, что ничего такого  не сделала?  Ответы детей.

1Y.  Учитель: На нашей доске  висит макет медали. На макете не хватает  лучиков с названиями, за что можно еще дать медаль? У вас на столе заготовки- лучики  для каждой «звездочки». Надпишите то качество, за что бы вы дали медаль Свете, но не повторяйтесь.  А шефы вам в этом помогут.

(Дети пишут надписи на лучиках, учитель приклеивает  их на макете).                 (За  заботу, милосердие, доброту, честность, скромность)

У.  Учитель: - Ребята!  А в какое время давали больше всего медалей и орденов?

Ответы детей. В военное время. За боевые действия.

 Учитель: - Откуда мы можем узнать о тех далеких, суровых годах, о людях, воевавших за нашу свободу, ковавших победу и на фронте и в тылу? Ответы детей.

- К нам пришли ребята из 8 «Б» класса. Мы их знаем по  школьным делам: по дежурству по различным мероприятиям, по игре «Зарничка, да и просто так они приходят к нам в класс  -  это тоже мои выпускники. Моя гордость.
     А  2 сентября они открывали «Автогородок и велосипедную стоянку при школе, проводили занятия с малышами по правилам дорожного движения.  Сегодня они нам расскажут и покажут о своих ветеранах, о том материале, который собрали ученики и учителя  нашей школы для музея «Я помню, я - горжусь!»

Презентация и рассказ учащихся 8 класса.  - Мы надеемся, что в 5 классе заботу о наших ветеранах передадим вам,  и вы продолжите над ними шефство. Это  достаточно пожилые люди, которым необходимо внимание и помощь.

У1.  Учитель: Спасибо, ребята!  Февраль месяц в нашей школе традиционно посвящен Защитникам Отечества.   Я думаю, что  к ветеранам без подарка идти никак нельзя. Поэтому по группам мы изготовим подарки, которые подарим при встрече. Старшие ребята вам помогут.

(Дети вместе с шефами 6 и 8 классов  изготовляют поделки. На столах – заготовки из бумаги)

У11. Учитель: Наш урок «Доброты и Сердечности» подходит к концу. Подведем итоги.

-  Какие чувства переполняли вас?       - Что вам понравилось?

- Что из урока вы почерпнули умного и важного?    - Какое доброе дело мы сделали?

- Кого мы должны поблагодарить за урок?

       Сумей преодолеть преграды,  

        И боль,                                      

        И призрачный успех.

        Живи,  не требуя награды,

        За  свой поступок ради всех.

        Еще печалью мир простужен,

         Исподтишка разит беда.

        Ты должен быть кому-то нужен                                              

         Всегда – как хлеб или вода.  

         Быть добрым надо по привычке,

         Жить в благородстве и тиши.

         Жить мирной жизнью, как обычно,

         Стремясь к гармонии души.