классные часы для 3 класса
классный час (3 класс) по теме

Балданова Цырендулма Батоцыреновна

Здесь собраны классные часы для 3 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

да здравствует вежливость!

Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ход классного часа

1. Чтение и анализ стихотворений по теме.

Учитель читает.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

А. Барто

– Каких слов не знает этот мальчик?

– Как ему помочь?

На п л а к а т е нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.

Читает ученик.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Устýпите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предлóжите

Без просьбы – то есть сами...

И ежели вы вежливы, –

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником.

Пред сильным не робея.

С. Я. Маршак

– Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?

– Какие «вежливые» слова знаете?

Читает ученик.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь – повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Повторить с утра.

2. Анализ ситуаций.

– Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:

1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

– Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.

2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

– Какую ошибку допустил Максим?

3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову, – ответила Рита, – я ему просто кричу: «Эй, ты!»

– Права ли Рита?

– Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

3. Инсценировка и анализ стихотворения.

Вежлив ли Витя?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

– Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

– Извините, – шепчет Витя, –

Я к уроку не готов!

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.

– Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

– Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

– С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?

– Что говорите перед сном родным?

– Почему мы говорим именно эти слова?

Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

– Каким тоном надо произносить приветствие?

– Когда говорим слова «простите», «извините»?

– Познакомимся с интересным явлением – интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.

4. Инсценировки.

Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.

Старушка.  Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.

Автор.  Заметила старушка, сидевшая напротив.

Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.

Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?

Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».

***

Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.

У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливой просьбы ребенка.

Читает ученик.

Настанет, друзья,

Счастливое время,

Настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

***

Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?

Автор. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность – в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.

Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.) здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Автор. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Змея. Входите, пожалуйста.

Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.

Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!

Автор. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

5. Заключительная часть.

– Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)

– Напомним друг другу о  п р а в и л а х ведения беседы:

 Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.

 Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.

 Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.

 Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Дидактический материал

1. А. Барто. Медвежонок-невежа.

2. М. Бартенев. Самый вежливый.

3. В. Осеева. Волшебное слово.



Предварительный просмотр:

Поведение дома
(Ситуативные задачи, тест)

Цели: воспитание навыков и привычек культурного поведения дома; уважения к старшим; формирование привычки внимательного, доброго отношения к людям.

Ход классного часа

I. Введение в тему.

Учитель. Наш разговор мы начнем с обсуждения двух ситуаций.

Первая ситуация.

“Два брата, грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.

Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.

– Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас мультики по телевизору показывать будут!

– Ужинать? Хлеба-то не купили… Миша, сбегай-ка в булочную!

– Миша, Миша… Всегда Миша… Пусть Генка идет!

– Хитренький! Сегодня твоя очередь!

– А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?

– Ты тоже вчера не мыл!

Хлопнула дверь… Когда мама вернулась с хлебом, братья еще вспоминали, кто чего не сделал. На экране уже заканчивались мультики.

Мать подала картошку отварную.

– Лучше бы пюре, – капризно протянул младший.

– Или жареную. С колбасой!..

Быстро поев, братья бросились к креслу перед телевизором. И началась битва за кресло.

В комнату вошла мама и, не разбираясь, кто прав, кто виноват, выключила телевизор.

– Ма, ты чего, ма? Включи! – дружно закричали братья.

Но мама усталым движением поднесла к вискам руки и заплакала”.

Вторая ситуация.

“Два брата, грязные и раскрасневшиеся, прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытье рук, ушей и шеи, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.

Мама явно задержалась.

– Картошки, что ли, сварить? – подумал вслух Миша.

– Ага! Пюре с молоком, – загорелся Генка.

– Чего уж там пюре? Заказывай соломку фри.

– Эх ты! Витамины где? В кожуре. А потому варим картофель в мундирах.

– Или в шинелях, – сострил Гена.

Мама пришла в семь. Услышав щелчок замка, ребята выскочили в коридор, и Миша скомандовал:

– Взвод! Равняйсь! Смирно!

Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.

– Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметен, картошка сварена, двоек нет. Личный состав готовится к просмотру телепередач.

Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И когда начался по телевизору фильм, усадили маму в кресло, а сами устроились на полу”.

– Вы прослушали два варианта одного и того же вечера с одними и теми же людьми. Какой вариант вам нравится больше? (Ответы учащихся.)

А какой вариант чаще всего бывает у вас дома? (Ответы учащихся.)

Да, конечно, в каждой семье бывают чудесные дни, наполненные или серьезными делами или веселым отдыхом, интересными разговорами, добрыми отношениями. Но случаются и дни, когда все идет вкривь и вкось: взрослые недовольны детьми, дети ссорятся друг с другом.

А каких дней в вашей семье больше? Об этом узнает каждый из вас, протестировав себя по предложенным вопросам. Если вы даете положительный ответ, то ставите знак “+”, а если отрицательный – то “–”.

II. Проведение теста “Узнай о себе больше”.

1. Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через соседку)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом, заготовкой дров и т. д.), а тебя отправляют на улицу или в кино, “чтобы не крутился под ногами”?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?

5. Свои нужды (купить телефон, коньки, новый костюм) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что помимо родительского поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу “от себя”, по своей инициативе (например, не просто протер пол в прихожей, а еще и привел в порядок всю обувь)?

7. Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (Или же ты веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их остаться, или требуешь взять тебя с собой, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

III. Подведение итогов.

Учитель. Всего десять вопросов, но по ответам на них можно узнать многое о тебе, о твоем отношении к своим родителям, родственникам, сделать определенные выводы о том, что тебе нужно изменить в своем поведении.

Итак, если у тебя на полях стоят такие отметки: “+ – – + + + + – – –”, то родители могут гордиться: “У них растет хороший сын (прекрасная дочь)”. Если же картина получилась совсем противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком. Если есть некоторые несовпадения, то тут тебе просто нужно подумать, какие правила поведения ты еще не освоил. Кто-то может пообещать себе: “Не буду спорить с мамой”. Другой решит: “Обязательно по воскресеньям буду навещать бабушку с дедушкой”. И если решение будет принято – выполняйте его неукоснительно.



Предварительный просмотр:

На чём основано взаимопонимание

Цели: развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания.

Оборудование: плакаты с высказываниями «Счастье – это когда тебя понимают», «Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?».

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Слово учителя. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обделили.

– что же нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?

Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни творческого содружества, ни простого нормального общения. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.

З а д а н и е учащимся «Словесный портрет»: учитель даёт словесный портрет одного ученика из класса и предлагает ребятам отгадать, кто это. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

П р и м е ч а н и е. В характеристике надо отразить физические данные, внешность, манеры поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, привычки.

Слово учителя. Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

З а д а н и е учащимся «О чем говорят глаза»: посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.

2. Игры-ситуации.

Учитель. В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.

Игра 1. Двум ученикам предлагаются роли учителя и ученика. Необходимо проиграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины.

Игра 2. Два ученика должны проиграть сцену разговора учителя и родителя одного из нерадивых учеников.

Одну и ту же сценку проигрывают несколько раз разные ученики, затем идет обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия партнеров по общению.

3. Вывод.

Слово учителя. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.



Предварительный просмотр:

Зависть

Цель: воспитывать у учащихся положительные качества характера.

Ход классного часа

1. Инсценировка и анализ рассказа.

Учитель читает рассказ или дети, заранее подготовленные, показывают инсценировку рассказа.

Спросила Молния у Солнца:

– Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

– Они любят тепло и ласку, – отвечало Солнце.

– От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!

– Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

В о п р о с ы  для анализа рассказа:

– Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

– Какова основная мысль рассказа?

– Как вы понимаете значение слова «зависть»? (Ответы детей.)

2. Знакомство с понятием «зависть».

Учитель. В словаре С. И. Ожегова читаем: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали. (Ответы детей.)

Завидуют все без исключения, но многие не понимают этого, ибо не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, – значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

Вспомним сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

– Чему учит нас А. С. Пушкин?

Зависть ведет нас к «разбитому корыту».

Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:

Но исходим мы слезами –

Никнут крылья от тоски.

Это зависть. Это зависть.

Рвется сердце на куски…

Объект зависти – человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» – завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный – сытому, старый – молодому.

Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много п о с л о в и ц  и  п о г о в о р о к. Разберем их.

  • Кто чужое желает – тот свое потеряет.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
  • Где счастье, там и зависть.
  • Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
  • Дай душе волю, захочется поболе.

В древности язычники считали, что счастье – это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

Итак, от зависти приходят к человеку:

смерть        болезнь

ложь        горе

– Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?

Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть – самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

– Как вы понимаете выражение «белая зависть»?

Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.

– О какой зависти поет Александр Розенбаум?

Она чернеет с каждым часом…

Калечит души, мысли травит,

Переиначивает сны.

3. Чтение и анализ сказки Л. Н. Толстого.

Учитель. Послушайте сказку Л. Толстого.

– Какие чувства у вас возникают?

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Л. Толстой. Рассказы из «Азбуки»

– На какие размышления наводит вас сказка?

– В чем поучительный смысл сказки?

4. Обобщение.

Слово учителя. Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?

Искреннее восхищение. Это радость за чужие победы и достижения. Восхищение подарит нам положительные эмоции. Но искренне восхищаться могут не все. На это способны лишь добрые, великодушные люди.

Урок хочется закончить афоризмом Л. Толстого



Предварительный просмотр:

В дружбе сила

Цели: довести до сведения школьников понятие, что такое настоящая дружба, как надо уметь дружить и беречь дружбу.

Задачи: 1) формирование нравственных качеств учащихся;

2) развивать умения учащихся вести рассуждения, способность чувствовать, сопереживать;

3) воспитывать чувство сопереживания, заботы друг к другу, чувства гордости за свой класс.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Звучит песня в записи или в исполнении учеников.

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского                         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Слово учителя. Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.)

Сегодня классный час посвящен … (Открывается доска, там плакат со словами «друг», «приятель», «товарищ» и написано предложение «Друг – это тот, кто…».)

Итак, тема нашего классного часа: «Дружба». Я предлагаю вам поработать в группах (3 ряда).

2. Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах).

Составление пословиц о дружбе.

Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.

1-я группа. «Друг за друга стой – выиграешь бой».

2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».

3-я группа. «Без друга на душе вьюга».

Обсуждение понятия «дружба».

Учитель. Молодцы, пословицы у вас получились. Общая тема пословиц – дружба.

На д о с к е записаны вопросы, каждой группе предлагается высказать свое мнение.

В о п р о с ы для обсуждения:

– Как вы понимаете слово «дружба»?

– Кто такой друг?

– Что значит «дружить»?

– Есть ли определенные правила дружбы?

– «Друг», «приятель», «товарищ» – одно ли значение у этих слов?

Далее идут высказывания учащихся по этим вопросам.

Обобщение.

Учитель. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 3 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».

Комментирование ситуаций.

Учитель. А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.

1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.

Формулирование правил, законов дружбы.

Учитель. Вы замечательно справились с работой консультантов. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.

Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

3. Чтение стихотворения и его обсуждение.

Учитель. Предлагаю послушать стихотворение, которое подготовили две наши ученицы.

Стихотворение читают заранее подготовленные дети.

1-я ученица.

Все живут не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

2-я ученица.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!».

В о п р о с ы для обсуждения:

– Почему с девочкой никто не хотел дружить?

– Что бы вы ей посоветовали?

– Можно ли заставить насильно дружить?

4. Заключительная часть.

Учитель. Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.

Классный час заканчивается игрой «Найди друга».

Все учащиеся делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями. (Можно просто предлагать угадать, кто это из твоих одноклассников.)

Затем все учащиеся становятся в круг со словами: «Шире круг, шире». Учащиеся берутся за руки и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо…» – и подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»

Звучит песня «дружба», все рассаживаются по местам.

Заключительное слово учителя. Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать ему. Письмо можно писать любому однокласснику с предложением о дружбе.

Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

------------------------------------------------------------

1-я ученица.

Все живут не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

2-я ученица.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!».



Предварительный просмотр:

Волшебники добра

Цель: прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или рассказов по теме. Предложить детям порассуждать, отвечая на вопросы.

1. Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта».

Читает ученик.

Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

– И откуда, – спросишь ты, –

В доме столько доброты?

Л. Николаенко

– Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл?

– Можно ли человека заставить быть добрым?

– Можно ли стать добрым на время?  Поразмышляйте.

– Проанализируйте жизнь нашего класса за последнее время. Какие произошли изменения? Определите, под влиянием чего они произошли?

Читает ученик.

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры

И волшебники добра.

Мы счастье всем добудем,

Волшебники Удачи…

Дарите радость людям,

Дарите радость людям!

Чтоб стать самим богаче,

Дарите радость людям!

Н. Добронравов

Учитель. Народная мудрость гласит, что доброта рождает чуткость и бережность. Как вы это понимаете?

– Согласны ли вы со словами Л. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»? Порассуждайте.

– Кто же из друзей будет надежным: добрый или злой?

– Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Сила – не право». Подумайте, почему у рассказа такое название.

Сила – не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.

К. Д. Ушинский

– Рассудите, что сказал Мише отец?

– Как должен был поступить старший брат Сережа?

– Правы ли оба мальчика?

– Сформулируйте главную мысль рассказа?

– Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

2. Объяснение смысла пословиц, комментирование.

На  д о с к е  записаны пословицы:

* Добро век не забудется.

* Доброе дело само себя хвалит.

* Себялюб никому не люб.

* Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.

* От добра добра не ищут.

* Худо тому, кто добра не делает никому.

– Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступать?

– Легко ли быть добрым?

3. Инсценировка рассказа В. Сухомлинского.

Рассказ

У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз бывало проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

– Наш папа выздоровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классики».

– Наш папа выздоровел, – сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

– Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

4. Анализ рассказа.

– Какие качества проявились у Пети, Гриши и девочек, когда Катя поделилась с ними радостью?

– Почему Катя заплакала?

– Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими людьми? Как вы себя чувствовали бы, окажись на месте Кати?

– Какие советы вы дали бы ребятам?

– Как вы поступили бы на месте Пети, Гриши и девочек?

Слово учителя. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Дети исполняют песенку Кота Леопольда.

Если добрый ты

Сл. М. Пляцковского                                       Муз. Б. Савельева

Дождик по земле

Босиком прошел,

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот, – плохо.

Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты,

Это хорошо.

А когда наоборот, – плохо.

С каждым поделись

Радостью своей,

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь,

С ними веселей,

А когда наоборот, – скучно.

5. Практическое задание: письмо маме…

Учитель. Мы сегодня в роли волшебников добра приступим к практической деятельности незамедлительно. Предлагаю вам написать письмо своему близкому человеку (маме, бабушке, папе, другу). Но письмо не простое, слова и текст надо продумать, чтобы они были частичкой вашей души, добра, а человеку после прочтения вашего послания стало тепло.

Дидактический материал

Дарите радость людям

Сл. Н. Добронравова                                 Муз. А. Пахмутовой

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры

И волшебники добра.

Припев:      Мы счастье всем добудем,

Волшебники Удачи…

Дарите радость людям,

Дарите радость людям!

Чтоб стать самим богаче,

Дарите радость людям!

Чтоб была светлее старость.

Чтоб не плакать малышам,

Мы разносить людям радость

По забытым адресам.

Припев.

Двери, окна и калитки

Открываешь сердцем ты…

Платят золотом улыбки

За волшебные труды.

Припев.

Класс

3

Программа

Занкова Л.В.

Тема мероприятия

Волшебники добра

Цель мероприятия

Привить детям нравственные нормы цивилизованного общества

Задачи мероприятия

1.конкретизировать у детей понятия добро, доброта. Прививать

2. способствовать развитию речи учащихся

3. воспитывать чувство бережного отношения к друг другу

Оборудование

Магнитофон, запись песни «Если добрый ты» сл. Пляцковского, муз. Савельева

Форма работы

общеклассная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика классных часов 2 класс

Материал содержит календарно-тематическое планирование классных часов для учащихся 2 класса....

Сценарий классного часа первого класса "Давай дружить"

Переступая порог 1 класса, ребенок попадает в другую атмосферу жизни и деятельности. Для успешной адаптации в коллективе нужны разнообразные формы внеурочной работы. Данный классный час способствует р...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

Сценарий классного часа. 4 класс.

В материале представлены фрагменты классного часа, посвящённого Дню знаний в 4 классе....

Тематика классных часов 3 класс

В помощь учителю начальных классов предлагаю разработку классных часов для третьего класса...

Темы классных часов 1 класс

Темы классных часов наиболее актуальные для первого года  обучения и воспитания  обучающихся, т.к. ведётся огромная   работа классного руководителя по сплочению коллектива, складываются...

Список тем классных часов 4 класс.

Темы классных часов для 4 класс....