Родительское собрание «Воспитание у детей бережливости»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Чуйко Оксана Анатольевна

Представлен конспект родительского собрания по теме «Воспитание у детей бережливости». Технология проведения - «case-study». Родители формулируют и решают проблему через активную форму работы - групповую.  В приложениях представлены памятки для взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc41.5 КБ
Файл prilozhenie_2.docx277.25 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Воспитание у детей бережливости»

(технология «case-study»)

Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фромм

Цель: 

  • формировать в родителях умение воспитывать в детях бережливость.

Задачи:

  • Выявить причины возникновения проблемы воспитания бережливости у детей в семье.
  • Познакомить родителей с методами воспитательного воздействия.
  • Учить родителей находить выход из сложившейся трудной ситуации.

ХОД СОБРАНИЯ

  1. Знакомство с ситуацией: прочтение текста.

ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ!

«Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:

– Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном.

Володя смущен...

В квартире, где живёт мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведённому порядку и вещам.

– Это правда, что ты портил перила?

– Я только попробовал, как режет ножик...

Вмешиваюсь в разговор:

– Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не всё ли равно, что резать – стол или перила...

У мальчика на лице немое удивление, и он возмущённо восклицает:

– Это же нельзя!

Мать поясняет:

– Это его стол... Отец ему купил».

  1. Работа по содержанию текста.

Учитель:

- Перескажите, о чём этот текст, называть можно только факты,  а не личные суждения о прочитанном.

Родители восстанавливают события текста, учитель только корректирует изложение.

Учитель:

- Какая проблема, по вашему мнению, выходит на первый план в данной ситуации?

Родители высказывают своё мнение:

- воспитание в семье в целом;

- воспитание у ребёнка бережливости;

- отсутствие чувства ответственности и т.п.

  1. Анализ сложившейся ситуации.

Учитель:

- Я предлагаю вам разбиться на группы, по схожему объекту проблемы. Дальнейшая деятельность в группах – это анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? Каков характер конфликта? Каковы мотивы действий мальчика?

В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.

Очевидно, отец, вручая сыну перочинный ножик в подарок, не проинструктировал, для каких целей он предназначается.

  1. Поиск выхода из сложившейся ситуации, формулирование задач, которые предстоит решить.

На основе анализа ситуации в группах у родителей появляется возможность сформулировать задачи (их может быть несколько). Учитель предлагает расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению. Так, в ситуации «Это же нельзя!» возникают следующие задачи:

  • помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость не только к своим, но и к «не своим» вещам;
  • найти способы воздействия на мальчика с тем, чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков;
  • в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.

  1. Выбор способов решения поставленных задач.

Это самый трудный этап. Учитель предлагает вновь обратиться к ситуации «Это же нельзя!». Участникам групп важно обнаружить ошибки, которые родители допустили в воспитании сына, и которые повлекли за собой нарушение им правил поведения. Во-первых, они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам; во-вторых, подарив сыну перочинный нож, не сказали, для чего он предназначен и как им пользоваться.

Каждая группа предлагает свой способ решения проблемы:

  1. Беседа родителей с мальчиком о случившемся, чтобы помочь ему осознать неправильность поступка, рассказать, как пользоваться перочинным ножом, и вместе с отцом отремонтировать испорченные перила.
  2. Привлечение к решению проблемы специалистов: учителя, педагога-психолога, социального педагога.
  3. Моделирование подобных ситуаций в воспитательном процессе класса (дети – непосредственные участники).

  1. Самоанализ и самооценка принятого решения

В зависимости от того, насколько эффективны предложенные группами родителей способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.

  1. Подведение итогов собрания (изготовление памятки для детей).


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      Приложение 1

РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖЛИВОСТИ

Если присмотреться к детям, то можно легко выделить условно три группы. В первую группу войдут аккуратные, бережливые и нежадные дети; во вторую – аккуратные, отчасти бережливые (по отношению лишь к собственным вещам или, например, только к деньгам), чаще – жадные; в третью – неаккуратные (неряшливые), небережливые и преимущественно расточительные.

Беречь – это охранять, мыть, чистить, ремонтировать, убирать вещи на место, разумно накапливать. Все это делается для того, чтобы человек мог жить в окружении красивой природы, в уютном, удобном и чистом жилище, ходить в аккуратной одежде, иметь средства для приобретения необходимых вещей и продуктов питания, быстро и легко находить орудия труда для выполнения различной работы, жить в согласии с окружающими людьми.

Бережливость может с возрастом перерастать в скупость, бездумное собирание вещей. Классический образ Плюшкина из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» напоминает о том, что может произойти с человеком, если он подчиняет свою жизнь накопительству: «Это нисколько не смешно, а грустно; это не простой скупец, а человек, прежде порядочно живший, только бережливый, но впоследствии, с потерей жены, детей, десятки лет поглощенный скаредством, развившимся в это время, и дошедший до глупости и гнусности невероятной; он только копит, бережет – нужды нет, что на десятки тысяч гниет у него хлеба, сена, сукна, холста... Он только собирает в кучу...»

При формировании бережливости как качества личности могут возникать психологические барьеры, мешающие его образованию, – это неаккуратность и неряшливость. И, наконец, бережливость может сочетаться, с одной стороны, с жадностью или стремлением присвоить все себе одному, а с другой – со щедростью, когда ребенок готов поделиться тем, что он имеет.

Моделирование проблемных ситуаций, их анализ с детьми.

Ситуация 1. «Сломали»

Во дворе плачет семилетний Вадик.

– Ты о чем?

Растирая руками слезы, он рассказывает, что дал поиграть машинку мальчикам, а они ее сломали... Мама не сможет купить другую, у нее нет денег...

Ситуация 2. «Мне не жалко»

В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики.

– Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?!

– У меня их много... Мне не жалко... Захочу –отец завтра еще купит...

Ситуация 3. «Испорченная картина»

Что за шум?

Говорят сразу:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Да, теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я... Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

Ситуация 4. «Нужно экономить бумагу!»

Дети подклеивают книги: один нарезает полоски бумаги, двое приклеивают их к обложкам. Вова, примерив полоску к книге, обнаружил, что она длиннее, чем нужно. Мальчик небрежно бросает книгу и полоску Маше, нарезавшей ее.

– Что ты бросаешь книгу, порвешь ведь! – возмущенно говорит Маша.

– А кто так отрезает? Бумагу не экономишь, дай мне ножницы, я сам отрежу!

Анализ отрывков из художественных произведений о бережливости

СВОИМИ РУКАМИ

Посмотри-ка на свои руки, дружок... Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки, чтобы могучей силой воды, ринувшейся на турбины, гнать сильный ток на тысячи и тысячи километров окрест.

Руки человека по зову его сердца создали удивительной красоты картины и статуи, которыми будут вечно любоваться люди.

Всё могут, всё умеют, со всем справляются человеческие руки.

Только надо приучить их к хорошему делу. Чтобы стали они сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму.

И чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека и никогда не изменял «чувству локтя», то есть тому чувству верного братства, которое хорошо знает каждый боец, когда в тесном строю, локоть к локтю с соседом, сердцем своим ощущает, что во всем он заодно с товарищами.

(Л. Кассиль)

Вопрос:

- Почему на руки людей надо смотреть с уважением и надеждой?

ТРУД

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж.

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каравай хлеба –

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба...

(В. Лившиц)

Вопросы:

1. Можно ли оправдать тех людей, которые ломают, портят то, что упорным трудом создали другие?

2.  Как вы думаете, о чем думает тот, кто не бережет ни свое, ни чужое добро?

ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили.

Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут,

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?.. Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой...

(Н. Некрасов)

Вопросы:

1. Почему дедушке Мазаю «жалко до слез» зайцев?

2. Как он относится к окружающей его природе?

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит – завидует:

– Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

– Бабушка меня шитью выучила.

– А как она учила тебя?

– Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

– Каких?

– Семь раз отмерь – один отрежь.

Вопросы:

1. Почему у Синицы получился хороший фартук?

2. Что означает пословица: «Семь раз отмерь – одни отрежь»?



Предварительный просмотр:

Приложение 2

                                                    ПАМЯТКА

для самых бережливых


         

Правило первое – начинать с малого.

Начни ухаживать за комнатными цветами или домашними животными.

Правило второе – постепенность.

                        Проверь себя: ко всем ли вещам дома ты относишься бережно?

                        Если нет, начни изменять своё отношение.

 Правило третье – поддерживай  интерес.

Проверь других: все ли в твоей семье бережливы? Если

нет, как ты можешь им помочь?

Правило четвертое – мера во всём.

                                 Бережливость – это не жадность. Ты бережливый или

                                 жадный?

Правило пятое – ты не один. 

Будь бережливым не  только в семье, но и в окружающем тебя мире.


                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".

Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье».

Цель - обсуждить с родителями одну из задач воспитания детей - формирование ответственной личности, раскрыть понятие "ответственность", познакомить с треми уровнями ответственности. В конце родит...

родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"

Данная работа содержит материал для проведения родительского собрания. памятки для родителей, презентацию...

Родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"

 Познакомить родителей с нормами чтения, результатами  проведенного анкетирования. Дать полезные упражнения....

Родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"

Разработаны рекомендации для родителей по воспитанию у детей интереса к чтению....

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье»

               Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него ест...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье»

             Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него есть опред...