путешествие по сказкам
методическая разработка (1 класс) по теме

Герасимова Ольга Васильевна

методическая разработка по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Покровка

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в 1 классе

Игра – путешествие по сказкам

                                              Автор: Герасимова Ольга Васильевна,

                                                учитель начальных классов 1категории

2012 – 2013 учебный год

Занятие проводится в виде путешествия с использованием игр, загадок и театрализации. Занятие знакомит детей с одним из жанров фольклора - народной сказкой. Ученикам дается возможность проявить свои знания и творческие способности. Материал можно использовать на уроках и на внеклассных занятиях.

     Тема:      Русские народные сказки.

 Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.

Задачи  урока

Развивающие  задачи:

1. Расширять  кругозор  детей  и  обогащать  словарный  запас.

2. Развивать  актерские  способности  и  внимательность  детей.

3. Развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память.

Обучающие  задачи:

1.Вспомнить известные русские народные сказки «Теремок, «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».

2 .Обеспечить  целостное  восприятие  и  понимание  текста.

3. Учить  краткому  пересказу  и  творческому  пересказу.

4. Сформировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке.

Воспитательные  задачи:

1.Воспитывать  коммуникативные  умения  работать  в  группах.

2.Воспитание    на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

3.Воспитывать  любовь  к  литературному наследию русского народа.

4. Через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.

5. Через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.

Оборудование:

1. Слайдовая презентация.

2. Музыкальное сопровождение (фонограмма).

3. Картинки – раскраски к сказкам для индивидуальной работы детей.

4. Наборы цветных карандашей.

5. компьютер

                          ХОД  ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит фонограмма, под которую педагог начинает занятие по внеурочной деятельности)

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

(открываю «штору» на интерактивной доске) Первый слайд – название «Игра – путешествие по сказкам».

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в иргу – путешествие по сказкам. На нашем пути будет несколько станций – остановок. Все они непростые, на всех нас ожидают замысловатые задания. Да и передвигаться мы будем не совсем обычно, а на сказочном транспорте. Первым нас выручит КОВЕР – САМОЛЕТ (дети встают около своих столов, раздвигают руки в стороны, и совершают плавные движения, эмитируя самолет). Ну что ж, в добрый путь!

Станция РАЗМИНОЧНАЯ

- Ребята, сейчас я буду читать отрывки из сказок. Все дело в том, что они, эти отрывки, будут не совсем обычные, они будут стихотворные. Вы отгадайте, что это за сказки:

1)  Бабка с Дедкой дружно жили,

Вместе репку посадили.

Выросла она большая,

Вооот такая!

Высотой – до крыши дома!

Шириной – с пологорода!

Репка скоро созревает,

А как вытащить не знают!

Очень круглые бока,

Не хватается рука.

Осенила мысль тут Дедку,

Я за хвостик дерну репку!

Ухватился Дед за репку.

Тянет-потянет —

Вытянуть не может!

Нет, не вышло ничего!

Нужно бы позвать еще

На подмогу хоть кого.

Очень вкусной была репка,

Раз в земле сидела крепко.

Бабка! Брось свои блины,

И скорее выходи,

Дернуть репку помоги!

Бабка за Дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут —

Вытянуть не могут!  (РЕПКА)

2) Ква-ква!..

Тишина...

В теремочке я одна.

Хоть кругом не очень сыро,

А хорошая квартира!

Ква-ква!

Тут и печка и дрова,

И котел и сковородка.

Вот находка, так находка!

Перед ужином пока

Заморю я червячка.

Только свет зажгла лягушка,

Постучалась мышь-норушка.

Это что за теремок,

Теремок?

Он не низок, не высок,

Не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я, лягушка-квакушка.

А ты кто?

А я - мышка-норушка.

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Спелых зерен раздобудем,

Печь блины с тобою будем.

Так и быть, пожалуй в дом.

Веселее жить вдвоем! (ТЕРЕМОК)

3)  Жили-были баба с дедом.

Щи пустые за обедом

Ели с хлебною краюшкой,

А пирог иль там ватрушка,

Это было больно сладко,

Даже чай и то вприглядку.

Но однажды во субботу

Дед услышал, сквозь дремоту

Голос бабы, с изумленьем.

- На святое воскресенье

Испеку я колобок.

Поищу муки чуток,

По сусекам помету -

Что-нибудь изобрету.  (КОЛОБОК)

4) Жили – были дед да баба,

Вместе с курочкою Рябой,

Курочка всего одна,

И снесла яйцо она.

А яйцо то непростое,

Словно солнце – золотое!

Его дед сначала бил,

Так и сяк и не разбил,

Баба тоже его била,

Так и эдак, не разбила.

Мышка по столу бежала,

К своей норке поспешала,

Хвостиком яйцо задела,

Оно на пол полетело,

А упав, яйцо разбилось,

И на части развалилось.

Дед и баба сидят, плачут,

Ряба курочка кудахчет,

Не плач баба,

Не плач дед,

Я вам завтра же в обед,

Снесу яичко другое,

Не златое, а простое. (КУРОЧКА  РЯБА)

5) Рано утром уходила в лес

За травкой, чтобы силы

Поднабраться, Мать-коза,

Строго-настрого сказав:

- «Волку дверь не открывать

И спокойно маму ждать».

Дети ж – семеро козлят

Сидеть тихо не хотят.

Веселятся, непоседы,

Скачут шумно, сладу нету.

В пору ту лесной тропой

Шёл голодный зверь лесной.

Волк смекнул — козы нет дома,

Ситуация знакома!

Съем козлят и буду сыт,

Я же волк — лесной бандит!

Постучал когтями в дверь –

(ШЁПОТОМ)

«Так и снял б её с петель!»

Сам же ласково хрипит

Деткам сказку говорит:

«Мама – козочка пришла,

Молока вам принесла». (ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ)

- Ребята, как вы думаете, почему сказка называется «Волк и семеро козлят»? (Потому, что главные герои сказки – семеро маленьких козляток)

- Перед вами иллюстрация, сколько на ней должно быть козлят?

- Давайте проверим, не ошибся ли художник, когда рисовал? (Вместе с детьми, хором считаем козлят, учитель на интерактивной доске «нумерует» козлят, их оказывается семь).

- Все ли верно сделал художник?

- Молодцы, ребята! Отлично знаете сказки, ведь даже с таким сложным заданием вы справились очень быстро!

- Продолжаем наше путешествие. Теперь нас понесут САПОГИ – СКОРОХОДЫ (дети присаживаются и негромко топают полусогнутыми ногами, руками размахивая, как при ходьбе).На нашем пути следующая станция: станция ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

- Сейчас мы узнаем, сможете ли вы узнать героев сказок? Я буду показывать иллюстрации, а вы мне говорите из какой же это сказки. (Демонстрирую раскраски – рисунки с героями сказок, дети отвечают, из какой он сказки, раздаю их детям).

(СМОТРИ ПРиЛОЖЕНИЕ – РИСУНКИ – РАСКРАСКИ)

- Посмотрите, здесь(на нтерактивной доске)художник тоже оставил рисунок. Ребята, из какой он сказки? (КОЛОБОК).

- Почему вы так решили? (На иллюстрации главный герой этой сказки – КОЛОБОК).

- Ребята, просмотренные иллюстрации не красочные. Художник видимо не успел их раскрасить. Поможем ему? (Детям раздаются иллюстрации – раскраски, которые нужно раскрасить. На выполнение работы отводится 5 минут.)(НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ РОАСКРАШИВАЕМ КОЛОБКА , ТРАВКУ, ОБЛАКА, ДОРОЖКУ. Параллельно работа идет на местах, дети раскрашивают предложенные им иллюстрации).

(По окончании работы: демонстрация друг другу полученных рисунков. Дети сидя на своих местах, на вытянутых вверх руках показывают свои работы)

- Молодцы, ребята! Постарались на славу! Пора продолжить наш путь. Теперь мы полетим на СТУПЕ БАБЫ ЯГИ (Дети присаживаются и руками совершают движения, похожие на работу дворника метлой.)

- Ну, вот мы и на месте! Перед нами станция СКОРОГОВОРНАЯ. Что же она нам приготовила? Мы с вами вот все путешествуем, да рисуем. Наши ручки, наши ножки, наши спинки не устали. А вот язычок в ротике уже заскучал. Сейчас и он получит задание. Ребята, а кто знает, что такое скороговорки?(Это фразы, которые нужно произносить быстро и правильно). 

(Обращаю внимание детей на интерактивную доску, на очередном слайде дана подборка скороговорок, указываю на одну из них, отмечаю ее «галочкой», говорю о том, что мне очень нравится именно она.)

_ Но, для вас, ребята, я приготовила несколько других скороговорок. Давайте попробуем их проговорить быстро - быстро! Вот сейчас мы посмотрим, у кого из вас язычок отлично справится с работой.

- Проворонила ворона воронёнка.

- Курица волнуется, Не пугайте курицу.

- У ёлки иголки колки.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Какие вы молодцы, ребята! Ну что ж, проследуем на следующую станцию. Наш КОВЕР – САМОЛЕТ заскучал без дела, полетим ка мы на нем (дети встают около своих столов, раздвигают руки в стороны, и совершают плавные движения, эмитируя самолет).

- И вот следующая станция СТИХОТВОРНАЯ. Сейчас мы с вами постараемся вспомнить песенки и стихи из известных русских народных сказок. (Обращаю внимание детей на очередной слайд)

1. Какую песню пел КОЛОБОК?

Я по коробам метен,

По сусекам скребен,

В сыром масле пряжен,

На окошке стужен;

Я от деда ушел,

Я от бабы ушел,

И от тебя убегу.        

- Найдите этого героя на слайде. Отметьте «галочкой». (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).

2. Какими словами ЕМЕЛЯ из сказки «По щучьему велению» просил у щуки исполнения своего желания?

По щучьему веленью, по моему хотенью….

-Где он на картинке? Отметьте!( (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).

3. Какую песенку пела КОЗА своим козляткам из сказки «Волк и семеро козлят»?

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

- Где эта сказка? Отметьте! (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).

4. Что говорила МАША МЕДВЕДЮ из сказки «Маша и медведь», когда медведю хотелось присесть на пенек?

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке.

- Найдите героя. Отметьте!  (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).

5. Как ИВАНУШКА – ДУРАЧОК из сказки «Сивка – Бурка» вызывал СИВКУ – БУРКУ?

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

- Найдите героя! Отметьте! ( (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).

- Молодцы! Хорошо вы знаете сказки, их героев и  даже фразы, которые они говорят. А теперь снова – в путь! Вновь надеваем САПОГИ – СКОРОХОДЫ (дети присаживаются и негромко топают полусогнутыми ногами, руками размахивая, как при ходьбе). На нашем пути следующая станция: станция РЕБУСНАЯ.

- Чем же мы здесь займемся?

- Сейчас мы поиграем. Но это будет не совсем обычная игра. Сейчас нам с вами нужно будет выполнять наверное самое трудное задание. Нас ждет две игры. Первая игра называется: СОЕДИНИ  ПОЛОВИНКИ». Слушайте внимательно правила игры: в сказках очень много фраз, которые известны всем. Я буду говорить первую часть фразы, а вы вспоминайте и договаривайте ее, проговаривая ее окончание. Итак, начали!

- Сказка – ложь, да в ней – намек. (Дети: Добрым молодцам урок).

- Я там был. Мед-пиво пил. (Дети: По усам текло, а в рот не попало).

- Тут и сказке – конец, (Дети: а кто слушал – молодец).

- Растет не по дням, (Дети: а по часам).

- Кто в тереме живет? (Дети: Кто в не высоком живет?)

- Скоро сказка сказывается, (Дети: Да нескоро дело делается).

- Молодцы! А теперь пришло время для второй игры. Я буду загадывать сложные загадки, а вы думайте и отгадывайте их.

1. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.   (Теремок. Сказка “Теремок”)

2. Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Кто герои этой сказки?     (Три медведя. Сказка “Три медведя”)

3. Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её?   (Красная Шапочка.)

 4. Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.     (Колобок.)

5. Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало?     (Яблоня.)

6. В ступе летаю,

Следы заметаю.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.      (Баба Яга.)

7. Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться.    (Алёнушка.)

8. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит -

Это доктор ...     (Айболит.)

- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились! Ну что же, пора двигаться к последней станции. Снова возьмем СТУПУ  У  БАБЫ  ЯГИ (Дети присаживаются и руками совершают движения, похожие на работу дворника метлой.) Полетели к следующей станции. А называется она ИГРОВАЯ.

- Ребята, сейчас мы с вами будем артистами. Мы покажем сказку «Репка». Для этого вспомним, сколько героев в этой сказке, и кто. ( Дети инсценируют сказку «Репка». В том случае, если остается время, сказка инсценируется несколько раз.)

Подведение итогов:

- Ребята, вот и подошло к окончанию наше путешествие. Сегодня мы с вами еще раз побывали в гостях у самых известных русских народных сказок. Ребята, а что самого замечательного в сказках?  ( В сказках добро всегда побеждает зло).

- А в обыденной, повседневной жизни нужно ли относится к людям по – доброму? В жизни тоже добро всегда побеждает зло.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Мне было приятно и интересно с вами. А те рисунки, которые вы сегодня сделали, возьмите не память о нашей сегодняшней встрече. Спасибо всем.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по теме: "Путешествие в сказку" 1-3 класс

Мероприятие может быть приурочено к Дню книги, окончанию учебной четверти и т. п. Возраст участников от 6 до 9 лет. Проводится классным руководителем.  Цель:  развитие  детско-родительс...

УРОК - ИГРА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗкУ"

Урок-сказка. Математика, 1 класс (в методичкую копилку)....

Урок математики. 1 класс. Игра - путешествие по сказке "Царевна - лягушка".

Урок математики в 1 классе по программе "Школа России", посторенный по игровой технологии.Тема:  "Закрепление пройденного о сложении и вычитании в пределах 10....

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ игра—путешествие по сказкам

Игровое занятие по ОБЖ .Естьвсё: путешествие,сказки,конкурсы ипризы.Прошло интересно....

Путешествие по сказкам

Интерактивная игра для обучающихся начальных классов. Цели данной игры углубление знаний о сказках, развитие положительного отношения к книге.В игре много интересных и развивающих заданий, которые оче...

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Данная статья соотнесена к внеклассной работе. В моей школе есть традиция, когда выпускники одиннадцатого класса приходят на последний урок в начальную школу, к четвероклассникам (тоже выпускникам I с...

Методическая разработка на тему «Путешествие в сказку» (на примере сказки «Муравей и голубка»)

Данное занятие рекомендовано школьникам 1-3 классов. Адаптировано для детей, проходящих курс лечения в восстановительных центрах, санаториях. В основу (структуру) разработанного занятия положены реком...