Проект "Моя семья в дни блокады"
статья

Ефременкова Ирина Александровна

Проект «Моя семья в дни блокады»

Каждый житель нашей страны так или иначе связан с прошедшей Великой Отечественной войной. Но, слава богу, нынешнее поколение начинает воспринимать прошедшие испытания абстрактно.  Это счастье с одной стороны, а с другой – тревожно, ведь память о прошлом не даёт повторять ошибки в будущем.

На проект   «Моя семья в дни блокады» мы с ребятами вышли вполне логично после реализации проекта «Моя семья». Таким образом,  он является частью  традиционного направления воспитательной работы в классе - работа с семьёй. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Моя семья в дни блокады»

Каждый житель нашей страны так или иначе связан с прошедшей Великой Отечественной войной. Но, слава богу, нынешнее поколение начинает воспринимать прошедшие испытания абстрактно.  Это счастье с одной стороны, а с другой – тревожно, ведь память о прошлом не даёт повторять ошибки в будущем.

На проект   «Моя семья в дни блокады» мы с ребятами вышли вполне логично после реализации проекта «Моя семья». Таким образом,  он является частью  традиционного направления воспитательной работы в классе - работа с семьёй.

Цель проекта:

Формирование представления у детей класса о жизни  родных ,  ныне живущих   или живших в дни войны, в дни блокады Ленинграда. Воспитывать интерес и уважение к прошлому Родины, семьи.

Задачи:

  1. Развитие умения добывать информацию пользуясь различными приёмами (поиск в архиве, совместно с родителями, интервьюирование,  поиск в интернете)
  2. Формирование умения представлять информацию в виде рассказа, доклада, сочинения.
  3. Воспитывать культуру  работы с документами и семейными реликвиями, бережное отношение к прошлому семьи.

Как и при работе над любым  проектом  мы прошли этапы:

  1. Подготовительный, когда ребята  выдвигали идеи, каким образом мы будем оформлять материал, как искать, посетили Музей истории Санкт-Петербурга, Пискарёвское мемориальное кладбище.
  2. Этап поиска информации и оформления работ. При реализации этого этапа конечно понадобилась помощь родителей. В процессе поиска ребята узнавали много о своих родственниках и о том, как их прабабушки и прадедушки пережили не только дни блокады , но и все страшные годы войны, находили старые фотографии, документы, награды, даже настоящий планшет и портупею.
  3. Этап заключительный мы провели в нетрадиционной форме : «Урок Мужества», так мы назвали наше мероприятие.  Следует заметить, что обыно мы проводим свои мероприятия в камерной, обстановке и садимся в «Круг Дружбы», что само по себе настраивает на доверительность и откровенность. Присутствовали также родители и учителя.

Мною были привлечены и бывшие мои ученики , сейчас они учатся в 6 классе, они показали детям литературно-музыкальную композицию

Приложение 1.

Дети старшие создали эмоциональный фон торжественной печали, а младшие ребята, впечатлённые  литературно-музыкальной  композицией,  рассказывали про своих родных, которые жили во времена Великой Отечественной войны.

Приложение 2

Закончили мы словами памяти над зажжённой свечой: «Что бы я сказал людям, жившим в те страшные годы» и песней. «Ленинградские мальчишки»

Все детские работы были собраны в Книгу памяти.

Приложение 3

Заключение 

Подводя итоги данного проекта, можно сказать, что я горжусь тем, как ребята второго класса трепетно отнеслись к истории своей семьи, страны, народа, никто не остался равнодушным. А это самое ценное в реализации подобных проектов- неформальность, неподдельный интерес к истории и возможность почувствовать и себя частичкой героического и трагического прошлого России.

Для ребят этот вывод звучит так:

Мой проект – это дань уважения памяти воинов и простых людей, переживших и умерших в После завершения проекта я смог :

-    узнать о героическом прошлом своей семьи;

- познакомиться с блокадниками, тружениками тыла- родственниками моих одноклассников

-  находить, анализировать, обрабатывать информацию;

- представлять свои материалы и слушать рассказы товарищей

Выводы:

- знать историю своей семьи, Родины важно. Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, - необходимо, ради нашего мирного будущего.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

УРОК  МУЖЕСТВА

 «Дети блокадного Ленинграда»

Оборудование : проектор, компьютер, экран, презентации о войне, выставка книг о блокадном Ленинграде,  рисунки детей, цветы и воздушные шары, плакат «День Победы»

Ученики в парадной форме, класс оформлен плакатами , рисунками, возле классного уголка оформлена выставка книг «27 января – День снятия блокады Ленинграда».

На экране слайды презентации.

Презентация «Дети  блокадного Ленинграда»

 Звучит фонограмма «От героев былых имён…»

 

Учитель

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Ребята, мы с вами на этой неделе вспоминаем великие, памятные  и трагические события, значимые для каждого жителя нашего города, нашей страны- 27января-памятная дата-

День снятия блокады.

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Слайд3

Слайд 4

6 класс

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Рассказ «Хлебные крошки»

Это было во время войны, в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжелый и влажный, потому , что муки в нем было совсем мало., а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны прилавка толпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, изнеможенные лица.

Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками. Ноги – в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом. Как только у продавца, разрезавшего буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нес ее в рот. Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранила, не покрикивала на детей, не говорила: « Не мешайте работать! Уйдите!» продавщица, молча, делала свое дело: отпускала людям их блокадный паек. Люди брали хлеб и отходили. А кучка Ленинградских ребят

 тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.


Инсценировка

Таня Савичева:

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

Таня Савичева:

Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Таня писала свою летопись…

Таня Савичева:

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.

Таня Савичева:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня

Ребята мы с вами начали свой проект - «Книга мужества» -давайте послушаем некоторые рассказы, которые приготовили ребята о своих родных, живших в то трудное время.

Много написано о подвиге жителей нашего города.

(книжная выставка)

 

Учитель и дети зажигают свечи

Учитель: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины:

Стремление быть достойными их

Наш долг ушедшим без времени неоплачен.

Давайте скажем им слова, которые лежат у вас на сердце, как будто бы мы с ними разговариваем.

Песня  «Ленинградские мальчишки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"

На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...