Находчивые фантазеры
материал по теме

Шкляева Екатерина Анатольевна

Литературная игра по творчеству Николая Николаевича Носова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий301.5 КБ
Office presentation icon презентация1.09 МБ
Office presentation icon профессии1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

п.Фаленки Кировской области

«Находчивые фантазеры»

по произведениям Н.Н.Носова

(литературная игра)

Номинация «Воспитательная работа»

Составитель:

Екатерина Анатольевна Шкляева,

зав. библиотекой, учитель начальных классов.

2013 год


Содержание:                          

  1. Цель, задачи мероприятия, оборудование, оформление, подготовительная работа………………………………………………………. 3
  2. Пояснительная записка        …………………………………… 4
  3. Ход мероприятия………………………………………….. 5
  4. Список используемой литературы………………………. 11
  5. Приложение……………………………………………….. 12

Цель:

  • поддерживать интерес к чтению произведений Николая Носова среди детей посредством их участия в литературной игре по творчеству писателя.

Задачи:

  • расширять кругозор;
  • развивать интерес к чтению;
  • заинтересовать детей творчеством писателя;
  • развивать монологическую речь;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся.

Оформление, оборудование:

  • столы и стулья;
  • компьютер (ноутбук), проектор, экран;
  • выставка книг;
  • бумага, ручки;
  • мультимедийные презентации (см. приложение 1);
  • вещи для «бюро находок»;
  • воздушные шарики;
  • грамоты.

Форма проведения:

  • литературная игра

Подготовительная работа:

  • Подбор литературы для выставки.
  • Просмотр методической литературы, ресурсов Интернет.
  • Создание презентаций.
  • Разработка мероприятия.
  • Составление грамот.
  • Покупка воздушных шариков.

Возраст участников:

  • 7-10 лет

Место проведения:

  • класс

Пояснительная записка.

10 (23) ноября исполнилось 105 лет со дня рождения советского детского писателя-прозаика, драматурга, киносценариста, лауреата Сталинской премии третьей степени (1952) Николая Николаевича Носова.

Книги Николая Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же, как они, непоседах, изобретателях и фантазерах – словом, об обычных мальчишках и девчонках. Его произведения наполнены доброжелательным легким юмором, добротой. Веселая и добрая книжка даже в хмурый день поднимет настроение. Открывая любую страницу, без улыбки, а то и неудержимого смеха читать не возможно.

Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была, интересная жизнь и у меня было, о чем порассказать людям»

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет: произведения каких русских писателей чаще всего переводились на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за Максимом Горьким и Александром Пушкиным оказался Николай Носов. Стараниями переводчиков его персонажи заговорили на многих языках мира. Даже по-японски. Так что, не стоит удивляться, увидев в Японии кафе «Незнайка».


Ход мероприятия

Незнайка: Привет, ребята! Вы меня узнали? А как зовут автора, который написал книги про меня и моих друзей? В этом году исполняется 105 лет с его дня рождения. И сегодня мы вспомним творчество замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова (рассказ сопровождается слайдами) (см. приложение 1.1) (слайд 1).

А теперь послушайте немного о самом писателе. 23 ноября 1908 года на Украине в городе Киеве в семье актера родился мальчик, которого назвали в честь отца Николаем. (слайд 2) Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Писателем Николай Носов стал не сразу. Он работал чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен, кинорежиссером. Первые рассказы начал писать в 30 лет. (слайд 3) Широкую известность писателю принесли повести о Незнайке и повесть «Витя Малеев в школе и дома». Самая известная среди детворы книга – это, конечно же, про меня и моих друзей. (слайд 4) Если вы, ребята, спросите у своих родителей, читали ли они книги Николая Носова, то их ответ будет «Да». (слайд 5) Его книги читают и любят не только в России, но и в других странах. В 2008 году к 100летию со дня рождения Николая Носова выпустили монету с его изображением. (слайд 6)

Незнайка: А теперь давайте проведем литературную игру. Разделимся на две команды. В команду «Умники» я приглашаю ребят, которые симпатизируют Знайке, такие же умные, честные и справедливые. А в команде «Весельчаки» добрые, веселые и находчивые ребята, как я – Незнайка.

Деление на команды «Умники» и «Весельчаки»

(бейджики см. приложение 2)

Незнайка: Нам предстоит пройти несколько конкурсов. За каждый правильный ответ команда будет получать по одному воздушному шарику. Победителем станет команда, набравшая большее количество шариков. Но помните: воздушный шарик легко лопается, поэтому берегите их.

1 «Разминка»

Незнайка: Николай Носов написал около 50 рассказов, повестей и романов. У меня их названия были записаны на листочке. Но мой друг Сиропчик решил полакомиться вареньем и нечаянно заляпал этот листочек. В названиях пропали слова. Помогите их восполнить.

Задание: продолжить название рассказа.

  • «Бенгальские …» (огни)
  • «Три …» (охотника)
  • «Приключения Толи …» (Клюквина)
  • «Федина …» (задача)
  • «Витя Малеев …» (в школе и дома)
  • «Бабушка …» (Дина)
  • «Шурик  …» (у дедушки)
  • «Когда мы …» (смеемся)
  • «Веселая …» (семейка)
  • «Бобик в гостях …» (у Барбоса)
  • «Мишкина …» (каша)
  • «Живая …» (шляпа)
  • «Винтик, Шпунтик …» (и пылесос)
  • «Дневник Коли …» (Синицына)

2 «Бюро находок»

Незнайка: Ребята, мне нужна ваша помощь. В бюро находок скопилось много вещей. Помогите найти хозяев этих вещей. Нам известно, что все вещи принадлежат героям произведений Николая Носова.

Задание: назвать произведение и героя, кому принадлежат вещи.

  • Мешочек пшенной крупы.  (Мишка «Мишкина каша»)
  • Шляпа (Вовка, Вадик, кот Васька «Живая шляпа»)
  • Огурец (Павлик, Котька «Огурцы»)
  • Книга «Три поросенка» (Петя и Валя «Затейники»)
  • Ведро мороженого (Мишутка и Стасик «Фантазеры»)
  • Пистолет (Саша «Саша»)
  • Блюдо с киселем (Бобик и Барбос «Бобик в гостях у барбоса»)
  • Ружье (дядя Федя, дядя Ваня, дядя Кузьма «Три охотника»)
  • Аквариум (Виталик «Карасик»)
  • Чемодан (Мишка «Дружок»)

3 «Профессия»

Незнайка: В моем городе живет много коротышек. Некоторые стали известны в своей профессии. Отгадайте: кто кем является…

Задание: Назовите имена коротышек из книг «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», соответствующие представленным на слайдах профессиям.(см. приложение 1.2)

  • Врач (Пилюлькин, Компрессик, Медуница)
  • Музыкант (Гусля)
  • Охотник (Пулька)
  • Астроном (Звездочкин, Стекляшкин)
  • Механик (Винтик, Шпунтик, Шурупчик)
  • Милиционер (Свистулькин, Караулькин)
  • Художник (Тюбик)
  • Архитектор (Кубик)

4 «Рифмоплет»

Незнайка: у меня есть друг Цветик. Он – очень известный поэт. Я тоже решил как то сочинять стихи, но у меня ничего не вышло. Может быть, у вас получится…

Задание: Из предложенных рифм сочинить стихотворения (см. приложение 3)

  • Котенок – ребенок
  • Речка – печка
  • Шар – комар
  • Малыш – стоишь
  • Бочка - точка
  • Огурец – молодец

5 «Загадай-ка»

Незнайка: Я страсть как люблю отгадывать загадки. А вы?

Задание: отгадать загадку и по отгадке вспомнить и назвать рассказ Н.Носова.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон. «Телефон»)

В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берет

И воронам не дает. (Пугало. «Огородники»)

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (Каша. «Мишкина каша»)

В воде мы живём,

Без воды пропадём. (Рыбы. «Карасик»)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец. «Огурцы»)

К своим ласкается,

На чужих ругается.

У своего теремочка

Сидит на цепочке. (Собака. «Дружок»)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька. (Машина. «Автомобиль»)

Ждёт меня подружка  –

На макушке  –  ушко.

Если танцевать пойдёт,

Всё заштопает, зашьёт. (Иголка. «Заплатка»)

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики. (Милиционер «Милиционер», «Саша»)

Круглая да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь. (Репа. «Про репку»)

6 «Конец –делу венец»

Незнайка: Все произведения Николая Носова заканчиваются хо-ро-шо! А мы проверим: дочитали ли вы его рассказы и повести до конца.

Задание: Прослушать окончание рассказа или повести и сказать его название.

  • «Хотели починить домик, только Валя говорит:

- Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в «три поросенка» играть»

«Затейники»

  • «Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей, и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно»

«Огурцы»

  • «В батарее оказалась какая-то жидкость, в которой мокла чёрная палка, завёрнутая в тряпочку. Я понял, что электричество получалось из этой жидкости. Потом лёг в постель и быстро заснул»

«Телефон»

  • «– Ну, ты выдумываешь всё! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

– Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…»

«Фантазеры»

  • «Все удивились и никак не могли понять, как очутился в пылесосе свисток, который пропал в прошлом году. Ведь в прошлом году и пылесоса-то не было!»

«Винтик, Шпунтик и пылесос»

  • «– Тьфу! Совсем вы меня запутали! Нам на Арбат надо, а мы на Курский вокзал приехали. Не в ту сторону сели.

Пересели мы на другой поезд и поехали обратно. И тётя больше уже не смеялась над нами. И пошехонцами не называла»

«Метро»

  • «А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью»

«Заплатка»

  • «Славина мама долго стояла на углу улицы и смотрела вслед Толе. Она боялась, как бы с ним не случилось ещё чего-нибудь. Она видела, как он почему-то остановился посреди тротуара, постоял в нерешительности некоторое время, потом вдруг махнул рукой и, подняв гордо голову, бодро пошёл вперёд»

«Приключения Толи Клюквина»

  • «Незнайка часто сажал кляксы в тетради. И к тому же как только посадит кляксу, так сейчас же слизнет ее языком. От этого кляксы у него получались с длинными хвостами. Такие хвостатые кляксы Незнайка называл кометами. Эти "кометы" были у него чуть ли не на каждой страничке. Но Незнайка не унывал, так как знал, что терпение и труд помогут ему избавиться и от "комет"

«Приключения Незнайки и его друзей»

  • «Тогда все мамы весело рассмеялись. А веселее всех смеялась бабушка Динь, так как была рада тому, что ей достался букет мимоз»

«Бабушка Дина»

7 «Смекалка»

Незнайка: Я недавно научился в Интернете искать картинки про героев Николая Носова. Скопировал их себе на компьютер, а подписать названия произведений забыл. Помогите мне, пожалуйста…(см. приложение 1.3)

Задание: К какому рассказу или повести  иллюстрация, представленная на слайде?

  • «Дружок»
  • «Тук-тук-тук»
  • «Огородники»
  • «Незнайка на луне»
  • «Фантезеры»
  • «Бабушка Дина»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Карасик»
  • «Автомобиль»
  • «Прятки»
  • «Бобик в гостях у Барбоса»
  • «Три охотника»

7 «Блицтурнир»

Незнайка: Это последний конкурс. У вас есть возможность догнать соперников или, наоборот, убежать от них.

Задание: ответить на вопросы.

  • Как звали кота в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
  • Что помогло ребятам из рассказа «Огородники» собрать хороший урожай? (пугало)
  • В каком городе жили коротышки? (Цветочный город)
  • Что клевали вороны в рассказе «Тук-тук-тук»? (рябину)
  • Как звали собаку охотника Пульки? (Булька)
  • Чем посыпал Котька горку? (песком)
  • Что разбил Мишка, когда брал леденец? (сахарницу)
  • Куда посадили мальчики собаку, когда ехали в поезде? (в чемодан)
  • С чем перепутал Костя пряник, когда смотрел кино? (с замазкой)
  • Что повесил Шурик вместо почтового ящика? (калошу)
  • Чем лечила коротышек Медуница? (медом)
  • Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (йодом и касторкой)

Незнайка: Давайте посчитаем воздушные шарики… Победителем становится команда ___________. А кого из участников в своей команде вы бы назвали лучшими знатоками произведений Николая Носова? Всем на память о сегодняшней встрече воздушные шарики.

Вручение грамот (см. приложение 4)


Список используемой литературы.

  1. Ресурсы Интернет:
  1. Журналы:
  • «Школьные игры и конкурсы» №2\2006
  • «Читаем, учимся, играем» №9\2006, №1\2007, №6\2003, №11\2009
  • «ПедСовет» №12\2005

3. Книги:

  • Н.Носов «Фантазеры» (сборник рассказов)
  • Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
  • Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»
  • Н.Носов «Незнайка на Луне»
  • Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Приложение 1.

Мультимедийные презентации


Приложение 2.

Бейджики


Приложение 3.

«Рифмоплет»

  1. Очень миленький «котенок»

Этот маленький ребенок,

Ты уже один стоишь.

Сделай шаг вперед, малыш!

  1. В доме стоит печка,

А за домом – речка,

У крылечка – бочка,

А в тетради – точка!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Находчивый ёжик. Воспитательное занятие

Внеклассное занятия (конспект + презентауия) по профилактике детской агрессивности с использованием метода сказкотерапии.Занятие проводилось совместно с педагогом-психологом в рамках методи...

Разработка ко Дню знаний (2 класс) "Урок веселых и находчивых"

Мероприятие для учащихся 2-го класса «Урок весёлых и находчивых» разработано и проведено учительницей начальных классов Лихачевой Екатериной Павловной.Занятие проводится в начале учебного года в...

Конкурс азартных, находчивых и веселых эрудитов по теме "Дары моря"

Чтобы повысить эффективность работы по программе, повысить интерес всех членов семьи учащихся, была использована форма игры-соревнования эрудитов по теме «Дары моря». ...

Конспект открытого внеклассного мероприятия Клуб Веселых и Находчивых (КВН) между вторым и третьим классом на тему: «Ты велик, родной язык»

Данное внеклассное мероприяти преследовало следующие цели:- прививать детям любовь к русскому языку;- расширять знания по русскому языку;- обогащать словарный запас;- развивать логическое мышление, па...

Клуб веселых и находчивых

Эта разработка в помощь классному руководителю для проведения праздника Международного женского дня. Соревнуются дети и их мамы....

Сочинение по серии картинок (И. Радлов «Находчивые лягушата»)

Конспект занятия по развитию речи младших школьников...

Клуб весёлых и находчивых

расширить словарный запас учащихся, знания о природе, привить интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику....