Классный час "Житие Сергия Радонежского"
классный час (4 класс) по теме

Зленко Людмила Александровна

В рамках изучения ОРКСЭ был проведен открытый классный час по теме "Святые люди России" Занятие проходит в виде виртуального путешествия, где дети знакомятся с жизнью Святого Сергия. В конце занятия выполняют задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_zhitie_sergiya_radonezhskogo._zlenko_l.a.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час   Житие Сергия Радонежского

Цели: знакомство со значимыми историческими деятелями, причисленными к лику святых;

  • рассказать детям о Святой Руси, о святом Сергии Радонежском;
  • обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом;
  • воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину.

Задачи: познакомить с деятельностью Преподобного Сергия. Развивать представления о нравственных идеалах и ценностях, расширять кругозор учащихся и их словарный  запас.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбуки  у детей в группах, на столах у групп -пословицы на листах, ладошки, тест на группу, презентация, загруженная в ноутбуки

Ход занятия

Учитель читает стихотворение. Д.Павлычко "Где всего прекрасней на земле".

Где зеленой тучей тополя

 Застят неба голубой простор,

 С ясным солнцем повстречалась я,

С ясным солнцем начала разговор,

 - Солнышко, ты в блеске и тепле

 Проплываешь у любых ворот.

 Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

 - Каждый, - шепчет солнышко, - хорош,

 Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растешь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей.

.. Родина! Она всего милей.

У. Скажите, чем славится наша Родина?  Ответы детей

У. А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много их было на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Храмы строители возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон  колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им.

 И льется над землей колокольный звон. Вот уже  1700 лет, как люди  слышат колокола. Русские мастера издавна научились отливать самые звонкие и самые крупные колокола. (Звук колоколов)

Мы с вами продолжаем разговор по теме «Святые заступники земли Русской». И сегодня мы совершим виртуальное  путешествие в прошлое. На 700 лет назад. И с этого момента наш кабинет превращается в машину времени, с центральным компьютером и экраном. Идет панорама Троицко Сергиевской лавры (http://www.airpano.ru/360Degree-VirtualTour.php?3D=Sergiev-Posad-Russia)

У.- Перед вами Троице-Сергиева лавра, названная так в честь ее основателя Сергия Радонежского.

Вы правильно  говорили, что величайшая слава и гордость России - ее люди.

Давайте  узнаем, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, и конечно, ответим на вопрос:- Почему Сергий Радонежский причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

слайд

Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами образ человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

Что вы видите необычного?

Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Мы уже знаем, что таких людей называли святыми.

Перед нами Святой Сергий Радонежский  

Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым.

слайд

Родился пр. Сергий в 1314 году в городе Ростов Родителей звали Кирилл и Мария. В детстве Сергия Радонежского звали Варфоломеем, а мама ласково называла его Варфушей. Его родители часто ходили в церковь и всегда помогали бедным людям. Таким же добрым и отзывчивым рос и Варфуша. Представьте себе карапуза с белесыми бровками и ярко-синими глазами. Вот на полу он нашел жука, зажал его в кулачок и несет вo двор, чтобы выпустить. Жук больно вцепился челюстями в ладошку, но мальчик терпит, лишь приговаривает: "Не кусай, не кусай". слайд

 А вот он стоит в белой рубашонке на крыльце. К нему склоняется белая конская морда, и теплые мягкие губы берут с ладони хлеб.  Как все дети на свете, Варфуша любил сказки. Няня рассказывала сказку так, что ему казалось, что он уже не здесь, на печке, а в лесу, едет на Сером Волке. Он представляет, как выводит волшебного коня, как ловит Жар-птицу. Он бы, конечно, послушался волка, не трогал клетку, и не зазвенели бы струны, и не пришлось бы обманывать грозного царя.

Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работал в огороде. Но больше всего он любил молиться. Мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа. слайд

Кроме Варфоломея в семье были ещё 2 брата: старший Стефан и младший Пётр. Они тоже, как и вы, любили играть в разные игры, гулять, кататься на лошадях. Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он пошёл в школу. слайд

У. Посмотрите, такая ли школа была раньше, как сейчас?

Это был деревянный дом, в котором стояли большой стол и лавки. Дети писали гусиными перьями, обмакивая острый кончик пера в баночку с чернилами.  ВИДЕО

Варфоломей был примерным и старательным мальчиком. Он любил и хотел учиться. Но никак не получалось у него читать. И Варфоломей очень из-за этого переживал. ВИДЕО Текст, который можно озвучить, если не будет видео.

 Однажды отец послал его в лес, чтобы он пригнал домой жеребят. В лесу под дубом он встретил старика, который усердно молился.  Варфуша опустился на колени и тоже стал молиться. Старик спросил мальчика "Чего ты просишь у Господа?" "Научиться читать". Старик благословил, мальчика и дал ему кусочек церковного хлеба-просфоры. Вечером Варфоломей читал молитвы хорошо и правильно.

Что можете сказать об этом мальчике?  Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик? Можем ли мы назвать его трудолюбивым?

 Ответы детей.

 - Ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много лет назад, мне кажется, что он очень похож на вас. Как и вы, он любит все живое на земле, умеет трудиться, любит сказки, как и вы, он очень хотел учиться. слайд

 Я продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым

Время, когда жил Варфоломей, было очень страшным. На Русь постоянно нападали иноземные племена. Они грабили и жгли города и села, убивали русичей и оставшихся в живых забирали в плен. Однажды отец Варфоломея нашел в снегу обмороженных русских людей, которые бежали от захватчиков. Среди них была и пятилетняя девочка Уля. Варфоломей всю ночь ухаживал за ней, поил горячим молоком. Он очень устал, ему хотелось спать, но он не уходил. Варфуша успокаивал ее, а когда она все-таки умерла, читал молитвы.

 Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар.

 Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а после их смерти ушел с братом в лес. Они построили избу, церковь. слайд 

Ребята, а легко ли жить в лесу? Нет, конечно. Там страшно, голодно, холодно зимой, да ещё бродят дикие звери.

Старший брат не выдержал такие трудности и ушёл в монастырь г. Москвы. А Варфоломей  остаётся один в лесу. Теперь он   жил один, сам колол дрова, плел лапти, ухаживал за огородом, пек себе хлеб и молился в церкви.  слайд 

Через некоторое время к нему пришел инок Митрофан, от которого  Варфоломей принял монашество. Теперь его стали звать Сергием.

В долгие зимние вечера под окнами выли страшные волки. Но Сергий ничего не боялся. Был у него и друг лесной. Однажды Сергий увидел медведя, слабого от голода. Он его пожалел и накормил хлебом. Медведь не раз приходил к избушке. Сергий всегда клал на пенек хлеб. слайд

А можно ли медведя назвать тихим, добрым, мирным животным?

 Но медведь, всё-таки, сдружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком.

О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома. Люди обращались к святому за помощью, за советом, за благословением слайд

 Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.

Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми.

На территории монастыря не было питьевой воды, только недалеко протекала речка. Было даже такое, Сергий Радонежский, пока все спали, вставал рано утром, шёл на речку, чтобы потом каждому рабочему поставить у крыльца ведро воды. Это ещё раз говорит о душевной доброте Сергия и заботе ближнего. Он всю жизнь был скромным, милосердным. слайд

      Мы уже говорили, что время для Руси было очень тяжёлым. Народ страдал от жестокости монголо-татарского войска. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились, и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.

Сколько тропинок исходил Святой Сергий, направляясь к гордым и непокорным русским князьям, непримиримо восстающим друг на друга, неся им слова мира, любви и доброго напутствия.  слайд

 Великий московский князь Дмитрий Донской решил сразиться с монголо-татарами. Перед битвой он пришел в монастырь к Сергию Радонежскому за советом – стоит ли ему вступать в такую страшную и трудную битву? Сергий успокоил, благословил князя и предсказал победу русского войска. Что и свершилось. Много в этом сражении погибло русских воинов-богатырей. Но битва была выиграна, как и предсказал Сергий Радонежский. Видео о битве (фрагмент)

- Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел на поросшую лесом гору Маковицу никому не известным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре прославленным русским праведником. Его сейчас знает каждый. слайд

Мы возвращаемся из виртуального путешествия в прошлое. Чтобы снять усталость предлагаю всем встать, и поменяться местами.

Уважаемые путешественники, вы получили сегодня много знаний и впечатлений и, пока наша машина времени летит обратно домой, мы имеем возможность закрепить полученные знания с помощью наших бортовых компьютеров.  Приведите их в рабочее состояние и приготовьтесь к работе.

Задание 1

 Сейчас вы ответите на вопросы теста, который лежит на столах. Каждая группа работает быстро и тихо, помня о правилах работы в группе.

Тест

«Житие Сергия Радонежского»

Выбери правильный ответ.

Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) медленно и не прилежно

в) прилежно, но с трудом

Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать святым

б) что он хочет стать монахом

в) что его послали искать лошадь

г) что он хочет знать грамоту

О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

а) князь Александр

б) князь Дмитрий

в) князь Владимир

Задание 2

Откройте презентацию и запустите её в работу. Каждая группа находит изображение эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается две минуты

Задание:3

 У каждой группы лежит карточка с русской пословицей. Надо привести пример из жизни Сергия, иллюстрирующий эту пословицу.

Варианты пословиц

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)

 2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)

 3. Послушание лучше  поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)

 4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)

 5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)

Задание 4

. У меня в руках шкатулка, а что там вам предстоит угадать.

Но для этого вы должны прочитать легенды о Сергии и задав вопросы, на которые я могу ответить только «да или нет», определить что это. А потом попытаться ответить, какое отношение эта вещь имеет к Сергию Радонежскому. (В шкатулке находится деревянная игрушка или тарелка, ложка. С времен Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были "благословением монастыря".)

Ну вот и пришло время ответить на вопрос, который был поставлен в начале Почему Сергий был причислен к лику Святых Русской православной церкви? А для помощи я предлагаю вам попытаться ответить каким был Сергий (составим блок схему)

Сегодняшнее занятие подошло к концу. Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский.

Мы начинали урок с солнышка и закончим им. У вас на столах лежат ладошки желтого, розового цвета и белые. Если вам на занятии было интересно, вы узнали новое, то возьмите желтые или розовые ладошки и приклейте их на круг. То же сделают и наши гости. Ну а если вы ничего нового не узнали, тогда белые.

Спасибо за работу, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Преподобный Сергий Радонежский"

Беседа о появлении на свет святого человека. История духовного развития.Можно использовать на уроках в 4 классе в дисциплине Основы религиозной культуры и на классном часе....

Презентация к классному часу по теме:"Сергий Радонежский"

Сопровождение  и дополнительная информация к беседе о Сергии Радонежском....

Классный час по теме "Сергий Радонежский - учитель, воспитатель и просветитель Земли Русской".

Данное мероприятие проводилось в рамках городского семинара по духовному краеведению на базе МБОУ СОШ № 16 г. Королева 19 ноября 2013 года. На основе понятий "Добро", "Зло", "Добродетель", изучаемых п...

классный час Сергий Радонежский

Сценарий классногочаса о преподобном Сергии Радонежском...

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

Классный час "Преподобный Сергий Радонежский"

-Раскрыть духовную красоту личности Сергия Радонежского.-Провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.-Развивать речь учащихся, умение  работать со словарями...

Классный час "Преподобный Сергий Радонежский"

-Раскрыть духовную красоту личности Сергия Радонежского.-Провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.-Развивать речь учащихся, умение  работать со словарями...