Формирование духовно-нравственных ценностей при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
учебно-методический материал по теме

Педагогический опыт по ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx90.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных   ценностей при изучении   курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Нужна система защиты добра,

которая обеспечила бы не только свободу выбора,

 но и свободу от зла.

                   Святейший Патриарх Кирилл

Актуальность педагогического опыта

     Президентом Российской Федерации с лидерами религиозных организаций  была выдвинута инициатива   апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. 11 августа 2009 г. последовало  распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации об апробации комплексного учебного курса  ОРКСЭ  для общеобразовательных учреждений.  С сентября 2012 года преподавание комплексного учебного курса в 4 классах осуществляется на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.

     Курс ОРКС направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, появляется в тот момент, когда в российском образовании и в российском обществе вычленяются проблемы в духовно-нравственном развития. Среди них неблагоприятные последствия кризисных явлений в общественном сознании. Они выражаются  в падении нравственности, сокращении рождаемости, распространении сектантства, в  усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе детской, насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.

     Академик Д.С.Лихачев считал: «Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество»

Все есть в России! Но при наличии всех необходимых условий нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. «Недостает нам нравственности в душе и морали в обществе», утверждает В.И.Слободчиков,  доктор психологических наук, член-корреспондент РАО.

      Формулирую основные противоречия, выявленные в МБОУ «СОШ №9», в  рамках  решения которых накоплен представляемый педагогический опыт:

1. С одной стороны, необходимо проведение эффективной работы, направленной на повышение уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся через  систему   уроков  ОРКСЭ, а с другой, недостаточно необходимого  опыта (преподавание курса введено в 2012г.),  знаний и умений по этому предмету у педагогического коллектива.

2. Необходима  диагностика первичных знаний  детей по предмету, но диагностический материал и методические рекомендации по его использованию пока не разработаны. Такой диагностикой в городском педагогическом сообществе «Преподавание ОРКСЭ»  (протокол от 15.10.2013г.)  признано считать школьный тур олимпиады по ОРКСЭ.

3. С одной стороны, одна из особенностей курса то, что курс  безотметочный, но  зачётный, а с другой - как оценить уровень знаний учащихся, полученные навыки коммуникации, критического мышления, воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности в соответствии с требованиями  к результатам освоения содержания курса. Ещё не сложились стандарты и критерии оценки знаний в данной области.

Одним из средств решения противоречий является курс ОРКСЭ.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

1.Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

2.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

3.Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися  в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4.Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Обучение детей по программе курса "Основы религиозных культур и светской этики" направлено на достижение результатов освоения содержания: личностных,  метапредметных, предметных.

     Поскольку ранее такого курса не существовало, то освоение его для меня началось:

  • с курсов повышения квалификации  («Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2012г.);
  • самообразования: изучение работ ученых Центрасоциологии образования РАО (работы Я.В.Чеснова, Т.И.Селиной, С.А.Баклушинского, Е.П.Белинской, В.С.Собкина, А.М.Грачева, Н.В.Кудряшова, Н.Г.Орловой),
  • знакомством с материалами деятелейрелигии: патриарха  Кирилла (встреча В.В. Путина с Патриархом Кириллом 08.02.2012), выступление Патриарха Кирилла на Международных Рождественских чтениях; с материалами  В.И. Слободчикова,  доктора психологических наук, профессора, член-корреспондент РАО, «Преподавание православной культуры и духовно- нравственное воспитание в общем образовании»; с
    материалами  диакона о. Андрея Кураева «Преподавание православной культуры и духовно- нравственное воспитание в общем образовании»;
  • участия в  вебинарах по проблемам введения курса ОРКСЭ

(1. Модуль «Основы мировых религиозных культур» комплексного курса ОРКСЭ» – Саплина Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, автор учебника «Основы мировых религиозных культур»;  2.«Особенности преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в начальной школе» –Данилюк Александр Ярославович, член-корреспондент РАО,

  • участие в работе городского профессионального сообщества учителей ОРКСЭ.

     Таким образом, ключевая идея инновационного опыта: курс ОРКСЭ -одно из средств  формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей: гражданственности, семейных ценностей, солидарности, здоровья, науки, труда и творчества, природы, человечества, свободы, российских религий, искусства и литературы.

     Содержательная форма представления педагогического опыта - это педагогический проект «Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ», технологии организации деятельности учащихся, методики диагностики результативности формирования духовно-нравственных ценностей.

     Цель:  выявление и обоснование условий для формирования духовно-нравственных ценностей, основанных на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России в процессе изучения курса ОРКСЭ.

     Объект: урочно-внеурочная деятельность по ОРКСЭ как средство для формирования духовно-нравственных ценностей: гражданственности, семейных ценностей, солидарности, здоровья, науки, труда и творчества, природы, человечества, свободы, российских религий, искусства и литературы.

     Предмет: влияние урочно-внеурочной деятельности по ОРКСЭ на формирование духовно-нравственных  ценностей учащихся 4 классов

     Гипотеза: формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников в  процессе  изучения курса ОРКСЭ осуществляется успешно, если в процессе обучения используются деятельностные образовательные технологии, урочная и внеурочная форма обучения и диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей.

     Задачи:

1.Изучить теорию и практику формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в образовательном процессе современной школы;

2.Внедрить в образовательный процесс деятельностные технологии урочно-внеурочной формы обучения по курсу ОРКСЭ, обеспечивающие формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.

3.Создать комплект методик, позволяющих отслеживать сформированность духовно-нравственных ценностей младших школьников за счет курса ОРКСЭ.

Предполагаемый результат

Педагогический проект позволит повысить познавательный интерес учащихся, активизировать участие младших школьников в урочно- внеурочной деятельности, способствует  формированию духовно-нравственных ценностей, критериями результативности которых будут:

1.        Знания по ОРКСЭ.

2.        Ценностное отношение.

3.        Деятельность.

При организации обучения  детей по программе  курса  ОРКСЭ будут  достигнуты следующие результаты:

1.Повысится  самооценка у 56 %  (36 чел.) учащихся 4-классов. Результат диагностирован с помощью  методики «Лесенка», автор В.Г. Щур. Исследование самооценки полезно и для организации учебного процесса, и для самопознания учащихся. Приложение I  

2.Представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества сформированы у 100% учащихся 4 классов.  Результат диагностирован с помощью методик оценки уровня  воспитанности  ученика по   Н.П.Капустиной; ценностные отношения учащихся к семье, родине, школе, классу; социальную активность по Н. Дереклеевой;

3.Создано 88 проектов. Учащиеся работают совместно с другими детьми и родителями в проектах, приобретают дополнительные навыки  и умения участия в общественной жизни;

5.В течение года каждый ребенок  выполнял  роль  организатора работы в группе (приобретают навыки организаторской работы);

6.Учатся принимать решения и определять степень своего участия: в проектной деятельности, социально-значимой (внеурочная форма работы), в групповой деятельности;

7.100%  учащихся проявляют интерес к предмету ОРКСЭ.

8. 85% родителей принимают активное участие во внеурочной и проектной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся.

Обучение детей по программе курса "Основы религиозных культур и светской этики" обеспечит достижение следующих результатов освоения содержания:

согласно требованиям к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и культурным ценностям.

согласно требованиям к метапредметным результатам:

  • учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • развитие логических умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

согласно требованиям к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Этапы реализации педагогического проекта

Первый этап. Теоретический.

Сроки: март - сентябрь 2012г

Задачи:

  • изучить литературу по теме;
  • проанализировать имеющийся педагогический опыт на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ (диссеминизация опыта экспериментальных площадок г. Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Оренбурга и др.).

Критерии:

 изучена литература по теме, обоснована актуальность, проанализирован имеющийся педагогический опыт по формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ,  сформулированы цели и задачи собственной деятельности.

Второй этап. Внедренческий

Сроки: сентябрь- май 2012-2013гг

Задачи:

  • определить деятельностные технологии по формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ;
  • включить обучающихся в проектную, проектно-исследовательскую, игровую, поисковую деятельность;
  • создать комплект диагностических материалов по определению сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Критерии: описан опыт внедрения курса ОРКСЭ в 4 классах школы, определены технологии образовательного процесса, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ, продумана организация урочной и внеурочной деятельности по реализации замысла проекта, включены родители в внеурочную деятельность, проведена диагностика.

Третий этап. Аналитический

Сроки: сентябрь – ноябрь 2013г.

Задачи:

  • Проанализировать результаты диагностики и соотнести с предполагаемым результатом;
  • Провести коррекцию организации деятельности по ОРКСЭ.

Критерии: отобраны диагностические методики определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и  мотивации к изучению предмета ОРКСЭ, проанализированы полученные результаты и сделаны на их основе выводы.

     Содержательной  формой  представления педагогического опыта становится и описание банка технологий, обеспечивающих предметные, личностные,  метапредметные  результаты, сформированность УУД учащихся за счет изучения курса ОРКСЭ.

     Так как в основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, то использование деятельностных технологий становится средством, позволяющих не учить, а направлять учение; не воспитывать, а руководить процессом воспитания. Таким образом, результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных проблемных ситуациях, успешно решать их на основе имеющихся знаний и опыта.

В своей педагогической практике исходила из того, что системно – деятельностный подход на  уроках  ОРКСЭ – это набор содержательных и организационных мер (технологий) включения всех субъектов образовательного процесса в разные виды (учебной и внеучебной) и формы (урочные и внеурочные) образовательной деятельности.

Считаю, что признаками реализации  деятельностного подхода на уроке являются:

  • наличие задачного принципа построения учебного материала, требующего разработки специальных проблемных ситуаций, в которых обучающиеся могут организовать поиск и проявить свою инициативу (знание не даётся учащимся в готовом виде);
  • передача  контрольно-оценочных действий ученикам (контрольно-оценочная самостоятельность);
  • организация на уроке действий учащихся, направленных на работу с предметным и модельным материалом;
  • организация коллективных форм обучения (парной, групповой, классной) при поиске решения поставленной задачи;

Поскольку процесс духовно-нравственного воспитания и развития представляет собой два аспекта-осознание и поведение, то работу  организовывала по двум взаимодополняющим направлениям:

  • первое связано с включением деятельностных технологий в образовательный процесс;
  • второе - включение обучающихся непосредственно в социально - значимую деятельность (социальное проектирование).

Осуществляется урочная деятельность (уроки ОРКСЭ) и  внеурочная деятельность (экскурсии, участие в праздниках,  концертах,  выставках, изготовление поделок, просмотр и обсуждение фильмов, добрые дела,  разработка и реализация социальных проектов).

     Соответствующими  изложенному  подходу в образовании, на мой взгляд, являются технологии, обеспечивающие результат: технология проблемного обучения, проектного метода, информационно-коммуникативные,  проектной деятельности, игровые, рефлексии, здоровьесберегающие технологии.

Технологии проблемного обучения

     Разыгрывание на уроках ОРКСЭ столкновений историко-культурных и социальных установок и  демонстрация школьником  личностной позиции в этом столкновении направлены на самоопределение места школьника в мире ценностей.  Приложение  II,  III, IV.  

Информационно-коммуникативная технология

     Применение ИКТ на уроках   ОРКСЭ позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Проектная деятельность

     На уроках применяю  технологии проектной деятельности, так как данная  технология предусматривает  в обязательном порядке презентацию творческих проектов на основе изученного материала по курсу ОРКСЭ. Это уроки 30, 31, 32, 33, 34, а также итоговые уроки в конце изучения блоков. На этих уроках звучат выступления учащихся, их обсуждение.  Так, например, после урока по теме «Что значит быть моральным» (завершение первого блока) учащиеся подготовили творческие проекты:  «Друг. Дружба», «Справедливость», «Свобода и ответственность», «Добродетель и порок», «Добро и зло», «Что значит быть культурным?» и другие.

Игровые технологии

     На уроках использую множество игр, например: «Назови противоположное качество», «Угадай добродетель», «Расположи по значимости понятия».  Игра «Народная мудрость» предлагает ученикам доказать конкретными примерами, что в следующих пословицах и поговорках отражено наше прошлое: мир строит, а война разрушает, не бросай друга в несчастье,  один в поле не воин, где дружбой дорожат, там и враги дрожат,  работа мастера хвалит. В игре «Путешествие в Лаконику»  дети  попробовали пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Обсуждались  недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбран лучший вариант.  

Технология рефлексии

     Рефлексия – необходимый этап в осознании ребенком своей  личности  и ее места в окружающем мире. Так, например, в основу  проведенной рефлексии «Что я хочу знать?» положено простое упражнение, которое позволило по  окончанию изучению темы (любой) сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. В рефлексии «Мини-сочинение»  всем ученикам предложила  написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании урока на темы: "Я - в уроке, урок— во мне"; "Мои мысли о своем участии в деле"; "Как я оцениваю результаты дела";  "Что мне дал этот урок (мероприятие)".

     Систематически провожу рефлексии: «Комплименты», «Пусть выйдет ко мне…», «Построение», «Подпись», «Давай поздороваемся», «Сундучок комплиментов»,  «Градусник». Приложение V

Здоровьесберегающие технологии

     Уроки ОРКСЭ  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?  Для этого   использую приемы здоровьесберегающих технологий:

1.Включаю элементы личностно ориентированного обучения:

  • Вхождение в рабочий день

В начале урока  учу детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей, учу не пасовать перед ними.        

  • Создание ситуации выбора и успеха

    На уроках ОРКСЭ и внеурочных мероприятиях создаю благоприятный эмоционально-психологический микроклимат (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила радость, «Все дети талантливы», «Ребенок хорош,  плох его поступок», «В каждом ребенке – чудо,  ожидай его».

2.Использование физкультминуток

     Использую физкультминутки с текстами  по теме урока,   с использованием музыки, видеосюжетов. Проводят их сами учащиеся. Приложение VI  

     Внеурочная деятельность школьников– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых целесообразно решение задач духовно-нравственного  воспитания и социализации.

     В рамках организации внеурочной деятельности провожу акции «Планета добра». При проведении  акций как вид нравственной нормы  проявляются нравственные качества личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности, толерантности. В ходе акции четвероклассники посещают семьи одиноких людей (адреса узнаем в ЦСПСиД «Веста», консультативное отделение) Приложение XXII

     В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории. В этом контексте для реализации задач курса ОРКСЭ организую встречи с ветеранами войны, старожилами города, родителями  (адреса узнаем в ЦСПСиД «Веста», консультативное отделение). Так, например, были проведены встречи с династией нефтяников – дедом и папой ученика Балуковыми.  Дети услышали интереснейший рассказ о том, как добывал нефть дед, а потом его сын, папа ученика.

     Встречу с ветераном войны организовали родители накануне Дня Победы. На встречу пришла Зоя Петровна  Магамедова.     Никакое внеклассное мероприятие не заменит живой разговор, встречу с ветераном войны.  Приложение VII

     Ребята с удовольствием выполнили исследовательскую работу по теме «Они защищали Родину», «История одной награды», где рассказали об историческом прошлом  своих дедов, прадедов.

     Для  итоговых творческо-исследовательских работ учащихся выбрали темы о семейных традициях,  о своих предках, о ценностях: «История моей семьи»  (1 место в городском конкурсе проектов по ОРКСЭ), «История одной старинной вещи-семейная реликвия»  (1-е место в городском конкурсе исследовательских проектов  «Шаг в будущее»),  «Добро и зло в народных сказках», «Дружба начинается с улыбки»,  «Кто такой друг?», «Мои бабушки», «Национальные традиции в нашей семье», «Наша семья в годы Великой Отечественной войны», «Так жили наши деды», «Традиции моей семьи»и др. Приложение VIII, IX, X

     С целью приобретения младшими школьниками реального опыта участия в жизни города, решения социально-значимых проблем, развития активности, чувства ответственности и  готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях в соответствии с интересами города,   обучающиеся включались в социальное проектирование. Примером такой работы стал проект  «Моему городу –чистые микрорайоны».

     Еще одна форма внеурочной деятельности по ОРКСЭ, используемая в моей практике – проведение экскурсий. Преломляясь через события края, его история и современность стали близкими и понятными ученикам. Учащиеся с удовольствием побывали на экскурсии по городу: на набережной у архитектурно-скульптурной композиции «Первопроходцы», возложили цветы к памятнику воина-освободителя во 2-а микрорайоне, в музее реки «Обь. Также проводим виртуальные экскурсии, где используются   подготовленные учащимися презентации по святым местам России и мир  (храмы Руси), по местам героического прошлого нашей Родины  (битва под Куском, за Москву, Сталинград), по культурным центрам России (Золотое кольцо России).

     Были проведены проблемно-ценностные дискуссии: «Зачем надо быть добрыми»; «Что такое ответственность, и нужна ли она нам»; «Что дает нам знание истории страны».

     Интересной и привлекательной внеурочной формой занятий являются  театрализованные сюжеты. Драматизация включена в уроки в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении нового материала; на итоговых уроках, как форма  отчетов учащихся об изученном материале. На уроке «Добродетель и порок»  учащиеся   разыграли сюжет сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»  (ценность добра, доброжелательности);  на уроке по теме «Дружба» инсценировали притчу  «Друзья»  (ценность дружбы, настоящих друзей, верности, преданности); по теме «Честь и достоинство» - притчу «Гвозди» (ценность умения общаться с людьми, не конфликтовать, беречь честь, достоинство, выходить из любой ситуации с достоинством).

     Работа с кинофильмом–еще одна форма  внеурочной деятельности, используемая мной   в рамках курса ОРКСЭ. Знакомство с кинофильмом создает новую учебную ситуацию. Активно включаю в учебный процесс фильмы Светланы Копыловой, направленные на анализ  и изменение жизненной позиции  «Богач и бедняк», «Мост», «Свой крест», на развитие духовно-нравственных ценностей «Бабочка», «Церюльник» и др. Многие фильмы оставляют глубинный след в детских душах, заставляют сопереживать, сочувствовать, осуждать или одобрять их поступки. Иногда - вынуждают плакать. Так, например, после просмотра фильма «Мост» одна моя ученица сильно расплакалась от впечатления увиденного сюжета. Девочке стало обидно и больно от того, что в родной семье она была   не нужна  и не любима. Оставшись наедине, долго анализировали эту неприятную жизненную ситуацию, нашли пути ее решения. Приложение XI

Диагностика  духовно-нравственных ценностей

     Диагностика определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей позволила выделить наиболее значимые для учащихся ценности, которые решающим образом влияют на все сферы развития личности. В ней приняли участие 66 обучающихся 4-х классов  МБОУ «СОШ№9» г. Нефтеюганска.

     Для оценки уровня  сформированности  духовно-нравственных качеств  мною проведены следующие диагностики:

Методика оценки уровня воспитанности ученика по   Н.П.Капустиной

     Из диагностики уровня сформированности  духовно-нравственных ценностей в  4  классах видим следующие результаты: уровень  сформированности  на начало года (начало изучения предмета ОРКСЭ) составил  2,8 балла (низкий уровень); на конец года, после проведения итоговых тестов, олимпиад, отчетной проектной деятельности– 4балла («хороший» уровень).  Приложение XII, XIII 

     Использовалась диагностика известного психолога и педагога Натальи Дереклеевой. С помощью её методик удалось узнать ценностные отношения учащихся к семье, родине, школе, классу; социальную активность. Приложение XIV

     Диагностика исследования личности учащихся «Десять Я» по методу Н. Дереклеевой.  Приложение XV

     В результате диагностики выявлено, что важными и необходимыми нравственными  ценностями для многих учащихся являются: дружба, доброта, веселость, красота, смелость, ум, вежливость, общительность, трудолюбие.  Неприемлемыми оказались качества: злость, стеснительность, неуклюжесть, лень, грубость, хамство. Данное исследование показало то, что дети не боятся называть присущие для себя не только нравственные черты, но и безнравственные. Некоторые из них приписывал себе те качества, которых у них нет или только хорошие качества.

     Следующая (заключительная, проводилась  в конце года)  методика оценки уровня  сформированности  духовно-нравственных ценностей  состоит из: опроса учащихся (анкетирование, тестирование); наблюдения за учащимися на уроке, во внеурочной деятельности.

Анкетирование

    Предлагается анкета  «Нравственные понятия» для выявления сформированности  или  несформированности  понятия.  Приложение XVI

Тестирование

     Дается тест «Незаконченные предложения» для  диагностики духовно-нравственной мотивации.  Приложение XVII

Диагностика духовно-нравственной мотивации

     Инструкция: из четырех вопросов нужно выбрать один ответ.

Вопросы:

  • Если кто-то расстроен, то я…
  • Я выполняю упражнение в паре, к нам подходит одноклассник и говорит, что он хочет выполнять упражнения с нами.  Вы…
  • Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру. Вы …
  • Ваш одноклассник на вас обиделся за то, что вы не подыграли ему в игре, вы…  Приложение XVIII

Наблюдение

     Использование наблюдения в качестве диагностики для оценивания индивидуального прогресса  сформированности  ценностей.   При наблюдении собрала информацию о показателях нескольких видов деятельности класса. Для фиксации результатов наблюдения использовала специальные формы (листы наблюдений). С помощью метода наблюдения фиксировались  и оценивались многие аспекты формирования социальных навыков в листе наблюдений. Приложение XIX

      Для оценивания уровня осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения использовала метод, основанный на вопросах для самоанализа и требует он  от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых понятий, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (например, в отношении формирования навыков здорового образа жизни, навыков безопасного – для себя, окружающих людей, окружающей природы – поведения, навыков социализации и т.п.).

      Вопросы для самооценивания:

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
  • Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что Самым интересным было …
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …
  • Я бы хотел попросить своего учителя

     Результаты диагностики свидетельствуют о том, что  большинство младших школьников присвоили ценности, необходимые для жизни в обществе. Это стало возможным благодаря реализации комплекса педагогических условий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ.

     Смысл работы по формированию духовно-нравственных ценностей младшего школьника через уроки ОРКСЭ вижу в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Все это позволило:

  • оценить результативность процесса формирования духовно-нравственных ценностей;
  • спроектировать процесс с учетом индивидуальных возможностей личности каждого ученика;
  • проследить ход развития личности в процессе воспитания и обучения на всех уроках ОРКСЭ;
  • планировать и целесообразно направлять индивидуальную  работу.

Инновационная направленность педагогического опыта

     Новизна педагогического опыта связана с использованием комплекса деятельностных технологий на уроках ОРКСЭ   в соответствии с  требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Подобран комплекс методик, позволяющих оценивать уровень сформированности у младших школьников духовно-нравственных ценностей.

Методологическая база педагогического опыта

       В педагогической практике полагалась на принципы организации преподавания ОРКСЭ:

1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.

2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре.

3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их.

4. Решение задач социализации– постепенное формирование  умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем,  ориентироваться  в ситуациях.

5.Деятельности - целеполагание, умения планирования, проектирования, выбора, построения перспективы жизни.

     Представленный опыт соответствует накопленной современной наукой  совокупности знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в рамках преподавания курса ОРКСЭ:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2011.
  • Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. — М., 2005.
  • Шапошникова Т. Д. Проблема духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике. Духовно-нравственное воспитание: основные понятия и подходы //—СПб., 2009.
  • Шапошникова Т. Д. О введении в школьное обучение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. — 2010. — № 1.
  • Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира:
  • Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2011.
  • Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография. — СПб., 2005.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2008.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта

В соответствии с требованиями введения курса ОРКСЭ была организована деятельность  с детьми и их родителями по выстраиванию,  целеполаганию,  выбору модулей курса ОРКСЭ:

1.Проведены организационно-деятельностные игры, направленные на выявление духовно-нравственных ценностей: «Мой ангел», «Семейные коллекции», «Корзина чувств», «Карандаш», «Найди предмет», «Я и мы», «Как проявить себя», «Я и герои моей семьи»;

2.Состоялись классные родительские собрания по теме: «Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»;«Что будут изучать дети в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»; «Знакомство с главной целью введения данного комплексного учебного курса (воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка); с задачами нового предмета, его структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано его изучение»; «Подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения предмета».

3.Индивидуальная работа с семьями учащихся по вопросу выбора и процедуре выбора модуля изучения курса ОРКСЭ и  фиксации выбора  личным заявлением по утвержденной форме; об основных сведениях по каждому  модулю курса ОРКСЭ; проведение анкетирования родителей  по вопросу удовлетворенности результатами  изучения курса ОРКСЭ их детьми.

4.Педагогическое сотрудничество родителей и детей: знакомство с тематикой проектных и творческих работ, рекомендациями  в плане их подготовки.

Психологическая целесообразность педагогического опыта

     Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен, - это учащиеся 4 классов, родители или законные представители, классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, заместитель директора по УВР, учреждения города.

 

           В перспективе наметили сотрудничество:

  • с Нефтеюганским городским отделением Российского Союза ветеранов Афганистана;
  • Нефтеюганским городским Казачьим обществом.  
  • Для ознакомления с религиозными организациями  города с:    
  • городской организацией Регионального Центра осетинской культуры  «Алания»;
  • религиозной организацией православный Приход храма Святого Духа г. Нефтеюганска

     Реализация педагогического проекта обусловлена психологическими особенностями, национальным составом, укладом жизни семей, возрастными и индивидуальными особенностями  обучающихся,  целями и задачами школы, города, округа, страны.

     Среди всех 4-х классов МБОУ «СОШ№9» были выявлены дети пяти национальностей: россияне (73%), украинцы (15%), татары (7 %), таджики (3%), кавказцы (2%). Из всех 66 семей оказались верующими 24 семьи, это составляет 36.4%.

     После разъяснительной работы по организации введения курса ОРКСЭ родители и дети выбрали для изучения два модуля: «Основы мировых религиозных культур» (15%) и «Основы светской этики» (85%)/ Содержание этих модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: отечество, семья и культурная традиция.

В  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что духовно-нравственное развитие гражданина России осуществляется в процессе осознанного  восприятия и принятия обучающимися ценностей семейной жизни.

В письме министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011г. «О направлении  методических материалов ОРКСЭ»  сказано:

«Родители (законные представители) школьников должны выбрать один из модулей для обучения своего ребенка. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: отечество,  семья и культурная традиция.  На  этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

     Немалый жизненный опыт родителей, сложившийся  взгляд на мир, понимание добра и зла,  нравственные приоритеты и религиозные предпочтения  старшего поколения задействую в процессе формирования духовно-нравственных ценностей учащихся при изучении курса ОРКСЭ.

     При изучении темы, связанной с бытовым укладом представителей различных конфессий, были приглашены родители  учеников башкирской, татарской и украинской национальности. Они выступали с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическо-родительском  взаимодействии.

     Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов  стали темами семейных конкурсов. В конце учебного года был проведен праздник национальных культур совместно с родителями двух классов школы. В этих классах  изучались модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». На празднике  участники разных национальностей, представляли свою культуру танцев, песен, кухни через национальную атрибутику, костюмы, язык.

     Темами  итоговых творческо-исследовательских работ учащихся  на «Фестивале проектов» стали и семейные ценности: традиции,  семейные хроники,  рассказы о своих предках. Такую работу ученики выполняли  с  поддержкой и помощью со стороны семьи. Представлены следующие работы учеников: «Как мы отмечаем праздник Пасхи в нашей семье»  (русская семья), «Мой большой род»  (татарская семья), «Мы выбираем дружбу» (татарская семья), «От улыбки станет всем теплей» (русская семья), «Что для меня религия» (дагестанская семья), «Моя малая Родина»  (башкирская семья), «История моей семьи» (украинская семья), «Мой прадедушка» (кавказская семья), «Мои бабушки» (татарская семья).

     Привлечены  родители и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий. Так, например, экскурсию в «Музей реки Обь»  организовали   активные  родители  учеников. Приложение XX

     Такое слаженное, организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей,  других взрослых позволило существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы.

Воспроизводимость педагогического опыта

     Педагогический инновационный проект «Формирование духовно-нравственных ценностей  при изучения   курса «Основы религиозной культуры и светской этики»,  методические разработки уроков и мероприятий по внеурочной деятельности, подборка культурно-исторических текстов предложены для использования на заседаниях ассоциации учителей начальной школы, профессионального сообщества учителей ОРКСЭ; предъявленный на Всероссийском дистанционном конкурсе «Преподавание курса ОРКСЭ в начальной школе: мой опыт» (Диплом призера); Общероссийском конкурсе «Эврика»  «Лучший урок ОРКСЭ в начальной школе»  (Диплом I степени); конкурсе Международного образовательного проекта «Педагогический олимп» «Перспективы образования» с  материалом «Развитие коммуникативных универсальных действий», 2012г., курсах повышения квалификации «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2012г.

Информация о педагогическом проекте распространена на сайтах:

  • dim@usov.mobi-сайт сетевого образования;
  • Nsportal.ru-образовательная социальная сеть;
  • pravolimp.ru- сайт по организации деятельности ОРКСЭ;
  • Центр педагогических технологий им.  К.Д.Ушинского  «Новое образование»

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

          Реализация  педагогического проекта осуществляется при удовлетворении следующим требованиям:

  • учитель 1 или высшей квалификационной категории, прошедший курсы повышения квалификации по теме «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2012г.

Объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • технические средства обучения: классная доска, демонстрационное оборудование (компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран);
  • вспомогательное оборудование и устройства: принтер, сканер;
  • экранно-звуковые пособия.

Учебно-методические  комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • Р.Н.Бунеев,   Д.Д.Данилов,  И.И.Кремлева  «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник 4 класса, «Светская этика»;
  • рабочие тетради по всем   модулям ОРКСЭ.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

При введении курса ОРКСЭ (начало учебного года) результативность в духовно-нравственном развитии учащихся, их участие  и участие родителей во внеурочной  и проектной деятельности  деятельности  была гораздо ниже по сравнению с концом учебного года (окончание изучения курса). Приложение  XXI

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков )

3.Аркадьева А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе//Начальное образование. - 2011. - № 3.

4.Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников//Образование в современной школе. - 2012. - № 4.Григорьев ВД. Социальное и духовное в воспитании человека//Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.

5.Клепиков В. Психолого-педагогический механизм приобщения к ценностям// Воспитательная работа в школе. – 2010. -№ 9.

6.Колокольцева М.А. Семейные проекты как средство нравственного воспитания младших школьников,/Начальное образование. - 2011. - № 3.

7.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. - №1.

8.Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005 - №2.

9.Лапшина Т.П. Воспитание культуры поведения//Начальная школа. 2010. - №1.

10.Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе духовно-нравственного образования учащихся//Начальное образование. - 2011. - № 3.

11.Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. № 2. – 2012.

12.Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4.

13.Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж.С. Технологии игры в обучении и развитии. - М., 1996.

14.Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности. Методическое пособие. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.

15.Г.И. Тарасова. Нравственная значимость современного урока//Начальная школа. - 2010. - №1.

16.Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника// Начальная школа.– 2010. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родительское собрание

Презентация подготовлена для показа на родительском собрании...

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Презентация проведения родительского собрания...

Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики

Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Урок в 4 классе по изучению курса: «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: «Добродетели и пороки» Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий.Задачи:-формирование представлений у младших школьников о...