Проектная деятельность в начальной школе.
статья по теме

                                 Проектная деятельность в начальной школе.

                                                                             « Расскажи – и я забуду,

                                                                                Покажи – и я запомню,

                                                                                Дай попробовать – и я пойму»

                                                                                                   (Китайская пословица)

Задачи:

-формирование позитивной самооценки, самоуважения:

-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве                                           (способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать);

умение вести диалог;

-формирование умения решать творческие задачи;

-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;

-формировать умения работать с информацией.

 

Задачи развития личности ребенка:

-развитие познавательных способностей, творческого воображения,

творческого мышления, коммуникативных навыков, обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

     Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

     В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

     Дети уже с маленьких лет начинают задавать  вопросы: Что это? Где это? Какое это? Но не все дети являются гениями. Но у любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребенка, он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Творческие способности есть у каждого ребенка.

     В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

 Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

        Тема моего самообразования «Проектная деятельность в начальной школе». На практике чаще всего использую следующие типы проектов:

  исследовательско-творческие (газеты, детский дизайн)

  творческие (рефераты, книжки-малышки и т.д.)

  ролевые игры (образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы)

  информационные (сбор информаций и реализация ее)

   практико-ориентированные.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, книжки-малышки и т.д.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Участники этого проекта – это  2 команды: мальчики и девочки. У каждого ученика своя задача, а цель – общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения. Эти проекты проводятся обычно, когда изучается новая тема.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта можно отнести, например, такие работы: «Природные зоны», «Страны Европы», в котором ученики 2б класса собирали интересную информацию по данным темам.

    Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект «Дом, в котором я живу» (технология), «Россия – наша Родина» (окружающий мир).

   На уроках окружающего мира мы составляли проекты: «Природные зоны», «Страны Европы», «Страны Азии», «Времена года» Сначала шла подготовительная работа – это нахождение природных зон, стран по картам, дома самостоятельно дети собирали дополнительную информацию по данным темам по книжкам, по энциклопедиям, по Интернету, делали книжки-малышки, писали рефераты. На уроках математики составляли проектную работу по теме «Таблица умножения и деления», «Час. Минута» и т.д. На уроках часто использую групповую работу, работу в парах. Например, на  уроках изобразительного искусства и технологии обучающиеся составляем газеты, детский дизайн на темы «Растительный орнамент», «Зима», «Подарок мамам», «Цветочный луг» и другие.

    Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка. деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

 

 

 

          

  

                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Проектная деятельность в начальной школе.

                                                                             « Расскажи – и я забуду,

                                                                                Покажи – и я запомню,

                                                                                Дай попробовать – и я пойму»

                                                                                                   (Китайская пословица)

Задачи:

-формирование позитивной самооценки, самоуважения:

-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве                                           (способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать);

умение вести диалог;

-формирование умения решать творческие задачи;

-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;

-формировать умения работать с информацией.

Задачи развития личности ребенка:

-развитие познавательных способностей, творческого воображения,

творческого мышления, коммуникативных навыков, обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

     Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

     В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

     Дети уже с маленьких лет начинают задавать  вопросы: Что это? Где это? Какое это? Но не все дети являются гениями. Но у любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребенка, он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Творческие способности есть у каждого ребенка.

     В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

 Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

        Тема моего самообразования «Проектная деятельность в начальной школе». На практике чаще всего использую следующие типы проектов:

  исследовательско-творческие (газеты, детский дизайн)

  творческие (рефераты, книжки-малышки и т.д.)

  ролевые игры (образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы)

  информационные (сбор информаций и реализация ее)

   практико-ориентированные.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, книжки-малышки и т.д.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Участники этого проекта – это  2 команды: мальчики и девочки. У каждого ученика своя задача, а цель – общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения. Эти проекты проводятся обычно, когда изучается новая тема.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта можно отнести, например, такие работы: «Природные зоны», «Страны Европы», в котором ученики 2б класса собирали интересную информацию по данным темам.

    Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект «Дом, в котором я живу» (технология), «Россия – наша Родина» (окружающий мир).

   На уроках окружающего мира мы составляли проекты: «Природные зоны», «Страны Европы», «Страны Азии», «Времена года» Сначала шла подготовительная работа – это нахождение природных зон, стран по картам, дома самостоятельно дети собирали дополнительную информацию по данным темам по книжкам, по энциклопедиям, по Интернету, делали книжки-малышки, писали рефераты. На уроках математики составляли проектную работу по теме «Таблица умножения и деления», «Час. Минута» и т.д. На уроках часто использую групповую работу, работу в парах. Например, на  уроках изобразительного искусства и технологии обучающиеся составляем газеты, детский дизайн на темы «Растительный орнамент», «Зима», «Подарок мамам», «Цветочный луг» и другие.

    Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка. деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....