Литературная композиция. «Нам в 41-м выдали медали и только в 45-м паспорта»
план-конспект занятия на тему

Наталья Николаевна Шевченко

О  героях Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_kompozitsiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная композиция

                                           

Тема: « Нам в 41-м выдали  медали и только в 45-м паспорта»

Цель: знакомить детей с героями Великой Отечественной войны, прививать чувство гордости и уважения к детям  военных лет, воспитывать чувство патриотизма к родному краю.

Оборудование: фото памятника Неизвестному солдату на Сопке Героев,  кассета  с записью песни « Пусть всегда будет солнце», рисунки детей.

      1.   Июнь…Клонился к вечеру  закат

        И белой ночи разливалось море.

        И раздавался звонкий смех ребят,

        Не знающих, не ведающих горя.

       2.  Июнь: тогда еще не знали мы,

        Со школьных вечеров шагая,

        Что завтра будет первый день войны,

        А кончится она лишь в 45-м, в мае.

        3. Только все дышало тишиной,

        Что вся земля спала , казалось,

        Кто знал, что между  миром и войной

        Всего каких- то пять минут  осталось!

             

          4.  22 июня 1941 года мирная  жизнь нашего народа была прервана.

Фашистская   Германия,  нарушив  пакт о ненападении, вторглась на территорию нашей  страны.  И чтобы не  оказаться в  фашистском рабстве, ради  спасения Родины, народ  вступил в  схватку, в смертельную схватку с коварным,  жестоким и беспощадным врагом.

        5.  На защиту Отечества  встали не только взрослые, но и дети. 20 тыс. пионеров получили медаль « За оборону Москвы»,  15 тыс.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

        6. Дети  ухаживали за ранеными  в госпиталях, собирали металлолом, деньги сдавали в фонд обороны, отсылали на  фронт тысячи посылок с теплыми носками, любовно расшитыми носовыми  платками, кисетами для табака.

   

        7. В колхозах создавали пионерские звенья для оказания помощи в полевых работах.  Заработанные деньги ребята вносили в фонд обороны. А когда обстановка требовала от пионеров активных действий в борьбе с врагами, участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях.   Очень часто дети участвовали в концертах для раненых солдат, они выступали в госпиталях и воинских частях.

        8. В годы войны смертью храбрых  пали юные герои. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно  награждены медалями и орденами, а некоторым из них , наравне со взрослыми , присвоено  звание Герой Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы.

        9. Земли российской преданные дети,

        Бессмертными вы стали на планете,

        Навстречу солнцу чистыми руками

        Победы нашей вознесли вы знамя.

        10.Тысячи юных жизней оборвала вражеская  пуля , но не поколебала веру в победу над фашистской гадиной. Тысячи наших людей томились  и погибали в лагерях смерти, умирали непокорёнными, с твёрдой  уверенностью в победусвоей матери – Родины.

        11.Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории и

тем, кто оказался в тылу. Во время войны остро ощущалась  нехватка рабочих рук,  ведь те, кто раньше стоял за станком, сеяли и убирали хлеб, водили поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жён, матерей, детей. И дети солдат понимали это, и вставали на рабочие места своих отцов.

        12. Из воспоминаний токаря завода  «Красный пролетарий» Ячменевой -Шиловой Т.П. : « Пришла я на завод в июне 1942 г. со школьной скамьи. Мне было 15 лет… В бригаде нас было девять человек: самому старшему было 18 лет, самому младшему 12-13 лет .Мы не уходили  с работы до тех пор, пока не выполняли все задания… Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая…Теперь понимаешь, что это был великий подвиг молодого поколения».

        13. … Я вам хочу рассказать про Смирнова,

        Который вставал в половине шестого,

        Который, с трудом подавляя зевоту.

        Садился в трамвай и спешил на работу,

        Где восемь и десять часов , если надо,

        Работал как мастер шестого разряда.

        В большой не по росту ,казённой тужурке,

        В огромной ушанке из кроличьей шкурки,

        В таких сапожищах ,что я испугался,

         Стоял человек и мне улыбался.

        -Как звать? – я спросил.

        - По работе кто знает,-

        Ответил малыш,- Кузьмичом называют.

        -А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.

        Четырнадцать минуло двадцать восьмого.

        Гудели динамо- жуки заводные,

        Шуршали, как змеи, ремни приводные.    

        И масло машинное ниточкой тонкой

        Тянулось без устали над  шестерёнкой.

        И падали на пол , цепляясь друг к дружке.

        Витые стальные, блестящие стружки.

        И нужные танку стальные  детали

        Со звоном одна за другой вылетали.

        И вот, наконец, мы дошли до плаката:

        « Берите пример со Смирного, ребята!

        В тылу не расходится дело со словом,

        На фронте танкисты гордятся Смирновым!»

        А сам мужичок с ноготок знаменитый

        По шумному цеху шагал деловито.

        И кто мог подумать, что в эту минуту

        Его вспоминают в сражении лютом!

                                                          ( С. Михалков)

        14. Горнили  к бою  трубы  полковые.

        Военный гром катился над страной.

        Вставали в строй мальчишки боевые

        На левый фланг, в солдатский  строй.

        Великоваты были им шинели,

        Во всем полку сапог не подобрать,

        Но всё равно в боях они умели

        Не отступить и побеждать.

        Жила в сердцах их взрослая отвага,

        В двенадцать лет по взрослому сильны,

        Они дошли с победой до рейхстага-

        Сыны полков своей страны.

        15. Шли мальчишки в шинелях  до пят,

        На врага, под огонь бронебойный.

        Не забудьте же этих ребят!

        Будьте этих мальчишек достойны!

        16. Из письма  пятнадцатилетнего бойца Петра Крылова матери. «… Меня посадили в чулан и сказали, что жить мне осталось одну ночь. Дорогая мама, мне только шестнадцатый год пошел и вся жизнь впереди, но всё  равно я решил  фашистам ничего не говорить. Пускай лучше убивают. Утром приходит солдат и требует показать дорогу на Филимоново, так у меня  сразу в голове план сложился. Я согласился. Как стали мы подъезжать к Филимоново, я даже вспотел, потому что у самой околицы мины были заложены. Я сам видел, как наши сапёры минировали дорогу. Спрашивают меня немцы:

«Как лучше тут проехать?».  Я прямо на это место показываю, а сам глаза закрываю. И вот тут произошел взрыв. Но я, дорогая мама, остался жив, и только меня в голову ушибло…

        17. Я ушла из детства в грязную теплушку,

        В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

        Дальние разрывы слушал и не слушал

        Ко всему привыкший 41-й год.

        Я пришла из школы в блиндажи сырые,

        В батальон пехотный,

        В мать и перемать…

        Потому что имя ближе, чем Россия,

        Не могла сыскать.

        18. Из архива Министерства обороны: «Донесения о героических подвигах воинов Красной Армии: Дочь кузнеца  завода «Арсенал» 16- летняя Скворчинская явилась  в артдивизион 14 – кавалерийской дивизии и после неоднократных  просьб была  оставлена в дивизионе в качестве санитарки. В период военных действий подвижной группы 26-ой армии Скворчинская, пренебрегая  опасностью, во время  бомбёжки авиацией противника оказала помощь раненым, выносила их в укрытия, когда  сама  не могла донести

пострадавшего, заставляла  бойцов вылезать из щелей и оказывать ей помощь. Скворчинская спасла жизнь десяткам бойцов и командиров».

        19. Она была смешлива, весела,

        Болтались косы в лентах за плечами,

        Её сестрёнкой братья величали:

        Ещё девчонка, мол, не доросла!

        Был день её не сложен: хохочи,

        Учи уроки, расцветай на воле!

        И высоко над ней  на волейболе

        Взлетали вверх весёлые мячи.

        Но школа кончена . Война … И вот

        Уже ей тесен мир бумажной карты,

        И в мир живой она со школьной парты

        Идёт сестрой в сражение – на фронт.

        И кладь её не ручка, не тетрадь,

        Не книжки те, которые любила,-

        Она на плечи юные взвалила

        Бойца в крови, чтоб от врага убрать.

        И для бойцов, что вновь вернулись в строй,

        Чьё сердце билось тихо и устало,

        Она теперь родной и близкой стала-

        Не маленькой сестрёнкой, а сестрой.

                                        ( Е. Тараховская)

        Что  делал я тогда? Снопы вязал.

        А может быть, работал на прополке,

        Когда ты полем боя проползал,

        Где каждый метр изранили осколки.

        Меня поймёт, кто был для фронта мал,

        Мальчишка, живший на Оби иль Каме.

        Он тоже географию сдавал

        По карте, вдоль истыканной флажками.

        Ни на минуту друга не забыв.

        Я жил,  ни слова о тебе не зная,

        Прошла война. Коль всё ж придёт другая.

        Нам без тебя являться на призыв.

        Но как ты жив! Не памятью, не тенью,

        А так, что кажется: ты здесь, вот рядом сам!

        Погибший на Московском направленье.

        Быть может, самый юный партизан.

                                                (В.Соколов)

        20. Голиков Леня - партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.

        Котик Валя - юный партизан Великой Отечественной войны.  Герой Советского Союза, погиб в бою.

        Казей Марат - партизан Великой Отечественной войны, Герой  Советского

Союза с 1942 года  разведчик партизанского отряда. Окруженный фашистами, подорвал себя  гранатой.

        Вся послевоенная молодежь знала этих юных героев. А сколько их ещё было -

- мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

        Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

        Мы прорывались к площади вперёд.

        А он  гвоздит – не выглянуть из башен,-

        И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

        Тут угадай-ка, за каким домишком

        Он примостился, - столько всяких дыр,

        И вдруг к машине подбежал парнишка:

         Товарищ командир, товарищ командир!

        Я знаю,  где их пушка. Я разведал…

        Я подползал, они вон там, в саду…

        -Да где же, где? …- А дайте, я поеду

        На танке с вами. Прямо приведу.

        Что ж, бой не ждёт, - Влезай сюда, дружище!-

        И вот мы катим к месту  вчетвером.

        Стоит мальчишка – мины, пули свищут,

        И только рубашонка пузырём.

        Подъехали.- Вот здесь.- И с разворота

        Заходим в тыл, и  полный газ даём.

        И эту пушку, заодно с расчётом.

        Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

        Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

        От дома к дому шел большой пожар.

        И, помню, я сказал:- Спасибо,  хлопец!-

        И руку, как  товарищу, пожал…

        Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

        И только не могу себе простить:

        Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку.

        Но как зовут, забыл его спросить .

                                        ( А.Твардовский)

        Война закончилась,

        Но песней опалённой

        Над каждым домом

        До сих пор она кружит,

        И не забудем мы,

        Что 20 миллионов

        Ушли в бессмертие,

        Чтобы с нами жить.

        В память о погибших  прошу всех встать. Склоним головы перед величием

подвига  русского народа. Почтим память всех погибших в войне минутой  молчания.

        За всё, что есть сейчас у нас,

        За каждый наш счастливый час,

        За то, что солнце светит нам,

        Спасибо доблестным солдатам,

        Что отстояли мир когда-то

        Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

        Мир - это утро, полное света и надежды.

        Мир – это  цветущие сады и колосящиеся нивы.

        Мир – это гул тракторов и комбайнов.

        Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

        Мир - это  жизнь.

                                                           2 –ой  класс

        1 ученик:                 Я нарисую яркое солнце!

        2 ученик:                  Я нарисую синее небо!

        3 ученик:                  Я нарисую свет в оконце!

        4 ученик:                       Я нарисую колосья хлеба

        5 - 6 ученик:         Мы нарисуем осенние листья,

                                           Школу, ручей, друзей беспокойных.

                                            И  зачеркнём нашей общей кистью

                                            Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

        7 ученик: Поднимите рисунки выше,

                             Чтобы все их видеть могли,

                              Чтобы всем был сегодня слышен

                              Голос юных граждан земли!

        8 ученик:  Мы - дети свободной и мирной страны,

                             Народ наш великий не хочет войны!

                            И матери наши и наши отцы-

                            За мир, за свободу, за счастье борцы!

         9 ученик:  Мы учимся в школе,

                             Растим  тополя,

                             Мы любим походы в леса и поля.

                             Нам в жизни открыты любые пути,

                             Под небом спокойным хотим мы расти!

Исполняется  песня  «Пусть всегда будет солнце».

Провела Шевченко  Н. Н.

                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция к 9 Мая

Музыкально-литературная композиция составлена по материала страниц Книги Памяти, составленных моими ребятами -нынешними учениками, выпускниками и ребятами параллельного класса. Эта композиция была при...

Музыкально-литературная композиция "Хотят ли русские войны"

Стихи, проза из истории Великой Отечественной войны, песни....

Музыкально - литературная композиция для младших школьников "Родной край"

Основная цель: Воспитание духовно-нравственных  качеств  личности. Задачи: 1.Воспитание любви к родному  краю,  бережного отношения к природе....

Литературная композиция по мотивам русской народной сказки «Царевна – лягушка»

Праздник посвящённый 8 марта, прививает любовь и уважение к родителям....

Музыкально - литературная композиция "ПОЮ МОЁ ОТЕЧЕСТВО""

Конкурс проводится для учащихся начальной школы. Ребята с удовольствием принимают участие в фестивале патриотической песни....

Литературная композиция по мотивам сказки “Царевна-лягушка”

Литературная композиция по мотивам сказки “Царевна-лягушка” На Руси когда-то встарь,Жил-был мудрый государь.Строго правил он страноюИ семьёй своей родною.......

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...